Напоминание

Методика проведения нестандартных уроков по истории в 5–11 гимназических классах.


Автор: Жуков Евгений Владимирович
Должность: директор МБОУ "Гимназия №29 г. Уссурийска", учитель истории, обществознания и права
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №29 г. Уссурийска" Уссурийского городского округа
Населённый пункт: Приморский край, г. Уссурийск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методика проведения нестандартных уроков по истории в 5–11 гимназических классах.
Раздел: полное образование





Назад




Методика проведения нестандартных уроков по истории в 5-11

гимназических классах.

В книге М.А. Портнова «Уроки начинающего учителя» справедливо замечено:

«Учитель не тот, кто

учит, а тот, у кого дети учатся» (Портнов М.А. Уроки

начинающего учителя. М., - 1993., с.5). В современной российской школе очень

трудно сейчас учителю сделать так, чтобы дети учились. Где найти такие слова,

что нужно делать и чего не нужно, чтобы в итоге всей твоей учительской работы

были они – думающие, увлекающиеся, саморазвивающиеся, творческие личности?

В лицейских педагогических классах эта проблема особенно важна, так как в них

учатся

те,

кто

впоследствии

может

стать

потенциальным

педагогом

и

учить

других.

Но верно сказано тем же М.А. Портновым, что «настоящий учитель обладает

постоянной

«возбуждённостью

мысли»

(Портнов

М.А.

Уроки

начинающего

учителя.

М.,

1993,

с.10).

Он

что-то

открывает,

ищет,

отвергает,

о

чём-то

беспокоится, на что-то обижается, словом, живёт полной творческой жизнью.

Способов совершить чудо – сделать из ученика – личность – очень много.

Секрет

в

том,

что

для

того,

чтобы

получить

результат,

все

их

необходимо

применять умело и в комплексе.

В данной статье рассмотрим лишь одно направление положительной мотивации

обучения учащихся в гимназических классах. Секрет педагогического мастерства,

когда

у

учителя

ученик

хочет

учиться,

В.Ф.

Шаталов

видел

в

следующем:

«Современный

педагог

должен

не

только

знать

свой

предмет,

но

и

уметь

побуждать в ученике жажду познания. Заинтересовать, а уже потом научить – вот в

чём суть педагогического мастерства» (Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки.-

М.,

1980,

с.20).

Примерно

о

том

же

говорит

и

Ю.П.

Львова

в

своей

книге

«Творческая лаборатория учителя»: «… в моей учительской позиции самое важное

видеть конкретного ученика, знать, понимать его, уметь «войти в него», чтобы

создать условия его живой заинтересованности в учебной работе» (Львова Ю.П.

Творческая лаборатория учителя. М., 1992, с.20). Заинтересовать? Но как?! Когда у

тебя всё время из урока в урок одно и тоже: класс, парты, доска, мел, тетрадь и

учебник?! Уроки какие-то все одинаковые. Как быть?

Один из способов решения этой проблемы в гимназических классах – это

демонстрация и обучение учащимся различным педагогическим технологиям, а

также

различным

типам

и

формам

уроков.

С

одной

стороны,

учащиеся

мотивированно и активно включаются в процесс обучения через нестандартные

типы и формы уроков, с другой стороны, происходит мотивация и на будущие

педагогические профессии чрез изучение элементов методики проведения тех или

иных

типов

и

форм

уроков.

Такое

обучение

и

воспитание

в

частности

пропагандирует отход от устаревшей знаниевой парадигмы к деятельностной.

Конструктивно-деятельностный

подход

к

мышлению

и

обучению

учащихся

кладётся во главу угла в данном случае.

Частично решить данную проблему может проведение нестандартных уроков.

Для начала определим понятия. Выясним, а что же такое нестандартные уроки?

М.А. Портнов делит все уроки на следующие типы:

комбинированный;

уроки сообщения новых знаний;

повторения;

лабораторно-практические;

контрольные.

Чаще всего в школе проходят комбинированные уроки и уроки повторения.

Комбинированный урок имеет следующие этапы: организационный момент, цель

урока, опрос, объяснение нового материала, закрепление.

Повторительно-обобщающий урок – это фундамент проверки знаний. В

основном проверка происходит либо в устной, либо в письменной форме. Но даже

при

таком

однообразии

форм

комбинированный

урок

может

быть

разным.

«Комбинированный урок не однозначен. Различия не столько в методических

приёмах, сколько в отборе содержания, для проверки знаний и изложения нового

материала»,- пишет И. Озёрский. (Озёрский И.З. Начинающему учителю истории.

М., 1992, с. 36). Ценность рабочих уроков очень высока. Это то, с чего должен

начинать работу любой учитель, то, с что должен знать и уметь и педагог со

стажем

и

новичок.

Но

абсолютизация

любого

типа

урока

может

привести

к

негативным последствиям.

Теперь, когда «стандартный образец» ясен, обратимся к иным формам

организации

урока

нестандартным.

Именно

нестандартные

уроки

увлекают

учеников, заставляют из по-новому смотреть на предмет, то есть способствуют их

желанию учиться ещё и ещё.

При изучении типов нестандартных уроков автор столкнулся со следующей

проблемой: огромным количеством классификаций и названий (около 30 типов).

Отсюда

возникла

потребность

в

их

некоторой

систематизации.

Итак,

нестандартный урок – это тип урока, чем-либо существенным отличающийся от

традиционного (стандартного) типа уроков – комбинированного, повторительно-

обобщающего. Все нестандартные уроки по форме будем делить на три категории.

I

категория : уроки-игры или уроки с элементами игры (урок-путешествие,

урок-викторина, урок-конкурс, урок- КВН, урок- ролевая игра, урок- турнир, урок-

брейн-ринг, урок- историческое лото, урок – спектакль и др.)

II

категория:

уроки-

имитации

или

уроки

с

элементами

имитации

(

урок-

«Устный журнал», урок – «Творческий отчёт», урок – рецензия, урок- суд, урок –

пресс-конференция, урок имитации деятельности государственных учреждений,

урок –митинг, урок-олимпиада и др.)

III категория: уроки- исследования или уроки с элементами исследования (урок-

семинар, урок-лекция, урок-исследование, урок-диспут, урок-диалог, урок

решения познавательных задач, урок- эврика и др.).

При проведении таких типов уроков требуется серьёзная как теоретическая

подготовка, так и методическая. Теперь рассмотри каждую категорию подробнее.

Уроки-игры или уроки с элементами игры (I категория) лучше всего даются в 5-

7 классах, но даже и 11-классники всегда с удовольствие играют. Как пишет Н.И.

Кулакова

«эта

форма

обучения

соответствует

психологическим

особенностям

школьников младшего и среднего школьного возраста (быстрая утомляемость,

небольшой

запас

исторических

представлений),

отвечает

их

познавательным

потребностям.» (Кулакова Н.И. Игровые ситуации и опорные конспекты на уроках

истории. // Преподавание истории в школе., 1999, №8, с.36). А.И. Колмаков пишет:

«В игре сначала привлекает поставленная задача и трудности, которые можно

преодолеть, а затем – радость открытия и ощущение преодолённого препятствия»

(Колмаков А.И. Урок-игра, урок-соревнование // Преподавание истории в школе,

1998, № 5, с. 31). Именно поэтому играть можно и со старшеклассниками.

Уроки-имитации или уроки с элементами имитации (II категория) более

глубоки по содержанию, хотя внешне напоминают игру в копировании той или

иной ситуации. Например, судебного заседания (урок-суд), торгового аукциона

(урок – аукцион), уличного митинга (урок – митинг) и т.п.

Уроки – исследования или уроки с элементами исследования – это наиболее

серьёзные теоретические уроки, проводимые в школе (III категория).

Урок – лекция – это развёрнутое теоретическое рассуждение с применением

научного анализа и обобщением конкретного исторического материала. Школьная

лекция, в отличие от институтской, включает в себя элементы беседы, руководства

учителя

конспектированием

учеников,

может

включать

проблемные

задания,

должна быть образной и доступной, логично последовательной. Основной приём

рассуждения лекции – рассуждение.

Уроки – диспуты учат школьников навыкам спора и дискуссии. А.М. Гончарова

считает, что «на таких уроках у учеников формируются уважение к исторической

личности, желание понять её, вырабатывается понимание того, что нельзя судить

личность в отрыве от того времени, в котором она жила» (Гончарова А.М. Диспут

на уроке истории. // Преподавание истории в школе, 1998, № 5, с. 31).

Урок -диалог предполагает в течение всего урока диалог учащихся с учителем

и между собой по заданной проблеме.

Урок – семинар наиболее сложный теоретический тип урока. А.В. Клименко его

определяет

так:

«Семинар

форма

организации

урока,

при

которой

самостоятельно изучают материалы по различным источникам знаний, решают

задачи

и

выполняют

задания

с

последующим

коллективным

обсуждением

и

оценкой результатов самостоятельной деятельности под руководством учителя»

(Клименко

А.В.

Лекции

и

семинары

в

преподавании

истории

и

права

//

Преподавание истории в школе, 1999, № 8, с. 16.) Семинар предполагает работу с

дополнительной

литературой,

активность

в

процессе

овладения

знаниями,

самостоятельность мышления, наличие проблемных альтернативных вопросов.

Задание к семинару даётся, как правило, за две недели. Семинары бывают двух

типов: семинары повторительно-обобщающего типа с предварительной лекцией и

семинары изучения нового материала.

Есть проблема – значит, её нужно решить. Нет проблемы на уроке, и мозг

перестаёт мыслить. Задача учителя

- сделать объяснение активным процессом.

Этому способствует проблемное обучение. Проблемное обучение применяется в

виде

проблемного

объяснения

учителя,

частичного

подключения

учеников

к

поисковой работе, исследовательского метода. Ещё Л.С. Выгодским доказано, что

использование

«зоны

ближайшего

развития»

учащегося

ведёт

к

улучшению

обучения

и

воспитания.

На

уроке

создаётся

ситуация,

которая

диалогична

и

находится в координатах жизнедеятельности ребёнка.

Особо

при

этом

необходимо

выделить

значение

типов

и

форм

уроков,

применяемых

учителем.

Проблемное

обучение

это

система

проблемных

ситуаций, в ходе решения которых ученик овладевает не только содержанием

предмета история, но и учится технологии проблемного обучения, той или иной

соответствующей форме урока. Учащийся овладевает и способами изучения того

или иного материала, развивает в себе качества, необходимые для творческого

отношения

к

жизни,

исторической

и

педагогической

науке.

Таким

образом,

реализуется переход от знаниевой парадигмы обучения к деятельностной. На

уроках в этом случае учитель не только оценивает содержание знаний учащихся,

но и степень овладения учащимися тем или иным исследовательским методом, той

или иной педагогической технологией, той или иной формой урока и т.п. Обучение

в этом случае становится инновационным и интересным как учителю, так и самим

учащимся. Полученные знания в ходе изучения проблемного обучения учащиеся

впоследствии могут применить при подготовке к урокам, при проведении под

руководством учителя отдельных этапов уроков или даже целых уроков. В этом

случае

ученик

не

только

демонстрирует

знания,

полученные

на

уроке,

но

и

деятельностно реализует ту или иную педагогическую технологию, ту или иную

форму урока.

Формой решения проблемной ситуации могут быть дискуссии, проблемные

лекции, научные споры, задачи исследовательского характера.

Нужно отметить, что авторы практического пособия для учителей М.В.

Короткова и М.Т. Студеникин несколько иначе делят нестандартные уроки по

форме на традиционные и нетрадиционные:

Традиционные формы уроков

Нетрадиционные формы уроков

Комбинированный

урок,

лабораторные

занятия,

практикум,

лекция,

семинар,

экскурсия, конференция.

Заочное

путешествие,

спект акль,

презентация,

аукцион,

суд,

съезд,

соревнование, турнир, брифинг, пресс-

конференция, кино-видео-теле – уроки.

Автор позволит себе не согласиться с некоторыми положениями этого деления.

Если брать за основу критерия «традиционность» частоту проведения уроков в

школе,

то

к

нестандартным

можно

отнести

и

практикумы,

и

семинары,

и

экскурсии. Именно этот критерий и брался автором за основу деления форм

уроков на традиционные и нетрадиционные.

Не смотря на различия по форме нестандартных уроков, тем не менее, можно

выделить

в

методике

подготовки

и

проведении

таких

уроков

в

лицейских

педагогических классах некоторые общие принципы:

подготовка к уроку должна быть заблаговременной и тщательной ( нет

мелочей при этом);

выбор

формы

нестандартного

урока

должен

быть

обусловлен

не

«модными веяниями», а целесообразностью темы;

любая

форма

проведения

не стандартного

урока

должна

способствовать решению основной задачи;

при

выборе

формы

нестандартного

урока

должен

учитываться

и

возраст учеников («по возрасту и штанишки» должны быть);

нужно уделять большое внимание названию темы

нестандартного

урока;

при

подготовке

к

нестандартному

уроку

учащимся

рекомендуется

список литературы, которая должна для них быть доступной;

желателен в нестандартных уроках элемент проблемного обучения;

необходим также элемент соревновательности (конкурсности);

важна

точная

фиксация

достижений

(через

экраны

соревнований,

протоколы жюри и т.п. – возможен ненавязчивый контроль);

учителю самому должна быть интересна форма и тема проведения

нестандартного урока;

важно

использование

современных

технологических

средств,

а

именно: компьютер, проектор, создание мультимедиа-презентации.

нестандартные уроки должны проводиться не чаще

одного раза в

месяц

(нужно

«чувство

меры»,

иначе

они

станут

«обычными,

стандартными»).

Конечно, в статье лишь частично были освещены проблемы методики всего

многообразия

нестандартных

уроков

по

истории,

проводимых

учителями

в

гимназических

классах.

Для

развития

интеллектуальной

сферы

деятельности

учащихся,

потребностно-мотивационной

сферы

в

рамках

конструктивно-

деятельностного подхода к мышлению и обучению учащихся необходимо больше

проводить нестандартных уроков с проблемным обучением или его элементами, то

есть уроков, которые «всколыхнут» душу ребёнка и совершат чудо: из гадкого

утёнка, создадут прекрасного лебедя – Настоящего Человека.

Е.В. Жуков



В раздел образования