Автор: Корчикова Нина Васильевна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МАДОУ–детский сад "Колосок"
Населённый пункт: Новосибирская область р.п.Краснообск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Перелётные птицы"
Раздел: дошкольное образование
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе
по теме «Перелётные птицы»
Автор конспекта НОД:
Воспитатель высшей квалификационной категории,
МАДОУ - детский сад комбинированного вида «Колосок»
Корчикова Нина Васильевна
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.
Цель: Расширение и систематизация элементарных знаний о перелётных птицах, среде их обитания.
Развивающая предметно-пространственная среда темы ННОД: занятие проходит в группе, ноутбук (голоса птиц),
плакат и демонстрационные картинки «Перелётные птицы», магнитная доска, магниты, указка, картотека загадок о
птицах, пуховое и маховое перо птицы, карандаш, лист бумаги.
Задачи:
Обобщить и расширить представления о перелетных птицах (образ жизни, среда обитания, внешний вид, повадки,
питание, перелет), умение их различать, группировать.
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, давать четкие и обоснованные ответы на
поставленные вопросы.
Развивать познавательную активность через формирование представлений о перелетных птицах.
Познакомить детей с насекомоядными и водоплавающими перелетными птицами.
Совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы.
Побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом.
Развивать память, зрительное и слуховое внимание, мышление, любознательность.
Воспитывать интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Задачи
Содержание ННОД
Образовательная
область,
вид деятельности
Формы
реализации
Программы
Средства
реализации ООП
Развивать интерес
детей,
любознательность,
развивать
познавательную
мотивацию,
– Ребята, какое у вас сегодня настроение?
– Хорошее, радостное, веселое.
– Давайте возьмемся за руки и передадим друг
другу и гостям свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Ребята, вы хотите узнать, о чём мы сейчас
будем беседовать? Тогда отгадайте загадку и
узнаете нашу тему.
Осенью летели к югу,
Переждать там злую вьюгу.
Дождались, и вот весной,
Возвращаются домой. (Перелетные птицы).
- Сегодня мы с вами будет говорить о
перелетных птицах. Для этого я предлагаю вам
стать орнитологами. А вы знаете, кто такие
орнитологи?
- Орнитолог – это специалист, изучающий птиц
и их распространение.
Раз, два, три – повернись, в орнитологов
превратись. Орнитологи очень много знают о
птицах, и вот сегодня мы проверим ваши знания.
Социально-
коммуникативное
развитие;
Коммуникативная
Познавательное
развитие;
Коммуникативная
Познавательное
развитие
Игровая
Приветствие
Загадка
Вопрос к детям
Объяснение
Плакат «Перелетные
птицы»
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Задачи
Содержание ННОД
Образовательная
область,
вид деятельности
Формы
реализации Программы
Средства
реализации ООП
Развивать
познавательный
интерес, внимание,
отвечать на вопросы
полным ответом.
- Ребята, как вы думаете, почему птиц называют
перелетными? Правильно, потому что птицы улетают в
теплые края.
- А почему они улетают?
- Становится холодно, исчезают насекомые, осыпаются
семена растений, скоро замерзнут водоемы, птицам будет
трудно добывать корм. (Ответы детей).
Дид.игра «Назови части тела птиц»
(На доске картина с изображением птиц)
- Рассмотрите птиц и скажите, какие у них есть части тела.
- У птиц есть голова, туловище с двумя крыльями, две лапы,
хвост, клюв. Тело покрыто перьями. (Ответы детей).
- У всех птиц одинаковое строение тела, но люди их
называют по-разному. Как же они их различают?
- По оперению, величине, внешнему виду. (Ответы детей).
- А какие птицы улетают первыми в теплые края? Раньше
всех нас покидают насекомоядные птицы.
В слове насекомоядные прячутся два слова: едят
насекомых. Повторите: насекомоядные. Они едят майских
жуков, бабочек, ос, стрекоз, пчёл. А улетают эти птицы сразу
после первых заморозков, как только исчезают насекомые.
Раньше всех улетают ласточки, скворцы, жаворонки, дрозды,
овсянки, трясогузки.
- Когда замерзают водоемы (реки, озера), к югу направляются
водоплавающие птицы.
В слове водоплавающие тоже прячутся два слова:
плавать в воде. Повторите: водоплавающие.
Каких водоплавающих птиц вы знаете? (Гуси, утки, лебеди)
Загадки о птицах
(Отгадки-картинки лежат на столе, ребенок
выбирает нужную картинку и показывает её детям)
1.
Угадайте, что за птичка – темненькая невеличка.
Беленькая с живота, хвост раздвинут в два хвоста.
(Ласточка)
2.
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели? (Соловей)
Познавательное
развитие
Коммуникативная
Познавательное
развитие
Коммуникативная
Развивать
познавательный
интерес,
внимание
Речевое развитие
Коммуникативная
Беседа
Дид.игра «Назови
части тела птиц»
Беседа
Загадки
Картинки
.
Повысить
двигательную
активность детей
Развивать
познавательный
интерес,
внимание
3.
Перелетная крякушка ловит лягушек,
Ходит вразвалочку, вспотыкалочку. (Утка).
4.
Он живет на крыше дома-
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый,
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист)
5.
В воде купался, сухим остался. (Гусь).
6.
В небе осенью курлычут,
За собою в небо кличут
Долго манят нас вдали…
Кто скажите? (Журавли)
7.
Эта птица, мать плохая,
Хоть на первый взгляд, не злая.
Но высиживать яички,
Отдает соседке птичке. (Кукушка).
Физминутка «Птицы»
Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают («клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели и на место сели (улетают», садятся)
- Ребята, а знаете, как птицы находят дорогу на юг и обратно?
Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, а другие –
днем.
А
исты, жаворонки, ласточки, стрижи, журавли,
дрозды летят днем. Большинство остальных птиц -
ночью.
В полете они ориентируются на звезды, а если на
небе облака и звезд не видно, то они ориентируются на
магнитные колебания земли.
Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают
«стайками», все вместе, некоторые, например журавли,
лебеди и другие крупные птицы выстраиваются «клином» в
виде треугольника, другие выстраиваются «цепочкой», в
одну линию.
Физическое
развитие
Двигательная
Познавательное
развитие
Речевое развитие
Коммуникативная
Физминутка «Птицы»
Рассказ воспитателя
Показ способов полета
птиц
Физминутка
Ноутбук
Развивать
познавательный
интерес, мелкую
моторику, внимание
Повысить
двигательную
активность детей
Развивать
познавательный
интерес, внимание
Развивать
познавательный
интерес, внимание,
отвечать на вопросы
полным ответом.
Игра «Собери картинку»
-
Ребята, у вас в конвертах разрезные картинки.
Достаньте их и попробуйте собрать и рассказать, чьё
изображение вы сложили.
- Это грач. Перелетная птица.
Физминутка «Улетает-не-улетает»
Воспитатель показывает картинки птиц и называет их,
дети «летают» и машут крыльями, когда услышат
название перелетной птицы. Если услышат зимующую
или домашнюю птицу – приседают на корточки.
Игра «Прилетели птицы».
- Ребята, а сейчас я хочу проверить, какие вы,
орнитологи внимательные. Я буду называть птиц, но
если я ошибусь – хлопайте в ладоши.
Прилетели птицы – аисты, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы – ласточки, вороны, соловьи и
макароны.
Прилетели птицы – кукушки, куницы, стрижи и
страницы.
Прилетели птицы – гуси, цапли, синицы, лисы,
лебеди, скворцы.
Игра «Закончи предложение»
Воспитатель начинает, дети продолжают.
1.
Первыми на юг улетают птицы, которые питаются
насекомыми (насекомоядные), потому что… (им нечем
питаться, все насекомые прячутся).
2.
Дятла можно назвать лесным доктором, потому
что…(он достает из-под коры деревьев насекомых и
жучков).
3.
Кукушка не высиживает своих птенцов потому
что…(она не вьет себе гнезда).
4.
Все любят слушать соловья, потому что (он красиво
поёт).
5.
Весной перелетные птицы строят гнёзда, потому
что… (собираются выводить птенцов).
6.
У цапли длинные ноги, потому что…(она ходит по
болоту).
Речевое развитие
Коммуникативная
Игровая
Физическое
развитие
Двигательная
Познавательное
развитие
Речевое развитие
Коммуникативная
Познавательное
развитие
Речевое развитие
Коммуникативная
Игра «Собери
картинку»
Подвижная игра
«Улетает-на-улетает»
Игра «Прилетели
птицы»
Игра «Закончи
предложение»
Конверты с
разрезными
картинками
Физминутка
Развивать
познавательный
интерес, внимание,
отвечать на вопросы
полным ответом.
7.
У аиста большое гнездо, потому что… (он крупная,
птица).
Эксперимент «Почему птицы летают?»
- Ребята, а вы знаете, почему птицы летают?
Давайте
проведем эксперимент и определим, почему птицы
умеют летать.
- Взрослые ученые орнитологи приготовили для вас
перышки. Рассмотрите их, чем перья отличаются друг
от друга? (одни - мягкие, маленькие, другие – жесткие,
длинные).
- Подумайте, какое из них называется пуховым и
согревает птицу. Почему? (пушистое, мягкое, теплое),
где они расположены? (на теле птицы)
- А другое называется - маховым. Почему? Легкое оно
или тяжелое? Где расположены маховые перья? (на
крыльях и хвосте).
- Чтобы понять, как птицы летают, давайте вспомним,
какой воздух? (невидимый, не мешает движениям, его
можно ощутить при беге).
- Возьмите карандаш. Какой он легкий, как перо или
тяжелее?
- Подбросьте его вверх, что произошло? (карандаш
упал)
- Сделайте вывод, тяжелые предметы могут опираться
на воздух? (нет, они падают).
- Давайте проверим, а легкие предметы с широкой
поверхностью, воздух может ненадолго удержать?
- Возьмите лист бумаги и подбросьте его вверх,
попробуйте тоже сделать с перышком. Они также
быстро упали, как карандаш? (Нет).
- Какой можно сделать вывод? (легкие предметы с
широкой поверхностью ненадолго удерживаются в
воздухе).
- С раскрытыми крыльями и хвостом птица становится
широкой и может опираться на воздух. Взмахами
крыльев птица отталкивается от воздуха и парит в
небе. На земле раскрытые крылья и хвост мешают
Познавательное
развитие
Речевое развитие
Коммуникативная
Экспериментирование
Перья птиц
птице, поэтому она их складывает и прижимает к телу.
- Ребята вы поняли, почему птица может летать по
воздуху? Как это происходит?
Вы как настоящие орнитологи сегодня показали свои
знания, провели эксперимент, а теперь мы опять
превращаемся в детей.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Задачи
Содержание ННОД
Образовательная
область,
вид деятельности
Формы
реализации
Программы
Средства
реализации ООП
.
Успокоить и
организовать
возбужденных детей.
Снять
психоэмоциональное
напряжение.
Создать позитивный
фон настроения
Релаксация «Полетели птицы»
- Полетели птицы. Летят, крыльями машут (дети
поднимают руки вверх, вниз)
- Ветер поднялся, все труднее птицам лететь!
- Дождь крылья намочил, тяжелые стали крылья
(дети медленно поднимают руки)
- Очень трудно птицам.
- Но наши птицы сильнее могучего ветра, сильнее
холодного дождя.
- Утих ветер, сдался. Выглянуло солнышко.
Опускаются уставшие птицы на землю.
Устраивается стая на отдых (дети ложатся на
живот, руки в стороны)
- Так устали наши птички, что не пошевелиться им!
- Так хорошо нашим птичкам отдыхать.
А теперь давайте представим, что мы находимся в
лесу и слушаем пение соловья.
Вопросы к детям:
Важно ли для вас то, что вы сегодня узнали?
Какое задание было для вас самым трудным?
Какое задание больше всего понравилось?
Пригодятся ли вам эти знания в жизни?
Физическое развитие
Игровая
Двигательная
Слушание: пение
соловья
Игра «Полетели
птицы»
Аудиозапись: пение
соловья
Игра
Аудиозапись