Напоминание

Самостоятельная работа с учебником как прием формирования УУД на уроках физики


Автор: Косенко Галина Васильевна
Должность: учитель физики и информатики
Учебное заведение: МОУ "СШ №1"
Населённый пункт: г. Николаевск Волгоградской обл.
Наименование материала: статья
Тема: Самостоятельная работа с учебником как прием формирования УУД на уроках физики
Раздел: среднее образование





Назад




Самостоятельная работа с учебником

как прием формирования УУД на уроках физики

Косенко Г.В., учитель физики

МОУ «СШ №1» г. Николаевска

Волгоградской обл.

Значительный вклад в обучение вносит самостоятельная работа учащихся. Кроме

лабораторных работ, решения задач следует оценивать и работу с учебником. Польза этой

формы

контроля

знаний

велика,

так

как

развитие

умений

учащихся

пополнять

самостоятельно знания путем работы с учебником является одной из актуальных задач

обучения физике.

Выделяют четыре основные группы умений работы с учебником:

1)

умения непосредственного извлечения знаний из текста;

2)

умения работы с наглядным материалом учебника;

3)

умения использовать текст учебника для решения задач;

4)

умения ориентироваться в тексте и справочном материале учебника.

В

7-8

классе

умение

работать

с

учебником

оценивается

от м е т кой

«удовлетворительно»,

если

ученик

правильно

ориентируется

в

оглавлении,

быстро

находит нужный параграф или страницу и умеет дословно воспроизвести прочитанное.

Отметку «хорошо» ставят в том случае, если ученик умеет найти в учебнике необходимый

материал, передать его «своими словами» и грамотно использовать иллюстрации в своем

рассказе. Умение работать с учебником оценивается «отлично», если дополнительно, на

основе приведенных в тексте ссылок и ориентиров, ученик соотносит новый материал с

изученными

ранее

понятиями,

логично

и

обоснованно

излагает

прочитанное,

умеет

отобрать главное и сделать свои выводы.

В процессе устного опроса проверяется умение найти в учебнике ответ на вопрос,

выделить примеры, на основе которых сформулирован вывод, выбрать из текста основные

сведения об изучаемом явлении и т.д. В ходе письменного опроса проверяется умение

найти в тексте данные для составления таблиц и схем, составить план ответа на данный

вопрос.

Умения

непосредственного

извлечения

знаний

из

учебника

различаются

в

зависимости от характера изучаемого материала и подразделяются на группы:

по изучению физических величин и явлений;

по изучению закономерностей;

по

изучению

прикладного

материала

измерительных

приборов,

технических установок, примеров проявления физических явлений в технике и быту.

При

изучении

физических

величин

(скорости,

плотности,

массы,

веса

и

др.)

обучающиеся должны уметь выделить в тексте определение и формулу вычисления,

символ

физической

величины,

установить

связь

единиц

измерения

с

формулой

вычисления, сопоставить наблюдаемый опыт с его описанием в учебнике. Такие умения

требуют

воспроизведения

данного

в

учебнике

материала

и

оцениваются

удовлетворительной оценкой.

К

более

сложным

относятся

умения:

выделить

описание

признаков

изучаемых

объектов,

проследить

приведенную

в

тексте

логику

обобщений,

выявить

факты

применения физического явления в технике и в быту. Эти умения оцениваются отметкой

«4» или «5» в зависимости от полноты и качества выполненной работы.

Например, при изучении инерции обучающиеся должны уметь выделить в тесте

примеры

изменения

скорости;

установить,

что

общая

причина

изменения

скорости

характеризуется приведенным в учебнике понятием «действие других тел»; использовать

это понятие для выявления причин начала движения, остановки и изменения направления

движения. При изучении напряжения – уметь непосредственно наблюдаемое различное

свечение лампочки сравнить с описание опыта в учебнике; выделить в тексте объяснение

явления; проследит как эти явления объясняются с помощью вновь введенного понятия –

напряжение.

Рассмотрим группу умений направленных на углубление знаний в процессе работы

обучающихся

с

наглядным

материалом

учебника

рисунками,

схемами,

таблицами,

графиками. Здесь можно указать следующие умения:

связать описание рисунков тексте с самим рисунком или схемой;

соотнести условные обозначения в тексте, на рисунках или схемах;

сопоставить названия граф таблицы и данных ее содержания;

сравнить между собой данные в таблицах числовые значения величин;

сопоставить

между

собой

рисунок

с

соответствующим

схематическим

изображением явления или устройства.

Например,

изучая

вопрос

об

архимедовой

силе,

учащиеся

знакомятся

с

последовательностью рисунков: подвешенные к пружине тело и ведерко находятся в

воздухе, затем тело в отливном сосуде с жидкостью и, наконец, тело в жидкости, а

вылившаяся из сосуда жидкость в ведерке. Соотнести данное в тексте описание рисунков с

самими рисунками нетрудно, хотя и это требует внимания, наблюдательности, умения

связно пересказать увиденное. Значительно труднее проследить пояснения к рисункам,

которые

рассчитаны

не

на

житейские

представления,

а

на

владение

физической

терминологией. В первом случае «стрелка на штативе показывает вес тела в воздухе», при

погружении тела в отливной сосуд из него выливается «часть жидкости», объем которой

равен объему тела, «на тело» кроме силы тяжести, действует еще и сила, выталкивающая

его из жидкости. Умение «устно описать» опыт и соотнести его с рисунками и схемами

свидетельствует о том, что ученики могут выявить в тексте то общее, владение которым

помогает познать многообразие физических явлений.

Рассмотрим умения по использованию учебника при решении задач. В простейших

случаях в условии задачи исходные и искомые физические величины указаны и решение

предполагает применение одной формулы. Учебник может быть здесь использован для

того,

чтобы

найти

символ

соответствующей

величины,

формулу

и

примеры

преобразования единиц измерения, примеры записи аналогичных задач.

При

решении

более

сложных

задач

требуется

выделить

физические

явления,

характеризующие описанные процессы; найти взаимосвязи понятий с другими; сравнить

условие задачи с приведенными в учебнике признаками физических величин или явлений.

К

умениям

ориентироваться

в

тексте

и

справочном

материале

учебника

можно

отнести следующие умения:

определить

по

оглавлению

местоположение

параграфом

и

соотнести

изучаемый вопрос с темой;

пользоваться предметно-именным указателем;

по указанию в тексте найти необходимую вклейку или на форзаце учебника

единицы измерения физических величин;

составить простой или сложный план текста, написать конспект, сделать

подбор материалов по данному вопросу из научно-популярной литературы.

Литература:

1.

Контроль знаний учащихся по физике / В.Г. Разумовский, Р.Ф Кривошапова

2.

Физика 7-8 класс. Методическое пособие / Н.В. Филонович



В раздел образования