Автор: Цыгулева Александра Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Детский сад "Золотая рыбка" филиал Управление дошкольных подразделений ООО "Газпром добыча Уренгой"
Населённый пункт: ЯНАО, Тюменская область, г. Новый Уренгой
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: Индивидуальная работа с детьми, как форма педагогической деятельности
Раздел: дошкольное образование
«Индивидуальная работа с детьми, как форма педагогической деятельности»
Известно, что каждый ребёнок неповторим. Он имеет свои особенности нервной
системы и психофизического развития. Индивидуальные особенности ребёнка влияют на
усвоение им умений и навыков, на отношение к окружающим. Наблюдение за ребёнком в
повседневной
жизни,
анализ
его
поведения
и
деятельности,
беседы
с
родителями
позволяют
воспитателям
спланировать
задачи,
методы,
содержание
индивидуальной
работы.
В особенно пристальном внимании нуждаются дети, не посещающие регулярно
детский
сад
по
болезни
или
другим
причинам,
дети
«ослаблены»
имеющие
низкую
работоспособность
на
занятии,
застенчивые,
медлительные,
заторможенные
и
педагогически
запущенные.
Планируя
индивидуальную
работу,
педагоги
должны
учитывать психические и индивидуальные особенности ребёнка.
Индивидуальная работа с детьми проводится в утренние и вечерние часы, а также
на прогулке.
Индивидуальная работа - это деятельность воспитателя, осуществляемая с учетом
особенностей
развития
каждого
ребенка.
Она
выражается
в
реализации
принципа
индивидуального
подхода
к
учащимся
в
обучении
и
воспитании.
Очень
важно
в
использовать
практические
рекомендации,
советы
по
реализации
личностного,
индивидуального и дифференцированного подходов. Эффективность такой работы зависит
от педагогического профессионализма и мастерства педагога, его умения изучать личность
и помнить при этом о том, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием
умственных, физических и психологических особенностей, присущих только конкретному
человеку и отличающих его от других людей. Учитывая их, воспитатель определяет
методы и формы воздействия на личность каждого ребенка.
В
индивидуальной
работе
с
детьми
педагоги-воспитатели
руководствуются
следующими принципами:
- уважение самооценки личности ребенка;
- вовлечение ребенка во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств
его характера;
-
постоянное
усложнение
и
повышение
требовательности
к
воспитаннику
в
ходе
избранной деятельности;
- создание психологической почвы и стимулирование самообучения и самовоспитания, что
является
наиболее
эффективным
средством
реализации
программы
обучения
и
воспитания.
Планируя
индивидуальную
работу,
педагог
должен учитывать
психические
и
индивидуальные особенности ребёнка.
В младшем возрасте необходимо учитывать, что индивидуальную работу необходимо
планировать в 1 половину дня. Индивидуальные занятия с детьми, имеющие пробелы в
знаниях, рекомендуется организовывать преимущественно в форме игры. В 1 половину
дня воспитатель организует специальные игры и упражнения с теми детьми, которые
нуждаются в исправлении недостатков речи или с отстающими в каких-либо движениях.
Он занимается с малоактивными и замкнутыми детьми, давая им различные поручения,
требующие общения со взрослыми и сверстниками. Недостаточно любознательным детям
поручаются интересные наблюдения.
Во второй половине дня воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми по
развитию движений, рисованию, вырезыванию, конструированию, исправлению дефектов
речи.
Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних
организует игру с мячом, метание в цель, для других — упражнение в равновесии, для
третьих — спрыгивание, перешагивание, сбегание с пригорков.
На
прогулках
осуществляется
работа
и
по
развитию
речи
ребенка:
разучивание
потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и
т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали
на музыкальном занятии.
Форма организации работы - индивидуальная, однако, в некоторых случаях можно
проводить работу, организуя детей в малые группы. Проводя индивидуальную работу на
прогулке необходимо учитывать сезонность и погодные условия.
Планируется
индивидуальная
работа
с
детьми
во
время
режимных
процессов
(воспитание
культурно-гигиенических
навыков,
самостоятельности
развитие
речи,
движений и т. д.) и ведётся педагогом на протяжении всего дня, во всех режимных
моментах, в любом виде деятельности.
Индивидуальные
занятия
с
детьми,
имеющие
пробелы
в
знаниях,
проводятся
преимущественно в форме игры. Партнёром по игре бывает и взрослый, и другой ребёнок.
В первую половину дня воспитатели проводят индивидуальную работу например,
организует специальные игры и упражнения с детьми, которые нуждаются в исправлении
недостатков
речи
или
с
отстающими
в
каких-либо
движениях.
Они
занимаются
с
малоактивными
и
замкнутыми
детьми,
давая
им
различные
поручения,
требующие
общения со взрослыми и сверстниками. Во второй половине дня воспитатели проводят
индивидуальную
работу
с
детьми
по
развитию
движений,
рисованию,
вырезыванию,
конструированию, исправлению дефектов речи.
Во время прогулок воспитатели так же проводят индивидуальную работу с детьми: для
одних
организуются
игры
с
мячом,
метание
в
цель,
для
других
—
упражнение
в
равновесии,
для
третьих
—
спрыгивание,
перешагивание,
сбегание
с
пригорков.
На
прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или
небольшого
стихотворения,
закрепление
трудного
для
произношения
звука
и
т.
п.
Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на
музыкальном
занятии.
Проводя
индивидуальную
работу
на
прогулке,
учитываются
сезонность и погодные условия.
Планируется индивидуальная работа с детьми и во время режимных моментов
(воспитание
культурно-гигиенических
навыков,
самостоятельности
развитие
речи,
движений и т. д.) и ведётся педагогами на протяжении всего дня, во всех режимных
моментах, в любом виде деятельности.
Если
проанализировать
по
условиям,
которые
предъявляет
ФГОС,
то
индивидуальная работа способствует выполнению следующих условий:
- психолого-педагогические условия - учет индивидуальных особенностей ребенка по
разным психологическим характеристикам личности, способу усвоения информации, типу
восприятия информации. Взаимодействие с педагогом - психологом.
- кадровые условия - воспитатель, но взаимодействие с узкими специалистами даст еще
более высокие результаты.
-
материально
–
технические
условия -
достаточно
оснащения
группы
и
помощи
родителей, но для подбора содержания по темам не всегда достаточно методической
литературы и наглядных пособий.
- требования к развивающей предметно- пространственной среде - при пополнении
РППС
необходимым
материалом
для
организации
индивидуальной
работы
со
всей
группой
необходимо
учитывать
принципы
построения
среды:
безопасность,
вариативность, трансформируемость, информативность, полифункциональность, принцип
педагогической функциональности.
- Сильной стороной организации индивидуальной работы со всей группой детей в ДОУ,
считаю
возможность
реализации
ФГОС,
повышение
качества
освоения
программы
дошкольниками и развития интегративных качеств, учет индивидуальных особенностей
ребенка
-
дошкольника,
создание
положительного
имиджа
группы,
ДОУ
для
всех
участников процесса, повышение уровня активности родителей.
Особенности индивидуальной работы в старшем дошкольном возрасте:
Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том,
чтобы включить детей в общий режим жизни детского сада. Утренний приём - наиболее
благоприятное время для общения воспитателя с каждым ребёнком. В эти часы успешно
ведётся: Индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности.
Это работа по:
-исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения;
-развитию устной речи и выработке правильной интонации;
-физическому воспитанию (стимулирование двигательной активности) и др.
По
содержанию
утренний
отрезок
времени
включает:
игровую
деятельность,
познавательную деятельность, трудовую деятельность. Главное место отводится игровой
деятельности детей: созданию условий для развёртывания творческих игр, организации
спокойных
игр
(хороводных
игр,
со
строительными
материалами
и
конструкторами,
настольно-печатных игр-забав, спортивных развлечений и игр малой подвижности (игры и
упражнения
на
лазание,
подлезание,
прокатывание
мяча,
обруча,
кегли).
Планируют
дидактические игры. В плане пишется название и цель игры (если имеется картотека, то
указывается номер карточки). В сфере познавательной деятельности хорошо планировать
на утро короткие беседы с группой детей или с отдельными детьми на заранее намеченные
темы
и
темы,
возникшие
по
инициативе
детей.
Беседы
могут
сопровождаться
рассматриванием доступных детям иллюстраций. В плане так же находит отражение
кропотливая работа воспитателя по привитию детям культурно-гигиенических навыков.
В
процессе
организованной
образовательной
деятельности,
обеспечить
усвоение
программного
материала
каждым
ребёнком
также
возможно
лишь
при
условии
осуществления индивидуального подхода к ним как в процессе соответствующих занятий,
так
и
в
повседневной
жизни.
Очень
важно
выяснить
отношение
каждого
ребёнка
к
процессу
познания
и
степень
его
активности
в
работе.
У
активных
детей
нужно
поддерживать их интерес к занятиям, инициативу, развивать их способности. Учитывая
уровень их развития надо давать им дополнительно усложненные задания, составлять
специально для них более трудные вопросы.
Легко
возбудимым,
невнимательным
и
несдержанным
детям
можно
предлагать
повторить
указания
воспитателя,
причём,
чтобы
сосредоточить
их
внимание,
перед
пояснением нужно обратиться к ним персонально: "Таня, Витя, слушайте внимательно,
потом повторите сказанное". Это очень простой и вместе с тем эффективный приём, т. к.
способствует сосредоточенности внимания детей на указаниях педагога, а следовательно,
способствует их запоминанию, предупреждает поспешный и непродуманный ответ.
С отстающими детьми необходимо систематически проводить дополнительные
индивидуальные
занятия. Индивидуальную
работу
можно
проводить
с
подгруппой
детей или отдельно с ребёнком. Для поддержания интереса активности творчества детей
индивидуальную работу проводят не только с отстающими детьми, но и с остальными.
Тем более, что индивидуальная работа может иметь не только обучающее, развивающее
значение, но и воспитательное, когда детей знакомят с какими-то нормами, правилами и т.
д.
Индивидуальная работа приносит наиболее положительные результаты тогда, когда
проводится не только на специальных занятиях, но и в повседневной деятельности: во
время с/р игр, прогулок, дежурств, п/и, трудовой деятельности.
А
правильно
организованная
индивидуальная
работа
дает
возможность
детям
полностью
овладеть
программным
материалом,
оказывает
большое
положительное
влияние на поведение.