Автор: Косенко Галина Васильевна
Должность: учитель физики и информатики
Учебное заведение: МОУ "СШ №1"
Населённый пункт: г. Николаевск Волгоградской обл.
Наименование материала: статья
Тема: Самостоятельная работа с учебником как прием формирования УУД на уроках физики
Раздел: среднее образование
Самостоятельная работа с учебником
как прием формирования УУД на уроках физики
Косенко Г.В., учитель физики
МОУ «СШ №1» г. Николаевска
Волгоградской обл.
Значительный вклад в обучение вносит самостоятельная работа учащихся. Кроме
лабораторных работ, решения задач следует оценивать и работу с учебником. Польза этой
формы
контроля
знаний
велика,
так
как
развитие
умений
учащихся
пополнять
самостоятельно знания путем работы с учебником является одной из актуальных задач
обучения физике.
Выделяют четыре основные группы умений работы с учебником:
1)
умения непосредственного извлечения знаний из текста;
2)
умения работы с наглядным материалом учебника;
3)
умения использовать текст учебника для решения задач;
4)
умения ориентироваться в тексте и справочном материале учебника.
В
7-8
классе
умение
работать
с
учебником
оценивается
от м е т кой
«удовлетворительно»,
если
ученик
правильно
ориентируется
в
оглавлении,
быстро
находит нужный параграф или страницу и умеет дословно воспроизвести прочитанное.
Отметку «хорошо» ставят в том случае, если ученик умеет найти в учебнике необходимый
материал, передать его «своими словами» и грамотно использовать иллюстрации в своем
рассказе. Умение работать с учебником оценивается «отлично», если дополнительно, на
основе приведенных в тексте ссылок и ориентиров, ученик соотносит новый материал с
изученными
ранее
понятиями,
логично
и
обоснованно
излагает
прочитанное,
умеет
отобрать главное и сделать свои выводы.
В процессе устного опроса проверяется умение найти в учебнике ответ на вопрос,
выделить примеры, на основе которых сформулирован вывод, выбрать из текста основные
сведения об изучаемом явлении и т.д. В ходе письменного опроса проверяется умение
найти в тексте данные для составления таблиц и схем, составить план ответа на данный
вопрос.
Умения
непосредственного
извлечения
знаний
из
учебника
различаются
в
зависимости от характера изучаемого материала и подразделяются на группы:
по изучению физических величин и явлений;
по изучению закономерностей;
по
изучению
прикладного
материала
–
измерительных
приборов,
технических установок, примеров проявления физических явлений в технике и быту.
При
изучении
физических
величин
(скорости,
плотности,
массы,
веса
и
др.)
обучающиеся должны уметь выделить в тексте определение и формулу вычисления,
символ
физической
величины,
установить
связь
единиц
измерения
с
формулой
вычисления, сопоставить наблюдаемый опыт с его описанием в учебнике. Такие умения
требуют
воспроизведения
данного
в
учебнике
материала
и
оцениваются
удовлетворительной оценкой.
К
более
сложным
относятся
умения:
выделить
описание
признаков
изучаемых
объектов,
проследить
приведенную
в
тексте
логику
обобщений,
выявить
факты
применения физического явления в технике и в быту. Эти умения оцениваются отметкой
«4» или «5» в зависимости от полноты и качества выполненной работы.
Например, при изучении инерции обучающиеся должны уметь выделить в тесте
примеры
изменения
скорости;
установить,
что
общая
причина
изменения
скорости
характеризуется приведенным в учебнике понятием «действие других тел»; использовать
это понятие для выявления причин начала движения, остановки и изменения направления
движения. При изучении напряжения – уметь непосредственно наблюдаемое различное
свечение лампочки сравнить с описание опыта в учебнике; выделить в тексте объяснение
явления; проследит как эти явления объясняются с помощью вновь введенного понятия –
напряжение.
Рассмотрим группу умений направленных на углубление знаний в процессе работы
обучающихся
с
наглядным
материалом
учебника
–
рисунками,
схемами,
таблицами,
графиками. Здесь можно указать следующие умения:
связать описание рисунков тексте с самим рисунком или схемой;
соотнести условные обозначения в тексте, на рисунках или схемах;
сопоставить названия граф таблицы и данных ее содержания;
сравнить между собой данные в таблицах числовые значения величин;
сопоставить
между
собой
рисунок
с
соответствующим
схематическим
изображением явления или устройства.
Например,
изучая
вопрос
об
архимедовой
силе,
учащиеся
знакомятся
с
последовательностью рисунков: подвешенные к пружине тело и ведерко находятся в
воздухе, затем тело в отливном сосуде с жидкостью и, наконец, тело в жидкости, а
вылившаяся из сосуда жидкость в ведерке. Соотнести данное в тексте описание рисунков с
самими рисунками нетрудно, хотя и это требует внимания, наблюдательности, умения
связно пересказать увиденное. Значительно труднее проследить пояснения к рисункам,
которые
рассчитаны
не
на
житейские
представления,
а
на
владение
физической
терминологией. В первом случае «стрелка на штативе показывает вес тела в воздухе», при
погружении тела в отливной сосуд из него выливается «часть жидкости», объем которой
равен объему тела, «на тело» кроме силы тяжести, действует еще и сила, выталкивающая
его из жидкости. Умение «устно описать» опыт и соотнести его с рисунками и схемами
свидетельствует о том, что ученики могут выявить в тексте то общее, владение которым
помогает познать многообразие физических явлений.
Рассмотрим умения по использованию учебника при решении задач. В простейших
случаях в условии задачи исходные и искомые физические величины указаны и решение
предполагает применение одной формулы. Учебник может быть здесь использован для
того,
чтобы
найти
символ
соответствующей
величины,
формулу
и
примеры
преобразования единиц измерения, примеры записи аналогичных задач.
При
решении
более
сложных
задач
требуется
выделить
физические
явления,
характеризующие описанные процессы; найти взаимосвязи понятий с другими; сравнить
условие задачи с приведенными в учебнике признаками физических величин или явлений.
К
умениям
ориентироваться
в
тексте
и
справочном
материале
учебника
можно
отнести следующие умения:
определить
по
оглавлению
местоположение
параграфом
и
соотнести
изучаемый вопрос с темой;
пользоваться предметно-именным указателем;
по указанию в тексте найти необходимую вклейку или на форзаце учебника
единицы измерения физических величин;
составить простой или сложный план текста, написать конспект, сделать
подбор материалов по данному вопросу из научно-популярной литературы.
Литература:
1.
Контроль знаний учащихся по физике / В.Г. Разумовский, Р.Ф Кривошапова
2.
Физика 7-8 класс. Методическое пособие / Н.В. Филонович