Напоминание

«СИНТЕЗАТОР»


Автор: Воронцова Валентина Николаевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО «Центр детского творчества»
Населённый пункт: город Нижневартовск, Тюменская область
Наименование материала: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Тема: «СИНТЕЗАТОР»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования города Нижневартовска

«Центр детского творчества»

Программа рассмотрена УТВЕРЖДАЮ

на заседании ПМК Директор МАУДО

протокол № ________ г. Нижневартовска «ЦДТ»

от «____»__________2017 г. ___________ А.В. Черногалов

от «_______»_________2017 г.

Программа принята

на педагогическом совете

приказ №______________

протокол №____________

от «____»_________2017 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«СИНТЕЗАТОР»

художественной направленности

Возраст обучающихся 7-18 лет

Срок реализации программы - 5 лет

Автор – составитель:

Воронцова В.Н. педагог

дополнительного образования.

Год разработки программы - 2002

Нижневартовск, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

4

2.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

10

3.

МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

28

4.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

36

5.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

39

2

Информационная карта программы

Полное

н а и м е н о ва н и е

программы

Д о п ол н и т е л ь н а я

о б щ е о б р а з о в а т е л ь н а я

общеразвивающая программа «Синтезатор»

Авторы-разработчики

программы

Педагог

дополнительного

о б р а з о в а н и я

Воронцова

Валентина

Николаевна,

Центр

детского творчества

Тип программы

модульная

Направленность

программы

Художественная

У р о в е н ь

о с в о е н и я

программы

основной

Форма обучения

Индивидуальная, мелкогрупповая (ансамблевая)

С р о к

р е а л и з а ц и и

программы

5 лет

Возраст обучающихся

От 7 до 18 лет

Цель программы

Развитие личности обучающегося, способной к

творческому

самовыражению

через

овладение

игрой

на

музыка льном

инст рументе

-

синтезаторе.

Краткое содержание

Программа

включает

3

модуля,

сочетание

которых

создает

условия

для

проявления

способностей

ребенка

в

различных

видах

деятельности

(музыкально-образовательная

деятельность,

слушание,

исполнительство

и

творчество),

позволяет

комплексно

подойти

к

проблеме освоения исполнительского искусства

обучающегося.

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Развитие

информационных

технологий

в

последние

десятилетия

двадцать первого века обусловило процесс компьютеризации электронного

инст румент ария.

Синте затор

элект ронный

и н с т р у м е н т,

многофункциональный, простой в управлении, компактный с качественным

звучанием.

Этот

инструмент

получил

широкое

распространение

в

профессиональной

музыке

и

в

повседневном

ходе

как

инструмент

любительского музицирования.

Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Синтезатор»

разработана

с

учетом

Федерального

Закона

Российской

Федерации

от

29.12.2012

г.

273

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»;

Приказа

Министерства

образования

и

науки

Российской

Федерации

от

29

августа

2013

г.

1008

«Об

утверждении

порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным

программам»;

«Санитарно-

эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации

режима работы образовательных организаций дополнительного образования

детей», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 04

июля 2014 года №41; Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О

примерных

требованиях

к

программам

дополнительного

образования

обучающихся»;

«Программы

развития

воспитательной

компоненты

в

общеобразовательных

учреждениях»

утвержденной

Министерством

образования и науки от 13.05.2013г. №ИР-352/09;

Концепции развития

дополнительного

образования

детей

на

2014-2020гг.,

утвержденной

решением правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р;

муниципальных правовых актов.

Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Синтезатор» - художественной направленности.

Актуальность программысостоит в обосновании подхода к обучению

детей

игре

на

синтезаторе,

как

инструменте,

все

более

популярном

в

последнее время среди детей и подростков, а также с необходимостью

внедрения новых информационных технологий. Обращение к синтезатору

4

способствует обогащению музыкального кругозора обучающихся. На основе

собственной творческой практики они приобретают возможность получить

важные

знания

о

строении

музыкальных

произведений,

почувствовать

выразительность того или иного художественного средства, а значит, их

постижение музыкального искусства становится более глубоким.

Новизна

программы. Электронные музыкальные ин

струменты

не

только прочно обосновываются в профессиональной музыке, но получают

все

более

широкое

распространение

и

в

повседневном

обиходе

как

инструменты любительского музицирования. Это объективно ставит перед

музыкальной педагогикой задачу обучения игре на этих инструментах и

п р и о б щ е н и я ,

т а к и м

о б р а з ом , о бу ч а ю щ и хс я

к

м у з ы к а л ь н о й

культуре.Цифровые

инструменты

предъявляютболее

универсальные

требования. Чтобы озвучить на синтезаторе нотный текст, надо выбрать из

большого числа имеющихся в наличии электрон

ных

тембров те, которые

лучше всего подходят стилю, жанру данного произведения, и создать проект

его

аранжировки.Благодаря

использованию

компьютерных

технологий

и

опоре на программные

заготовки каждый из этих видов деятельности

приобретает более простые формы. Творчество обучающихсястановится не

только более многогранным и увлекательным, но одновременно - простым и

продуктивным.

Цель

программы:

Развитие

личности

обучающегося,

способной

к

творческому

самовыражению

через

овладение

игрой

на

музыкальном

инструменте - синтезаторе.

Задачи:

Обучающие:

получение базовых знаний по музыкальной теории;

обучение самостоятельной работе с нотной литературой;

освоение исполнительской техники;

освоение художественных возможностей синтезатора;

совершенствование

исполнительских

способностей,

творческой

индивидуальности обучающихся;

мотивированиеобучающихсяк

самостоятельному

изучению

музыкальной культуры.

Развивающие:

5

гармоничное

развитие

исполнительских

и

звукорежиссерских

способностей, связанных с электронным музыкальным творчеством;

развитие

у

обучающихся

интереса

к

музыкальной

деятельности,

хорошего музыкального вкуса;

развитие

воображения,

мышления,

воли

качеств

личности,

необходимых для осуществления творческой деятельности;

Воспитательные:

воспитывать самостоятельную творческую личность;

воспитывать

личностные

качества

детей:

ответственность

за

выполнение порученного дела, доброжелательность в отношении со

сверстниками и взрослыми.

приобщать

обучающихся

к

музыкально-художественной

культуре

посредством активизации творческих способностей.

Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Синтезатор» адресована обучающимся 7-18 лет и рассчитана на пять лет.

Курс обучения включает в себя 360 учебных часов по 72 учебных часа в год.

По

программе

предусмотрена

индивидуальная

и

мелкогрупповая

(ансамблевая) форма работы с обучающимися. Занятия ведутся два раза в

неделю

по

1

часу.

Образовательный

процесс

по

освоению

игре

на

инструменте строится с учетом возраста и уровня подготовкиобучающихся

и делится на три модуля обучения:

первый модуль «Ознакомительный» (1 год обучения);

второй модуль «Основной» (2-3 год обучения);

третий модуль «Творческий»(4-5годобучения);

«Ознакомительный» модуль обучения (72часа) – 1 год обучения. В

содержании программы этого этапа значительное место отводится освоению

необходимых

практических

начальных

музыкально-исполнительских

умений и навыков игры на музыкальном инструменте, исполнение легких

пьес.

В

«Основной»

модуль

обучения

(144

часа)

2-3год

обучения

постепенно вводятся более сложные по характеру и исполнению пьесы,

упражнения, уделяется большое внимание индивидуальной работе с каждым

обучающимся,

ведется

постепенное

приучение

детей

к

публичным

выступлениям, вначале внутри коллектива, в группе перед обучающимися,

6

родителями. Одновременно с этим происходит накопление музыкальных

впечатлений,

обогащение

слухового

опыта,

овладение

элементарными

теоретическими знаниями, развитие и закрепление у учащихся интереса к

занятиям

музыкой.

Дети

овладевают

умением

работать

самостоятельно,

грамотно и выразительно исполнять этюды, пьесы. Исполнение простых

мелодий в ансамбле с педагогом.

Осваивая

«Творческий»

модуль

обучения

(144

часов)

4-5

год

обучения обучающиеся совершенствуют полученные ранее практические

умения, расширяют и углубляют музыкальные знания: детально знакомятся

с основными средствами художественной выразительности, с некоторыми

музыкальными

жанрами

и

формами,

различной

фактурой

исполняемых

произведений.

Обучающиеся

подводятся

к

пониманию

художественно-

образной

выразительности

и

к

углубленным

знаниям

о

музыкальном

искусстве,

его

особенностях

и

закономерностях.

Формируется

их

эмоционально-сознательное отношение к музыке. Обучающиеся выступают

на

сцене

перед

большой

аудиторией

зрителей

.

Творческая

ступень

способствует профессиональной ориентации обучающихся.

В

период

обучения

педагог

может

проводить

добор

в

группы,

в

зависимости от индивидуальных способностей, обучающиеся могут быть

зачислены или переведены на следующий модуль обучения. Они имеют

право завершить обучение после освоения программного материала каждого

модуля.

Таким

образом,

группы

второго

и

третьего

модуля

обучения

формируются

поразновозрастному

принципу

зависимо сти

от

подготовленности

обучающихся

к

восприятию

сложности

изучаемого

материала.

Зачисление

обучающихся

осуществляется

по

их

желанию,

без

прохождения конкурсного отбора, на основании заявления от родителей и

результатов собеседования.

Содержание программы распределяется по годам обучения, каждый из

которых

имеет

свои

дидактические

задачи

и

объем

времени,

предусмотренный для освоения учебного материала.

Программа включает 3 модуля, сочетание которых создает условия

для

проявления

способностей

ребенка

в

различных

видах

деятельности

7

(музыкально-образовательная деятельность, слушание, исполнительство и

творчество),

позволяет

комплексно

подойти

к

проблеме

освоения

исполнительского искусства обучающегося. Она отражает академическую

направленность репертуара, его разнообразие, дает для одного и того же

класса различные по уровню трудности варианты программ (репертуарных

комплексов),

позволяющих

учесть

разные

возможности

учащихся.

При

составлении индивидуального плана учитывается принцип педагогической

целесообразности:

доступность

изложения,

лаконизм

и

законченность

формы, совершенность инструментального воплощения. Педагог оставляет

за собой право в случаях совместных репетиций, связанных с постановкой

и подготовкой концертных номеров варьировать график занятий.

Планируемые результаты освоения программы.

К концу первого модуля (1г.о.) обучающиеся:

будут знать понятия элементарной теории музыки;

научатся читать с листа простые мелодии;

овладеют навыками игры на инструменте;

получат навыки управления панелью синтезатора;

приобретут знания о значении музыки в жизни человека;

будут исполнять легкие пьесы.

К концу второго модуля (2-3 г.о.) обучающиеся:

будут играть более сложный репертуар;

овладеют

более

совершенным

исполнительским

мастерством,

заложенным на раннем этапе.

читают с листа усложненный репертуар 1 года обучения;

ориентируются на клавиатуре и панели управления синтезатора.

умеют

самостоятельно

работать

с

несложным

музыкальным

произведением;

принимают активное участие в концертах и мероприятиях ЦДТ.

исполняют простые мелодии в ансамбле с педагогом.

К концу третьего модуля (4-5 г.о.) обучающиеся:

самостоятельно

работают

над

музыкальным

произведением

и

проявляет творческую активность в работе над произведением;

участвуют в концертах и других мероприятиях музыкального отдела;

читают с листа произведения 1,2, 3 года обучения;

8

хорошо ориентируются в панели управления инструмента;

участвуют в конкурсах всероссийского, международного уровня;

играют в ансамбле синтезаторов.

Нормы оснащения кабинета:

Учебные занятия проходят в оборудованном классе: учебная мебель,

пульт для нот, Синтезаторы, стойки для инструментов, подставка для ног.

В

наличии

технические

средства

обучения:

магнитофон,

метроном.

Методическая база представлена пособиями и рекомендациями для педагога

и нотной литературой для детей и педагога.

I модуль «Ознакомительный»

(1 год обучения)

Цель: овладение начальными навыками игры на синтезаторе.

Задачи:

1.Дать понятия элементарной теории музыки.

2.Правильно поставить игровой аппарат.

3.Сформировать

первоначальные

исполнительские

навыки

игры

на

инструменте.

4.Воспитывать самостоятельную творческую личность.

Учебный план 1 год обучения

Название раздела, темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

I

Вводное занятие.

2

1

3

1

Беседа. Знакомство детей с программой

первого года обучения.

1

-

1

2

Беседа. История создания и развития

синтезатора. Инструментальное

1

1

2

9

исполнительство.

II

Основы музыкальной грамоты

3

1

4

III

Изучение клавиатуры

1

5

6

1

Игра учебно-тренировочного материала.

1

5

6

IV

Работа над репертуаром.

2

43

45

1

Отработка нотного текста произведений.

-

21

21

2

Игра с голосом в разных стилях и темпах.

-

13

13

3

Работа

над

художественным

образом

произведений.

2

9

11

V

Чтение с листа.

1

3

4

VI

Формирование музыкальной культуры

3

7

10

1

Расширение музыкального кругозора

3

3

6

2

Концертная деятельность.

-

4

4

Итого:

12

60

72

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Раздел I. Вводное занятие.

Тема1.Беседа. Знакомство детей с программой первого года обучения.

Тео р и я : Знакомство

детей

с

программой

первого

года

обучения,

репертуарным планом, программными требованиями. Правила поведения в

ЦДТ, правила дорожного движения и ТБ.

Тема 2. История создания и развития синтезатора.

Теория: История создания и развития синтезатора.

Беседа:

Общая

характеристика

клавишных

синтезаторов.

Обращение

с

синтезатором:

уход

и

техника

безопасности,

подготовка

инструмента

к

работе.

Практика:

Инструментальное

исполнительство.

Прослушивание

разнохарактерной

музыки

в

электронной

обработке

на

синтезаторе.

Накопление простейших музыкальных впечатлений.

Раздел II. Основы музыкальной грамоты.

Тема 1.Основы музыкальной грамоты.

Теория: Нотоносец, ключи, название нот и октав, ноты первой октавы,

паузы, знаки альтерации - диез, бемоль. Длительности, метр, такт, затакт,

размер, счёт. Знаки альтерации, музыкальный синтаксис – мотив, фраза,

предложение.

Штрихи.

Буквенное

обозначение

нот,

понятие

-

мажор,

минор. Запись аккордов для левой руки C – мажорное трезвучие, Cm –

минорное

трезвучие.

Динамические

оттенки.

Сокращённое

обозначения

итальянских терминов: forte, piano.

Практика: Работа с нотным материалом. Нахождение нот, мажорных и

минорных аккордов на клавиатуре, исполнение мелодии со счётом вслух.

Составление ребусов с использованием нот и составление ритмических

рисунков.

10

Раздел III. Изучение клавиатуры.

Тема 1. Игра учебно-тренировочного материала.

Теория: Удобное расположение ученика за инструментом – стоя или сидя.

Правильная

постановка

рук

на

клавиатуре

инструмента.

Аппликатура

в

тексте.

Практика: Постановка

исполнительского

аппарата.

Развитие

пальцевой

техники,

ориентированной

на

технику

игры

на

фо рт е п и а н о .

Гамма С-dur (однооктавная). Игра штрихов: легато, нон легато, стаккато.

Освоение

игры

в

одной

позиции

и

подкладывание

первого

пальца.

Ритмические упражнения (исполнение различных ритмических рисунков,

упражнения с ритмическим сопровождением). Упражнения на выработку

специфических навыков, связанных с переключением кнопок синтезатора.

Раздел IV.Работа над репертуаром.

Тема 1.Отработка нотного текста произведений.

Теория:

Знакомство

с

произведением:

автор,

форма,

характер

Разбор

нотного

текста:

звуковысотное

строение

мелодии,

размер,

темп,

ритмический рисунок, аппликатура, штрихи – nonlegato, legato, staccato.

Практика: Навыки ориентировки на клавиатуре и панели управления,

Приёмы

звукоизвлечения, постановка рук. Игра мелодии в умеренном

темпе со счетом вслух. Отработка аппликатуры. Работа по фразам в разных

темпах

с

точным

выполнением

текста

штрихи,

нюансы.

Игра

с

автоаккомпанементом в режимах Split, Dual.Игра каждой рукой отдельно и

вместе. Отработка « дыхания» в призведении. Фразировка звука. Работа над

ошибками в тексте.

Тема 2.Игра с голосом в разных стилях и темпах.

Теория: Название и характерные особенности банков паттернов и голосов

инструмента: Style, Tone. Главные клавиши управления: Start/Stop, SyncStart.

Практика: Подбор тембра – голоса

мелодии и стиля произведения

в

соответствии

с

её

жанровой

основой

и

формой.

Игра

в

стиле

без

аккомпонимента и с ним. Работа над синхронностью звучания. Игра со

вступлением-переходом

с

А

в

В-

Окончанием. Отработка

уверенной,

стабильной игры в разных темпах. Самостоятельная работа учащегося в

подборе стилей и голосов.

Тема 3.Работа над художественным образом произведений.

Теория:

Характер

произведения.

Средства

выразительности.

Штрихи,

динамические оттенки в произведениях.

11

Практика: Выразительное,

эмоциональное

исполнение

музыкального

произведения.

Формирование

чувства

целостности

во сприятия

исполняемых пьес.

Раздел V. Чтение с листа.

Теория: Разбор нот, размера, длительностей аппликатуры. Ритмический

рисунок.

Определение

штрихов,

динамических

оттенков,

аккордов

в

аккомпонименте.

Практика: Разбор мелодии, аккомпонимента. Нахождение рациональной

аппликатуры.

Игра

двумя

руками.

Исполнение

произведения

с

листа

в

заданном режиме темпа. Синхронность звучания. Игра в стиле и голосе c

использованием Intro, Fill, Ending.

Раздел VI. Формирование музыкальной культуры.

Тема1. Расширение музыкального кругозора.

Теория: Понятие музыкальной сценической культуры. Беседа о внешнем

облике и поведении исполнителя на сцене, его эмоциональный настрой,

психологическая подготовка к выступлению.

Практика:

Слушание

образцов

классической

и

современной

музыки.

Обсуждение, анализ в ходе прослушивания аудио, видеозаписей. Просмотр

видеоматериалов

с

концертов,

конкурсов.

Посещение

концертов

ЦДТ,

музыкального отдела.

Тема 2. Концертная деятельность.

Практика: Участие в ДЮФ, концертах музыкального отдела, мероприятиях

Центра детского творчества.

II модуль «Основной»

2 год обучения

Цель: Приобретение более глубоких навыков работы на инструменте.

Задачи:

1.Освоить

более

сложный

репертуар,

разнообразные

приемы

звукоизвлечения.

2.Пробудить

творческую

активность

через

самостоятельное

исполнение

музыкальных произведений.

3.Воспитывать личностные качества обучающихся: дисциплинированность,

ответственность.

Учебный план 2 года обучения

Название раздела, темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

12

I

Вводное занятие.

1

5

6

1

Беседа. Знакомство детей с программой

второго года обучения.

1

-

1

2

Повторение пройденного репертуара.

-

5

5

II

Основы музыкальной

грамоты

2

1

3

III

Изучение клавиатуры

1

1

2

1

Игра учебно-тренировочного материала.

-

4

4

IV

Работа над репертуаром.

2

45

47

1

Отработка нотного текста произведений.

-

18

18

2

Игра с голосом в разных стилях и темпах.

-

12

12

3

Работа

над

художественным

образом

произведений.

2

9

11

4

Игра в ансамбле

-

6

6

V

Чтение с листа.

1

3

4

VI

Формирование музыкальной культуры

3

7

10

1

Расширение музыкального кругозора

3

3

6

2

Концертная деятельность.

-

4

4

Итого:

10

62

72

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Раздел I. Вводное занятие.

Тема1. Беседа. Знакомство с программой.

Тео р и я : Знакомство

детей

с

программой

второго

года

обучения,

репертуарным планом, программными требованиями, правилами поведения

в ЦДТ, правилами дорожного движения и ТБ.

Тема 2. Повторение пройденного репертуара.

Практика: Работа над произведениями в умеренном темпе. Игра двумя

руками в стиле. Раскрытие художественного образа.

Раздел II. Основы музыкальной грамоты.

Тема 1.Основы музыкальной грамоты.

Теория: Нотоносец, ключи, название нот и октав, ноты первой октавы,

паузы, знаки альтерации - диез, бемоль. Длительности, метр, такт, затакт,

размер, счёт. Знаки альтерации, музыкальный синтаксис – мотив, фраза,

предложение.

Штрихи.

Буквенное

обозначение

нот,

понятие

-

мажор,

минор. Запись аккордов для левой руки C – мажорное трезвучие, Cm –

минорное трезвучие. Динамические оттенки. Сокращённое

обозначения

итальянских терминов: forte, piano.

Практика: Работа с нотным материалом. Нахождение нот, мажорных и

минорных аккордов на клавиатуре, исполнение мелодии со счётом вслух.

Составление ребусов с использованием нот и составление ритмических

рисунков.

Раздел III.Изучение клавиатуры.

13

Тема 1. Игра учебно-тренировочного материала.

Теория: Удобное расположение ученика за инструментом – стоя или сидя.

Правильная

постановка

рук

на

клавиатуре

инструмента.клавиатуры.

Аппликатура в тексте.

Практика: Постановка

исполнительского

аппарата.

Развитие

пальцевой

техники,

ориентированной

на

технику

игры

на

фо рт е п и а н о .

Гамма С - dur (однооктавная). Игра штрихов: легато, нон легато, стаккато.

Освоение

игры

в

одной

позиции

и

подкладывание

первого

пальца.

Ритмические упражнения (исполнение различных ритмических рисунков,

упражнения

с

ритмическим

сопровождением).Упражнения

на

выработку

специфических навыков, связанных с переключением кнопок синтезатора.

Раздел IV. Работа над репертуаром.

Тема 1.Отработка нотного текста произведений.

Теория:

Знакомство

с

произведением:автор,

форма,

характер.

Разбор

нотного

текста:

звуковысотное

строение

мелодии,

размер,

темп,

ритмический рисунок, аппликатура, штрихи – nonlegato, legato, staccato,

Практика:

Навыки

ориентировки

на

клавиатуре

и

панели

управления.

Приёмы

звукоизвлечения, постановка рук. Игра мелодии в умеренном

темпе со счетом вслух. Отработка аппликатуры. Работа по фразам в разных

темпах

с

точным

выполнением

текста

штрихи,

нюансы.

Игра

с

автоаккомпанементом в режимах Split, Dual. Игра каждой рукой отдельно и

вместе. Отработка « дыхания» в призведении. Фразировка звука. Работа над

ошибками в тексте.

Тема 2.Игра с голосом в разных стилях и темпах.

Теория: Название и характерные особенности банков паттернов и голосов

инструмента: Style, Tone. Главные клавиши управления: Start/Stop, SyncStart.

Практика:Подбор тембра – голоса

мелодии и стиля произведения

в

соответствии

с

её

жанровой

основой

и

формой.

Игра

в

стиле

без

аккомпонимента и с ним. Работа над синхронностью звучания. Игра со

вступлением-переходом

с

А

в

В-

окончанием.Отработка

уверенной,

стабильной игры в разных темпах. Самостоятельная работа учащегося в

подборе стилей и голосов.

Тема 3.Работа над художественным образом произведений.

Теория:

Характер

произведения.Средства

выразительности.

Штрихи,

динамические оттенки в произведениях.

14

Практика:Выразительное,

эмоциональное

исполнение

музыкального

произведения.

Формирование

чувства

целостности

во сприятия

исполняемых пьес.

Тема 4. Игра в ансамбле.

Практика: Разучиваниепартий.Исполнение произведений с педагогом.

Раздел V. Чтение с листа,

Теория: Разбор нот, размера, длительностей аппликатуры. Ритмический

рисунок.Определение

штрихов,

динамических

оттенков,

аккордов

в

аккомпонименте.

Практика:

Разбор мелодии, аккомпонимента. Нахождение рациональной

аппликатуры.

Игра

двумя

руками.

Исполнение

произведения

с

листа

в

заданном режиме темпа. Синхронность звучания. Игра в стиле и голосе c

использованием Intro, Fill, Ending.

Раздел VI. Формирование музыкальной культуры.

Тема1. Расширение музыкального кругозора.

Теория:Понятие музыкальной сценической культуры. Беседа о внешнем

облике и поведении исполнителя на сцене, его эмоциональный настрой,

психологическая подготовка к выступлению.

Практика:

Слушание

образцов

классической

и

современной

музыки.

Обсуждение,

анализ

в

ходе

прослушивания

аудио-

и

видеозаписей.

Просмотр видеоматериалов с концертов, конкурсов. Посещение концертов

ЦДТ, музыкального отдела.

Тема 2. Концертная деятельность.

Практика: Участие в ДЮФ, концертных программах музыкального отдела,

мероприятиях Центра детского творчества. Конкурсы.

3 год обучения

Цель: Совершенствование навыков игры на инструменте.

Задачи:

1.Обучить разнообразным способам,

приемам и практическим навыкам

игры на инструменте;

2.Развивать исполнительские качества и навыки концертного выступления;

3.Развивать умения самостоятельно работать с музыкальным произведением;

4.Воспитывать самостоятельную творческую личность.

Учебный план 3 года обучения

Название раздела, темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

15

I

Вводное занятие.

1

5

6

1

Беседа. Знакомство детей с программой

третьего года обучения.

1

-

1

2

Повторение пройденного репертуара.

-

5

5

II

Основы музыкальной

грамоты

2

1

3

III

Изучение клавиатуры

1

1

2

1

Игра учебно-тренировочного материала.

-

4

4

IV

Работа над репертуаром.

2

45

47

1

Отработка нотного текста произведений.

-

17

17

2

Игра с голосом в разных стилях и темпах.

-

10

10

3

Работа

над

художественным

образом

произведений.

2

10

12

4

Работа в ансамбле.

-

8

8

V

Чтение с листа.

1

3

4

VI

Формирование музыкальной культуры

3

7

10

1

Расширение музыкального кругозора

3

3

6

2

Концертная деятельность.

-

4

4

Итого:

10

62

72

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Раздел I. Вводное занятие.

Тема 1. Беседа. Знакомство с программой.

Теория:Знакомство

детей

с

программой

третьего

года

обучения,

репертуарным планом, программными требованиями, правилами поведения

в ЦДТ, правилами дорожного движения и ТБ.

Тема 2. Повторение пройденного репертуара.

Практика: Работа над произведениями в умеренном темпе. Игра двумя

руками в стиле. Раскрытие художественного образа.

Раздел II. Основы музыкальной грамоты.

Тема 1.Основы музыкальной грамоты.

Теория:Ноты

большой,

малой,

второй,

третьей

октав.

Различные

виды

синкоп, нечётное деление длительностей. Музыкальные жанры и формы,

сложные

и

переменные

размеры,

особенности

мелодической

линии.

Итальянское

обозначение

основных

темпов

музыки.

Динамические

оттенки.

Практика:

Работа с нотным материалом. Нахождение нужных нот на

клавиатуре.

Подбор

характерных

стилей

к

произведениям.

Определение

жанров исполняемой музыки.

Раздел III.Изучение клавиатуры.

Тема 1. Игра учебно-тренировочного материала.

Теория: Удобное расположение ученика за инструментом – стоя или сидя.

Правильная

постановка

рук

на

клавиатуре

инструмента.

Аппликатура

в

тексте.

16

Практика: Постановка

исполнительского

аппарата.Развитие

пальцевой

техники.

Выбор

стиля,

владение

основными

клавишами

управления

на

панели в процессе исполнения.

Игра

штрихов:

легато,

нон

легато,

стаккато.

Ритмические

упражнения

(исполнение различных ритмических рисунков, упражнения с ритмическим

сопровождением).

Раздел IV. Работа над репертуаром.

Тема 1.Отработка нотного текста произведений.

Теория: Знакомство с произведением:автор, форма, характер Разбор нотного

текста:

звуковысотное

строение

мелодии,

размер,

темп,

ритмический

рисунок,

аппликатура,

штрихи

nonlegato,

legato,

staccato.Практика:

Навыки ориентировки на клавиатуре и панели управления,

Приёмы

звукоизвлечения, постановка рук. Игра мелодии в умеренном

темпе со счетом вслух. Отработка аппликатуры. Работа по фразам в разных

темпах

с

точным

выполнением

текста

штрихи,

нюансы.

Игра

с

автоаккомпанементом в режимах Split, Dual. Игра каждой рукой отдельно и

вместе. Отработка « дыхания» в призведении. Фразировка звука. Работа над

ошибками в тексте.

Тема 2.Игра с голосом в разных стилях и темпах.

Теория: Название и характерные особенности банков паттернов и голосов

инструмента: Style, Tone. Главные клавиши управления: Start/Stop, SyncStart.

Практика:Подбор тембра – голоса

мелодии и стиля произведения

в

соответствии

с

её

жанровой

основой

и

формой.

Игра

в

стиле

без

аккомпонимента и с ним. Работа над синхронностью звучания. Игра со

вступлением-переходом

сАв

В-

окончанием.Отработка

уверенной,

стабильной игры в разных темпах. Самостоятельная работа учащегося в

подборе стилей и голосов.

Тема 3.Работа над художественным образом произведений.

Теория:

Характер

произведения.Средства

выразительности.

Штрихи,

динамические оттенки в произведениях.

Практика:Выразительное,

эмоциональное

исполнение

музыкального

произведения.

Формирование

чувства

целостности

во сприятия

исполняемых пьес

Тема 4. Игра в ансамбле.

Практика: Разучиваниепартий.Исполнение произведений.

Раздел V. Чтение с листа

17

Теория:

Разбор

нот,

размера,

длительностей

аппликатуры.

Ритмический

рисунок.Определение

штрихов,

динамических

оттенков,

аккордов

в

аккомпонименте.

Практика:Разбор

мелодии,

аккомпонимента.

Нахождение

рациональной

аппликатуры.

Игра двумя руками. Исполнение произведения с листа в заданном режиме

темпа. Синхронность звучания. Игра в стиле и голосе c использованием

Intro, Fill, Ending.

Раздел VI. Формирование музыкальной культуры.

Тема1. Расширение музыкального кругозора.

Теория:Понятие музыкальной сценической культуры. Беседа о внешнем

облике и поведении исполнителя на сцене, его эмоциональный настрой,

психологическая подготовка к выступлению. Беседа о композиторах и их

творчестве.

Практика:

Слушание

образцов

классической

и

современной

музыки.

Обсуждение,

анализ

в

ходе

прослушивания

аудио-

и

видеозаписей.

Просмотр видеоматериалов с концертов, конкурсов. Посещение концертов

ЦДТ, музыкального отдела.

Тема 2. Концертная деятельность.

Практика: Участие в концертных программах Центра детского творчества,

музыкального отдела, конкурсах.

III модуль «Творческий»

(4-5 год обучения)

4 год обучения. Творческая группа.

Ц е л ь : совершенствование

исполнительских

и

технических

навыков,

развитие творческой инициативы, привитие музыкального вкуса.

Задачи:

1.Обучать разнообразным способам,

приемам и практическим навыкам

работы на инструменте.

2.Развивать творческую инициативу и образное мышление в работе над

музыкальным произведением.

3.Воспитывать

исполнительские

качества

и

навыки

концертного

выступления.

Учебный план 4 года обучения.

18

Название раздела, темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

19

I

Вводное занятие.

1

5

6

1

Беседа. Знакомство с программой четвертого

года обучения.

1

-

1

2

Повторение пройденного репертуара.

-

5

5

II

Основы музыкальной

грамоты

1

1

2

III

Изучение клавиатуры

1

1

2

1

Игра учебно-тренировочного материала.

-

4

4

IV

Работа над репертуаром.

2

45

47

1

Отработка нотного текста произведений.

-

16

16

2

Игра с голосом в разных стилях и темпах.

-

10

10

3

Работа

над

художественным

образом

произведений.

2

10

12

4

Игра в ансамбле.

-

9

9

V

Чтение с листа.

1

5

6

VI

Формирование музыкальной культуры

2

7

9

1

Расширение музыкального кругозора

2

2

4

2

Концертная деятельность.

-

5

5

Итого:

8

64

72

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Раздел I. Вводное занятие.

Тема 1. Беседа. Знакомство с программой.

Теория:Знакомство

детей

с

программой

третьего

года

обучения,

репертуарным планом, программными требованиями, правилами поведения

в ЦДТ, правилами дорожного движения и ТБ.

Тема 2. Повторение пройденного репертуара.

Практика: Работа над произведениями в умеренном темпе. Игра двумя

руками в стиле. Раскрытие художественного образа.

Раздел II. Основы музыкальной грамоты.

Тема 1.Основы музыкальной грамоты.

Теория: Ноты большой, малой, второй, третьей октав. Различные виды

синкоп, нечётное деление длительностей. Музыкальные жанры и формы,

сложные

и

переменные

размеры,

особенности

мелодической

линии.

Итальянское

обозначение

основных

темпов

музыки.

Динамические

оттенки. Беседа о мелизмах. Аккорды.

Практика:

Работа с нотным материалом. Нахождение нужных нот и

аккордов

на

клавиатуре.

Подбор

характерных

стилей

и

голосов

к

произведениям. Определение жанров исполняемой музыки.

Раздел III.Изучение клавиатуры.

Тема 1. Игра учебно-тренировочного материала.

Теория: Знакомство

с

клавишей

FunctionПравильная

постановка

рук

на

клавиатуре инструмента клавиатуры. Аппликатура в тексте.

Практика: Постановка

исполнительского

аппарата.

Развитие

пальцевой

техники.

Выбор

стиля,

владение

основными

клавишами

управления

на

20

панели

в

процессе

исполнения.

Самостоятельная

настройка

параметров

синтезатора перед исполнением музыкального произведения. Игра штрихов:

легато, нон легато, стаккато; динамических оттенков. Доступ к настройкам:

Metronome, Volume. Упражнения, этюды, гаммы, арпеджио, аккорды.

Раздел IV. Работа над репертуаром.

Тема 1.Отработка нотного текста произведений.

Теория: Знакомство с произведением:автор, форма, характер Разбор нотного

текста:

звуковысотное

строение

мелодии,

размер,

темп,

ритмический

рисунок, аппликатура, штрихи – nonlegato, legato, staccato,

Практика: Навыки ориентировки на клавиатуре и панели управления,

Приёмы

звукоизвлечения, постановка рук. Игра мелодии в умеренном

темпе со счетом вслух. Отработка аппликатуры. Работа по фразам в разных

темпах

с

точным

выполнением

текста

штрихи,

нюансы.

Игра

с

автоаккомпанементом в режимах Split, Dual. Игра каждой рукой отдельно и

вместе. Отработка « дыхания» в призведении. Фразировка звука. Работа над

ошибками в тексте.Игра в ансамбле.

Тема 2.Игра с голосом в разных стилях и темпах.

Теория: Название и характерные особенности банков паттернов и голосов

инструмента: Style, Tone. Главные клавиши управления: Start/Stop, SyncStart.

Практика:Подбор тембра – голоса

мелодии и стиля произведения

в

соответствии

с

её

жанровой

основой

и

формой.

Игра

в

стиле

без

аккомпанемента и с ним. Работа над синхронностью звучания. Игра со

вступлением-переходом сАв В- Окончанием.

Отработка уверенной, стабильной игры в разных темпах. Самостоятельная

работа учащегося в подборе стилей и голосов.

Тема 3.Работа над художественным образом произведений.

Теория:

Характер

произведения.Средства

выразительности.

Штрихи,

динамические оттенки в произведениях.

Практика:Выразительное,

эмоциональное

исполнение

музыкального

произведения.

Формирование

чувства

целостности

во сприятия

исполняемых пьес.

Тема 4. Игра в ансамбле.

Практика: Разучиваниепартий.Исполнение произведений.

Раздел V. Чтение с листа

21

Теория: Разбор нот, размера, длительностей аппликатуры. Ритмический

рисунок.Определение

штрихов,

динамических

оттенков,

аккордов

в

аккомпанементе.

Практика:

Разбор мелодии, аккомпанемента. Нахождение рациональной

аппликатуры.

Игра

двумя

руками.

Исполнение

произведения

с

листа

в

заданном режиме темпа. Синхронность звучания. Игра в стиле и голосе c

использованием Intro, Fill, Ending.

Раздел VI. Формирование музыкальной культуры.

Тема1. Расширение музыкального кругозора

Теория:Понятие музыкальной сценической культуры. Беседа о внешнем

облике и поведении исполнителя на сцене, его эмоциональный настрой,

психологическая подготовка к выступлению. Беседа об эстрадности.

Практика:

Слушание

образцов

классической

и

современной

музыки.

Обсуждение,

анализ

в

ходе

прослушивания

аудио-

и

видеозаписей.

Просмотр видеоматериалов с концертов, конкурсов. Посещение концертов

ЦДТ, музыкального отдела.

Тема 2. Концертная деятельность.

Практика: Участие в концертных программах Центра детского творчества,

музыкального отдела, п/к «Романтика». Конкурс «Музыкальные ступеньки».

5 год обучения

Творческая группа

Цель: применение приобретенных навыков исполнительского мастерства в

концертной деятельности.

Задачи:

1.Развить

инициативу

и

воображение

в

собственном

исполнении

музыкальных произведений.

2. Воспитать исполнительские качества (воля, эмоциональность)

3. Научить самостоятельно, работать с нотным текстом различной степени

сложности.

Учебный план5 года обучения.

Название раздела, темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

I

Вводное занятие.

1

5

6

22

1

Беседа. Знакомство с программой пятого года

обучения.

1

-

1

2

Повторение пройденного репертуара.

-

5

5

II

Основы музыкальной

грамоты

1

1

2

III

Изучение клавиатуры

1

1

2

1

Игра учебно-тренировочного материала.

-

4

4

IV

Работа над репертуаром.

2

45

47

1

Отработка нотного текста произведений.

-

16

16

2

Игра с голосом в разных стилях и темпах.

-

10

10

3

Работа

над

художественным

образом

произведений.

2

9

11

4

Игра в ансамбле.

10

10

V

Чтение с листа.

1

5

6

VI

Формирование музыкальной культуры

2

7

9

1

Расширение музыкального кругозора

2

2

4

2

Концертная деятельность.

-

5

5

Итого:

8

64

72

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Раздел I. Вводное занятие.

Тема 1. Беседа. Знакомство с программой.

Теория:Знакомство

детей

с

программой

пятого

года

обучения,

репертуарным планом, программными требованиями, правилами поведения

в ЦДТ, правилами дорожного движения и ТБ.

Тема 2. Повторение пройденного репертуара.

Практика: Работа над произведениями в умеренном темпе. Игра двумя

руками в стиле. Раскрытие художественного образа.

Раздел II. Основы музыкальной грамоты.

Тема 1.Основы музыкальной грамоты.

Теория: Ноты большой, малой, второй, третьей октав. Различные виды

синкоп, нечётное деление длительностей. Музыкальные жанры и формы,

сложные

и

переменные

размеры,

особенности

мелодической

линии.

Итальянское

обозначение

основных

темпов

музыки.

Динамические

оттенки. Беседа о мелизмах. Аккорды.

Практика:

Работа с нотным материалом. Нахождение нужных нот и

аккордов

на

клавиатуре.

Подбор

характерных

стилей

и

голосов

к

произведениям. Определение жанров исполняемой музыки.

Раздел III.Изучение клавиатуры.

Тема 1. Игра учебно-тренировочного материала.

Теория: Знакомство с клавишей Function Правильная постановка рук на

клавиатуре инструмента клавиатуры. Аппликатура в тексте.

23

Практика: Постановка

исполнительского

аппарата.

Развитие

пальцевой

техники.

Выбор

стиля,

владение

основными

клавишами

управления

на

панели

в

процессе

исполнения.

Самостоятельная

настройка

параметров

синтезатора перед исполнением музыкального произведения. Игра штрихов:

легато, нон легато, стаккато; динамических оттенков. Доступ к настройкам:

Metronome, Volume. Упражнения, этюды, гаммы, арпеджио, аккорды.Раздел

IV. Работа над репертуаром.

Тема 1.Отработка нотного текста произведений.

Теория: Знакомство с произведением:автор, форма, характер Разбор нотного

текста:

звуковысотное

строение

мелодии,

размер,

темп,

ритмический

рисунок, аппликатура, штрихи – nonlegato, legato, staccato,

Практика: Навыки ориентировки на клавиатуре и панели управления,

Приёмы

звукоизвлечения, постановка рук. Игра мелодии в умеренном

темпе со счетом вслух. Отработка аппликатуры. Работа по фразам в разных

темпах

с

точным

выполнением

текста

штрихи,

нюансы.

Игра

с

автоаккомпанементом в режимах Split, Dual. Игра каждой рукой отдельно и

вместе. Отработка « дыхания» в призведении. Фразировка звука. Работа над

ошибками в тексте.

Тема 2.Игра с голосом в разных стилях и темпах.

Теория: Название и характерные особенности банков паттернов и голосов

инструмента: Style, Tone. Главные клавиши управления: Start/Stop, SyncStart.

Практика:Подбор тембра – голоса

мелодии и стиля произведения

в

соответствии

с

её

жанровой

основой

и

формой.

Игра

в

стиле

без

аккомпанемента и с ним. Работа над синхронностью звучания. Игра со

вступлением-переходом

сАв

В-

Окончанием.Отработка

уверенной,

стабильной игры в разных темпах. Самостоятельная работа учащегося в

подборе стилей и голосов.

Тема 3.Работа над художественным образом произведений.

Теория:

Характер

произведения.Средства

выразительности.

Штрихи,

динамические оттенки в произведениях.

Практика:Выразительное,

эмоциональное

исполнение

музыкального

произведения.

Формирование

чувства

целостности

во сприятия

исполняемых пьес.

Тема 4. Игра в ансамбле.

Практика: Разучиваниепартий.Исполнение произведений.

Раздел V. Чтение с листа.

24

Теория:

Разбор

нот,

размера,

длительностей

аппликатуры.

Ритмический

рисунок.Определение

штрихов,

динамических

оттенков,

аккордов

в

аккомпанементе.

Практика: Разбор мелодии, аккомпанемента. Нахождение рациональной

аппликатуры.

Игра

двумя

руками.

Исполнение

произведения

с

листа

в

заданном режиме темпа. Синхронность звучания. Игра в стиле и голосе c

использованием Intro, Fill, Ending.

Раздел VI. Формирование музыкальной культуры.

Тема 1. Расширение музыкального кругозора.

Теория:Понятие музыкальной сценической культуры. Беседа о внешнем

облике и поведении исполнителя на сцене, его эмоциональный настрой,

психологическая подготовка к выступлению. Беседа об эстрадности.

Практика:

Слушание

образцов

классической

и

современной

музыки.

Обсуждение,

анализ

в

ходе

прослушивания

аудио-

и

видеозаписей.

Просмотр видеоматериалов с концертов, конкурсов. Посещение концертов

ЦДТ, музыкального отдела.

Тема 2. Концертная деятельность

Практика: Участие в концертных программах Центра детского творчества,

музыкального отдела. Конкурс «Музыкальные ступеньки».

МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

25

Для

отслеживания

динамики

освоения

программы

и

анализа

результатов

учебной

деятельности

разработан

мониторинг

педагога

дополнительного образования. Мониторинг осуществляется в течение всего

учебного

года

и

проводится

в

форме

текущего

контроля:

начальной,

промежуточной и итогового аттестации обучающихся.

Степень

владения

практическим

и

теоретическим

материалом

обучающимися

оценивается

через

следующие

формы:

собеседование,

прослушивание, практические задания, творческие просмотры, участие в

концертной деятельности и конкурсах различного уровня, итоговое занятие.

М о н и т о р и н г

п р е д п о л а г а е т

о т с л е ж и в а н и е

у р о в н я

сформированноститеоретических знаний, практических умений и навыков

сценического выступления, ансамблевого взаимодействия.

В целях решения учебно-воспитательных задач и в соответствии с

этим

подобран

учебно-тренировочный

и

художественный

репертуар.

Он

сформирован

так,

чтобы

была

возможность

не

только

закреплять

и

развивать полученные ранее знания, умения, навыки, но и последовательно

приобретать

новые.Это

дает

определенную

свободу

педагогу

в

регламентации времени, необходимого для прохождения соответствующего

учебного материала, а также более широкие возможности использования его

в

соответствии

с

развитием

и

музыкальной

подготовкой

конкретного

ученика на каждом году обучения.

Репертуар

каждого

обучающегося

подбирается

с

учетом

д и ф ф е р е н ц и р о в а н н о г о

п о д х о д а ,

е г о

и н д и в и д у а л ь н ы х

и

психофизиологических особенностей, а также по трем уровням трудности

(1- низкий уровень, 2- средний, 3- высокий). Постепенно вводятся более

сложные

по

характеру

и

исполнению

произведения,

уделяется

большое

внимание

индивидуальной

работе

с

каждым

обучающимся.

Учитывая

уровень музыкальной подготовки, делается попытка объединения учащихся

в

ансамбли

малых

форм,

что

дает

им

возможность

научиться

основам

ансамблевого музицирования.

Усложняется

форма

исполняемых

сольных

музыка льных

произведений. Совершенствуется умение играть и в ансамбле. Кроме этого,

26

в конце II этапа обучения учащимся предоставляется возможность выбора,

как

индивидуального

репертуара,

так

и

репертуара

для

ансамбля.

Акцентируется внимание на самостоятельном подборе знакомых мелодий на

слух и разборе музыкальных произведений под контролем педагога.

Первичная диагностика ребёнка проводится с целью определения

музыкальных данных при прослушивании и знакомстве с ним в начале

обучения (прослушивается слух, ритм и музыкальная память).

Обязательным

компонентом

педагогического

процесса

является

контроль за результатами обучения учащегося.

Контроль имеет место на

всех стадиях процесса обучения.

Индивидуальное обучение опирается на следующие виды контроля:

1.

поурочный,

2.

поэтапный (в конце первого полугодия),

3.

итоговый (в конце учебного года).

Способами

прослушивания,

наблюдения,

анализа

контролируется

уровень

сформированности

и

развития

у

детей

ЗУН

и

музыкальных

способностей.

Успеваемость обучающихся учитывается на контрольных уроках, а

также

открытых

концертах,

конкурсах,

прослушиваниях

к

ним.На

выпускной экзамен выносятся два произведения различных жанров и форм.

Итоговое занятие при переходе на следующий модуль обучения проводится

в конце учебного года. В конце каждой четверти проводятся контрольные

занятия. Все выступления учащихся в течение года оцениваются словесной

характеристикой;

при

этом

кратко

отмечаются

достигнутые

учеником

успехи и имеющиеся недостатки.

Оценка на контрольном занятии или переводном итоговом занятии может

выставляться за одно (любое) выступление ученика на конкурсе солистов

(как внутри ЦДТ так и за пределами), только с получением какого-либо

призового места.

Активизации

учебной

деятельности

учащегося

способствуют

следующие методы:

1. подражание;

2. эмоционально-волевой;

3. интеллектуальный;

4. наглядно-слуховой;

27

5. словесный;

6. анализа и сравнения;

7. контроля и самоконтроля.

(вывод по уроку, рефлексия, информация о домашнем задании).

Используются следующие виды контроля:

диагностического исследования;

тестирование и анкетирование;

индивидуальный образовательный маршрут;

отчётные концерты, концерты для родителей, ДЮФ.

Формы выявления, фиксации и предъявления результатов:

Спектр способов и форм

выявления результатов

Спектр способов и

форм фиксации

результатов

Спектр способов и

форм предъявления

результатов

·

беседа;

·

опрос;

·

наблюдение;

·

концерты;

·

конкурсы;

·

филармонии;

·

праздничные

мероприятия.

·

грамоты;

·

дипломы;

·

благодарственные

письма;

·

анкеты;

·

протоколы

диагностики.

·

КИМ;

·

устная оценка

(похвала,

педагогическая

поддержка);

·

конкурсы;

·

фестивали;

·

концерты;

·

филармонии.

Формы

подведения

итогов

реализации

дополнитель ной

общеобразовательной общеразвивающей программы:

самоанализ:

коллективный анализ выступлений;

открытые занятия для родителей;

самостоятельная работа;

концерты;

фестивали-конкурсы;

ДЮФ.

Мониторинг качества обучения позволяет педагогу грамотно вносить

н е о бхо д и м ы е

с о о т в е т с т ву ю щ и е

и з м е н е н и я

в

с о д е р ж а н и е

общеобразовательной

общеразвивающей

программы

и

в

условия

ее

реализации;

в

планирование

творческого

процесса

и

организацию

педагогической поддержки обучающимся.

Уровни

Точность и

осмысленность

текста

Ясность

звукоизвлечения

Динамическая

ясность.

Техника

исполнения,

ритмическая и

темповая

устойчивость

Эмоциональность

Образность

исполнения.

Прилежание

28

Оптималь

Верность

авторскому

тексту, верные

штрихи,

аппликатура,

Умение

исполнить

музыкальные

произведения с

различными

Пальцевая

беглость,

ловкость и

изящество,

точный

Яркий

художественный

образ в

исполняемых

произведениях,

Перевыполн

ение

учебной

программы.

Самостоятел

Достаточный

Точное

воспроизведение

текста, верные

штрихи,

соответствующа

я аппликатура,

яркая динамика,

выдержанность

формы.

Пение на

инструменте,

яркое

звукоизвлечения

динамическое

развитие.

Исполнение

произведений в

соответствующе

м темпе, яркая

артикуляция и

фразировка.

Образность в

исполнении

произведений,

понимание

содержания

самоконтроль.

Выполнение

учебной

программы.

Учение с

увлечением

Удовлетворительный

Целостное

исполнение

произведений

наличие

помарок,

ошибок.

Применение

разнообразных

приемов

звукоизвлечения,

вялость,

динамическое

однообразие

В основном,

точный

ритмический

рисунок, пульс,

недостаточно

устойчивый

темп.

Исполнение

произведений в

характере.

Недостаточн

ая

подготовка

к урокам,

обучение без

желания.

Критический

Исполнение

произведений с

ошибками,

помарками,

остановками.

Поверхностное

«точечное»

звука ведение,

динамическое

однообразие.

Неритмичное

исполнение

произведений в

несоответствую

щем темпе

Исполнение

произведений вне

характера,

безжизненно

Невыполнен

ие учебной

программы.

Пропуски

уроков.

Год

обучения

требования к

предметным

результатам

требования к

метапредметным

результатам

требования к

личностным

результатам

форма

контроля

систе

ма

оценк

и

Первый

1.Ознакомление

с

основными

выразительными

возможностями

с и н т е з а т о р а

и

главными

клавишами

управления

автоаккомпонимнета:st

art,

stop,

synchro-start,

intro, ending.

2.Сформировать

первоначальные

исполнительские

н а в ы к и

и г р ы

н а

инструменте.

Организация

целесообразных

игровых

д в и же н и й

1.освоение способов

решения

проблем

творческого и поис-

кового характера;

2.формирование

умения

понимать

п р и ч и н ы

у с п е х а

неуспеха

учебной

д е я т е л ь н о с т и

и

способности

конструктивно

действовать

даже

в

ситуациях неуспеха;

3 . о с в о е н и е

н а-

ч а л ь н ы х

ф о р м

познавательной

и

личностной

рефлексии;

1.чувство

гордо-

сти за культуру и

искусство

Родины,

своего

города;

2.уважительное

отношение к куль-

туре

и

искусству

других

народов

нашей

страны

и

мира в целом;

3.формирование

эстетических

чувств,

художест-

венно-творческого

мышления,

н а-

блюдательности и

фантазии;

тести-

ровани

е,

зачеты,

кон-

церты,

конкур

сы.

29

«постановка рук». Игра

нон

легато,

а

затем

легато в одной позиции

и

с

подкладыванием

первого пальца.

3.Освоение

базовых

компонентов

нотной

грамоты:

нотоносец,

скрипичный и басовый

ключи,

обозначение

нот

(

графиче ско е,

слоговое и буквенное)

мажорная

гамма,знаки

альтерации,

названия

октав,

длительности,

паузы, тактовый размер

2\4,

3\4,

4\4,

затакт.

Д и н а м и ч е с к и е

и

ш т р и х о в ы е

о б о з -

начения, аппликатура.

4.В

течение

учебного

года

выучить

10-12

пьес.

4.овладение умением

вести диалог

5 . у м е н и е

п л а-

нировать и грамотно

осуществлять

учебные

действия

в

с о о т в е т с т в и и

с

поставленной

задачей,

находить

варианты

решения

различных

творческих задач;

6 . у м е н и е

р а-

ционально

строить

самостоятельную

творческую

деятельность,

умение организовать

занятия дома;

Второй

1 . О с в о и т ь

б о л е е

сложный

репертуар,

разнообразные приемы

звукоизвлечения

2.

Пробудить

творче-

скую активность через

самостоятельное

и с п о л н е н и е

м у з ы-

кальных произведений.

3 . Н а з в а н и я

и

характерные

особенности

названия

и

х а р а к т е р н ы е

о собенно сти

б а н ка

гол о с о в ,

з ву ко в ы х

эффектов

и

стилей

синтезаторов.

4.Аккорды:

мажорные

и минорные,D7.

5.Понятие об основных

элементах

музыкальной

выразительности:

мелодия,

гармонии,

тембре.

6.Развитие навыков

аранжировки для

синтезатора: жанровые

критерии в выборе

стилей, применение в

аккомпонименте

ритмических

1.освоение способов

решения проблем

творческого и

поискового

характера;

2.овладение умением

творческого видения

с позиций

музыканта, т. е.

умением сравнивать,

анализировать,

выделять главное,

обобщать;

3.формирование

умения понимать

причины успеха

неуспеха учебной

деятельности и

способности

конструктивно

действовать даже в

ситуациях неуспеха;

4.овладение

логическими

действиями

сравнения, анализа,

синтеза, обобщения,

5. умение

планировать и

грамотно

осуществлять

учебные действия в

1чувство гордости

за культуру и

искусство

Родины, своего

города;

2.уважительное

отношение к

культуре и

искусству других

народов нашей

страны и мира в

целом;

1.

понимание

особой роли

культуры и

искусства в жизни

общества и

каждого

отдельного

человека;

2.

сформированност

ь эстетических

чувств,

художественно-

творческого

мышления,

наблюдательности

и фантазии;

3.

сформированност

ь эстетических

потребностей

(потребностей к

зачеты,

концер

ты

работа

по

карточ

кам,

тестир

ование,

конкур

сы.

30

заполнений(fillin)/

соответствии с

поставленной

задачей, находить

варианты решения

различных

творческих задач;

6.умение

рационально строить

самостоятельную

творческую

деятельность,

умение организовать

занятий дома;

музицированию к

самостоятельному

подбору

произведений.

4.

развитие

этических чувств,

доброжелательнос

ти и эмоциональ-

но-нравственной

отзывчивости,

понимания и

сопереживания

чувствам других

людей;

5.

овладение

навыками

концертной

деятельности в

процессе

совместных

выступлений;

Третий

1.Научить

самостоятельно

разбирать

несложные

музыкальные

произведения.

2.

Научить подбирать

на

слух

несложные

пьесы.

3. Голоса синтезатора,

имитирующие

струнные,

деревянно-

д у х о в ы е ,

м е д н о -

духовые,

ударные

и

электронные

инструменты.

4.Стилинародной,

джазовой,

к л а с с и ч е с к о й

и

современной

популярной музыки.

5. Тактовый размер3\8

и 6\8. Фермата.

6. Чтение с листа пьес

уровня

трудности

1

класса.

7. В течение учебного

года

выучить

8-10

пьес.

1.освоение способов

решения проблем

творческого и

поискового

характера;

2.анализировать,

выделять главное,

обобщать;

3.формирование

умения понимать

причины успеха

неуспеха учебной

деятельности и

способности

конструктивно

действовать даже в

ситуациях неуспеха;

4.овладение

логическими

действиями

сравнения, анализа,

синтеза, обобщения,

классификации по

родовидовым

признакам;

5.использование

средств

информационных

технологий для

решения различных

учебно-творческих

задач в процессе

поиска

дополнительного

1.уважительное

отношение к

культуре и

искусству других

народов нашей

страны и мира в

целом;

2. формирование

творческого

мышления,

наблюдательности

и фантазии;

потребностей к

музицированию к

самостоятельному

подбору

произведений.

развитие

эмоционально—

нравственной

отзывчивости,

понимания и

сопереживания

чувствам других

людей;

3.овладение

навыками

концертной

деятельности в

процессе

совместных

выступлений;

4. Умение

справляться со

тестир

ование,

концер

ты,

зачеты,

конкур

сы.

31

музыкального

материала,

выполнение

творческих

проектов,

сценическим

волнением

5.уметь

контролировать

себя

в

процессе

совместной

работы,

соблюдая

правила

вежливости;

6. уметь понимать

необходимость

сотрудничества

с

педагогом,

г о т о в н о с т ь

к

взаимодействию с

ним и дружескому

взаимопонимани

ю.

Четверт

ый

1.Совершенствовать

техническое и

исполнительское

мастерство

2.Освоить

практику

самостоятельной

р а б о т ы

н а д

музыкальным

произведением.

3.Развить инициативу и

в о о б р а ж е н и е

в

собственном

исполнении

музыкальных

произведений.

4.Голоса

синтезатора

из банка данных.

5. Чтение с листа пьес

уровня трудности 2, 3

класса.

6 .

У с л о ж н е н н ы е

аккорды:

Cdim7,C7sus4,CmM75.

7. В течение учебного

года выучить 6-8 пьес

среднего

и

сложного

уровня..

1.осознанное

стремление к

освоению новых

знаний и умений, к

достижению более

высоких и

оригинальных

творческих

результатов освоение

способов решения

проблем творческого

и поискового

характера;

2.овладение умением

творческого видения

с позиций

музыканта, т. е.

умением сравнивать,

анализировать,

выделять главное,

обобщать;

3.формирование

умения понимать

причины успеха

неуспеха учебной

деятельности и

способности

конструктивно

действовать даже в

ситуациях неуспеха;

4.использование

средств

информационных

технологий для

решения различных

учебно-творческих

задач в процессе

1.понимание

особой роли

культуры и

искусства в жизни

общества и

каждого

отдельного

человека;

2.сформированно

сть эстетических

чувств,

художественно-

творческого

мышления,

наблюдательности

и фантазии;

3.сформированно

сть эстетических

потребностей

(потребностей к

музицированию к

самостоятельному

подбору

произведений.

4. развитие

этических чувств,

доброжелательнос

ти и

эмоционально-

нравственной

отзывчивости,

понимания и

сопереживания

чувствам других

людей;

5.овладение

навыками

тестир

ование,

зачеты,

работа

по

карточ

кам,

концер

ты,

конкур

сы.

32

поиска

дополнительного

музыкального

материала,

выполнение

творческих

проектов,

концертной

деятельности в

процессе

совместных

выступлений;

6. Умение

передавать свои

чувства ,

переживания

через исполнение

музыкальных

произведений.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

В

основе

общеобразовательной

общеразвивающей

программы

«Синтезатор» лежат следующие методические принципы:

единство технического и художественно – эстетического развития

обучающихся;

последовательность овладения навыками игры на синтезаторе;

принцип эмоционального положительного фона обучения;

индивидуальный подход к обучающимся.

Необходимо знать закономерности вокального развития детей и уметь

предугадать динамику развития обучающихся под влиянием отобранного

репертуара,

уметь

гибко

и

полноценно

реагировать

в

учебно-

воспитательном плане на новые веяния в современной музыкальной жизни.

В

процессе

работы

большое

внимание

уделяется

развитию

вокальных

навыков,

чувству

ритма,

стиля,

художественного

образа,

а

также

осмысленности и искренности исполнения.

Методами,

в основе которых лежит деятельность обучающихся

являются:

объяснительно-иллюстративный

( м е т о д ы

о б у ч е н и я ,

п р и

использовании которых обучающиеся воспринимают и усваивают готовую

информацию);

33

репродуктивный(обучающиеся воспроизводят полученные знания и

освоенные способы деятельности);

исследовательский(овладение

обучающихся

само стоятельной

работы);

Творческий

(определяет

качественный

результативный

показатель

практического

воплощения

художественного

образа

в

инструментальном

исполнительстве);

игровой(способствует раскрепощению обучающихся, не допуская при

этом мышечных зажимов и напряжений).

импровизация

и

сценическое

движение

(способствует

умению

обучающихся

держаться

и

двигаться

на

сцене,

раскрепощаться

перед

зрителями и слушателями.Использование данного метода позволяет поднять

исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень).

По типу занятия в Программе:

вводное занятие проводится в начале образовательного процесса с

целью ознакомления с предстоящими видами и тематикой обучения;

индивидуальные

занятия,

на

которых

излагаются

теоретические

сведения и отрабатываются приемы игры на синтезаторе;

занятия-постановки

(репетиции),

на

которых

отрабатывается

исполнение музыкальных произведений на концертах, ДЮФ, мероприятиях

ЦДТ.

открытые занятия, которые проводятся для родителей, педагогов,

гостей.

Формы проведения занятий:

-

практических занятий;

-

мастер-классы;

-

уроки-концерты;

-

творческие отчеты.

Методическое сопровождение:

учебной работы педагога:

методика мониторинга усвоения обучающимися учебного материала;

методика

диагностики

(стимулирования)

творческой

активности

обучающихся;

авторские

методики:

И.М.Красильников

«Клавишный

синтезатор.

Ансамбль клавишных синтезаторов»; В.В.Лысенко«Учимся играть на

синтезаторе».

воспитательной работы педагога:

методика организации воспитательной работы.

работа педагога по организации учебной деятельности:

34

методика анализа результатов деятельности;

массовой работы:

методика

организации

и

проведения

массового

мероприятия

(мероприятия,

конкурсы, концерты для родителей, музыкальные игры и

др.).

Для

обеспечения

наглядности

и

доступности

изучаемого

материала

педагог

использует

наглядные

пособия

следующих

видов:

звуковой

(аудиозаписи);

смешанный

(видеозаписи);

тематические

подборки

музыкальных произведений).

Дидактический

материал

подбирается

и

систематизируется

в

соответствии

с

учебным

планом,

возрастными

и

психологическими

особенностями обучающихся, уровнем их развития и способностями.

35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список основной литературы

1.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.

Федеральный государственный образовательный стандарт

начального

общего образования // утвержден приказом Министерства образования и

науки РФ от 06.10.2009 г. № 373.

3.

Федеральный государственный образовательный стандарт

основного

общего образования // утвержден приказом Министерства образования и

науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897.

4.

Данилюк,

А.

Я.

Концепция

духовно-нравственного

развития

и

воспитания личности гражданина России в сфере общего образования:

проект

/

А. Я. Данилюк,

А.

М.

Кондаков,

В.

А.

Тишков.

Рос.акад.

образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго

поколения).

5.

Долгосрочная

целевая

программа

«Развитие

образования

города

Нижневартовска на 2012–2014 годы».

6.

Примерная

основная

образовательная

программа

образовательного

учреждения. Начальная школа / сост. Е.В. Савинов. – М.: Просвещение,

2010. С 3-35, 71-73.

Список рекомендуемой учебной литературы

1.

А. Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано»

2.

«Беседы о музыкальной педагогике и многом другом».

3.

Готальская Г.В., Крыленко А.В. В школу с радостью. Минск 1998г.

4.

Дмитриева

Л.Г.

Черноиваненко

Н.

М.

Методика

музыкального

воспитания в школе. Москва. 1998г.

5.

Добровской А.И. Сто способов по развитию одаренности детей. РПА.

Н. 1997г

6.

П.Жива «Практическая аранжировка популярной музыки на

синтезаторе»

7.

В. Крюкова «Музыкальная педагогика».

8.

К. Мартинсен «Методика индивидуального преподавания игры на

фортепиано».

9.

Михайлова

М.А.

Развитие

музыкальных

способностей

детей.

Ярославль 2011г.

10.

Педкасистый

П.И.,

Портнов

Л.М.

Искусство

преподавания.

РПА.

Москва 2010г.

11.

Г. Смирнова «Класс специального фортепиано» Специальный курс. Е.

Сугоняева «Музыкальные занятия с малышами».

12.

А. Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков».

36

13.

Юдина

Е.И.

Мой

первый

учебник

по

музыке

и

творчеству.

М.Аквариум1984г.

14.

Т.Смирнова «Интенсивный курс обучения»

15.

А. Амоношвили «Гуманная педагогика»

16.

В.Сластенин Программа для внешкольных учреждений и

общеобразовательных школ. Москва, «просвещение» 1986 г.

17.

Программа для детских музыкальных школ, Москва, Министерство

культуры 1995г.

18.

«Педагогика», Москва, «Школа Пресс», 2000 г.

37



В раздел образования