Автор: Кунысбаева Зилида Зинатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДБОУ "Ляйсан"
Населённый пункт: с.Садовый Хайбуллинского района Республики Башкортостан
Наименование материала: Организованная образовательная деятельность
Тема: Деревья и кустарники нашего села
Раздел: дошкольное образование
Организованная – образовательная деятельность в старшей группе
Тема: «Деревья и кустарники нашего села».
Основная образовательная деятельность: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие
,физическое развитие, социально -коммуникативное развитие.
Задачи:
Образовательные - Закреплять и уточнять знания о разновидностях
деревьев и кустарников;
Развивающие - развивать любознательность, расширять кругозор
Воспитательные: бережное отношение к природе.
Методы и приёмы: Беседа, пояснения, игра, рассматривание иллюстрации,
физ. минутка.
Предварительная работа: Наблюдения на прогулке, чтения литературы о
природе ,рассматривание альбомов, (деревьев и кустарников), настольно-
печатные игры.
Материал:
картины с изображением деревьев, семена, гербарий, презентация на тему:
«Береги природу »
ТСО: телевизор, ноутбук
Алгоритм ООД.
Ребята послушайте загадку
Нам в дождь и в зной,
Поможет друг.
Зеленый и хороший,
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек
(дерево).
Сегодня на занятие мы будем говорить о деревьях и кустарниках, которые
растут на участке детского сада и в нашем парке. - Какие деревья растут на
участке детского сада? - Какие деревья растут в парке?
Ребята, какие части есть у дерева? (ствол, веточки, листья, корень, кора).
-Ребята, а как вы думаете, что такое кора?
Кора для дерева как для нас одежда она защищает, согревает и охлаждает
(в жаркое время года). Ребята послушайте загадку:
Её узнаешь по простой примете.
Нет дерева белей на свете (приложение 1, рис.1).
А как вы догадались, что это берёза? По белому стволу? Белая кора дерева
с красивыми черными штрихам. У берёзы тонкие нежные веточки. Листочки
маленькие и зубчатые. Ребята, а ещё что есть у берёзы? Есть серёжки - это
семена.
Это дерево как называется? Ель (приложение 1, рис. 2). Правильно.
- Где он растёт у входа в детский сад. Снизу доверху укутывают
ветки ствол.
-Ребята, а есть ли у этого дерева листочки? Есть. Кто мне покажет.
Правильно иголки и есть листья дерева и называются хвоей, они не боятся
холода, поэтому остаются зелёными, а если иголки и падают, то заменяются
свежими.
-А что висит на концах веточек? Шишки - это семена они большие и
длинные.
-Ребята это дерево как называется? Сосна (приложение 1, рис. 3). А как вы её
узнали? По высокому оранжевому стволу. Ветки сосны шапкой покрывают
верхушку ствола. Кто мне покажет листья у сосны? Иголочки. Отличаются ли
иголки сосны от иголочек ели? У сосны хвоинки длинные и растут по две,
как склеенные, а у ели хвоинки короткие и растут по одной.
-Какие шишки у сосны? (короткие, округлые, с круглыми чешуйками)
Ребята послушайте загадку про следующее дерево
Я из крошки- бочки вылез.
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок.
У этого дерева очень крепкий, мощный ствол, ветки тоже толстые и
крепкие(приложение 1, рис. 4). Ребята, похожи ли листья дуба на листья
других деревьев? Нет. Листья у дуба длинные, красивые, твёрдые, резные.
Что висит на концах веток? Жёлуди, мы их собирали на прогулке.
-Это дерево как называется? Правильно клён (приложение 1, рис. 5). А
как вы узнали? По семенам крылаткам.
Крепка и прочна древесина у клёна. Крепкие и упругие ветки. - Ребята
похоже ли листья клёна на листья других деревьев? Нет. Листья у клёна
большие красивые, сильно отличаются от других. Крылатые семена далеко
разлетаются, семена эти разносит по полям и лугам ветер
-Ребята посмотрите, как много ягод на этом дереве. Как называется это
дерево? Правильно это рябина (приложение 1, рис. 6). Она растёт у пас на
участке. У рябины очень красивые листья.
-А какого цвета ягоды у дерева? В сентябре месяце во время прогулки мы
пробовали на вкус ягоды рябины.
-Какие они были? (кислые, горькие, а вот после крепких заморозков они
становятся слаще). Ягоды рябины помогают выжить птицам.
Есть такая народная пословица «Если много рябины, то зима будет
холодная. В этом году много ягод на этом дереве? Много, значит, зима будет
холодной.
- Ребята в какое время года листочки на деревьях бывают зелеными?
Правильно деревья у меня на рисунке изображены в летнее теплое время.
Физ. минутка.
\Давайте поиграем в игру «Найди дерево по листочку»
Цель игры: Развивать умения узнавать дерево по листочку, воспитывать
бережное отношение к природе ,расширять кругозор.
Игровое правило: Дети берут по одному листочку и в стают в круг.
По моему сигналу нужно найти дерево, листочек , которого у вас в руке —
1, 2, 3 к дереву беги.
Молодцы ребята вы хорошо справились с этой игрой.
Рефлексия: Ребята давайте еще раз вспомним, какие части есть у дерева? -
Какие части есть у кустарника? У кустарника нет ствола, как у дерева. Я
сейчас хочу рассказать о кустарнике, за которым мы наблюдали. Весной на
кустарнике расцветают цветы, проходя мимо, вдыхаете прекрасный аромат
цветов. Куст привлекает к себе много насекомых. Цветы бывают сиреневые,
лиловые, белые.
Вы узнали, о каком кустарнике я говорю? Конечно это сирень
(приложение 1, рис. 7). Сейчас на ветках мы что видим? Только семена.
Послушайте загадку о следующем кустарнике.
Две сестрицы летом зеленые
К осени одна краснеет,
Другая чернеет.
Правильно смородина (приложение 1, рис. 8).
Смородина бывает черная и красная. Здесь на открытке мы видим черную.
Что мы делаем из ягод смородины. Варим варенье, можно сушить и
применять как витаминное средство, можно замораживать.
-Когда мы ходили в осенний парк собирали листья деревьев и кустарников.
Из этих листочков я сделала гербарий.
Давайте поиграем в игру «Узнай дерево или кустарник по листочку».
Ребята, а как выдумаете, зачем люди сажают деревья и кусты? Чтобы было
красиво, используются в строительстве. Деревья защищают от пыли, снега, в
жаркое время создают тенёк, дают шумовой эффект. Дерево даёт много
кислорода, воздух рядом с ним чище и свежей.
Давайте представим, что деревья вдруг исчезли. Что произойдёт на всей
земле?
Надо беречь природу, и всё что нас окружает, не ломать ветки, не чистить
кору, не брать в больших количествах сок.
А сей час я вам предлагаю просмотреть презентацию на тему: «Берегите
природу» (приложение 1)
Я хочу вас угостить дарами природы (ягоды смородины).