Напоминание

Особенности математического развития дошкольников через дидактические игры.


Автор: Ребрищева Марина Андреевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «ЦРР–ДС «Орлёнок»
Населённый пункт: Воронежская обл., Новоусманский р–н, с. Орлово,
Наименование материала: статья
Тема: Особенности математического развития дошкольников через дидактические игры.
Дата публикации: 14.04.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности

математического

развития

дошкольников

через

дидактические игры.

Дошкольный

возраст

это

начала

накопления

первых

математических

Этот

опыт

в

умениях

прикладывать,

накладывать,

предметы.

Дети пользуются

этими в

разных Воспитатель стимулирует

детьми свойств простых действий с ними, отношений Воспитатель должен

овладению ребенком и способами в разных содержательной детской

В младшей группе начинают специальную работу по формированию

элементарных

математических

представлений,

закладывают

основы

математического развития детей. Внимание у детей 3 - 4 лет непроизвольное,

н е у с т о й ч и в о е ,

с п о с о б н о с т ь

з а п о м и н а т ь

х а р а к т е р и з у е т с я

непреднамеренностью. В связи с этим на занятиях широко используются

дидактические

игры.

Они

организуются

так,

чтобы

по

возможности

в

действии одновременно участвовали все дети и им не приходилось ждать

своей

очереди.

Проводятся

игры,

связанные

с

активными

движениями:

ходьбой и бегом. Однако, используя игровые приемы, педагог не допускает,

чтобы

они

отвлекали

детей

от

главного

(пусть

еще

и

элементарной,

но

математической работы).

В средней группе занятия по развитию элементарных математических

представлений проводятся еженедельно, в определенный день недели.

Продолжительность занятия - 20 минут. На каждом занятии идет работа

одновременно по новой теме и повторению пройденного. С первых занятий

перед детьми данной группы ставят познавательные задачи, которые придают

их действиям нацеленный характер.

Внимание четырехлетних детей, как и трехлетних, еще не устойчиво.

Для

прочного

усвоения

знаний

их

необходимо

заинтересовать

работой.

Непринужденный разговор с детьми, который ведется в неторопливом темпе,

привлекательность

наглядных

пособий,

широкое

использование

игровых

упражнений

и

дидактических

игр

-

все

это

создает

у

детей

хороший

эмоциональный настрой. Используются игры, в которых игровое действие

является в то же время элементарным математическим действием.

На занятиях по математике используют наглядно-действенные приемы

обучения:

показ

педагогом

образцов

и

способов

действий,

выполнение

детьми практических заданий, включающих элементарную математическую

деятельность.

На

пятом

году

у

детей

интенсивно

развивается

способность

к

исследовательским действиям. В связи с этим ребят побуждают к более или

менее самостоятельному выявлению свойств и отношений математических

объектов. Педагог ставит перед детьми вопросы, требующие поиска. Он

подсказывает, а если требуется - показывает, что нужно сделать, чтобы найти

на них ответ.

Дети приобретают знания опытным путем, отражая в речи то, что

непосредственно наблюдали. Тем самым удается избежать отрыва словесной

формы

высказывания

от

выраженного

в

нем

содержания,

т.е.

устранить

формальное усвоение знаний. Это особенно важно! Дети данного возраста

легко запоминают слова и выражения, подчас не соотнося их с конкретными

предметами, их свойствами.

В старшей группе продолжительность занятия изменяется

незначительно

по

сравнению

со

средней

20-25

минут),

но

заметно

увеличивается объем знаний и темп работы.

Наглядные, словесные и практические методы и приемы обучения на

занятиях

по

математике

в

старшей

группе

в

основном

используются

в

комплексе.

Пятилетние

дети

способны

понять

познавательную

задачу,

поставленную педагогом, и действовать в соответствии с его указанием.

Постановка

задачи

позволяет

возбудить

их

познавательную

активность.

Создаются

такие

ситуации,

когда

имеющихся

знаний

оказывается

недостаточно

для

того,

чтобы

найти

ответ

на

поставленный

вопрос,

и

возникает потребность узнать что-то новое, научиться новому.

Побудительным

мотивом

к

поиску

являются

предложения

решить

какую-либо игровую или практическую задачу.

Организуя самостоятельную работу детей с раздаточным материалом,

педагог

также

ставит

перед

ними

задачи

(проверить,

научиться,

узнать

новое).

Закрепление и уточнение знаний, способов действий в ряде случаев

осуществляется

предложением

детям

задач,

в

содержании

которых

отражаются близкие, понятные им ситуации. Заинтересованность детей в

решении

таких

задач

обеспечивает

активную

работу

мысли,

прочное

усвоение знаний.

В старшей и подготовительной группе расширяют виды наглядных

пособий и несколько изменяют их характер. В качестве иллюстративного

материала продолжают использовать игрушки, вещи. Но теперь большое

место

занимает

работа

с

картинками,

цветными

и

силуэтными

изображениями

предметов,

причем

рисунки

предметов

могут

быть

схематичными.

В старшей группе начинают использовать словесные игры и игровые

упражнения, в основе которых лежат действия по представлению.

Усложнение

и

вариантность

приемов

работы,

смена

пособий

и

ситуаций стимулируют проявление детьми самостоятельности, активизируют

их мышление. Для поддержания интереса к занятиям педагог постоянно

вносит в них элементы игры (поиск, угадывание) и соревнования.

На основе всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод:

использование

различных

методов

и

приемов

при

формировании

элементарных

математических

представлений

зависит

от

возраста

детей,

уровня математического развития, индивидуальных особенностей каждого

ребенка. А также следует отметить и такую особенность, что для более

эффективного обучения детей математике необходимо интегрирование всех

методов и приемов обучения детей дошкольного возраста.

Организуя образовательный процесс с дошкольниками, воспитатель в

первую к эмоциям и чувствам ребенка. Дошкольный возраст – детского

познавательного

суть

которого

чувственное

постижение

можно

сформулировать в восторженного возгласа: много вокруг интересного!"

.

Организуя игры,

которые

математическому развитию, учитывать

особенности возраста:

1. должна соответствовать опыту детей, развитию активности;

2 . игры

и с

детьми быть

направлены развитие

внимания, речи,

мышления,

отзывчивости,

самостоятельности,

действовать

успешно

и

результативно;

3. Дидактические и упражнения поддерживать интерес к совместной

с взрослым деятельности. У ребенка наиболее проявляется стремление что-

то вместе с взрослым, он осознавать,

что игра ведет к более успешному

сопровождается интересным "Давай делать с тобой".

Играя и занимаясь детьми, воспитатель способствует развитию у

них следующих способностей:

- оперировать свойствами, отношениями объектов, числами, выявлять

простейшие изменения и зависимости объектов по форме, величине;

-

сравнивать,

обобщать

группы

предметов,

соотносить

вычленять

закономерности

чередования

и

следования,

оперировать

в

плане

представлений, стремиться к творчеству;

-

проявлять

инициативу

в

деятельности,

самостоятельность

в

уточнении

или

выдвижении

цели,

в

ходе

рассуждений,

в

выполнении

и

достижении результата;

-

рассказывать

о

выполняемом

или

выполненном

действии,

разговаривать со взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового

(практического) действия.

Дидактические

игры

в

процессе

математического

развития

предоставляют

возможность

развивать

у

детей

произвольность

таких

психических процессов, как внимание и память. Игровые задания развивают

у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требует

умения

построить

высказывания,

суждение,

умозаключение;

требует

не

только умственных, но и волевых усилий – организованности, выдержки,

умения

соблюдать

правила

игры,

подчинять

свои

интересы

интересам

коллектива.

Однако

не

всякая

игра

имеет

существенное

образовательное

и

воспитательное

значение,

а

лишь

та,

которая

приобретает

характер

познавательной

деятельности.

Дидактическая

игра

обучающего

характера

сближает новую, познавательную деятельность ребёнка с уже привычной для

него, облегчая переход от игры к серьёзной умственной работе.



В раздел образования