Автор: Черкасова Ольга Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 10
Населённый пункт: ст.Новоясенская Староминский район Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие учителя, библиотекаря и родителей по активизации чтения детей"
Раздел: начальное образование
Ольга Анатольевна Черкасова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ, БИБЛИОТЕКАРЯ И РОДИТЕЛЕЙ ПО
АКТИВИЗАЦИИ ЧТЕНИЯ ДЕТЕЙ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 10, учитель начальных классов
Староминский район
В России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня
читательской
культуры
населения.
Недавние
исследования
социологов
свидетельствуют о том, что развиваются процессы кризиса чтения, и детского в
том
числе.
Данные
учёных
говорят,
и
я
с
этим
полностью
согласна,
что
отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Если
человек не стал читателем в детстве, он не станет им никогда. А став взрослым,
может быть объектом повышенной опасности.
Часто мы слышим сетования учителей на то, что современные школьники мало
читают, не проявляют интереса к книге. В чём же корень проблемы и как её
можно решить?
Культура чтения закладывается в семье, формируется и развивается в школе.
Очень
трудно
развивать
то,
что
не
заложено.
Традиции
семейного
чтения
необходимо
возрождать,
поощрять,
пропагандировать
всеми
доступными
способами.
А
затем
целенаправленно,
терпеливо
и
ненавязчиво
формировать
позицию мыслящего, вдохновенного и увлечённого читателя.
Работу по активизации интереса к книге надо начинать в первые годы жизни
ребёнка и усложнять книги по мере его взросления. Когда ребёнок попадает с
родителями
из роддома домой, то библиопсихологи рекомендуют наряду с
яркими погремушками поставить в его поле зрения яркие детские книги в их
традиционной
форме,
чтобы
с
первых
дней
жизни
малыш
видел
книги.
Их
обязательно надо активизировать. Каждый, кто подходит к ребёнку для общения с
1
ним, может взять в руки книгу, полистать её, показывая малышу, и прочитать
одну – две строчки. Ребёнок должен видеть, что это не папа, мама, бабушка или
дедушка сказали, а что эти слова из книги. Такие действия не надо производить
по
десять
раз
в
день,
достаточно
в
начале
одного
раза
по
полминуты,
но
обязательно каждый день. Тогда у ребёнка вырабатывается привычка, он будет
ждать момента общения с книгой и книга станет для него необходимостью, как
игрушка, как голоса родных людей.
По мере роста и взросления ребёнка время общения с книгой должно
увеличиваться, а прочитанные тексты удлинятся. Когда ребёнок с удовольствием
рассматривает в книге картинку, показывая её взрослым, необходимо сразу же
предложить: «Да, это собачка. Давай про неё прочитаем». Книги читают.
Как только ребёнка начнут знакомить с более объёмными текстами,
необходимо
обращать
внимание
малыша
на
самое
главное
в
этом
тексте.
Взрослый после прочтения задаёт ребёнку вопрос: «А что же здесь главное?» - и
сам отвечает, потому что маленький слушатель – читатель ещё пока не умеет
говорить. Этот вопрос и ответ на него должен стать для ребёнка обязательным.
Вскоре он сам будет задавать этот вопрос взрослым, пытаться отвечать на него и
таким образом организовывать информацию, превращая её в знание.
Читать ребёнку вслух необходимо не до тех пор, пока он не научится сам
читать, а до тех пор, пока он живёт с вами. Учёные Великобритании доказали, что
чтение вслух подростку 15 – 17 лет не менее необходимо, чем малышу 3 – 4 лет, а
может, и более важно. В какой – нибудь тихий вечер, когда вы вдвоём – мама и
взрослый сын, отец и подросшая дочь, предложите ребёнку почитать хорошую
книгу.
Доказано,
что
при
помощи
такого
чтения
проблемы
всё
равно
обсуждаются, даже если текст не имеет никакого к ним отношения. Во – первых,
снимается острота какой – либо неприятности. Во – вторых, тексты хороших книг
все, в некотором роде, универсальны, все они про нас, про нашу жизнь, про
трудности и их преодоление. Особенно важно, в любом возрасте, когда ребёнку
читает отец. В нашем воспитании и образовании не хватает мужской интонации.
Когда мужчина читает хорошую книгу своему сыну, это способствует росту
2
авторитета отца у мальчика более, чем любое другое воспитательное воздействие.
Но ещё благотворнее чтение книги отцом влияет на девушку. Это повышает её
самооценку, и тот, из подворотни, с бутылкой пива и нецензурной бранью, уже не
так интересен, и рядом хочется видеть кого – то другого, который будет немного
похож на читающего папу. По утверждению британских книговедов, если отец
только два раза в неделю читает своему ребёнку вслух, это настолько благотворно
влияет на развитие личности ребёнка, что отец может не оказывать больше
никакого воспитательного воздействия, дело сделано.
Но вот ребёнок приходит в школу. Чтобы ребёнку стало приятно, интересно и
радостно обращаться к книгам, он должен научиться разговаривать с книгами.
Волшебство общения с миром книг и каждой книгой в отдельности дело сложное.
Однако, чтобы оно всё же своевременно состоялось, чтобы ни у кого не возникло
разрыва между желанием и умением читать книги, волшебник (учитель) должен
появиться вовремя.
Вот он приносит в класс детские книги, берёт одну из них в руки и
постепенно
раскрывает
перед
ребятами
азы
волшебства.
Это
он,
учитель,
организует уголок чтения, где под рукой у ребят лежат именно такие книги,
обращаясь
к
которым
легко
и
радостно
применять
приобретённые
по
мере
обучения знания: задавать книгам вопросы и получать от них пока неполные, но
уже верные ответы о том, знакомы вы или ещё нет, нужны друг другу или нет, о
чём расскажет книга, если её прочитать, весёлый это будет рассказ или грустный,
правда это или сказка, о нашем времени или о прошлом, о нашей стране или о
других странах пойдёт речь. Можно ли, приобретая такую чудесную власть над
книгой, удержаться, чтобы не попробовать порыться в книгах, поговорить с ними
самому?
Выбор
рекомендуемой
для
самостоятельного
чтения
книги
часто
подсказывают уроки литературного чтения. Но как часто мы пытаемся всё - всё
растолковать ученику, «разжевать и в рот положить», забывая о том, что так
нельзя
пробудить
читательский
аппетит.
Ученик
под
нашим
ненавязчивым
руководством может сам
наладить диалог с книгой, конечно, каждый в меру
3
своих душевных сил и способностей. Например, для чтения выбираем небольшое
по
объёму
произведение.
После
прочтения
каждый
ребёнок
формулирует
вопросы к тексту, ответы на которые он бы хотел получить у учителя или у
товарищей, выписывает слова, значение которых он не знает. Часто ещё до
обсуждения книги между ребятами возникают споры, разговоры о прочитанном.
Тут
важно
«подогреть»
ребячий
интерес:
выбираем
«художников»
для
иллюстрирования,
другим
поручаем
работу
со
словарём
и
объяснение
слов,
третьи выясняют значение имён персонажей, действующих в тексте, четвёртые
озадачены подбором пословиц и поговорок отражающих идею произведения, кто
– то под руководством библиотекаря готовит сообщение об авторе произведения.
Конечно это требует , как душевных, так и временных затрат, но эти затраты
окупаются сторицей, когда в ходе обсуждения понимаешь, что удалось затронуть
душу ребёнка, вызвать его на откровенный разговор. Это сложная задача и решать
её помогают, конечно же, библиотеки.
Библиотекарю необходимо активно работать, нести книгу читателю, стремясь,
чтобы в условиях нынешнего малочтения это были произведения, способные
оказать
влияние
на
формирование
личности
ученика.
Важно,
чтобы
ученик
начальной школы знал библиотекаря в лицо. Необходимо, чтобы он занимался не
только
книговыдачей,
следует
обязательно
общаться
с
маленьким
читателем:
пригласить в библиотеку, выяснить, какое впечатление осталось у ребёнка от
прочитанной
книги,
какие
эпизоды
понравились
более
всего,
показать
имеющиеся в библиотеке книги этого автора, порекомендовать что – то для
продолжения чтения. Не стоит забывать и о комфортной среде библиотеки. Ведь
именно от этого зависит, захочет ли ребёнок прийти сюда ещё раз. Комфортная
среда библиотеки – это и открытый доступ, и эстетично оформленные выставки,
на которых стоят лучшие, самые красочные книги. Это не только место, куда
ребята приходят за знаниями и информацией, но и любимое место общения.
Важна не только красивая обложка книги, но и то, как она была преподнесена.
Вот
почему
особое
значение
приобретают
библиотечные
уроки,
на
которых
предоставляется возможность научить детей грамотно оперировать полученной
4
информацией.
Эстетичные,
со
вкусом
оформленные
книжные
выставки
привлекают взгляд детей, заставляют на минутку остановиться. Но иногда этой
самой минутки оказывается достаточно, чтобы ребёнок по -другому увидел мир,
взял в руки книгу, поучаствовал в обсуждении прочитанного. Ребёнок всегда
будет знать, чем себя занять, а значит «дикий» образ уличного воспитания его
заденет в более старшем возрасте и многому он сможет противостоять. Поэтому
перед библиотекарем стоит задача не просто привлечь ребёнка в библиотеку, но и
способствовать развитию его культуры чтения, тому, чтобы получение знаний и
общее
развитие
маленького
читателя
происходило
через
хорошую
книгу.
Конечно, современным школьникам необходимы новые технологии. Читатели
должны
иметь
возможность
участвовать
в
тестированиях,
в
викторинах,
конкурсах,
олимпиадах,
проводимых
в
Интернете,
участвовать
в
видеоконференциях, клубах любителей чтения, узнавать о новинках современной
литературы. Библиотека является идеальной «территорией» для сотрудничества
библиотекарей,
учителей,
классных
руководителей
и
родителей,
чтобы
совместными
усилиями
научить
ребёнка
самостоятельно
искать,
«добывать»,
перерабатывать,
критически
подходить
к
полученной
информации,
делать
собственные выводы.
Только совместная деятельность может оказать положительное влияние на
школьников,
привлечь
их
внимание
к
книге
не
только
как
к
источнику
информации (есть Интернет), но как к другу, способному разделить настроение,
поддержать и посоветовать. Только тогда на вопрос «Ваша любимая книга?» дети
не
будут
мучительно
вспоминать
название
и
автора
некогда
(или
никогда?)
прочитанной книги или сочинять несуществующий вариант.
5
Список использованной литературы
Артамошина Е.Н. Дети и книга. Простые приёмы привлечения к чтению. – М.:
Школьная библиотека /// 5, 2010, с. 21
Котомина Г.В. Как побудить детей к чтению и обсуждению книги. – М,: Школьная
библиотека /// 4 – 5, 2009, с.73 – 74
Мосман
Н.В.,
Старова
Т.Н.
Сотрудничество
учителя
и
библиотекаря
в
направлении
формирования
читательской
активности
школьников.
–
М.:
Школьная библиотека /// 5, 2010, с. 71 – 73
Семенищева З.Г. Читатель должен чувствовать и знать, что его любят и ждут в
библиотеке. – М.: Школьная библиотека /// 6- 7, 2010, с.111
Школьные
библиотеки
мира:
современное
состояние
и
тенденции
развития:
сборник / сост. С.В.Пушкова. – М.: РШБА, 2009, с.225, 228, 240
6