Автор: Жаркова Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №18
Населённый пункт: город Салават, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: ПРОБЛЕМА ПОЯВЛЕНИЯ ЛЖИ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Раздел: дошкольное образование
ПРОБЛЕМА ПОЯВЛЕНИЯ ЛЖИ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗ-
РАСТЕ
О.С. Жаркова
г. Салават, Россия
Дошкольный период для ребенка характеризуется познанием мира и чело-
веческих отношений. Это период становления личности, эмоционального созре-
вания ребенка. Одной из характеристик духовного развития ребенка на данном
этапе является детская ложь.
Детская ложь – специфический возрастной вид лжи, заключающийся в
выдавании детьми своих фантазий за действительность. Спорным остается во-
прос о природе лжи. Различные ученые спорят о ее происхождении, механизмах
и возможностях формирования. В. В. Зеньковский признает социальный харак-
тер детской лжи. Он подчеркивает, что в жизни ребенка ложь вполне закономер-
на, она является формой «борьбы за существование», защитным приспособле-
нием[3, с. 82].
Л. С. Выготский определяет ложь как форму творческой деятель-
ности ребенка, сущность которой состоит в переработке в сознании отраженных
реальных связей, отношений объектов и явлений действительности и обнаруже-
нии в них новой структуры, смысла, скрытых связей и сторон[1 ,с. 156].
Опреде-
ления детской лжи указывают на ее активно-преобразующий, продуктивно-
творческий, конструктивный характер. Процесс развития детской лжи в целом
может быть аналогичен модели представляемого будущего, искомого образа ис-
ходных, преобразуемых элементов отчлененного признака, существенного для
создания новой целостности.
Ложь как нарочитое искажение истины появляет-
ся тогда, когда ребенок начинает понимать необходимость подчиняться опреде-
ленным правилам, провозглашаемым взрослым. Такие ситуации становятся для
ребенка ситуациями двойной мотивации. Притязая на то, чтобы быть признан-
ным взрослым, ребенок, нарушивший правило, часто прибегает ко лжи. Для ре-
бенка границы между правдой и ложью не столь явные. Он настолько же верит
в свой вымысел, насколько и осознает, что говорит неправду[4,с. 112]. Порой
маленькие дети при помощи лжи «лакируют» действительность, силой фанта-
зии восполняя то, чего им не хватает в реальности. Так у ребенка может по-
явиться воображаемый, невидимый для других, друг. Пространство фантазии
является для ребенка спасательным местом, где он может получить все то, необ-
ходимое, что является недоступным в обычной жизни. К тому же, ребенок не
может еще правильно оценивать явления, их значение, их влияние на собствен-
ное положение и положение других. Будучи маленьким, слабым, зависимым,
ребёнок преувеличивает в своем представлении значение и размер вещей [2, с.
33]. Ложь в корыстных целях сопутствует развитию притязания на признание.
Ситуации, побуждающие к притязанию на признание, имеют для ребенка лич-
ностный смысл. Эти ситуации часто становятся психологически проблемными,
когда ребенок должен решить для себя дилемму: удовлетворить импульсивное
желание и пойти против ожиданий взрослого или сохранить добрые отношения
с ним. Именно в этих ситуациях ребенок открывает для себя еще один выход -
сделать по-своему и скрыть это. Так появляется ложь. Ложь может возникнуть
как компенсация недостаточного волевого поведения и достаточного уровня ум-
ственного развития (в виде рефлексии на ложь как выход из проблемной ситуа-
ции). Дети младшего дошкольного возраста используют немотивированную
ложь. Они рассказывают необыкновенные истории, которые не имеют места в
повседневной, реальной жизни. Именно так ребёнок желает придать больший
вес и значимость своей персоне, вызвать к себе интерес. До трех лет не суще -
ствует различия между детьми, у которых впоследствии развивается или не раз-
вивается качество лживости, оно появляется только в 4-5 лет [4, с. 162]. Созна-
тельное использование лжи и умалчивания появляются, когда ребенок боится
наказания за проступки и за испытываемые чувства. Он видит, что откровен-
ность и честность не всегда являются тем желаемым поведением, которое про-
поведуется взрослыми. Вначале утаивание вызывается боязнью наказания, за-
тем вырабатываются особые механизмы управления высказыванием - умение не
проговариваться, способность хитрить. Постепенно у часто лгущего ребенка
появляется положительное отношение ко лжи и обману, которые расцениваются
им как проявление ума и ловкости.
Исследование психологов показало, что сре-
ди лжецов, по сравнению с правдивыми детьми, оказалось больше тех, чей ко-
эффициент интеллекта ниже среднего[5,с. 24].
При недостаточной сформиро-
ванности у ребенка потребности в правдивом отношении к взрослым может раз-
виваться лживость. Приоритет должен быть отдан формированию положитель-
ных качеств личности, а не борьбе с недостатками. Ложь часто сопутствует дру-
гим поступкам и нарушениям принятых норм и правил в обществе.
Таким образом, ложь, хоть и является неотъемлемой частью жизни ребен-
ка, порождает в ребенке, те отрицательные качества, которые неприемлемы для
восприятия их родителями, такие качества как скрытность, недоверие, замкну-
тость, могут сформироваться в сознании ребенка. Родителям необходимо отчет-
ливо прослеживать ситуацию, когда их ребенок склонен к лживости. Необходи-
мо в дружеской беседе определить, что повлияло на лживую позицию ребенка,
какие цели его сподвигли на данный поступок. В случае безысходности и отсут-
ствию результатов необходимо обратиться к детскому психологу. Однако не сле-
дует забывать, что самым главным примером для подражания являются сами
родители и то, как родители ведут себя в различных ситуациях, в дальнейшем
отразиться в поведении ребенка.
Библиографический список
1.
Выготский Лев Семенович. Мышление и речь. – М.:Лабиринт,1999. – 352 с.
2.
Гармаев А. Ложь во спасение // Семья и школа. – 1981. – № 7. – С.31 – 34
3.
Зеньковский В.В. Психология детства. – М.:Школа-Пресс,1996. – 346 с.
4.
Экман П. Почему дети лгут? – М.:Педагогика-Пресс,1993. – 272 с.
5.
Лебедева Л., Соловьев В. История одной лжи. Метод в теории и на практи-
ке // Школьный психолог. – 2009. – № 6. – С.23-25