Напоминание

"Насекомые"


Автор: Токарева Ольга Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №63"
Населённый пункт: г. Энгельс, Саратовская обл.
Наименование материала: Экологический проект
Тема: "Насекомые"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экологический проект «Насекомые»

Вид проекта: познавательный

Идея проекта: формирование навыков правильного поведения детей в природе,

бережного отношения к насекомым.

Игровая мотивация: помочь детям понять своеобразие каждого насекомого его

уникальность.

Цель проекта: формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное

отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

Задачи:

1. Расширение и систематизация знаний детей о насекомых: бабочках, муравьях, пчёлах,

жуках, местах их обитания, характерных особенностях;

2. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между

объектами живой природы;

3. Воспитание бережного отношения к природе.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Длительность проекта: 1 месяц. (10.06.2015г. по 1.07.2015 г.)

Ожидаемый результат:

1. Сформированная база знаний у детей о мире насекомых.

2. Формирование интереса к насекомым и бережное отношение к ним.

3. Развитие умения рассуждать, наблюдать.

4. Развитие речи у детей, активного словаря.

5. Формирование у детей интереса к экспериментальной деятельности.

Этапы реализации проекта

- Накопление педагогом информации по теме проекта: проведение консультаций, КВН

по данной тематике, информационно-справочных буклетов для детей и родителей.

- Обсуждение целей и задач с воспитателями, детьми, родителями.

- Подбор наглядных материалов: фото - и видео сюжетов, тематических картин и

иллюстраций о насекомых луга их образе жизни.

- Подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительно

чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.

- Подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно

исследовательской деятельности: материалы для изготовления журналов, книжек-

малышек по теме проекта; материалы для изготовления декораций к сказкам, костюмов,

масок насекомых; костюмы к сюжетно-ролевым играм, материалы для изготовления

творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, глина, пластилин) и т.п.

ПРОДУКТИВНЫЙ ЭТАП

ФОРМУЛИРУЕМ ПРОБЛЕМУ ПРОЕКТА

Проект можно начать с вопросов о том, нужны ли насекомые нам и природе? Почему дети

уничтожают насекомых? Знают ли дети, какие насекомые живут рядом с нами? Знают ли

дети, как насекомые зимуют? Приносят ли они пользу или вред? Где можно взять

информацию по теме?

Итогом беседы, её логическим завершением станет возникновение проблемной ситуации:

у детей отсутствуют знания о насекомых луга.

Обсуждая эту проблему, следует подвести детей к тому, что прежде чем планировать

конкретные действия, сначала следует больше узнать о насекомых живущих на лугу.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЕКТЕ

Тема: «Насекомые луга»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»Формирование целостной картины

мира:

- Просмотр видео – фото-сюжетов, иллюстраций на тему «Насекомые луга», «Строение

насекомого»;

- Экскурсия на луг;

- Знакомство с видовым разнообразием насекомых (строение, место обитания,

жизнедеятельности и т.д.);

- Наблюдение за насекомыми на участке детского сада;

- Просмотр и обсуждение мультфильма «Муха-Цокотуха» К.Чуковского;

- Ведение дневника наблюдений с соответствующими записями и зарисовками о

насекомых.

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(КОНСТРУКТИВНАЯ)

Конструирование из бумаги «Божьи коровки жучки, паучки»;

Конструирование из бросового материала «Паучок на паутинке»;

Аппликация «Бабочка» в технике обрывания бумаги.

ФЭМП

Задания на количественный счёт насекомых:

- сосчитай всех насекомых

- решение простейших арифметических примеров с использованием наглядных картинок с

насекомыми

Например:

На цветке сидело 3 пчёлки, к ним прилетела ещё одна пчёлка, сколько всего пчёлок сидит

на цветке?

Задания и поручения на порядковый счёт

- расположи в ряд насекомых по заданию педагога: первой положи божью коровку, у

которой на спине 2 пятнышка, второй положи самую большую пчёлку, третьей положи

божью коровку, у которой на спине 1 пятнышко и т.д.

Задания на определение состава числа и соотнесение цифры с количеством:

- с помощью картинок с насекомыми составить количественные соответствия.

Например:

Сколько насекомых нам собрать, чтоб составить цифру пять? (дети подбирают

картинки 2 пчелы и 3 бабочки и т.д.)

- подобрать соответствующую цифру к картинкам с различным количеством насекомых и т

д.

Дидактические игры:

- «Собери насекомое» из многоугольников;

- «Четвёртый лишний»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ Развитие Речи (чтение худ.литературы)

- Чтение и заучивание стихов о насекомых, загадок, считалок, пословиц, чистоговорок и

т.д.

-Чтение и обсуждение произведений: Н.Романовой «Что узнал дождевой червяк»;

К.Чуковского «Муха-Цокотуха»; И.А.Крылова «Стрекоза и муравей»; В.Драгунского «Он

живой и светится» и.т.д.

- Чтение и заучивание стихов и четверостиший:

- Просмотр мультфильмов: «Муха-Цокотуха», «Стрекоза и муравей», «Лунтик», «Пчелка

Майя», «Дюймовочка» и т.д.

- Рассматривание иллюстраций из «Красной книги».

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Социально-коммуникативная»

Составление рассказов о насекомых, оформление книжек – малышек;

Беседы с детьми: «Кто такие насекомые?», «Где дом у насекомых?», «Кто, как, где спит?»,

«Кто живёт в подземном царстве?», «Бывают ли насекомые детёнышами?», «Насекомые в

природе нашего края" и др.

Дидактическая игра «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей

имен существительных в единственном числе)

- Муравей сидел около….

- Божья коровка полезла по …

- Жук спрятался под…

- Муха села на…

- Гусеница сидела на…

- Муха ползла по…

- Составление описательных загадок про насекомых.

Дидактическая игра «Узнай, чьё крылышко» (бабочки, стрекозы, пчелы) (употребление

родительного падежа существительного).

Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (понимание логико-грамматических

конструкций).

- Мальчик ловит бабочку. Бабочка поймала мальчика. Бабочка ловит девочку. Девочка

поймала бабочку.

Дидактическая игра «Подбери признак»: бабочка какая? - …, муравей какой? - …, пчела

какая? - …

Интервью (формирование навыков диалогической речи) на тему «Насекомые луга».

Примерные вопросы:

1. Как вы думаете, что такое луг?

2. Чем насекомые отличаются от птиц?

3. Чем похожи жук, стрекоза и бабочка?

4. Как вы считаете, насекомые полезны?

5. Если бы ты был насекомым то, каким?

Игровая ситуация «Колобок знакомится с шестиногим народцем» (умение

классифицировать насекомых не путать с животными и птицами).

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Рисование:

Рассматривание иллюстраций к книгам;

Игры с рисованием: «Дорисуй насекомое по образцу»;

Рисование на тему «В траве сидел кузнечик»;

Конструирование

«Божьи коровки на листике»

Аппликация:

Объемная аппликация «Бабочки».

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»

- Сюжетно-ролевые игры:

«Приключение в лесу»

Цель:

1. Способствовать развитию основ экологического сознания детей, на примере опасной

для леса и его жителей ситуации, возникшей по вине людей.

2. Формировать понимание необходимости соблюдения человеком правил поведения в

природе.

3. Формировать социально-активную жизненную позицию дошкольников, умение

выражать своё отношение к роли как определённой жизненной позиции (смелость,

доброта, забота, отзывчивость).

- Дидактические игры:

«Насекомые»

Цель: Обогатить знания детей о насекомых, закрепить их названия;

- Кто, что умеет делать?»

Цель: Расширять и активизировать глагольный словарь детей.

«На полянке»

Цель: Уточнять и расширять словарь по теме. Закреплять понимание предлогов «на»,

«под».

- Театрализованные игры:

Инсценировка басни «Стрекоза и муравей».

Логоритмическое упражнение «Дружные муравьи» (с музыкальным сопровождением).

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ТРУД»

- Беседы о трудолюбии, обсуждение о трудолюбивых ленивых насекомых.

- Помощь взрослым в изготовлении декораций к праздникам, украшению зала.

- Посев семян цветов. Уход за рассадой.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

- Физкультминутка «Бабочка» (дети говорят и выполняют движения).

- Физкультминутка «Кузнечики».

- Физкультминутка «Вот выходим мы на луг…»

- Физкультминутка «Божьи коровки» и т.д.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ «ЗДОРОВЬЕ» И «БЕЗОПАСНОСТЬ»

- Беседы-обсуждения: «В чём польза насекомых?», «Опасные насекомые».

ФОРМЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ ИТОГОВОГО ПРОДУКТА

В качестве итогового мероприятия можно провести выставку рисунков «Насекомые луга»,

костюмированный показ отрывка из любого произведения про насекомых, КВН,

развлечение.

В приложениях представлен методический материал по теме проекта.

Заключение:

Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать

выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В

процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, отмечали их роль

в жизни луга. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и

бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно

могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.

Список литературы:

1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет. – Воронеж: ТЦ «Учитель»,

2002.

2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада.

Экология. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

3. Веракса Н.Е. Работа над проектами в детском саду//Современное дошкольное

образование.– 2008.– № 5

4. Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию" – современная технология

экологического образования дошкольников//Дошкольная педагогика.–2006.–№ 3

5. Плешаков А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. – М.:

Просвещение -2010 г.

Экологический проект «Насекомые»

В средней группе №3

Длительность проекта: 1 месяц. (10.06.2015г. по 1.07.2015 г.)



В раздел образования