Авторы: Рожина Анна Олеговна, Слепцова Нюргустана Васильевна
Должность: учитель английского языка, учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Верхоянская СОШ имени М. Л. Новгородова"
Населённый пункт: г. Верхоянск, Верхоянский район Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: Авторская программа и календарно–тематический план внеурочной деятельности
Тема: "Новости школы на Полюсе Холода"
Раздел: дополнительное образование
№
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Новости
школы Полюса холода» 2017-2018 уч.год
Дата
Тема занятия
Теоретическая
часть
Практическая часть:
1-
4
11.09
Что такое журналистика?
Введение в
журналистскую
деятельность. – 2ч.
Интервью с
экскурсантами про
комплекс «Хоптолоох» в
м. Хоптолоох (детский
сад №1). – 2ч.
Азы интервью: правила
постановки вопросов.
Техника безопасности на
природе.
Пробные интервью
(практика)
Рефлексия: анализ
проделанной работы и
обработка информации
5-
8
12.09
Фоторепортаж: ведение
съемки, светопостановка,
тень, фокус.
Ознакомление с
техникой
фоторепортажа – 2ч.
Выезд на природу на
местность Лысая гора,
экскурсия по городу
(памятники).
Основы фоторепортажа –
фото интересных мест,
чудес природы
достопримечательностей:
м. Лысая гора – 1ч.,
экскурсии по городу – 1ч.
.
Фоторепортаж: ведение
съемки, светопостановка,
тень, фокус.
Фотографирование
природы в м. Лысая гора
Фотографирование
достопримечательностей
города
9-
12
13.09
Азы видеоинтервью:
правила постановки
вопросов, работа с камерой,
шумы.
Обработка
информации и
основы
видеорепортажа,
правила съемки в
полевых условиях. –
2ч.
Репортаж с места:
проектанты «Роза
ветров» - замер воды
разной глубины, ширина
реки и др. практич.
работы, «Экология» -
статьи «Антропогенные
воздействия на природу»,
«Использование местных
стройматериалов» - 2ч.
Видеорепортаж: ведение
съемки, светопостановка,
тень, фокус.
Репортаж с места – работа с
проектантами.
Репортаж с места – работа с
проектантами.
13
-
16
14.09
Встреча с корреспондентом.
Основы репортажа
и интервью:
правила постановки
вопросов. Встреча с
корреспондентом
«Вести Верхоянья»
Гороховой Татьяной
Семеновной- 1ч.
Группа 1: Видеосъемка
торжественного
мероприятия – 3 ч
Группа 2: Встреча с
начальными классами во
время занятий – 2 ч
Фотографирование и
интервью с
экскурсантами – 1ч.
Практическая работа:
фото, видеосъемка,
интервью.
Практическая работа:
фото-, видеосъемка,
интервью.
Практическая работа:
фото-, видеосъемка,
интервью.
17
-
20
13.10
Обработка информации
(интервью, фото)
Обработка
информации – 2 ч
Видеосъемка:
проектанты
«Традиционное
жизнеобеспечение» – 1ч.
Новая детская площадка
(репортаж) – 1ч.
Обработка информации
(видеосъемка)
Сбор информации и
редактирование
Подготовка к выпуску
школьной газеты Янга-News
21
-
28
03.11.
Газетная журналистика. «Как
делать газету?»
Изучение
литературы – 1ч
Ж а н р ы
г а з е т н о й
журналистики.
Подготовка
материалов.
Сравнение и анализ
газетных статей,
структур - 1
Оформление газетной статьи
Работа в группах.
Попытки оформления
статьи.
Новости. Её сущность и
качество. Совместное
обсуждение школьных
событий.
Просмотр, чтение
новостей.
Информация про
виды новостей.
Обсуждение.
Новости. Её сущность и
качество. Совместное
обсуждение школьных
событий.
Совместное обсуждение
школьных новостей.
Проба пера. Написать
новость.
Анализ образцов интервью,
взятых из газет и журналов.
Чтение, изучение и
анализ интервью из
разных газет.
Подготовка материала к
выпуску газеты.
Сбор материалов,
написание статей,
исправления, верстка
Выпуск второго номера
школьной газеты «Янга
News»
Выпуск газеты
29
-
36
29.12
Литературное
редактирование материалов
массовой информации.
Информация про
систему
корректировки
статей.
Словари, справочники и их
использование в газете.
Практикум по литературному
редактированию.
Изучение текстов СМИ,
практика по нахождению
ошибок в текстах и их
исправление.
Классификация речевых,
грамматических,
орфографических и
пунктуационных ошибок.
Ознакомление с
правилами
орфографии,
грамматики и
лексики и
повторение ранее
изученных
Исправление различных
типов ошибок, их условное
обозначение.
Применение знаний
и выявление
ошибок в текстах,
также в своих
текстах
Заметка. Заметка
информационного характера.
Просмотр, чтение
заметок.
Ознакомление с
правилами
составления
заметок.
Заметки на темы, связанные с
оценкой поступков. Заметка
на дискуссионную тему.
Пробные заметки.
Обсуждение.
Коллективное выявление
ошибок, корректировка.
Газетные иллюстрации.
Виды иллюстраций
(репортажный снимок,
репортажный рисунок,
фотоэтюд, дружеский шарж,
карты, заставки,
репродукции).
Поиск из разных
источников про
виды иллюстраций.
Презентация
каждого вида по
микро-группам.
Сбор информации в
проектных группах.
Сбор информации в
проектных группах
школы с использованием
интервью, видеосъемки,
заметок
37
-
44
09.01
Обучение верстке номеров
газет. Форма и объем
издания. Название и его
оформление.
Что такое верстка –
1ч.
Макетирование-создание
графического плана
размещения текстов,
иллюстраций, заголовков,
подписей на полосах.
Примерное создание
верстки по группам,
затем коллективно.
Деление газетной полосы на
колонки
Просмотр, изучение
информации
газетных полос.
Сравнение и анализ.
Размещение заголовков,
подзаголовков.
Размещение
заголовков,
подзаголовков.
Подбор заголовков.
Выбор шрифтов. Средства
выделения на полосе и
внутри материалов.
Ознакомление с
видами шрифта.
Роль и функции
фотоиллюстраций, рисунков,
инфографики.
Роль и функции
фотоиллюстраций,
рисунков,
Самостоятельный подбор
фотоиллюстраций,
рисунков к статьям и
инфографики.
распределение их в
макете газеты
Анализ материалов,
собранных в проектных
группах. Подготовка
материалов к выпуску
газеты.
Изучение, анализ
материалов, собранных в
проектных группах и
выделение
Выпуск газеты третьего
номера «Янга News».
45
-
52
21.03
Слово в радио.
История радио.
Слово в радио.
Речевые данные
диктора.
Радиожурналистика.
Особенности
ведения репортажа.
Радиожурналистика.
Особенности
ведения интервью.
Подготовка радиоэфира.
Подбор материала,
героев передачи.
Подготовка радиоэфира.
Планирование эфира.
Работа журналиста –
ведущего на радио.
Выбор диктора на радио.
Запись голосов. Контакт
со слушателями.
Работа журналиста –
ведущего на радио.
Пробная программа во
время перемен в
школьной радиорубке.
53
-
60
22.03
Работа в проектных группах.
Интервьюирование.
Фотосъемка. Сбор
информации.
Работа по группам в
проектных группах.
Интервью и фотосъемка.
Сбор информации
Написание корреспонденции.
Статья. Передовая статья.
Что такое передовая
статья?
Ознакомление с
информацией.
Чтение передовых
статей
Написание статьи.
Написание статей.
Проблемная статья.
Написание статьи.
Что такое
проблемная статья?
Ознакомление с
информацией.
Чтение проблемных
статей. Выявление
разницы между
передовой и
проблемной
статьями
Написание корреспонденции.
Статья. Передовая статья.
Написание статей
проблемного типа.
Написание статьи.
Подбор материалов для
выпуска номера.
Сбор информации,
подборка материалов.
Верстка номеров газет по
группам. Анализ материалов,
собранных в проектных
группах
Верстка номера газеты.
Выпуск газеты «Янга News»
Выпуск газеты.
61
-
64
Экскурсия в редакцию
районной газеты «Вести
Верхоянья».
п. Батагай
Выезд в п. Батагай в
местную редакцию и
типографию.
Посещение типографии.
Ознакомление с процессом
печати газеты.
Посещение
типографии. Беседа
с работниками.
Наблюдение за
процессом выпуска
газеты «Вести
Верхоянья»
Знакомство с коллективом
редакции районной газеты
«Вести Верхоянья» в п.
Батагай.
Посещение редакции.
Наблюдение и изучение
их работы.
Беседа с коллективом.
Деловая игра (Пресс-
конференция).
Беседа с коллективом.
Обмен опытом.
65
-
68
Составление анкет для
учащихся и родителей о
школьном проекте
«Циркумполярное
образование в условиях
Полюса Холода».
Составление вопросов,
выбор, корректировка.
Структурирование.
Составление анкет для
учащихся и родителей о
школьном проекте
«Циркумполярное
образование в условиях
Полюса Холода».
Анкетирование.
Раздача. Контроль за
распространением,
сбором.
Обработка информации.
Подготовка материалов для
статья.
Обработка информации,
составление диаграмм
результатов.
Итоговый выпуск школьной
газеты «Янга News» в
бумажном и электронном
виде.
Выпуск газеты
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Новости школы
Полюса холода» на 2018 -2019 учебный год
I полугодие
№
Дата
Тема занятия
Теоретическая часть
Практическая часть:
1-4
07- 14.09
Что такое
журналистика?
Повторение пройденного в
прошлом году
Выбор объекта
интервьюирования.
Интервью. – 2 ч.
Обработка материала. –
2 ч.
Азы интервью:
правила постановки
вопросов. Техника
безопасности на
природе.
5-8
21-28.09
Фоторепортаж: ведение
съемки,
светопостановка, тень,
фокус.
Повторение техники
фоторепортажа
Основы фоторепортажа
– фотоинтервью -1ч.
- репортаж спортивных
новостей - 2 ч.
- репортаж с
мероприятий – 1ч.
Фотографирование
на природе:
макросъемка
Портретное
фотографирование
9-12
05-12.09
Азы видеоинтервью:
правила постановки
вопросов, работа с
камерой, шумы.
Обработка информации и
основы видеорепортажа,
правила съемки в
различных условиях.
Репортаж с места:
проектанты и их ВУД –
4ч.
Видеорепортаж:
ведение съемки,
светопостановка, тень,
фокус.
13-
16
19-26.09
Встреча с
корреспондентом.
Основы репортажа и
интервью: правила
постановки вопросов.
Группа 1: Видеосъемка
торжественного
мероприятия – 2 ч
Группа 2: Встреча с
начальными классами
во время занятий – 1 ч
Фотографирование и
интервью с
экскурсантами ВУРКМ
«Полюс холода»– 1ч.
Практическая работа:
фото-, видеосъемка,
интервью.
Практическая работа:
фото-, видеосъемка,
интервью.
Практическая работа:
фото-, видеосъемка,
интервью.
17-
20
02-16.11
Обработка информации
(интервью, фото)
Обработка информации –
2 ч
Видеосъемка:
проектанты
«Рукодельница» – 1ч.
«Роспись по стеклу» –
1ч.
Обработка информации
(видеосъемка)
Сбор информации и
редактирование
Подготовка к выпуску
школьной газеты Янга-
News, блоки новостей
для сайта
21-
24
23-30.11
Газетная журналистика.
«Как делать газету?»
Изучение литературы – 1ч
Повторение
Ж а н р ы
г а з е т н о й
журналистики.
Подготовка материалов.
Сравнение и анализ
газетных статей,
структур – 1ч.
Оформление
газетной
статьи
Работа в группах.
Самостоятельное
оформление статьи.
Новости. Её сущность и
качество. Совместное
обсуждение школьных
событий.
Просмотр, чтение
новостей. Информация
про виды новостей.
Обсуждение.
Новости. Её сущность и
качество. Совместное
обсуждение школьных
событий.
Совместное
обсуждение школьных
новостей. Проба пера.
Написать новость.
Анализ образцов
интервью, взятых из
газет и журналов.
Чтение, изучение и
анализ интервью из
разных газет.
Подготовка материала к
выпуску газеты.
Сбор материалов,
написание статей,
исправления, верстка -
2ч.
Выпуск второго номера
школьной газеты «Янга
News»
«Дайджест»
Выпуск газеты – 1ч.
(тиражирование)
25-
32
07.12
14.12
21.12
28.12
Литературное
редактирование
материалов массовой
информации.
Художественная и
публицистическая
обработка текста
Распределение часов –
произвольно.
Словари, справочники
и их использование в
газете. Практикум по
литературному
редактированию.
Изучение текстов СМИ,
практика по
нахождению ошибок в
текстах и их
исправление.
Классификация
речевых,
грамматических,
орфографических и
пунктуационных
ошибок.
Ознакомление с
правилами орфографии,
грамматики и лексики и
повторение ранее
изученных
Исправление
различных типов
ошибок, их условное
обозначение.
Применение знаний и
выявление ошибок в
текстах, также в своих
текстах
Заметка. Заметка
информационного
характера.
Просмотр, чтение заметок.
Ознакомление с
правилами составления
заметок.
Заметки на темы,
связанные с оценкой
поступков. Заметка на
дискуссионную тему.
Пробные заметки.
Обсуждение.
Коллективное
выявление ошибок,
корректировка.
Газетные иллюстрации.
Виды иллюстраций
(репортажный снимок,
репортажный рисунок,
фотоэтюд, дружеский
шарж, карты, заставки,
репродукции).
Поиск из разных
источников про виды
иллюстраций.
Презентация каждого вида
по микро-группам.
Сбор информации в
проектных группах.
Сбор информации в
проектных группах
школы с
использованием
интервью,
видеосъемки, заметок
II полугодие
33-
38
11.01
18.01
25.01
Обучение верстке
номеров газет. Форма и
объем издания.
Название и его
оформление.
Повторение изученного
Распределение часов –
произвольно.
Макетирование-
создание графического
плана размещения
текстов, иллюстраций,
заголовков, подписей
на полосах.
Примерное создание
верстки по группам,
затем коллективно.
Деление газетной
полосы на колонки
Просмотр, изучение
информации газетных
полос. Сравнение и
анализ.
Размещение заголовков,
подзаголовков.
Размещение заголовков,
подзаголовков. Подбор
заголовков.
Выбор шрифтов.
Средства выделения на
полосе и внутри
материалов.
Ознакомление с видами
шрифта.
Роль и функции
фотоиллюстраций,
рисунков,
инфографики.
Роль и функции
фотоиллюстраций,
рисунков, инфографики.
Самостоятельный
подбор
фотоиллюстраций,
рисунков к статьям и
распределение их в
макете газеты
Анализ материалов,
собранных в проектных
группах. Подготовка
материалов к выпуску
газеты.
Изучение, анализ
материалов, собранных
в проектных группах и
выделение
Выпуск газеты третьего
номера «Янга News».
39-
46
01.02
08.02
Сайт как новая форма
СМИ
Форма и структура сайта.
Конструкторы сайтов –
2ч.
15.02
22.02
Блог
Кто такой блогер?
Анализ блогов
различной тематики, их
морально-эстетическая
оценка
Способы создания
сайта
Что такое лента новостей
и лонгрид?
Подбор материала,
героев ленты
Проект сайта
Знакомство с разными
сайтами
Работа со школьным
сайтом
Пробный выпуск – 22
февраля
«Коммунарские
сборы»
Новые возможности
Анализ работы: сколько
ребят посмотрело? Что
нужно исправить или
добавить?
47-
50
01.03
15.03
Работа в проектных
группах. Монтаж.
Программы InDesign,
Publisher, Word –
достоинства и недостатки.
Работа по группам в
проектных группах.
Интервью и
фотосъемка. Сбор
информации
Съемка.
Видеорепортаж.
Видео для сайта
Подготовка материала
для монтажа.
Монтаж видео
Работа с сайтом
Проблемная статья –
проблемный репортаж.
Что такое проблемная
статья? Ознакомление с
информацией. Чтение
проблемных статей.
Выявление разницы
между передовой и
проблемной статьями
Просмотр и
обсуждение
окончательного
варианта статьи и видео
Подбор материалов для
выпуска номера.
Сбор информации,
подборка материалов.
Верстка номеров газет
по группам. Анализ
материалов, собранных
в проектных группах
Верстка номера газеты.
Верстка ленты
новостей для сайта.
Видеорепортаж.
Выпуск газеты «Янга
News»
Выпуск газеты.
51-
52
05.04
Экскурсия в редакцию
районной газеты
«Вести Верхоянья».
п. Батагай (30 мин)
Выезд в п. Батагай в
местную редакцию и
типографию.
Посещение
типографии.
Ознакомление с
процессом печати
Посещение типографии.
Беседа с работниками.
Наблюдение за процессом
выпуска газеты «Вести
Посещение редакции.
Наблюдение и изучение
их работы.
газеты. (30 мин)
Знакомство с
коллективом редакции
районной газеты
«Вести Верхоянья» в п.
Батагай.
Верхоянья»
Беседа с коллективом.
Деловая игра (Пресс-
конференция). – 1 час
Беседа с коллективом.
Обмен опытом.
Экскурсия в редакцию
районной газеты
«Вести Верхоянья».
п. Батагай (30 мин)
Выезд в п. Батагай в
местную редакцию и
типографию.
53-
58
12.04
26.04
03.05
Особенности перевода
текстов СМИ на
английский язык -1 час
Правила английского
языка: художественный
(литературный
перевод). – 1 час
Ознакомление и
повторение времён
английского языка,
пассивного залога и
других особенностей
публицистического стиля.
Подбор слов – синонимов.
Использование различных
грамматических
конструкций, замена более
сложных видовременных
форм на более простые,
избежание тавтологий,
идиоматика
.
Анализ зарубежных
СМИ – 3 часа
Чтение, просмотр
(статей, интервью,
сайтов, блогов и т.п.)
зарубежных газет,
журналов. – 1 ч
Перевод (дословный)
статей. Их чтение и
анализ. – 1 час
Художественный
(литературный перевод)
– 1 час
59-
64
10.05
17.05
Особенности построения
вопросов (грамматическая
и фонетическая) в
английском языке – 1 час
Написание примерных
вопросов и ответов для
интервьюирования на
английском языке – 30
мин
Интонационная
постановка вопросов
для интервью и реакция
на ответы. – 30 мин.
Пробное интервью на
английском языке – 30
мин.
Пробный репортаж на
английском языке – 1
час.
Просмотр, анализ
корректировка и
подготовка нового
репортажа с
элементами интервью
на английском – 1 час
65-
66
24.05
Верстка и выпуск
нового раздела
новостей «Янга News»
на английском языке на
сайте школы.
Итоговый выпуск
газеты «Янга News»
Макет лонгрида и ленты,
Макет газеты
Верстка и
тиражирование
67-
68
31.05
Выход на природу,
праздник «Ысыах»
освещение мероприятия,
награждение активистов