Автор: Токарева Ольга Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №63"
Населённый пункт: г. Энгельс, Саратовская обл.
Наименование материала: Экологический проект
Тема: "Насекомые"
Раздел: дошкольное образование
Экологический проект «Насекомые»
Вид проекта: познавательный
Идея проекта: формирование навыков правильного поведения детей в природе,
бережного отношения к насекомым.
Игровая мотивация: помочь детям понять своеобразие каждого насекомого его
уникальность.
Цель проекта: формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное
отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи:
1. Расширение и систематизация знаний детей о насекомых: бабочках, муравьях, пчёлах,
жуках, местах их обитания, характерных особенностях;
2. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между
объектами живой природы;
3. Воспитание бережного отношения к природе.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Длительность проекта: 1 месяц. (10.06.2015г. по 1.07.2015 г.)
Ожидаемый результат:
1. Сформированная база знаний у детей о мире насекомых.
2. Формирование интереса к насекомым и бережное отношение к ним.
3. Развитие умения рассуждать, наблюдать.
4. Развитие речи у детей, активного словаря.
5. Формирование у детей интереса к экспериментальной деятельности.
Этапы реализации проекта
- Накопление педагогом информации по теме проекта: проведение консультаций, КВН
по данной тематике, информационно-справочных буклетов для детей и родителей.
- Обсуждение целей и задач с воспитателями, детьми, родителями.
- Подбор наглядных материалов: фото - и видео сюжетов, тематических картин и
иллюстраций о насекомых луга их образе жизни.
- Подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно
чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.
- Подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно
исследовательской деятельности: материалы для изготовления журналов, книжек-
малышек по теме проекта; материалы для изготовления декораций к сказкам, костюмов,
масок насекомых; костюмы к сюжетно-ролевым играм, материалы для изготовления
творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, глина, пластилин) и т.п.
ПРОДУКТИВНЫЙ ЭТАП
ФОРМУЛИРУЕМ ПРОБЛЕМУ ПРОЕКТА
Проект можно начать с вопросов о том, нужны ли насекомые нам и природе? Почему дети
уничтожают насекомых? Знают ли дети, какие насекомые живут рядом с нами? Знают ли
дети, как насекомые зимуют? Приносят ли они пользу или вред? Где можно взять
информацию по теме?
Итогом беседы, её логическим завершением станет возникновение проблемной ситуации:
у детей отсутствуют знания о насекомых луга.
Обсуждая эту проблему, следует подвести детей к тому, что прежде чем планировать
конкретные действия, сначала следует больше узнать о насекомых живущих на лугу.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЕКТЕ
Тема: «Насекомые луга»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»Формирование целостной картины
мира:
- Просмотр видео – фото-сюжетов, иллюстраций на тему «Насекомые луга», «Строение
насекомого»;
- Экскурсия на луг;
- Знакомство с видовым разнообразием насекомых (строение, место обитания,
жизнедеятельности и т.д.);
- Наблюдение за насекомыми на участке детского сада;
- Просмотр и обсуждение мультфильма «Муха-Цокотуха» К.Чуковского;
- Ведение дневника наблюдений с соответствующими записями и зарисовками о
насекомых.
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(КОНСТРУКТИВНАЯ)
Конструирование из бумаги «Божьи коровки жучки, паучки»;
Конструирование из бросового материала «Паучок на паутинке»;
Аппликация «Бабочка» в технике обрывания бумаги.
ФЭМП
Задания на количественный счёт насекомых:
- сосчитай всех насекомых
- решение простейших арифметических примеров с использованием наглядных картинок с
насекомыми
Например:
На цветке сидело 3 пчёлки, к ним прилетела ещё одна пчёлка, сколько всего пчёлок сидит
на цветке?
Задания и поручения на порядковый счёт
- расположи в ряд насекомых по заданию педагога: первой положи божью коровку, у
которой на спине 2 пятнышка, второй положи самую большую пчёлку, третьей положи
божью коровку, у которой на спине 1 пятнышко и т.д.
Задания на определение состава числа и соотнесение цифры с количеством:
- с помощью картинок с насекомыми составить количественные соответствия.
Например:
Сколько насекомых нам собрать, чтоб составить цифру пять? (дети подбирают
картинки 2 пчелы и 3 бабочки и т.д.)
- подобрать соответствующую цифру к картинкам с различным количеством насекомых и т
д.
Дидактические игры:
- «Собери насекомое» из многоугольников;
- «Четвёртый лишний»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ Развитие Речи (чтение худ.литературы)
- Чтение и заучивание стихов о насекомых, загадок, считалок, пословиц, чистоговорок и
т.д.
-Чтение и обсуждение произведений: Н.Романовой «Что узнал дождевой червяк»;
К.Чуковского «Муха-Цокотуха»; И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»; В.Драгунского «Он
живой и светится» и.т.д.
- Чтение и заучивание стихов и четверостиший:
- Просмотр мультфильмов: «Муха-Цокотуха», «Стрекоза и муравей», «Лунтик», «Пчелка
Майя», «Дюймовочка» и т.д.
- Рассматривание иллюстраций из «Красной книги».
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Социально-коммуникативная»
Составление рассказов о насекомых, оформление книжек – малышек;
Беседы с детьми: «Кто такие насекомые?», «Где дом у насекомых?», «Кто, как, где спит?»,
«Кто живёт в подземном царстве?», «Бывают ли насекомые детёнышами?», «Насекомые в
природе нашего края" и др.
Дидактическая игра «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей
имен существительных в единственном числе)
- Муравей сидел около….
- Божья коровка полезла по …
- Жук спрятался под…
- Муха села на…
- Гусеница сидела на…
- Муха ползла по…
- Составление описательных загадок про насекомых.
Дидактическая игра «Узнай, чьё крылышко» (бабочки, стрекозы, пчелы) (употребление
родительного падежа существительного).
Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (понимание логико-грамматических
конструкций).
- Мальчик ловит бабочку. Бабочка поймала мальчика. Бабочка ловит девочку. Девочка
поймала бабочку.
Дидактическая игра «Подбери признак»: бабочка какая? - …, муравей какой? - …, пчела
какая? - …
Интервью (формирование навыков диалогической речи) на тему «Насекомые луга».
Примерные вопросы:
1. Как вы думаете, что такое луг?
2. Чем насекомые отличаются от птиц?
3. Чем похожи жук, стрекоза и бабочка?
4. Как вы считаете, насекомые полезны?
5. Если бы ты был насекомым то, каким?
Игровая ситуация «Колобок знакомится с шестиногим народцем» (умение
классифицировать насекомых не путать с животными и птицами).
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Рисование:
Рассматривание иллюстраций к книгам;
Игры с рисованием: «Дорисуй насекомое по образцу»;
Рисование на тему «В траве сидел кузнечик»;
Конструирование
«Божьи коровки на листике»
Аппликация:
Объемная аппликация «Бабочки».
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»
- Сюжетно-ролевые игры:
«Приключение в лесу»
Цель:
1. Способствовать развитию основ экологического сознания детей, на примере опасной
для леса и его жителей ситуации, возникшей по вине людей.
2. Формировать понимание необходимости соблюдения человеком правил поведения в
природе.
3. Формировать социально-активную жизненную позицию дошкольников, умение
выражать своё отношение к роли как определённой жизненной позиции (смелость,
доброта, забота, отзывчивость).
- Дидактические игры:
«Насекомые»
Цель: Обогатить знания детей о насекомых, закрепить их названия;
- Кто, что умеет делать?»
Цель: Расширять и активизировать глагольный словарь детей.
«На полянке»
Цель: Уточнять и расширять словарь по теме. Закреплять понимание предлогов «на»,
«под».
- Театрализованные игры:
Инсценировка басни «Стрекоза и муравей».
Логоритмическое упражнение «Дружные муравьи» (с музыкальным сопровождением).
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ТРУД»
- Беседы о трудолюбии, обсуждение о трудолюбивых ленивых насекомых.
- Помощь взрослым в изготовлении декораций к праздникам, украшению зала.
- Посев семян цветов. Уход за рассадой.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
- Физкультминутка «Бабочка» (дети говорят и выполняют движения).
- Физкультминутка «Кузнечики».
- Физкультминутка «Вот выходим мы на луг…»
- Физкультминутка «Божьи коровки» и т.д.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ «ЗДОРОВЬЕ» И «БЕЗОПАСНОСТЬ»
- Беседы-обсуждения: «В чём польза насекомых?», «Опасные насекомые».
ФОРМЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ ИТОГОВОГО ПРОДУКТА
В качестве итогового мероприятия можно провести выставку рисунков «Насекомые луга»,
костюмированный показ отрывка из любого произведения про насекомых, КВН,
развлечение.
В приложениях представлен методический материал по теме проекта.
Заключение:
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать
выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В
процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, отмечали их роль
в жизни луга. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и
бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно
могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.
Список литературы:
1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет. – Воронеж: ТЦ «Учитель»,
2002.
2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада.
Экология. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
3. Веракса Н.Е. Работа над проектами в детском саду//Современное дошкольное
образование.– 2008.– № 5
4. Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию" – современная технология
экологического образования дошкольников//Дошкольная педагогика.–2006.–№ 3
5. Плешаков А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. – М.:
Просвещение -2010 г.
Экологический проект «Насекомые»
В средней группе №3
Длительность проекта: 1 месяц. (10.06.2015г. по 1.07.2015 г.)