Автор: Сербина Марина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 13
Населённый пункт: город Томск, Томская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие связной речи дошкольников средствами сказки"
Раздел: дошкольное образование
Дошкольный возраст – уникальный период развития ребенка, обладающий
своеобразной
логикой
и
спецификой;
это
особый
мир
со
своим
языком,
образом
мышления,
действия.
Речевая
функция
играет
важную
роль
в
развитии ребенка.
В
соответствии
с
требованиями
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования
речевое
развитие
становится самостоятельной образовательной областью. Согласно ФГОС ДО
речевое
развитие
включает:
владение
речью
как
средством
общения
и
культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически
правильной
диалогической
и
монологической
речи;
развитие
речевого
творчества;
развитие
звуковой
и
интонационной
культуры
речи,
фонематического
слуха;
знакомство
с
книжной
культурой,
детской
литературой,
понимание
на
слух
текстов
различных
жанров
детской
литературы;
формирование
звуковой
аналитико-синтетической
активности
как предпосылки обучения грамоте. ФГОС ДО в пункте 4.6 ориентирует
детский сад в образовательной области «Речевое развитие» на:
·
способность
ребенка
договариваться,
учитывать
интересы
и
чувства
других;
·
овладение ребенком устной речью, умением выражать свои мысли и
желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
построения речевого высказывания в ситуации общения, умения выделять
звуки в словах, на формирование у ребёнка предпосылок грамотности;
·
на проявление любознательности, его интерес причинно-следственными
связями,
попытки
самостоятельно
придумывать
объяснения
явлениям
природы и поступкам людей.
В настоящее время актуальна тема речевого развития дошкольников, ей
посвящается большое количество научно-исследовательских работ педагогов
и
психологов.
Одна
из
главных
задач
речевого
развития
детей
–
это
формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично
строить
высказывание,
постоянное
совершенствование
речевых
навыков,
о вл а д е н и е
л и т е р ату р н ы м и
ком п о н е н т а м и
о б р а зо ва н н о с т и
и
интеллигентности в дальнейшем. Речь, во всем ее многообразии, является
необходимым компонентом общения. Именно в связной речи реализуется
основная, коммуникативная функция языка и речи.
Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные
дидактические игры, упражнения, в том числе и сказки. Дети черпают из
сказок
множество
познаний:
первые
представления
о
времени
и
пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки
позволяют ребенку видеть добро и зло. Но, к сожалению, сказки подаются
дошкольникам
недостаточно
разнообразно,
в
основном
–
это
чтение,
рассказывание,
в
лучшем
случае
пересказ
в
лицах
или
драматизация,
просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам
сказок. Сказки не в полной мере используются для развития воображения,
мышления, связной речи и воспитания добрых чувств.
В душе каждого ребенка таится желание свободной театральной игры, в
которой они воспроизводят знакомые ему литературные сюжеты. Без сказки,
живой, яркой, завладевающей сознанием и чувствами ребенка, невозможно
представить детское мышление и связную детскую речь.
Многие педагоги сталкиваются с тем, что родители не читают детям
сказки. Литературный опыт детей не велик, он ограничивается случайными
журналами или комиксами. Поэтому и связная речь детей не разнообразна.
Благодаря, сказки речь детей становится более насыщенной, развивается
диалогическая
и
монологическая
речь,
происходит
совершенствование
лексико-грамматических
средств
языка,
звуковой
стороны
речи
в
сфере
произношения, восприятия и выразительности.
Развивая речевое творчество, выразительность речи, индивидуальные
способности, можно определить следующие задачи:
- обогащение словаря;
- развитие умения связно, последовательно и выразительно пересказывать
небольшие литературные произведения;
- развитие умения воспринимать, понимать и эмоционально откликаться на
сказку;
- развитие представления об окружающем мире;
- воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству;
-
побуждение
к
использованию
сказочных
сюжетов
в
самостоятельной
игровой и творческой деятельности.
Сказка
–
удивительное
явление
народного
творчества.
Простая
и
незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В
мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как только начинает
говорить. Однажды прядя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда как чудо,
как радость, как память. В настоящее время трудно найти лучший способ
воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному
народному
творчеству.
Сказка
даёт
нравственные
уроки
сострадания,
самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о
морали,
справедливости,
необходимости
борьбы
со
злом,
расширяет
жизненный опыт ребенка.
Свою статью хотелось бы закончить цитатой Василия Александровича
Сухомлинского: «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в
мире сказок, творчества, воображения, фантазий, а без этого он засушенный
цветок!»