Автор: Колчева Валентина Борисовна
Должность: учитель физики и астрономии
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1375
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Астрономия в искусстве
Раздел: среднее образование
Астрономия в искусстве.
Колчева Валентина Борисовна
учитель физики и астрономии ГБОУ Школа 1375
ЮАО Москва
(Из опыта работы)
В настоящее время предмет астрономия вернулся в школу и
важнейшими задачами астрономии являются:
•
формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в
безграничной Вселенной,
•
формирование представлений о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты,
всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной;
•
приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и
повседневной жизни;
•
овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и
рефлексивной деятельностей;
•
освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной
компетенций.
Ценностные ориентиры содержания курса астрономии в средней (полной) школе определяются
спецификой астрономии как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного (сам
объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), поэтому в качестве ценностных
ориентиров астрономического образования выступают объекты, изучаемые в курсе астрономии, к
которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют
познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов
познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а
ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения астрономии,
проявляются:
•
в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
•
в ценности методов исследования природы;
•
в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного
стремления к Истине.
В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность,
здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса астрономии могут
рассматриваться как формирование:
•
уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
•
сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.
Курс астрономии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей,
основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации
направлены на воспитание у учащихся:
•
правильного использования астрономической терминологии и символики;
•
потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
•
способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Учащиеся 11-х классов профильной школы не располагают временем настолько, чтобы глубоко
погрузиться в дисциплину давно всеми забытую.
Однако, если добавить подходы к изучению с элементами искусства, которым ребята были
обучены еще в начальной школе на уроках ИЗО, и применить творческий подход, то происходят
серьезные изменения в воображении обучающегося, что помогает языком изобразительных
средств показать волшебный мир планет и их спутников, жизнь астероидов, Солнца и звезд и т.д.
Причем, занятия в творческом пространстве не ставят ограничений в выборе средств – язык
искусства многогранен и хорошо сопрягается с фантазией.
В нашей школе есть мини-планетарий (купол с электронными устройствами), где проводятся уроки
астрофизики, раскрывающие возможности проникновения в загадочный мир космоса и научно-
технические достижения в области астрономических исследований.
Такая возможность позволяет ребятам другими глазами взглянуть на Вселенную и сформировать
мотивацию к занятиям астрономией.
Совершенству нет предела!
Донное высказывание подтверждается работами наших одиннадцатиклассников, выполненные из
простых подручных средств на основе фантазии, сформированной занятиями на уроках как в
аудитории, так и в школьном планетарии.
Подготовка к ЕГЭ по профильным предметам требует много времени, но живой интерес к
загадочным объектам космического пространства и полет фантазии способствует появлению
возможностей на переключение и своеобразный отдых в мечтах и красках…
Об этом свидетельствуют представленные фотодокументы, где ребята с восторгом и
увлеченностью представляют свои творческие работы, а одноклассники с большим интересом
обсуждают фрагменты, наиболее заинтересовавшие их.
ФОТОМАТЕРИАЛЫ
ВИДЕОРЕПОРТАЖ юной корреспондентки 11-Э
К тому же, сегодня никто не может предвидеть, какое место в будущей профессии, общении, да
и просто в жизни займет астрономия в искусстве.