Составление рассказа по картине "Строим скворечник"
Автор: Земскова Евгения Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ г. Нижневартовска ДС №21 "Звездочка" Населённый пункт: г. Нижневартовск, ХМАО-Югра Наименование материала: Конспект НОД образовательная область "Речевое развитие" детей группы среднего дошкольного возраста 4-5 лет. Тема: Составление рассказа по картине "Строим скворечник" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города
Нижневартовска ДС №21 «Звездочка»
Конспект НОД
образовательная область «Речевое развитие»
детей группы среднего дошкольного возраста 4-5 лет.
Составление рассказа по картине «Строим скворечник».
Составила: воспитатель первой категории
Земскова Евгения Николаевна
2016г.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» (ведущая),
«Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное развитие»,
«Физическое развитие».
Задачи:
Обучающие:
Продолжать учить воспитанников описывать картину и составлять рассказ по
картине, по образцу воспитателя;
Расширять представление воспитанников о природе;
Формировать умение узнавать и называть время года, замечать изменения в
природе с приходом весны, выделять её признаки, устанавливать причинно-
следственные связи;
Формировать умение согласовывать слова в словосочетании и в предложении;
Развивающие: Развивать умение подбирать прилагательные к
существительному, согласовывать их в роде и числе;
Развивать фонематический слух: называть слова, начинающиеся на
определенный звук;
Совершенствовать интонационную выразительность речи;
Развивать диалогическую и монологическую речь;
Побуждать к употреблению в речи простых сложноподчиненных и
сложносочиненных предложений;
Развивать любознательность, познавательную мотивацию, творчество,
мышление, связную речь.
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, желание
заботится о птицах. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и
правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Основные виды деятельности: коммуникативная, познавательно-
исследовательская деятельность, игровая, двигательная.
Материалы и оборудование: картина «Строим скворечник»; цветок;
предметные картинки с изображением различных предметов, начинающихся на
звук «С»; «Подснежник» закрытый «сугробами».
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение стихов,
рассказов, потешек, игры с дидактическим материалом. Беседы с детьми о
весне, наблюдения на прогулке.
Ожидаемые результаты: узнают и называют время года, замечают изменения в
природе с приходом весны, выделяют её признаки, описывают картину и
составляют рассказ по картине, по образцу воспитателя; согласовывают слова в
предложении, подбирают прилагательные к существительному, согласовывают
их в роде и числе;
называют слова, начинающиеся на определенный звук;
Ход:
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку:
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла … (весна)
А у нас уже наступила весна? (да) Почему вы так думаете? Какие признаки
весны вы знаете? (Ответы детей). Правильно. А сейчас давайте поиграем с
язычком. Громко и отчетливо повторяйте за мной.
НА - НА - НА - наступила вновь весна
ЛО - ЛО - ЛО - на улице тепло
КО - КО - КО - солнце светит высоко
ЧИ - ЧИ - ЧИ - солнца теплые лучи
ЧЬИ - ЧЬИ - ЧЬИ - журчат звонкие ручьи
ГА - ГА - ГА - растаяли снега
УЛЬКИ - УЛЬКИ - УЛЬКИ - растаяли сосульки
УЖИ - УЖИ - УЖИ появились лужи
НЕ - НЕ - НЕ - очень рады мы весне.
Рады мы, что наступила весна? Очень рады мы весне, а давайте мы с вами
поиграем в игру.
Дидактическая игра «Скажи со словом «весенний».
Воспитатель передает ребенку цветок и произносит слово. А дети возвращают
цветок, добавляя слову воспитателя слово «весенний»
День - весенний день
Солнце – весеннее солнце
Снег – весенний снег
Утро – весеннее утро
Ручей – весенний ручей
Проталина – весенняя проталина
Трава – весенняя трава.
Куртка – весенняя куртка
Настроение – весеннее настроение
Шапка - весенняя шапка и т. д.
Воспитатель поправляет, если ребенок сказал неправильно.
Воспитатель: А теперь встаньте в круг, возьмитесь за руки, давайте с вами
поиграем.
Логоритмика «Веснянка»
Солнышко, солнышко - дети идут по кругу, взявшись за руки
Золотое донышко
Гори, гори ясно - поднимают руки вверх и опускают
Чтобы не погасло
Побежал в саду ручей - бегут по кругу друг за другом
Прилетело сто грачей - взмахивают руками, как крыльями
А сугробы тают, тают, - медленно приседают
А цветочки подрастают - тянутся вверх, на носочках и поднимают
руки.
Дети останавливаются.
Воспитатель: Ребята, а кто такие грачи? (птицы) . К нам с наступление весны
прилетают перелетные птицы.
Воспитатель: Птицы сами строят себе гнезда. А для некоторых птиц люди
строят специальные домики - скворечники. Что за птицы будут жить в таком
домике? Правильно скворцы. Посмотрите, что у меня есть. Картина. Тихонечко
садитесь на стульчики. Давайте её рассмотрим.
Воспитанники садятся на стульчики.
Рассматривание и составление рассказа по картине
Воспитатель задает вопросы:
Что изображено на картине?
Какое время года, почему вы так думаете?
Кто изображён на картине?
Как одеты дети?
Как вы думаете, что они хотят сделать?
Как называется этот домик?
Кто в нем будет жить?
Воспитатель подытоживает все услышанное и составляет рассказ.
Воспитатель: Послушайте внимательно мой рассказ.
Наступила весна. Прилетели скворцы, а жить то им негде. Решили дети помочь
птицам и сделать им домики. Попросили об этом папу. Папа сделал
скворечник, а дети радуются. Хорошо будет жить птичкам в таком скворечнике.
Воспитатель: А теперь вы повторите мой рассказ. Вызывает 2 -3 детей. Дети
повторяют.
А как вы думаете ребята, скворцы веселые птицы. Веселые, очень веселые.
Скороговорка «Скворцы и синицы веселые птицы»
Воспитатель: Кто сможет повторить это выражение. (Сначала, в медленном
темпе, затем все быстрее и быстрее).
Воспитатель: Вот какие молодцы. А сейчас я предлагаю вам поиграть ещё в
одну игру. Хотите в неё поиграть? (Ответы детей).
Дидактическая игра «Найди слова, начинающиеся на звук «С»
Воспитатель: Давайте поиграем, но для этого нам нужно узнать, на какой звук
начинается слово скворец. Давайте произнесем «скворец», какой звук
слышится? Звук «С». А вы знаете ещё слова на этот звук? Назовите слова,
которые начинаются на звук «С».
Молодцы. А сейчас я вам предлагаю найти слова на звук «С» на картинках.
Подойдите к столу, посмотрите, как много предметов нарисовано на картинках.
Вам нужно будет выбрать, только те предметы, которые начинаются на звук
«С».
Воспитатель помогает детям, которые затрудняются.
Воспитатель: Скажите ребята, про какое время года мы сегодня с вами
говорили? А вы хотите, чтобы травка скорее появилась, чтоб теплее стало?
А давайте весне поможем. Поможем? Для этого нам нужно вспомнить все
признаки весны, назовете один признак, и один сугроб снега растает.
Дидактическая игра «Помоги весне»
На листе изображён подснежник, подснежник закрыт – «сугробами», дети
называют признак весны, воспитатель убирает один «сугроб» и так до тех пор,
пока подснежник полностью не откроется.
Воспитатель: Вот вы какие помощники весны, молодцы. Понравилось вам
сегодня играть? А что больше всего понравилось?
Подводится итог.