Напоминание

"Развитие связной речи дошкольников средствами сказки"


Автор: Сербина Марина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 13
Населённый пункт: город Томск, Томская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие связной речи дошкольников средствами сказки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дошкольный возраст – уникальный период развития ребенка, обладающий

своеобразной

логикой

и

спецификой;

это

особый

мир

со

своим

языком,

образом

мышления,

действия.

Речевая

функция

играет

важную

роль

в

развитии ребенка.

В

соответствии

с

требованиями

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования

речевое

развитие

становится самостоятельной образовательной областью. Согласно ФГОС ДО

речевое

развитие

включает:

владение

речью

как

средством

общения

и

культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически

правильной

диалогической

и

монологической

речи;

развитие

речевого

творчества;

развитие

звуковой

и

интонационной

культуры

речи,

фонематического

слуха;

знакомство

с

книжной

культурой,

детской

литературой,

понимание

на

слух

текстов

различных

жанров

детской

литературы;

формирование

звуковой

аналитико-синтетической

активности

как предпосылки обучения грамоте. ФГОС ДО в пункте 4.6 ориентирует

детский сад в образовательной области «Речевое развитие» на:

·

способность

ребенка

договариваться,

учитывать

интересы

и

чувства

других;

·

овладение ребенком устной речью, умением выражать свои мысли и

желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,

построения речевого высказывания в ситуации общения, умения выделять

звуки в словах, на формирование у ребёнка предпосылок грамотности;

·

на проявление любознательности, его интерес причинно-следственными

связями,

попытки

самостоятельно

придумывать

объяснения

явлениям

природы и поступкам людей.

В настоящее время актуальна тема речевого развития дошкольников, ей

посвящается большое количество научно-исследовательских работ педагогов

и

психологов.

Одна

из

главных

задач

речевого

развития

детей

это

формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично

строить

высказывание,

постоянное

совершенствование

речевых

навыков,

о вл а д е н и е

л и т е р ату р н ы м и

ком п о н е н т а м и

о б р а зо ва н н о с т и

и

интеллигентности в дальнейшем. Речь, во всем ее многообразии, является

необходимым компонентом общения. Именно в связной речи реализуется

основная, коммуникативная функция языка и речи.

Для развития связной речи ребенка необходимо применять различные

дидактические игры, упражнения, в том числе и сказки. Дети черпают из

сказок

множество

познаний:

первые

представления

о

времени

и

пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки

позволяют ребенку видеть добро и зло. Но, к сожалению, сказки подаются

дошкольникам

недостаточно

разнообразно,

в

основном

это

чтение,

рассказывание,

в

лучшем

случае

пересказ

в

лицах

или

драматизация,

просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам

сказок. Сказки не в полной мере используются для развития воображения,

мышления, связной речи и воспитания добрых чувств.

В душе каждого ребенка таится желание свободной театральной игры, в

которой они воспроизводят знакомые ему литературные сюжеты. Без сказки,

живой, яркой, завладевающей сознанием и чувствами ребенка, невозможно

представить детское мышление и связную детскую речь.

Многие педагоги сталкиваются с тем, что родители не читают детям

сказки. Литературный опыт детей не велик, он ограничивается случайными

журналами или комиксами. Поэтому и связная речь детей не разнообразна.

Благодаря, сказки речь детей становится более насыщенной, развивается

диалогическая

и

монологическая

речь,

происходит

совершенствование

лексико-грамматических

средств

языка,

звуковой

стороны

речи

в

сфере

произношения, восприятия и выразительности.

Развивая речевое творчество, выразительность речи, индивидуальные

способности, можно определить следующие задачи:

- обогащение словаря;

- развитие умения связно, последовательно и выразительно пересказывать

небольшие литературные произведения;

- развитие умения воспринимать, понимать и эмоционально откликаться на

сказку;

- развитие представления об окружающем мире;

- воспитание интереса и любви к русскому народному творчеству;

-

побуждение

к

использованию

сказочных

сюжетов

в

самостоятельной

игровой и творческой деятельности.

Сказка

удивительное

явление

народного

творчества.

Простая

и

незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В

мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как только начинает

говорить. Однажды прядя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда как чудо,

как радость, как память. В настоящее время трудно найти лучший способ

воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному

народному

творчеству.

Сказка

даёт

нравственные

уроки

сострадания,

самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о

морали,

справедливости,

необходимости

борьбы

со

злом,

расширяет

жизненный опыт ребенка.

Свою статью хотелось бы закончить цитатой Василия Александровича

Сухомлинского: «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в

мире сказок, творчества, воображения, фантазий, а без этого он засушенный

цветок!»



В раздел образования