Автор: Устименко Людмила Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Лестранхозовская СОШ
Населённый пункт: республика Хакасия, Аскизский район, село Бирикчуль
Наименование материала: статья
Тема: Работа с одарёнными детьми
Раздел: среднее образование
Работа с одаренными детьми
Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным
множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль
ученого Н.Дубинина о том, “что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в
течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей,
которые представляет ему мозг”. Так, память человека способна вместить в себе 20
единиц информации, то есть примерно столько же информации, сколько содержится
в миллионах томов Российской государственной библиотеки. Утверждают, что
Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска.
Знаменитый шахматист А.А.Алехин мог играть вслепую одновременно на 40 досках.
Понятно, что подобные примеры исключительны в своем роде, но они дают
наглядный пример того, какие возможности открываются перед человеком в случае
максимального использования заложенных в нем природных данных.
Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества
насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой
раннего выявления и развития способностей ученика.
Одаренность можно рассматривать с различных позиций. Если придерживаться
психофизиологической точки зрения, то надо признать относительную редкость этого
явления. С другой стороны, исходя из гуманистичности педагогики, мы обязаны
признать потенциальную одаренность каждого ребенка.
Однако прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо
определиться о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая
при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие
понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей
успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в
какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной
сфере.
Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием
качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей
творчества.
В.Штерн предлагает следующие определение одаренности:
Умственная одаренность (УО) есть «общая способность сознательно направить
свое мышление на новые требования, есть общая умственная способность
приспособления к новым задачам и условиям жизни» Он подчеркивает, что признак
приспособления выдвигает зависимость действий от внешних моментов (задач,
требований жизни) и отличает УО от гениальности, а признак всеобщности отличает
УО от таланта.
Умственно одарен тот, кто легко приспосабливается к новым требованиям при
различных условиях и в различных областях.
Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к
меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это
имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение
вашего успеха”.
Основная миссия учителя развитие личности ребенка, то есть стремление к более
полной самореализации личностного потенциала.
В своей работе я придерживаюсь принципа: « У каждого ребенка есть
способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться».
Цель: Создание условий для перехода от человека знающего к человеку, умеющему
применять знания в нестандартных ситуациях, т.е развитие у учащихся способностей
неординарно мыслить, критически анализировать ситуацию и формулировать
перспективные задачи, планировать и организовывать свою деятельность.
Задачи:
1.
Своевременно выявлять способных и творчески мыслящих детей с первых
уроков изучения физики.
2.
Научить ребенка применять и развивать свои способности в учебной
деятельности
3.
Сформировать навыки самостоятельного приобщения учеников к меняющимся
знаниям и приобретению новых знаний.
4.
Развивать продуктивное мышление, способности переосмысления имеющихся
знаний и генерации новых
5.
Поощрять инициативу детей, их желание к творческому росту, самореализации
и самоопределению.
В систему обучения, стараюсь включать следующие компоненты:
Корректирующие – для одаренных детей, которые испытывают эмоциональные и
поведенческие трудности.
Развивающие – для улучшения состояния эмоциональной сферы
Интегративные – соединяют познавательные и эмоциональные компоненты
В работе с одаренными детьми использую разнообразные формы и методы работы,
а так же приемы ораторского мастерства для практических занятий подбираю
материал повышенного уровня сложности и эвристического характера,
способствующий развитию интеллектуальных и творческих способностей учеников.
«Многознание уму не научает»,- сказал древний философ. Изучить учебники-
ещё не значит освоить русский язык и овладеть соответствующим мышлением.
Настоящее образование человек получает тогда, когда сам ищет ответы на
возникающие у него вопросы. А научить задавать вопросы труднее, чем отвечать на
них…
Как же научить задавать вопросы? При объяснении нового материала часто
использую проблемную технологию, когда учитель не говорит учащимся готовые
сведения,
а
предоставляет
учащимся
необходимый
языковой
материал,
проанализировав который, они смогут сделать самостоятельные выводы.
2
Проблемными можно считать и задания типа: являются ли родственными слова
«облако» и «Волоколамск», «немец» и «немой»? Не все учащиеся возьмутся за
решение этих вопросов, но найдутся и те, кому это интересно, кто обратится к
словарям
и
справочной
литературе,
попробует
произвести
самостоятельный
словообразовательный
анализ
(практикую
подобные
вопросы
в
качестве
дополнительного
домашнего
задания).
Затем
учащиеся
выступают
со
своими
ответами перед классом, что всегда вызывает интерес и повышает статус данных
ребят.
«Познание начинается с удивления»- эта древняя мудрость говорит о первом и
непременном условии любого образования. Способность удивляться - великий дар
природы,
который
помогает
нам
не
только
учиться,
но
и
жить.
Системно-
деятельностный
подход
позволяет
«окунуть»
учащихся
в
решение
«жизненной»
задачи. Так, например, на уроке русского языка в 6-м классе учащимся предлагаются
следующие задания различного уровня сложности:
1. Перед вами лексические уравнения. Определите, какое слово следует поставить
вместо
вопросительного
знака,
чтобы
по
левую
и
по
правую
сторону
от
знака
равенства получилось одинаковое соотношение.
1) Палец – перст = Лоб – ?
2) Живой – мёртвый = Восторгаться – ?
3) Брег – берег = Прах -?
4) Вседневно – всегда = Зело – ?
5) Закат – рассвет = Добродетель – ?
6) Молодой – старый = Эгоист – ?
2. Синонимом, какого из выражений является фраза «влюбиться без памяти»?
А) Вскружить голову
Б) Потерять голову
В) Отвечать головой
Г) Сломя голову
Д) Вешать голову
Следующий
шаг-
понять
и
сформулировать
своё
незнание
об
увиденном.
Подчеркну,
что
именно незнание,
а
н е знание!
Незнание
гораздо
важнее
уже
известного. Дело в том, что движущей силой является вопрос, а не ответ. Вопрос
начинает
познание,
а
ответ,
то
есть
знание,
завершает
его,
как
бы
успокаивает
исследующего.
Перефразируя
Ф.Бекона,
скажем,
что
именно
«Незнание-
сила!»
Умение
сформулировать
своё
незнании
-
значит
приблизиться
к
истине.
Как
говорится, «поставить проблему - это значит наполовину её решить».
По
мере
того,
как
ребёнок
начинает
систематически
упражняться
в
решении
нестандартных
задач,
его
мышление
неизбежно
начинает
перестраиваться.
Это
проявляется
в
качественном
развитии
практически
действенного,
образного
и
понятийного теоретического мышления.
Таким образом «выращиваем»
способности каждого конкретного ребенка,
предлагая ему систему
развивающих, творческих заданий. Но с детьми, которые
имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности,
восприимчивость к учению, творческие
возможности и проявления отношусь с
особым «трепетом». Так как они требуют индивидуализированной работы. С ними
3
после уроков мы выполняем задания повышенной сложности (результат призовые
места на районной олимпиаде), подготовка к научно – практическим конференциям
(призовые места на районных конференциях «Юность, наука, культура»).
В своей работе предусматриваю развитие продуктивного мышления, навыков
применения на практике, что позволяет генерировать новые знания, дает возможность
ребенку приобщатся к постоянно развивающемуся знанию и к новой информации,
способствует саморазвитию и самореализации.
Очень важно формировать у одаренных детей видеть и использовать аналогии,
развивать образное мышление, умение смотреть на одну и ту же ситуацию с разных
точек зрения, включая их в различные контексты. При обучении таких детей центр
тяжести
с
обучения
на
учение,
индивидуальную
работу
самих
учащихся
с
соответствующей
научной и учебной литературой, а также на самостоятельные
решения задач и выполнение экспериментальных исследований. Роль учителя в этом
случае
сводится
к
стимулированию
познавательного
интереса,
консультациям,
рекомендациям соответствующей литературы, организации обмена мнениями.
Список литературы
1.
Богоявленская
Д.Б.
Интеллектуальная
активность
как
проблема
творчества
/
Д.Б.Богоявленская.- Ростов н /Д.,1983.
2. Брославская Т.Л. Методические рекомендации для учителей – словесников по
работе
с
одарёнными
детьми
на
уроке./
О.В.Касперская.
Система
работы
с
одарёнными детьми.- Волгоград.,2011.
3. Грязева В.Г. Одарённые дети: экология творчества/ В.Г.Грязева, В.А.Петровский.-
М.;Челябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993.-40с.
4. Кошкина Н.В. Проектная деятельность учащихся и её роль в развитии одарённости/
О.В.Касперская. Система работы с одарёнными детьми - Волгоград.,2011.
5. Матюшкин А.М. Концепция творческой одарённости / А.М.Матюшкин// Вопросы
психологии.-1989 - №6- С.29-33.
6. Матюшкин А.М. Загадки одарённости/А.М.Матюшкин. М.,1992.
7.
Панченко
И.В.
Использование
современных
образовательных
технологий
в
преподавании
литературы
и
русского
языка/О.В.Касперская.
Система
работы
с
одарёнными детьми - Волгоград, 2011.
4