Автор: Ракитина Татьяна Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская музыкальная школа №8" "РОНДО"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Истоки виртуозности"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования города Перми
«Детская музыкальная школа № 8»
«Истоки виртуозности».
Методическая разработка преподавателя
по классу виолончели МАУ ДО
«Детская музыкальная школа № 8»
Ракитиной Татьяны Николаевны.
Пермь,
февраль, 2017г.
Выполняя
все
основные
требования
государственной
программы
по
техническому
развитию
юных
музыкантов,
было
желание
расширить
границы этих требований и разнообразить технические зачеты по гаммам и
этюдам более творческой формой учебной работы. И стихотворное послание
талантливой ученицы моего класса на выпускном вечере Клещевниковой
Насти убедила нас в этом… Ее стихи несовершенны, но очень искренни и
по сути:
« И каждая из нас звезда,
Мы не померкнем никогда.
Мы вместе столько проходили,
Дипломов уйму получили.
Переживанье, слезы, страх
Мы вместе превратили в прах.
Да, бывали времена, когда моя струна ползла,
Когда смычок выпадывал, когда этюд доканывал….»
Так появился конкурс «Юный виртуоз». Организовывая ежегодно этот
конкурс в феврале - марте, я вижу, что он активизирует детей на занятия
музыкой. А победа
и
успех являются
мотивацией
занятий, помогают
совершенствовать
виртуозную технику
воспитывают волю, усидчивость,
сценическое мастерство, необходимое юным музыкантам.
«… Секрет виртуозной техники заключается в преувеличенном внимании к
ее основам…» Самуил Моисеевич Майкапар. Педагог, композитор, методист.
О
виртуозности
не
говорится
в
методической
литературе
на
начальном
обучения.
Но
я
считаю,
что
необходимо
заботиться
о
развитии
основ
виртуозного
мастерства у юных скрипачей и виолончелистов, как можно
раньше. В нашем техническом конкурсе участвуют все дети отделения во 2-
го класса, пьесы выбираем по способностям и возможностям, главная цель
этого
мероприятия
-
поэтапное
совершенствование
технического
мастерства.
Виртуозность не только владение теми или иными видами
техники.
Ее
сущность
и
природа
связаны
с
высоким
уровнем
культуры
скрипичного
и
виолончельного
исполнительства,
совсем
комплексом
технологий
и
средств
музыкально-звуковой
выразительности,
которые
способствуют
глубокому
проникновению
в
образ
исполняемых
произведений.
Напомним,
что
слово
«виртуозный»
–
в
переводе
«доблестный»,
используется
для
характеристики
человека,
владеющего
наивысшим уровнем мастерства в какой-либо области.
Истоки виртуозности коренятся в наиболее свободном, рациональном и
прочном
овладении
фундаментальными
основами
скрипичной
и
виолончельной игры.
Рассмотрим
этапы
работы
над
музыкальным
произведением,
Марк
Берлянчик
выделяет
сокращенно
три
этапа:
мышление,
технологии,
творчество, называет их триадой. Рассмотрим подробнее эти этапы:
Первый этап работы - последовательное развитие художественно-
образного
исполнительского
мышления.
Цель
этого
этапа
–
создание
мысленного идеального образа, здесь формируется план дальнейшей работы
над произведением.
Знакомство с текстом
и
его
анализ: тональность, информация об
авторе,
форма,
проникновение
в
эпоху,
жанровые
и
стилевые
особенности, слушание аудио и видео записи;
Работа с текстом: выбор удобной аппликатуры, пропевание текста,
подбор вспомогательного материала - упражнений и этюдов для
освоения технических
приемов,
выработка стратегии на работу со
всеми
средствами музыкальной выразительности,
без которых
невозможно проникновение в образ исполняемого произведения.
Второй этап работы - углубленное постижение технологий:
Работа над постановкой
малоприятное занятие для
ребёнка.
Подготавливая ребенка к конкурсу, я вижу, что Мотивацией ревизии
постановочных моментов является его желание овладеть новыми,
более сложными техническими приемами;
Хорошее
владение
звуком
-
важный
фактор,
определяющий
перспективное
развитие
виртуозных
качеств
скрипача
и
виолончелиста;
Речь
идет
о
владении
его
акустическими
свойствами,
динамическими
градациями, артикуляционными нюансами, всеми средствами музыкальной
выразительности,
фразировка,
динамика,
выразительные
возможности,
вибрато.
Работа над новыми техническими приемами;
Работа с ритмом и постоянный контроль над ним;
Рациональная организация действий пальцев левой руки на грифе;
Важнейшее
условие
становления
виртуозной
техники
–
свободное
владение позиционными переходами;
Истоки
виртуозной
игры
коренятся
в
раннем
системном
и
качественном овладении штрихами;
Выучивание текста наизусть;
Работа над темпом, указанном в пьесе;
Правильное
прочтение
текста,
включая
работу
с
музыкальным
словарем.
Третий этап – творчество включает в себя подготовку к концертному
выступлению, удачное выступление складывается:
- из уверенности в своей программе;
- из умения помогать самому себе приемами психологической помощи;
- из поддержки родителей, преподавателя;
- создания благоприятных условий для репетиций;
- умение переносить значимость выступления на окружающих людей;
- частые обыгрывания;
- игра перед воображаемой аудиторией;
- умения погружаться в звуковую материю;
- владения приемом «выявления потенциальных ошибок».
Завершу я свое сообщение словами великого Г.М. Когана из его
труда «У врат мастерства»: «во время работы над произведением надо
быть суровым к себе, искать и добиваться лучшего исполнения, а на
концерте проникнуться убеждением, что твоё исполнение превосходно. А
после концерта нужно отбросить все «иллюзии
и вновь за работу над
всем, что покажется неудовлетворительным».
В методической разработке использованы труды:
М.М.
Берлянчик
«Основы
воспитания
юного
скрипача»,
Санкт-
Петербург, 2000г.,
Ю.А.
Цагарелли
«Психология
музыкально-исполнительской
деятельности», Санкт-Петербург, 2008г.
Б.А.
Струве.
Пути
начального
развития
юных
скрипачей
и
виолончелистов. Москва, 1952г.
Т.В. Погожаева. Вопросы методики обучения игре на скрипке: Учебно-
методическое пособие. М., 1963г.
Г.М. Коган «У врат мастерства», Москва, 1969г.