Напоминание

Индивидуальная работа с детьми, как форма педагогической деятельности


Автор: Цыгулева Александра Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Детский сад "Золотая рыбка" филиал Управление дошкольных подразделений ООО "Газпром добыча Уренгой"
Населённый пункт: ЯНАО, Тюменская область, г. Новый Уренгой
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: Индивидуальная работа с детьми, как форма педагогической деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Индивидуальная работа с детьми, как форма педагогической деятельности»

Известно, что каждый ребёнок неповторим. Он имеет свои особенности нервной

системы и психофизического развития. Индивидуальные особенности ребёнка влияют на

усвоение им умений и навыков, на отношение к окружающим. Наблюдение за ребёнком в

повседневной

жизни,

анализ

его

поведения

и

деятельности,

беседы

с

родителями

позволяют

воспитателям

спланировать

задачи,

методы,

содержание

индивидуальной

работы.

В особенно пристальном внимании нуждаются дети, не посещающие регулярно

детский

сад

по

болезни

или

другим

причинам,

дети

«ослаблены»

имеющие

низкую

работоспособность

на

занятии,

застенчивые,

медлительные,

заторможенные

и

педагогически

запущенные.

Планируя

индивидуальную

работу,

педагоги

должны

учитывать психические и индивидуальные особенности ребёнка.

Индивидуальная работа с детьми проводится в утренние и вечерние часы, а также

на прогулке.

Индивидуальная работа - это деятельность воспитателя, осуществляемая с учетом

особенностей

развития

каждого

ребенка.

Она

выражается

в

реализации

принципа

индивидуального

подхода

к

учащимся

в

обучении

и

воспитании.

Очень

важно

в

использовать

практические

рекомендации,

советы

по

реализации

личностного,

индивидуального и дифференцированного подходов. Эффективность такой работы зависит

от педагогического профессионализма и мастерства педагога, его умения изучать личность

и помнить при этом о том, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием

умственных, физических и психологических особенностей, присущих только конкретному

человеку и отличающих его от других людей. Учитывая их, воспитатель определяет

методы и формы воздействия на личность каждого ребенка.

В

индивидуальной

работе

с

детьми

педагоги-воспитатели

руководствуются

следующими принципами:

- уважение самооценки личности ребенка;

- вовлечение ребенка во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств

его характера;

-

постоянное

усложнение

и

повышение

требовательности

к

воспитаннику

в

ходе

избранной деятельности;

- создание психологической почвы и стимулирование самообучения и самовоспитания, что

является

наиболее

эффективным

средством

реализации

программы

обучения

и

воспитания.

Планируя

индивидуальную

работу,

педагог

должен учитывать

психические

и

индивидуальные особенности ребёнка.

В младшем возрасте необходимо учитывать, что индивидуальную работу необходимо

планировать в 1 половину дня. Индивидуальные занятия с детьми, имеющие пробелы в

знаниях, рекомендуется организовывать преимущественно в форме игры. В 1 половину

дня воспитатель организует специальные игры и упражнения с теми детьми, которые

нуждаются в исправлении недостатков речи или с отстающими в каких-либо движениях.

Он занимается с малоактивными и замкнутыми детьми, давая им различные поручения,

требующие общения со взрослыми и сверстниками. Недостаточно любознательным детям

поручаются интересные наблюдения.

Во второй половине дня воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми по

развитию движений, рисованию, вырезыванию, конструированию, исправлению дефектов

речи.

Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних

организует игру с мячом, метание в цель, для других — упражнение в равновесии, для

третьих — спрыгивание, перешагивание, сбегание с пригорков.

На

прогулках

осуществляется

работа

и

по

развитию

речи

ребенка:

разучивание

потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и

т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали

на музыкальном занятии.

Форма организации работы - индивидуальная, однако, в некоторых случаях можно

проводить работу, организуя детей в малые группы. Проводя индивидуальную работу на

прогулке необходимо учитывать сезонность и погодные условия.

Планируется

индивидуальная

работа

с

детьми

во

время

режимных

процессов

(воспитание

культурно-гигиенических

навыков,

самостоятельности

развитие

речи,

движений и т. д.) и ведётся педагогом на протяжении всего дня, во всех режимных

моментах, в любом виде деятельности.

Индивидуальные

занятия

с

детьми,

имеющие

пробелы

в

знаниях,

проводятся

преимущественно в форме игры. Партнёром по игре бывает и взрослый, и другой ребёнок.

В первую половину дня воспитатели проводят индивидуальную работу например,

организует специальные игры и упражнения с детьми, которые нуждаются в исправлении

недостатков

речи

или

с

отстающими

в

каких-либо

движениях.

Они

занимаются

с

малоактивными

и

замкнутыми

детьми,

давая

им

различные

поручения,

требующие

общения со взрослыми и сверстниками. Во второй половине дня воспитатели проводят

индивидуальную

работу

с

детьми

по

развитию

движений,

рисованию,

вырезыванию,

конструированию, исправлению дефектов речи.

Во время прогулок воспитатели так же проводят индивидуальную работу с детьми: для

одних

организуются

игры

с

мячом,

метание

в

цель,

для

других

упражнение

в

равновесии,

для

третьих

спрыгивание,

перешагивание,

сбегание

с

пригорков.

На

прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или

небольшого

стихотворения,

закрепление

трудного

для

произношения

звука

и

т.

п.

Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на

музыкальном

занятии.

Проводя

индивидуальную

работу

на

прогулке,

учитываются

сезонность и погодные условия.

Планируется индивидуальная работа с детьми и во время режимных моментов

(воспитание

культурно-гигиенических

навыков,

самостоятельности

развитие

речи,

движений и т. д.) и ведётся педагогами на протяжении всего дня, во всех режимных

моментах, в любом виде деятельности.

Если

проанализировать

по

условиям,

которые

предъявляет

ФГОС,

то

индивидуальная работа способствует выполнению следующих условий:

- психолого-педагогические условия - учет индивидуальных особенностей ребенка по

разным психологическим характеристикам личности, способу усвоения информации, типу

восприятия информации. Взаимодействие с педагогом - психологом.

- кадровые условия - воспитатель, но взаимодействие с узкими специалистами даст еще

более высокие результаты.

-

материально

технические

условия -

достаточно

оснащения

группы

и

помощи

родителей, но для подбора содержания по темам не всегда достаточно методической

литературы и наглядных пособий.

- требования к развивающей предметно- пространственной среде - при пополнении

РППС

необходимым

материалом

для

организации

индивидуальной

работы

со

всей

группой

необходимо

учитывать

принципы

построения

среды:

безопасность,

вариативность, трансформируемость, информативность, полифункциональность, принцип

педагогической функциональности.

- Сильной стороной организации индивидуальной работы со всей группой детей в ДОУ,

считаю

возможность

реализации

ФГОС,

повышение

качества

освоения

программы

дошкольниками и развития интегративных качеств, учет индивидуальных особенностей

ребенка

-

дошкольника,

создание

положительного

имиджа

группы,

ДОУ

для

всех

участников процесса, повышение уровня активности родителей.

Особенности индивидуальной работы в старшем дошкольном возрасте:

Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том,

чтобы включить детей в общий режим жизни детского сада. Утренний приём - наиболее

благоприятное время для общения воспитателя с каждым ребёнком. В эти часы успешно

ведётся: Индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности.

Это работа по:

-исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения;

-развитию устной речи и выработке правильной интонации;

-физическому воспитанию (стимулирование двигательной активности) и др.

По

содержанию

утренний

отрезок

времени

включает:

игровую

деятельность,

познавательную деятельность, трудовую деятельность. Главное место отводится игровой

деятельности детей: созданию условий для развёртывания творческих игр, организации

спокойных

игр

(хороводных

игр,

со

строительными

материалами

и

конструкторами,

настольно-печатных игр-забав, спортивных развлечений и игр малой подвижности (игры и

упражнения

на

лазание,

подлезание,

прокатывание

мяча,

обруча,

кегли).

Планируют

дидактические игры. В плане пишется название и цель игры (если имеется картотека, то

указывается номер карточки). В сфере познавательной деятельности хорошо планировать

на утро короткие беседы с группой детей или с отдельными детьми на заранее намеченные

темы

и

темы,

возникшие

по

инициативе

детей.

Беседы

могут

сопровождаться

рассматриванием доступных детям иллюстраций. В плане так же находит отражение

кропотливая работа воспитателя по привитию детям культурно-гигиенических навыков.

В

процессе

организованной

образовательной

деятельности,

обеспечить

усвоение

программного

материала

каждым

ребёнком

также

возможно

лишь

при

условии

осуществления индивидуального подхода к ним как в процессе соответствующих занятий,

так

и

в

повседневной

жизни.

Очень

важно

выяснить

отношение

каждого

ребёнка

к

процессу

познания

и

степень

его

активности

в

работе.

У

активных

детей

нужно

поддерживать их интерес к занятиям, инициативу, развивать их способности. Учитывая

уровень их развития надо давать им дополнительно усложненные задания, составлять

специально для них более трудные вопросы.

Легко

возбудимым,

невнимательным

и

несдержанным

детям

можно

предлагать

повторить

указания

воспитателя,

причём,

чтобы

сосредоточить

их

внимание,

перед

пояснением нужно обратиться к ним персонально: "Таня, Витя, слушайте внимательно,

потом повторите сказанное". Это очень простой и вместе с тем эффективный приём, т. к.

способствует сосредоточенности внимания детей на указаниях педагога, а следовательно,

способствует их запоминанию, предупреждает поспешный и непродуманный ответ.

С отстающими детьми необходимо систематически проводить дополнительные

индивидуальные

занятия. Индивидуальную

работу

можно

проводить

с

подгруппой

детей или отдельно с ребёнком. Для поддержания интереса активности творчества детей

индивидуальную работу проводят не только с отстающими детьми, но и с остальными.

Тем более, что индивидуальная работа может иметь не только обучающее, развивающее

значение, но и воспитательное, когда детей знакомят с какими-то нормами, правилами и т.

д.

Индивидуальная работа приносит наиболее положительные результаты тогда, когда

проводится не только на специальных занятиях, но и в повседневной деятельности: во

время с/р игр, прогулок, дежурств, п/и, трудовой деятельности.

А

правильно

организованная

индивидуальная

работа

дает

возможность

детям

полностью

овладеть

программным

материалом,

оказывает

большое

положительное

влияние на поведение.



В раздел образования