Напоминание

Астрономия в искусстве


Автор: Колчева Валентина Борисовна
Должность: учитель физики и астрономии
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1375
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Астрономия в искусстве
Раздел: среднее образование





Назад




Астрономия в искусстве.

Колчева Валентина Борисовна

учитель физики и астрономии ГБОУ Школа 1375

ЮАО Москва

(Из опыта работы)

В настоящее время предмет астрономия вернулся в школу и

важнейшими задачами астрономии являются:

формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в

безграничной Вселенной,

формирование представлений о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты,

всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной;

приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и

повседневной жизни;

овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и

рефлексивной деятельностей;

освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной

компетенций.

Ценностные ориентиры содержания курса астрономии в средней (полной) школе определяются

спецификой астрономии как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного (сам

объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), поэтому в качестве ценностных

ориентиров астрономического образования выступают объекты, изучаемые в курсе астрономии, к

которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют

познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов

познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а

ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения астрономии,

проявляются:

в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

в ценности методов исследования природы;

в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного

стремления к Истине.

В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность,

здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса астрономии могут

рассматриваться как формирование:

уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;

сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.

Курс астрономии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей,

основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации

направлены на воспитание у учащихся:

правильного использования астрономической терминологии и символики;

потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Учащиеся 11-х классов профильной школы не располагают временем настолько, чтобы глубоко

погрузиться в дисциплину давно всеми забытую.

Однако, если добавить подходы к изучению с элементами искусства, которым ребята были

обучены еще в начальной школе на уроках ИЗО, и применить творческий подход, то происходят

серьезные изменения в воображении обучающегося, что помогает языком изобразительных

средств показать волшебный мир планет и их спутников, жизнь астероидов, Солнца и звезд и т.д.

Причем, занятия в творческом пространстве не ставят ограничений в выборе средств – язык

искусства многогранен и хорошо сопрягается с фантазией.

В нашей школе есть мини-планетарий (купол с электронными устройствами), где проводятся уроки

астрофизики, раскрывающие возможности проникновения в загадочный мир космоса и научно-

технические достижения в области астрономических исследований.

Такая возможность позволяет ребятам другими глазами взглянуть на Вселенную и сформировать

мотивацию к занятиям астрономией.

Совершенству нет предела!

Донное высказывание подтверждается работами наших одиннадцатиклассников, выполненные из

простых подручных средств на основе фантазии, сформированной занятиями на уроках как в

аудитории, так и в школьном планетарии.

Подготовка к ЕГЭ по профильным предметам требует много времени, но живой интерес к

загадочным объектам космического пространства и полет фантазии способствует появлению

возможностей на переключение и своеобразный отдых в мечтах и красках…

Об этом свидетельствуют представленные фотодокументы, где ребята с восторгом и

увлеченностью представляют свои творческие работы, а одноклассники с большим интересом

обсуждают фрагменты, наиболее заинтересовавшие их.

ФОТОМАТЕРИАЛЫ

ВИДЕОРЕПОРТАЖ юной корреспондентки 11-Э

К тому же, сегодня никто не может предвидеть, какое место в будущей профессии, общении, да

и просто в жизни займет астрономия в искусстве.



В раздел образования