Напоминание

"Заочное путешествие"


Автор: Малышева Екатерина Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КОГОБУ СШ с.Ныр Тужинского района
Населённый пункт: с.Ныр Тужинский район Кировская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Заочное путешествие"
Раздел: начальное образование





Назад




Номинация – «Методическая разработка мероприятия воспитательной

направленности»

(Сценарий воспитательного мероприятия)

Автор-

составитель: Малышева

Екатерина Леонидовна,

учитель начальных классов

КОГОБУ СШ с.Ныр

Тужинского района

Кировской области

2019 год

Пояснительная записка

Методическая разработка мероприятия воспитательной направленности –

«Заочное путешествие по музеям города Кирова». (Слайд 1)

Данное внеклассное мероприятие знакомит учащихся начальной школы с известными

музеями

города

Кирова.

Дети

узнают,

какие

виды

музеев

существуют.

Это

и

дом-музей,

художественный музей, палеонтологический и краеведческий, музей авиации и космонавтики

и т.д. Данное внеклассное мероприятие предоставляет возможность, пусть заочно, но побывать

в

данных

музеях,

увидеть,

как

оформляются

экспозиции,

познакомится

с

народным

творчеством и творчеством выдающихся людей Кировской области.

Мероприятие

проводится

в

форме

экскурсии-беседы,

с

использованием

презентаций,

выполненных в программе Power Point.

Актуальность данного м е р о п р и я т и я

о ч е в и д н а.

Во-первых,

оно

не

является

однообразным

и

скучным.

Во-вторых,

содержит

много

фактического

материала.

В-третьих,

даёт

возможность

учащимся

проявить

себя,

продемонстрировать свои знания, умения, фантазию, творчество, а многим даёт возможность

узнать для себя что-то новое, запомнив правильные ответы на вопросы. В-четвёртых, он

воспитывает ребят любовь к своей малой родине, её культуре и народному творчеству.

Цель: познакомить учащихся с известными музеями города Кирова. (Слайд 2)

Задачи:

формировать у учащихся духовно-нравственные чувства и этическое сознание;

формировать представления об эстетических идеалах и ценностях;

воспитывать ценностное отношение к прекрасному;

воспитывать у учащихся любовь к своей малой родине;

способствовать

получению

и

расширению

знаний

учащихся

о

культуре

Кировской

области;

продолжать заинтересовывать и привлекать ребят к деятельности музеев через творчество,

подталкивая их придумывать интересные и творческие формы работы;

создавать возможности для самореализации учащихся, давая возможность им выступить в

роли «актёров», ораторов, экскурсоводов;

организовать игровую форму деятельности, способствующую развитию познавательной и

творческой активности школьников.

Данный материал рассчитан для учащихся начальной школы и будет применён во

внеклассном мероприятии, посвящённом фестивалю «Ночь музеев».

Ожидаемые результаты:

Данное мероприятие поможет обучающимся расширить кругозор, приобщится к сокровищнице

культуры родного края. Знакомясь с классическим наследием, подмечая глазами современника

все

ценное,

многие

обучающиеся

испытают

радость

от соприкосновения

с

искусством.

П о з н а к о м я т с я

с

п р о ф е с с и е й

э к с к у р с о в о д .

Содержательная часть

2

Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня вы будете работать в командах. Прошу команды занять

свои места, выбрать капитана и название своей команды.

(Выбор капитана и названия команды.)

Чтобы узнать, чему будет посвящено занятие, предлагаю командам отгадать загадки и

составить слово, используя первые буквы слов-отгадок.

(Слайд 3)

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?..

(Май)

На дорожку вышли рожки.

Вы не будете бодать?

Я потрогал их немножко,

Рожки спрятались опять.

(Улитка)

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Живо угадай-ка,

Кто же это?..

(Зайка)

(Слайд 4)

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год.

(Ежиха)

Он хороший,

Он не злой.

Зря кричишь ты: «Ой-ой-ой!» -

Чуть завидев с ним стеклянку.

Он порой, конечно, жжёт,

3

Но быстрее заживёт

Смазанная ранка.

(Йод)

- Какое слово у вас получилось?

(Ответ детей – музей)

-Кто знает, что такое музей?

(Ответы детей.)

(Слайд 5)

Музей

это

учреждение,

занимающееся

собиранием,

изучением,

хранением

и

экспонированием

предметов-памятников

естественной

истории,

материальной

и

духовной

культуры,

а

так

же

просветительской

и

популяризаторской

деятельностью.

(Значение

по

словарю Ожегова.)

Музей – учреждение, имеющее целью собирание, хранение и экспозицию памятников

истории

и

искусств,

а

так

же

естественно

-

научных

коллекций

и

ведущее

культурно-

просветительскую работу. (Значение слова по словарю Ушакова)

(Слайд 6)

Наше занятие посвящено музеям, т.к. уже не первый год в нашей стране проходит фестиваль

«Ночь музеев». А в 2019 году фестиваль пройдёт с18 на 19 мая и снова станет значимым

событием для жителей разных регионов России. Это ежегодное мероприятие охватывает сотни

лучших

культурных

учреждений.

Цель

проекта

привлечение

внимания

к

музеям,

их

исторической

ценности.

В

этот

культурный

вечер

посетить

музей

можно

круглосуточно.

Музей и память. Каждый экспонат

Расскажет об истории эпохи.

Экскурсовод спокойный, умный, строгий,

Увидеть вас здесь снова будет рад.

Помимо экспозиций старины

Музей свою историю имеет,

Поведать вам ее не пожалеет,

Услышать только вы его должны.

Мы же с вами отправляемся в заочное путешествие по самым известным музеям города

Кирова.

(Слайд 7)

1.Задание группам. Чтобы узнать, какой музей мы посетим первым, вашим командам нужно

собрать картинку, на которой вы увидите один из экспонатов данного музея.

(Собирают пазлы. На картинке изображён динозавр.)

Мы отправляемся в палеонтологический музей города Кирова.

(Слайд 8)

Вятский палеонтологический музей (музей динозавров) (адрес: ул. Спасская, 22) -

основу коллекции составляют уникальные экспонаты, многие из которых не имеют аналогов в

мире, увидеть их можно только в экспозиции Кировского музея.

4

Музей был открыт в 1994 г. на базе обширной коллекции ископаемых позвоночных животных

пермского периода возрастом 260 млн. лет, найденных на государственном памятнике природы

Котельничское

местонахождение

парейазавров.

Основу

коллекции

составляют

уникальные

экспонаты, многие из которых не имеют аналогов в мире. Местонахождение остатков древних

животных простирается на 25 км вдоль русла реки Вятки. С1933 г. под г.Котельничем ведутся

раскопки парейазавров и других ископаемых рептилий.

На витринах зала "Мир древних ящеров" теперь из зарослей выглядывают 16 огромных

голов этих животных. Они подсвечены в общей цветовой гамме зала и логически дополняют

основную нашу тематику - пермский период, время перед самым страшным вымиранием в

и с т о р и и

З е м л и .

Р е ко н с т р у к ц и и

в ы п о л н е н ы

в

н а т у р а л ь н у ю

в е л и ч и н у.

По

словам

автора

реконструкций

Андрея

Скворцова:

"Это

несколько

самых

крупных

звероящеров в истории. Мы выбрали по одному самому крупному представителю из разных

филогенетических групп звероящеров. Расположили их на витринах в зале в соответствии с

окаменелостями,

которые

в

них

представлены".

Кировская

область

знаменита

палеонтологическими находками именно Пермского периода.

Кировский областной художественный музей, имени В.М. и А.М.Васнецовых

«Я всегда был убежден, что в сказках, песне, былине, драме

сказывается

весь

цельный

облик

народа,

внутренний

и

внешний,

с

прошлым

и

настоящим,

а

может

быть,

и

будущим»

(Виктор Васнецов)

(Слайд 9)

Виктор Михайлович Васнецов (родился 3 (15) мая 1848 года - умер 23 июля 1926 года) -

один из известнейших русских художников. Воспитывался в вятской духовной семинарии,

затем учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1867-68) у И.

Н. Крамского, позже - в Императорской Академии Художеств, действительным членом которой

с т а л

в

1 8 9 3

г о д у .

Одним из первых русских художников Васнецов обратился в своем творчестве к русскому

фольклору. Также художник принимал участие в росписи Владимирского собора в Киеве,

з а н и м а л с я

т е а т р а л ь н ы м и

д е к о р а ц и я м и .

Творчество

Васнецова

сыграло

значительную

роль

в

развитии,

как

русской

пейзажной

ж и в о п и с и ,

т а к

и

р у с с к о г о

т е а т р а л ь н о - д е к о р а ц и о н н о г о

и с к у с с т в а .

Фамилия Васнецовых известна не только благодаря Виктору Васнецову, но и благодаря его

младшему брату, Аполлинарию Васнецову, прекрасному русскому пейзажисту, воспевшему

суровую красоту Урала и русского Севера, а также поэзию старой деревянной Москвы 12-17

5

веков. Редко кто, однажды увидев, не запомнит его картины, акварели, рисунки, воссоздающие

волнующе сказочный и вместе с тем столь убеждающе реальный образ древней русской

столицы.

Федор Шаляпин: «Поразительно, каких людей рождают на сухом песке

еловые леса Вятки! Выходят из вятских лесов и появляются на удивление

изнеженных столиц люди, как бы из самой этой древней скифской почвы

выделанные. Массивные духом, крепкие телом богатыри. Именно такими

были братья Васнецовы».

(Подготовленные

дети

читают

стихи Людмилы

Ивановны

Багаевой

о

героях

картин

В.М.Васнецова)

Что-то спряталось солнышко,

Лес густой все темней.

На картине Аленушка,

Что душе всех милей.

Ветром спутаны волосы,

И печаль на глазах.

Пусть не слышится голоса,

Но душа вся в слезах.

Где ты, братец – Иванушка?

Приходи поскорей,

Обними, ты, Аленушку,

Горе в сердце развей…

(Из стихотворения «Плач Аленушки»)

Спокойна Матушка – Земля –

Весь враг давно разбит.

На страже три Богатыря,

У них серьезный вид.

Они дозор несут всегда,

Русь защищать стремясь,

И начинают смертный бой,

За жизни не боясь…

(Из стихотворения «Богатыри»)

На поляне, в свете лунном

Снег искрится и блестит.

Зимней ночью всё уснуло,

Лишь Снегурочка не спит.

6

По заснеженным тропинкам

Лёгкой поступью идёт,

Колыбельную берёзкам

Упоительно поёт.

Сон их сказкой зачарован,

И под снежной пеленой

Лес, как- будто, заколдован

Чародейкою - зимой.

(«Снегурочка»)

(Слайд 10)

Знакомство с музеем.

Идея открытия музея, зародившаяся в конце XIX столетия, осуществилась 5 (18) декабря

1910 года. Это был первый художественно-исторический музей на севере и северо-востоке

России.

Основание

музея

и

комплектование

его

коллекций

связано

с

членами

Вятского

художественного

кружка,

с

художниками

Виктором

Михайловичем и

Аполлинарием

Михайловичем Васнецовыми. С 1989 года по распоряжению Совета министров РСФСР музей

стал носить их имена.

Музей располагается в двух зданиях. Одно - это «Репинский особняк», построенный в

1815 году по проекту М. Анисимова. Новое здание - «Мраморный дворец» (авторы проекта –

кировские архитекторы В. Борцов, В. Кропачев) открылось в 1992 году.

Памятник А. М. и В. М. Васнецовым был создан народным художником России Юрием

Ореховым (г. Москва) и литейщиком Н. А. Гуро. Открытие установленного памятника между

старым и новым зданиями Кировского художественного музея состоялось 28 мая 1992 года.

Коллекция

музея

сегодня

это

более

20

тысяч

произведений

графики,

живописи,

скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства.

2.Задание

группам: Определить какие картины принадлежать перу В.М.Васнецова, а какие

А.М.Васнецова. (Слайды 11, 12,13, 14, 15)

Музей

«Дымковская игрушка: история и современность».

(Слайд 16, 17)

7

Музей

находится

в

здании

организации:

Союз

художников

России

-

Народный

художественный промысел «Дымковская игрушка», расположенный по адресу: г. Киров, ул.

Свободы, д.67, 4 этаж.

Открытие музея состоялось 3 марта 2011 года. Музей обладает большой интересной

коллекцией дымковской игрушки (более 700 экспонатов), одной из крупнейших в рамках

нашего города, которая все время пополняется. Музей собирает и хранит архивное наследие

промысла. Сейчас эта коллекция будет работать не только на жителей г. Кирова, но и на

престиж Кировской области, на развитие туризма, раскрывая на высоком уровне вятский бренд

- дымковскую игрушку. Экспозиция музея раскрывает этапы развития дымковского промысла

на протяжении ХХ века до сегодняшнего дня. Здесь представлены работы прославленных

старейших мастериц дымковской игрушки, таких, как З.В. Пенкина, Е.З. Кошкина, З.Ф.

Безденежных, Л.Н. Никулина, О.И. Коновалова, Е.И. Косс-Деньшина. Кроме того, в музее

можно познакомиться с творчеством других поколений мастериц, пришедших в промысел,

начиная с середины 1950-х до 1980-х годов. Сейчас каждая мастерица, работающая в

организации, имеет уникальную возможность сделать свою персональную выставку в стенах

промысла. В музее проходят различные тематические выставки, где представлены творческие

работы современных мастериц, проходят мастер-классы, юбилейные встречи и круглые столы

по проблемам жизни дымковского промысла. Здесь можно заказать экскурсию, встретиться с

мастерицей или посмотреть фильмы разных лет по творчеству мастериц разных поколений.

Одной из важнейших частей экспозиции является большая настенная роспись известного

вятского живописца, Народного художника России В.Г. Харлова, раскрывающая историю

дымковского промысла, портреты известных мастериц, значение промысла в вятской культуре.

Готовясь к открытию музея, художник не только отреставрировал роспись, выполненную в

1982 году, но и продолжает над ней работу.

- Какие особенности росписи дымковской игрушки вы заметили? Какие фигуры встречаются в

росписи? Какие краски преобладают?

(Слайд 18)

3. Задание группам (по выбору):

1.Расписать картинку с дымковской игрушкой.

2.Слепить из пластилина или глины дымковскую игрушку.

8

3.Сделать аппликацию «Дымковская игрушка», используя цветную бумагу или пластилин.

(Самостоятельная работа групп.)

4. Задание группам: Составить пословицы о труде, соединив начало и окончание пословицы.

За каждую правильно составленную пословицу команды получают часть картинки. Сложив из

частей картинку, команды угадывают, о чём пойдёт речь. На картинку космический корабль.

(Слайд 19, ответы - слайд 20)

Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.

Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.

Кто мало говорит, тот больше делает.

Плохой хозяин десять работ начинает, ни одной не кончает.

Делаешь наспех — сделаешь на смех.

Не пеняй на соседа, коли спишь до обеда.

Знакомство с музеем авиации и космонавтики,

Музей космонавтики им. Циолковского

(Слайд 21, 22, 23)

В России всего 4 музея, связанных с именем К.Э. Циолковского. Один из них находится в

г. Кирове. Музей К.Э. Циолковского, авиации и космонавтики принял первых посетителей 10

апреля 1988 г. Музей расположен в здании, которое во второй половине XIX в. принадлежало

вятским купцам Шуравиным и в котором с 1873 по 1878 г. жила семья великого русского

ученого, основоположника космонавтики К.Э. Циолковского.

Экспозиция музея освещает две большие темы: "Жизнь и деятельность основоположника

космонавтики К.Э. Циолковского" и "Вклад кировчан в освоение космоса". В экспозиции

представлен Вятский период жизни ученого: мебель, предметы быта второй половины XIX в.,

которые могли находиться в домах вятских чиновников; физические приборы конца XIX в. и

которыми мог пользоваться ученый; прижизненные издания работ К.Э. Циолковского в области

аэродинамики, воздухоплавания, авиации, ракетной техники и т.д.; фотографии, документы и

личные вещи летчиков-космонавтов СССР: В.П. Савиных и А.А. Сереброва; центральный пост

управления орбитальной станции "Салют", спускаемый аппарат космического корабля "Союз-

Т-2" (вес 2,5 тонны).

С момента открытия музей стал научно-исследовательским и научно-просветительским

учреждением,

пропагандирующим

идеи

К.Э.

Циолковского,

достижения

отечественной

космонавтики. По инициативе нашего земляка, летчика-космонавта СССР В.П. Савиных, на

базе музея с 1989 г. проводятся Молодежные Циолковские Чтения, собирающие большое число

участников из многих городов России и ближнего зарубежья. В 2007г. на территории музея

установлен бюст В.П. Савиных

9

Вы увидели, что музеи бывают разные. Например, музеи зоологические, в них собраны

ч у ч е л а

ж и в о т н ы х

р а з н ы х

с т р а н ,

к о л л е к ц и и

н а с е к о м ы х

и

б а б о ч е к .

Геологические, где собраны коллекции минералов и камней. Музеи ботанические, театральные,

м у з ы к а л ь н ы е ,

л и т е р а т у р н ы е

и

т . д .

В краеведческом музее можно узнать об истории своего края, в историческом музее можно

у з н ат ь

н е

т о л ь ко ,

н о

и

у в и д е т ь

п р о ш л о е

и

н а с т о я щ е е

с в о е го

н а р о д а .

Немало у нас музеев, которые посвящены выдающимся писателям, композиторам, ученым,

артистам.

Ваши команды славно потрудились, узнали о некоторых музеях города Кирова. Я надеюсь,

что наше заочное путешествие прошло с пользой для вас. Вы узнали больше о своей малой

родине. Если вы будете в городе Кирове, то обязательно посетите эти музеи.

(Слайд 24)

10



В раздел образования