Напоминание

ПРОБЛЕМА ПОЯВЛЕНИЯ ЛЖИ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ


Автор: Жаркова Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №18
Населённый пункт: город Салават, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: ПРОБЛЕМА ПОЯВЛЕНИЯ ЛЖИ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРОБЛЕМА ПОЯВЛЕНИЯ ЛЖИ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗ-

РАСТЕ

О.С. Жаркова

г. Салават, Россия

Дошкольный период для ребенка характеризуется познанием мира и чело-

веческих отношений. Это период становления личности, эмоционального созре-

вания ребенка. Одной из характеристик духовного развития ребенка на данном

этапе является детская ложь.

Детская ложь – специфический возрастной вид лжи, заключающийся в

выдавании детьми своих фантазий за действительность. Спорным остается во-

прос о природе лжи. Различные ученые спорят о ее происхождении, механизмах

и возможностях формирования. В. В. Зеньковский признает социальный харак-

тер детской лжи. Он подчеркивает, что в жизни ребенка ложь вполне закономер-

на, она является формой «борьбы за существование», защитным приспособле-

нием[3, с. 82].

Л. С. Выготский определяет ложь как форму творческой деятель-

ности ребенка, сущность которой состоит в переработке в сознании отраженных

реальных связей, отношений объектов и явлений действительности и обнаруже-

нии в них новой структуры, смысла, скрытых связей и сторон[1 ,с. 156].

Опреде-

ления детской лжи указывают на ее активно-преобразующий, продуктивно-

творческий, конструктивный характер. Процесс развития детской лжи в целом

может быть аналогичен модели представляемого будущего, искомого образа ис-

ходных, преобразуемых элементов отчлененного признака, существенного для

создания новой целостности.

Ложь как нарочитое искажение истины появляет-

ся тогда, когда ребенок начинает понимать необходимость подчиняться опреде-

ленным правилам, провозглашаемым взрослым. Такие ситуации становятся для

ребенка ситуациями двойной мотивации. Притязая на то, чтобы быть признан-

ным взрослым, ребенок, нарушивший правило, часто прибегает ко лжи. Для ре-

бенка границы между правдой и ложью не столь явные. Он настолько же верит

в свой вымысел, насколько и осознает, что говорит неправду[4,с. 112]. Порой

маленькие дети при помощи лжи «лакируют» действительность, силой фанта-

зии восполняя то, чего им не хватает в реальности. Так у ребенка может по-

явиться воображаемый, невидимый для других, друг. Пространство фантазии

является для ребенка спасательным местом, где он может получить все то, необ-

ходимое, что является недоступным в обычной жизни. К тому же, ребенок не

может еще правильно оценивать явления, их значение, их влияние на собствен-

ное положение и положение других. Будучи маленьким, слабым, зависимым,

ребёнок преувеличивает в своем представлении значение и размер вещей [2, с.

33]. Ложь в корыстных целях сопутствует развитию притязания на признание.

Ситуации, побуждающие к притязанию на признание, имеют для ребенка лич-

ностный смысл. Эти ситуации часто становятся психологически проблемными,

когда ребенок должен решить для себя дилемму: удовлетворить импульсивное

желание и пойти против ожиданий взрослого или сохранить добрые отношения

с ним. Именно в этих ситуациях ребенок открывает для себя еще один выход -

сделать по-своему и скрыть это. Так появляется ложь. Ложь может возникнуть

как компенсация недостаточного волевого поведения и достаточного уровня ум-

ственного развития (в виде рефлексии на ложь как выход из проблемной ситуа-

ции). Дети младшего дошкольного возраста используют немотивированную

ложь. Они рассказывают необыкновенные истории, которые не имеют места в

повседневной, реальной жизни. Именно так ребёнок желает придать больший

вес и значимость своей персоне, вызвать к себе интерес. До трех лет не суще -

ствует различия между детьми, у которых впоследствии развивается или не раз-

вивается качество лживости, оно появляется только в 4-5 лет [4, с. 162]. Созна-

тельное использование лжи и умалчивания появляются, когда ребенок боится

наказания за проступки и за испытываемые чувства. Он видит, что откровен-

ность и честность не всегда являются тем желаемым поведением, которое про-

поведуется взрослыми. Вначале утаивание вызывается боязнью наказания, за-

тем вырабатываются особые механизмы управления высказыванием - умение не

проговариваться, способность хитрить. Постепенно у часто лгущего ребенка

появляется положительное отношение ко лжи и обману, которые расцениваются

им как проявление ума и ловкости.

Исследование психологов показало, что сре-

ди лжецов, по сравнению с правдивыми детьми, оказалось больше тех, чей ко-

эффициент интеллекта ниже среднего[5,с. 24].

При недостаточной сформиро-

ванности у ребенка потребности в правдивом отношении к взрослым может раз-

виваться лживость. Приоритет должен быть отдан формированию положитель-

ных качеств личности, а не борьбе с недостатками. Ложь часто сопутствует дру-

гим поступкам и нарушениям принятых норм и правил в обществе.

Таким образом, ложь, хоть и является неотъемлемой частью жизни ребен-

ка, порождает в ребенке, те отрицательные качества, которые неприемлемы для

восприятия их родителями, такие качества как скрытность, недоверие, замкну-

тость, могут сформироваться в сознании ребенка. Родителям необходимо отчет-

ливо прослеживать ситуацию, когда их ребенок склонен к лживости. Необходи-

мо в дружеской беседе определить, что повлияло на лживую позицию ребенка,

какие цели его сподвигли на данный поступок. В случае безысходности и отсут-

ствию результатов необходимо обратиться к детскому психологу. Однако не сле-

дует забывать, что самым главным примером для подражания являются сами

родители и то, как родители ведут себя в различных ситуациях, в дальнейшем

отразиться в поведении ребенка.

Библиографический список

1.

Выготский Лев Семенович. Мышление и речь. – М.:Лабиринт,1999. – 352 с.

2.

Гармаев А. Ложь во спасение // Семья и школа. – 1981. – № 7. – С.31 – 34

3.

Зеньковский В.В. Психология детства. – М.:Школа-Пресс,1996. – 346 с.

4.

Экман П. Почему дети лгут? – М.:Педагогика-Пресс,1993. – 272 с.

5.

Лебедева Л., Соловьев В. История одной лжи. Метод в теории и на практи-

ке // Школьный психолог. – 2009. – № 6. – С.23-25



В раздел образования