Напоминание

"Взаимодействие учителя, библиотекаря и родителей по активизации чтения детей"


Автор: Черкасова Ольга Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 10
Населённый пункт: ст.Новоясенская Староминский район Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие учителя, библиотекаря и родителей по активизации чтения детей"
Раздел: начальное образование





Назад




Ольга Анатольевна Черкасова

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ, БИБЛИОТЕКАРЯ И РОДИТЕЛЕЙ ПО

АКТИВИЗАЦИИ ЧТЕНИЯ ДЕТЕЙ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 10, учитель начальных классов

Староминский район

В России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня

читательской

культуры

населения.

Недавние

исследования

социологов

свидетельствуют о том, что развиваются процессы кризиса чтения, и детского в

том

числе.

Данные

учёных

говорят,

и

я

с

этим

полностью

согласна,

что

отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Если

человек не стал читателем в детстве, он не станет им никогда. А став взрослым,

может быть объектом повышенной опасности.

Часто мы слышим сетования учителей на то, что современные школьники мало

читают, не проявляют интереса к книге. В чём же корень проблемы и как её

можно решить?

Культура чтения закладывается в семье, формируется и развивается в школе.

Очень

трудно

развивать

то,

что

не

заложено.

Традиции

семейного

чтения

необходимо

возрождать,

поощрять,

пропагандировать

всеми

доступными

способами.

А

затем

целенаправленно,

терпеливо

и

ненавязчиво

формировать

позицию мыслящего, вдохновенного и увлечённого читателя.

Работу по активизации интереса к книге надо начинать в первые годы жизни

ребёнка и усложнять книги по мере его взросления. Когда ребёнок попадает с

родителями

из роддома домой, то библиопсихологи рекомендуют наряду с

яркими погремушками поставить в его поле зрения яркие детские книги в их

традиционной

форме,

чтобы

с

первых

дней

жизни

малыш

видел

книги.

Их

обязательно надо активизировать. Каждый, кто подходит к ребёнку для общения с

1

ним, может взять в руки книгу, полистать её, показывая малышу, и прочитать

одну – две строчки. Ребёнок должен видеть, что это не папа, мама, бабушка или

дедушка сказали, а что эти слова из книги. Такие действия не надо производить

по

десять

раз

в

день,

достаточно

в

начале

одного

раза

по

полминуты,

но

обязательно каждый день. Тогда у ребёнка вырабатывается привычка, он будет

ждать момента общения с книгой и книга станет для него необходимостью, как

игрушка, как голоса родных людей.

По мере роста и взросления ребёнка время общения с книгой должно

увеличиваться, а прочитанные тексты удлинятся. Когда ребёнок с удовольствием

рассматривает в книге картинку, показывая её взрослым, необходимо сразу же

предложить: «Да, это собачка. Давай про неё прочитаем». Книги читают.

Как только ребёнка начнут знакомить с более объёмными текстами,

необходимо

обращать

внимание

малыша

на

самое

главное

в

этом

тексте.

Взрослый после прочтения задаёт ребёнку вопрос: «А что же здесь главное?» - и

сам отвечает, потому что маленький слушатель – читатель ещё пока не умеет

говорить. Этот вопрос и ответ на него должен стать для ребёнка обязательным.

Вскоре он сам будет задавать этот вопрос взрослым, пытаться отвечать на него и

таким образом организовывать информацию, превращая её в знание.

Читать ребёнку вслух необходимо не до тех пор, пока он не научится сам

читать, а до тех пор, пока он живёт с вами. Учёные Великобритании доказали, что

чтение вслух подростку 15 – 17 лет не менее необходимо, чем малышу 3 – 4 лет, а

может, и более важно. В какой – нибудь тихий вечер, когда вы вдвоём – мама и

взрослый сын, отец и подросшая дочь, предложите ребёнку почитать хорошую

книгу.

Доказано,

что

при

помощи

такого

чтения

проблемы

всё

равно

обсуждаются, даже если текст не имеет никакого к ним отношения. Во – первых,

снимается острота какой – либо неприятности. Во – вторых, тексты хороших книг

все, в некотором роде, универсальны, все они про нас, про нашу жизнь, про

трудности и их преодоление. Особенно важно, в любом возрасте, когда ребёнку

читает отец. В нашем воспитании и образовании не хватает мужской интонации.

Когда мужчина читает хорошую книгу своему сыну, это способствует росту

2

авторитета отца у мальчика более, чем любое другое воспитательное воздействие.

Но ещё благотворнее чтение книги отцом влияет на девушку. Это повышает её

самооценку, и тот, из подворотни, с бутылкой пива и нецензурной бранью, уже не

так интересен, и рядом хочется видеть кого – то другого, который будет немного

похож на читающего папу. По утверждению британских книговедов, если отец

только два раза в неделю читает своему ребёнку вслух, это настолько благотворно

влияет на развитие личности ребёнка, что отец может не оказывать больше

никакого воспитательного воздействия, дело сделано.

Но вот ребёнок приходит в школу. Чтобы ребёнку стало приятно, интересно и

радостно обращаться к книгам, он должен научиться разговаривать с книгами.

Волшебство общения с миром книг и каждой книгой в отдельности дело сложное.

Однако, чтобы оно всё же своевременно состоялось, чтобы ни у кого не возникло

разрыва между желанием и умением читать книги, волшебник (учитель) должен

появиться вовремя.

Вот он приносит в класс детские книги, берёт одну из них в руки и

постепенно

раскрывает

перед

ребятами

азы

волшебства.

Это

он,

учитель,

организует уголок чтения, где под рукой у ребят лежат именно такие книги,

обращаясь

к

которым

легко

и

радостно

применять

приобретённые

по

мере

обучения знания: задавать книгам вопросы и получать от них пока неполные, но

уже верные ответы о том, знакомы вы или ещё нет, нужны друг другу или нет, о

чём расскажет книга, если её прочитать, весёлый это будет рассказ или грустный,

правда это или сказка, о нашем времени или о прошлом, о нашей стране или о

других странах пойдёт речь. Можно ли, приобретая такую чудесную власть над

книгой, удержаться, чтобы не попробовать порыться в книгах, поговорить с ними

самому?

Выбор

рекомендуемой

для

самостоятельного

чтения

книги

часто

подсказывают уроки литературного чтения. Но как часто мы пытаемся всё - всё

растолковать ученику, «разжевать и в рот положить», забывая о том, что так

нельзя

пробудить

читательский

аппетит.

Ученик

под

нашим

ненавязчивым

руководством может сам

наладить диалог с книгой, конечно, каждый в меру

3

своих душевных сил и способностей. Например, для чтения выбираем небольшое

по

объёму

произведение.

После

прочтения

каждый

ребёнок

формулирует

вопросы к тексту, ответы на которые он бы хотел получить у учителя или у

товарищей, выписывает слова, значение которых он не знает. Часто ещё до

обсуждения книги между ребятами возникают споры, разговоры о прочитанном.

Тут

важно

«подогреть»

ребячий

интерес:

выбираем

«художников»

для

иллюстрирования,

другим

поручаем

работу

со

словарём

и

объяснение

слов,

третьи выясняют значение имён персонажей, действующих в тексте, четвёртые

озадачены подбором пословиц и поговорок отражающих идею произведения, кто

– то под руководством библиотекаря готовит сообщение об авторе произведения.

Конечно это требует , как душевных, так и временных затрат, но эти затраты

окупаются сторицей, когда в ходе обсуждения понимаешь, что удалось затронуть

душу ребёнка, вызвать его на откровенный разговор. Это сложная задача и решать

её помогают, конечно же, библиотеки.

Библиотекарю необходимо активно работать, нести книгу читателю, стремясь,

чтобы в условиях нынешнего малочтения это были произведения, способные

оказать

влияние

на

формирование

личности

ученика.

Важно,

чтобы

ученик

начальной школы знал библиотекаря в лицо. Необходимо, чтобы он занимался не

только

книговыдачей,

следует

обязательно

общаться

с

маленьким

читателем:

пригласить в библиотеку, выяснить, какое впечатление осталось у ребёнка от

прочитанной

книги,

какие

эпизоды

понравились

более

всего,

показать

имеющиеся в библиотеке книги этого автора, порекомендовать что – то для

продолжения чтения. Не стоит забывать и о комфортной среде библиотеки. Ведь

именно от этого зависит, захочет ли ребёнок прийти сюда ещё раз. Комфортная

среда библиотеки – это и открытый доступ, и эстетично оформленные выставки,

на которых стоят лучшие, самые красочные книги. Это не только место, куда

ребята приходят за знаниями и информацией, но и любимое место общения.

Важна не только красивая обложка книги, но и то, как она была преподнесена.

Вот

почему

особое

значение

приобретают

библиотечные

уроки,

на

которых

предоставляется возможность научить детей грамотно оперировать полученной

4

информацией.

Эстетичные,

со

вкусом

оформленные

книжные

выставки

привлекают взгляд детей, заставляют на минутку остановиться. Но иногда этой

самой минутки оказывается достаточно, чтобы ребёнок по -другому увидел мир,

взял в руки книгу, поучаствовал в обсуждении прочитанного. Ребёнок всегда

будет знать, чем себя занять, а значит «дикий» образ уличного воспитания его

заденет в более старшем возрасте и многому он сможет противостоять. Поэтому

перед библиотекарем стоит задача не просто привлечь ребёнка в библиотеку, но и

способствовать развитию его культуры чтения, тому, чтобы получение знаний и

общее

развитие

маленького

читателя

происходило

через

хорошую

книгу.

Конечно, современным школьникам необходимы новые технологии. Читатели

должны

иметь

возможность

участвовать

в

тестированиях,

в

викторинах,

конкурсах,

олимпиадах,

проводимых

в

Интернете,

участвовать

в

видеоконференциях, клубах любителей чтения, узнавать о новинках современной

литературы. Библиотека является идеальной «территорией» для сотрудничества

библиотекарей,

учителей,

классных

руководителей

и

родителей,

чтобы

совместными

усилиями

научить

ребёнка

самостоятельно

искать,

«добывать»,

перерабатывать,

критически

подходить

к

полученной

информации,

делать

собственные выводы.

Только совместная деятельность может оказать положительное влияние на

школьников,

привлечь

их

внимание

к

книге

не

только

как

к

источнику

информации (есть Интернет), но как к другу, способному разделить настроение,

поддержать и посоветовать. Только тогда на вопрос «Ваша любимая книга?» дети

не

будут

мучительно

вспоминать

название

и

автора

некогда

(или

никогда?)

прочитанной книги или сочинять несуществующий вариант.

5

Список использованной литературы

Артамошина Е.Н. Дети и книга. Простые приёмы привлечения к чтению. – М.:

Школьная библиотека /// 5, 2010, с. 21

Котомина Г.В. Как побудить детей к чтению и обсуждению книги. – М,: Школьная

библиотека /// 4 – 5, 2009, с.73 – 74

Мосман

Н.В.,

Старова

Т.Н.

Сотрудничество

учителя

и

библиотекаря

в

направлении

формирования

читательской

активности

школьников.

М.:

Школьная библиотека /// 5, 2010, с. 71 – 73

Семенищева З.Г. Читатель должен чувствовать и знать, что его любят и ждут в

библиотеке. – М.: Школьная библиотека /// 6- 7, 2010, с.111

Школьные

библиотеки

мира:

современное

состояние

и

тенденции

развития:

сборник / сост. С.В.Пушкова. – М.: РШБА, 2009, с.225, 228, 240

6



В раздел образования