Напоминание

"Истоки виртуозности"


Автор: Ракитина Татьяна Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская музыкальная школа №8" "РОНДО"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Истоки виртуозности"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования города Перми

«Детская музыкальная школа № 8»

«Истоки виртуозности».

Методическая разработка преподавателя

по классу виолончели МАУ ДО

«Детская музыкальная школа № 8»

Ракитиной Татьяны Николаевны.

Пермь,

февраль, 2017г.

Выполняя

все

основные

требования

государственной

программы

по

техническому

развитию

юных

музыкантов,

было

желание

расширить

границы этих требований и разнообразить технические зачеты по гаммам и

этюдам более творческой формой учебной работы. И стихотворное послание

талантливой ученицы моего класса на выпускном вечере Клещевниковой

Насти убедила нас в этом… Ее стихи несовершенны, но очень искренни и

по сути:

« И каждая из нас звезда,

Мы не померкнем никогда.

Мы вместе столько проходили,

Дипломов уйму получили.

Переживанье, слезы, страх

Мы вместе превратили в прах.

Да, бывали времена, когда моя струна ползла,

Когда смычок выпадывал, когда этюд доканывал….»

Так появился конкурс «Юный виртуоз». Организовывая ежегодно этот

конкурс в феврале - марте, я вижу, что он активизирует детей на занятия

музыкой. А победа

и

успех являются

мотивацией

занятий, помогают

совершенствовать

виртуозную технику

воспитывают волю, усидчивость,

сценическое мастерство, необходимое юным музыкантам.

«… Секрет виртуозной техники заключается в преувеличенном внимании к

ее основам…» Самуил Моисеевич Майкапар. Педагог, композитор, методист.

О

виртуозности

не

говорится

в

методической

литературе

на

начальном

обучения.

Но

я

считаю,

что

необходимо

заботиться

о

развитии

основ

виртуозного

мастерства у юных скрипачей и виолончелистов, как можно

раньше. В нашем техническом конкурсе участвуют все дети отделения во 2-

го класса, пьесы выбираем по способностям и возможностям, главная цель

этого

мероприятия

-

поэтапное

совершенствование

технического

мастерства.

Виртуозность не только владение теми или иными видами

техники.

Ее

сущность

и

природа

связаны

с

высоким

уровнем

культуры

скрипичного

и

виолончельного

исполнительства,

совсем

комплексом

технологий

и

средств

музыкально-звуковой

выразительности,

которые

способствуют

глубокому

проникновению

в

образ

исполняемых

произведений.

Напомним,

что

слово

«виртуозный»

в

переводе

«доблестный»,

используется

для

характеристики

человека,

владеющего

наивысшим уровнем мастерства в какой-либо области.

Истоки виртуозности коренятся в наиболее свободном, рациональном и

прочном

овладении

фундаментальными

основами

скрипичной

и

виолончельной игры.

Рассмотрим

этапы

работы

над

музыкальным

произведением,

Марк

Берлянчик

выделяет

сокращенно

три

этапа:

мышление,

технологии,

творчество, называет их триадой. Рассмотрим подробнее эти этапы:

Первый этап работы - последовательное развитие художественно-

образного

исполнительского

мышления.

Цель

этого

этапа

создание

мысленного идеального образа, здесь формируется план дальнейшей работы

над произведением.

Знакомство с текстом

и

его

анализ: тональность, информация об

авторе,

форма,

проникновение

в

эпоху,

жанровые

и

стилевые

особенности, слушание аудио и видео записи;

Работа с текстом: выбор удобной аппликатуры, пропевание текста,

подбор вспомогательного материала - упражнений и этюдов для

освоения технических

приемов,

выработка стратегии на работу со

всеми

средствами музыкальной выразительности,

без которых

невозможно проникновение в образ исполняемого произведения.

Второй этап работы - углубленное постижение технологий:

Работа над постановкой

малоприятное занятие для

ребёнка.

Подготавливая ребенка к конкурсу, я вижу, что Мотивацией ревизии

постановочных моментов является его желание овладеть новыми,

более сложными техническими приемами;

Хорошее

владение

звуком

-

важный

фактор,

определяющий

перспективное

развитие

виртуозных

качеств

скрипача

и

виолончелиста;

Речь

идет

о

владении

его

акустическими

свойствами,

динамическими

градациями, артикуляционными нюансами, всеми средствами музыкальной

выразительности,

фразировка,

динамика,

выразительные

возможности,

вибрато.

Работа над новыми техническими приемами;

Работа с ритмом и постоянный контроль над ним;

Рациональная организация действий пальцев левой руки на грифе;

Важнейшее

условие

становления

виртуозной

техники

свободное

владение позиционными переходами;

Истоки

виртуозной

игры

коренятся

в

раннем

системном

и

качественном овладении штрихами;

Выучивание текста наизусть;

Работа над темпом, указанном в пьесе;

Правильное

прочтение

текста,

включая

работу

с

музыкальным

словарем.

Третий этап – творчество включает в себя подготовку к концертному

выступлению, удачное выступление складывается:

- из уверенности в своей программе;

- из умения помогать самому себе приемами психологической помощи;

- из поддержки родителей, преподавателя;

- создания благоприятных условий для репетиций;

- умение переносить значимость выступления на окружающих людей;

- частые обыгрывания;

- игра перед воображаемой аудиторией;

- умения погружаться в звуковую материю;

- владения приемом «выявления потенциальных ошибок».

Завершу я свое сообщение словами великого Г.М. Когана из его

труда «У врат мастерства»: «во время работы над произведением надо

быть суровым к себе, искать и добиваться лучшего исполнения, а на

концерте проникнуться убеждением, что твоё исполнение превосходно. А

после концерта нужно отбросить все «иллюзии

и вновь за работу над

всем, что покажется неудовлетворительным».

В методической разработке использованы труды:

М.М.

Берлянчик

«Основы

воспитания

юного

скрипача»,

Санкт-

Петербург, 2000г.,

Ю.А.

Цагарелли

«Психология

музыкально-исполнительской

деятельности», Санкт-Петербург, 2008г.

Б.А.

Струве.

Пути

начального

развития

юных

скрипачей

и

виолончелистов. Москва, 1952г.

Т.В. Погожаева. Вопросы методики обучения игре на скрипке: Учебно-

методическое пособие. М., 1963г.

Г.М. Коган «У врат мастерства», Москва, 1969г.



В раздел образования