Автор: Ребрищева Марина Андреевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «ЦРР–ДС «Орлёнок»
Населённый пункт: Воронежская обл., Новоусманский р–н, с. Орлово,
Наименование материала: статья
Тема: Особенности математического развития дошкольников через дидактические игры.
Раздел: дошкольное образование
Особенности
математического
развития
дошкольников
через
дидактические игры.
Дошкольный
возраст
–
это
начала
накопления
первых
математических
Этот
опыт
в
умениях
прикладывать,
накладывать,
предметы.
Дети пользуются
этими в
разных Воспитатель стимулирует
детьми свойств простых действий с ними, отношений Воспитатель должен
овладению ребенком и способами в разных содержательной детской
В младшей группе начинают специальную работу по формированию
элементарных
математических
представлений,
закладывают
основы
математического развития детей. Внимание у детей 3 - 4 лет непроизвольное,
н е у с т о й ч и в о е ,
с п о с о б н о с т ь
з а п о м и н а т ь
х а р а к т е р и з у е т с я
непреднамеренностью. В связи с этим на занятиях широко используются
дидактические
игры.
Они
организуются
так,
чтобы
по
возможности
в
действии одновременно участвовали все дети и им не приходилось ждать
своей
очереди.
Проводятся
игры,
связанные
с
активными
движениями:
ходьбой и бегом. Однако, используя игровые приемы, педагог не допускает,
чтобы
они
отвлекали
детей
от
главного
(пусть
еще
и
элементарной,
но
математической работы).
В средней группе занятия по развитию элементарных математических
представлений проводятся еженедельно, в определенный день недели.
Продолжительность занятия - 20 минут. На каждом занятии идет работа
одновременно по новой теме и повторению пройденного. С первых занятий
перед детьми данной группы ставят познавательные задачи, которые придают
их действиям нацеленный характер.
Внимание четырехлетних детей, как и трехлетних, еще не устойчиво.
Для
прочного
усвоения
знаний
их
необходимо
заинтересовать
работой.
Непринужденный разговор с детьми, который ведется в неторопливом темпе,
привлекательность
наглядных
пособий,
широкое
использование
игровых
упражнений
и
дидактических
игр
-
все
это
создает
у
детей
хороший
эмоциональный настрой. Используются игры, в которых игровое действие
является в то же время элементарным математическим действием.
На занятиях по математике используют наглядно-действенные приемы
обучения:
показ
педагогом
образцов
и
способов
действий,
выполнение
детьми практических заданий, включающих элементарную математическую
деятельность.
На
пятом
году
у
детей
интенсивно
развивается
способность
к
исследовательским действиям. В связи с этим ребят побуждают к более или
менее самостоятельному выявлению свойств и отношений математических
объектов. Педагог ставит перед детьми вопросы, требующие поиска. Он
подсказывает, а если требуется - показывает, что нужно сделать, чтобы найти
на них ответ.
Дети приобретают знания опытным путем, отражая в речи то, что
непосредственно наблюдали. Тем самым удается избежать отрыва словесной
формы
высказывания
от
выраженного
в
нем
содержания,
т.е.
устранить
формальное усвоение знаний. Это особенно важно! Дети данного возраста
легко запоминают слова и выражения, подчас не соотнося их с конкретными
предметами, их свойствами.
В старшей группе продолжительность занятия изменяется
незначительно
по
сравнению
со
средней
(с
20-25
минут),
но
заметно
увеличивается объем знаний и темп работы.
Наглядные, словесные и практические методы и приемы обучения на
занятиях
по
математике
в
старшей
группе
в
основном
используются
в
комплексе.
Пятилетние
дети
способны
понять
познавательную
задачу,
поставленную педагогом, и действовать в соответствии с его указанием.
Постановка
задачи
позволяет
возбудить
их
познавательную
активность.
Создаются
такие
ситуации,
когда
имеющихся
знаний
оказывается
недостаточно
для
того,
чтобы
найти
ответ
на
поставленный
вопрос,
и
возникает потребность узнать что-то новое, научиться новому.
Побудительным
мотивом
к
поиску
являются
предложения
решить
какую-либо игровую или практическую задачу.
Организуя самостоятельную работу детей с раздаточным материалом,
педагог
также
ставит
перед
ними
задачи
(проверить,
научиться,
узнать
новое).
Закрепление и уточнение знаний, способов действий в ряде случаев
осуществляется
предложением
детям
задач,
в
содержании
которых
отражаются близкие, понятные им ситуации. Заинтересованность детей в
решении
таких
задач
обеспечивает
активную
работу
мысли,
прочное
усвоение знаний.
В старшей и подготовительной группе расширяют виды наглядных
пособий и несколько изменяют их характер. В качестве иллюстративного
материала продолжают использовать игрушки, вещи. Но теперь большое
место
занимает
работа
с
картинками,
цветными
и
силуэтными
изображениями
предметов,
причем
рисунки
предметов
могут
быть
схематичными.
В старшей группе начинают использовать словесные игры и игровые
упражнения, в основе которых лежат действия по представлению.
Усложнение
и
вариантность
приемов
работы,
смена
пособий
и
ситуаций стимулируют проявление детьми самостоятельности, активизируют
их мышление. Для поддержания интереса к занятиям педагог постоянно
вносит в них элементы игры (поиск, угадывание) и соревнования.
На основе всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод:
использование
различных
методов
и
приемов
при
формировании
элементарных
математических
представлений
зависит
от
возраста
детей,
уровня математического развития, индивидуальных особенностей каждого
ребенка. А также следует отметить и такую особенность, что для более
эффективного обучения детей математике необходимо интегрирование всех
методов и приемов обучения детей дошкольного возраста.
Организуя образовательный процесс с дошкольниками, воспитатель в
первую к эмоциям и чувствам ребенка. Дошкольный возраст – детского
познавательного
суть
которого
–
чувственное
постижение
–
можно
сформулировать в восторженного возгласа: много вокруг интересного!"
.
Организуя игры,
которые
математическому развитию, учитывать
особенности возраста:
1. должна соответствовать опыту детей, развитию активности;
2 . игры
и с
детьми быть
направлены развитие
внимания, речи,
мышления,
отзывчивости,
самостоятельности,
действовать
успешно
и
результативно;
3. Дидактические и упражнения поддерживать интерес к совместной
с взрослым деятельности. У ребенка наиболее проявляется стремление что-
то вместе с взрослым, он осознавать,
что игра ведет к более успешному
сопровождается интересным "Давай делать с тобой".
Играя и занимаясь детьми, воспитатель способствует развитию у
них следующих способностей:
- оперировать свойствами, отношениями объектов, числами, выявлять
простейшие изменения и зависимости объектов по форме, величине;
-
сравнивать,
обобщать
группы
предметов,
соотносить
вычленять
закономерности
чередования
и
следования,
оперировать
в
плане
представлений, стремиться к творчеству;
-
проявлять
инициативу
в
деятельности,
самостоятельность
в
уточнении
или
выдвижении
цели,
в
ходе
рассуждений,
в
выполнении
и
достижении результата;
-
рассказывать
о
выполняемом
или
выполненном
действии,
разговаривать со взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового
(практического) действия.
Дидактические
игры
в
процессе
математического
развития
предоставляют
возможность
развивать
у
детей
произвольность
таких
психических процессов, как внимание и память. Игровые задания развивают
у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требует
умения
построить
высказывания,
суждение,
умозаключение;
требует
не
только умственных, но и волевых усилий – организованности, выдержки,
умения
соблюдать
правила
игры,
подчинять
свои
интересы
интересам
коллектива.
Однако
не
всякая
игра
имеет
существенное
образовательное
и
воспитательное
значение,
а
лишь
та,
которая
приобретает
характер
познавательной
деятельности.
Дидактическая
игра
обучающего
характера
сближает новую, познавательную деятельность ребёнка с уже привычной для
него, облегчая переход от игры к серьёзной умственной работе.