Авторы: Ткаченко Ирина Васильевна, Ханина Любовь Сергеевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ дс № 428
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект "Здравствуй школа"
Раздел: дошкольное образование
муниципальное бюджетное казенное дошкольное образовательное
учреждение города Новосибирска «Детский сад №428 компенсирующего
вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции
отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников»
Познавательно-творческий проект «Здравствуй, школа!»
в подготовительной группе
Разработали:
Ханина Л.С., Ткаченко И.В.
воспитатели высшей
квалификационной категории
МКДОУ д/с № 428
г. Новосибирск – 2019г.
Актуальность проекта
«Быть готовым к школе- не значит уметь читать, писать и считать. Быть
готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться». (Л. Н.
Венгер)
Проблема обеспечения непрерывности дошкольного и начального
образования является одной из самых актуальных проблем на протяжении
всей истории дошкольной и общей педагогики.
Дошкольному образовательному учреждению отводится особая роль в
общей системе непрерывного образования, т. к. оно является первым звеном
данной системы. Именно в дошкольном образовательном учреждении
закладываются основы личности, её свойства, качества и способности,
которые во многом будут определять пути дальнейшего становления ребенка
как школьника.
Поступление в школу- один из самых важных этапов в развитии
ребенка. Из мира детства с веселыми играми и забавами маленький человек
попадает в совершенно иную обстановку, где от него требуется высокая
работоспособность, усидчивость, концентрация внимания. Он вынужден
подчиняться правилам школьного распорядка. И если этот переход для
вашего ребенка станет неожиданным, тогда его адаптация к учебному
процессу будет долгой и болезненной, и это, несомненно, отразится на его
успеваемости, а значит, и на самооценке. Как это не печально, но многие
комплексы, которыми страдают взрослые, формируются именно в период
школьного обучения.
Важнейшая задача детского сада и родителей- психологическая
подготовка малыша к поступлению в школу. Чтобы понять, что переживает
ребенок накануне поступления в школу, вспомните, как вам самим было
некомфортно при ожидании чего- то неизвестного. Как правило, дети с
огромным желанием идут в школу, с нетерпением ждут первых занятий, но
одновременно испытывают тревогу. Родителям необходимо оказать помощь
ребенку, рассказать о школьной жизни, вспомнить и передать свои ощущения
от поступления в первый класс.
В дошкольном образовательном учреждении воспитатели должны
попытаться правильно обрисовать малышу особенности обучения в школе.
Для начала проверить, какие представления у него уже сформированы, задать
простые вопросы: как он представляет себе школу, что такое перемена и
урок, что по времени длится больше, что он должен будет делать на уроке, а
что на перемене, почему он хочет в школу, что его там больше привлекает-
появление новых друзей, игры с ними или желание узнавать что-то новое.
Если в ответах ребенка просматривается его восприятие школы как новой
увлекательной игры, необходимо объяснить, что смысл обучения (познания
нового) - это процесс, требующий терпения и настойчивости, что в школе его
могут ожидать не только радостные события, но и необходимость работать,
ради чего ему придется отказаться от части времени, ранее проводимого с
друзьями.
Основной целью преемственностью в работе дошкольного
образовательного учреждения и школы становится обеспечение плавного и
безболезненного перехода ребенка в школу, формирование внутренней
позиции школьника с помощью единства требований родителей,
воспитателей и учителей. В связи с этим, появилась необходимость создания
авторского познавательного проекта «Здравствуй, школа!»
Цель:
Формировать представления о школе и положительное отношение к
школьной жизни у старших дошкольников.
Задачи:
• формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.
• снятие чувство тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со
школой.
• повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной
подготовки.
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Вид проекта:
Познавательно – творческий
Продолжительность проекта:
Краткосрочный 1 неделя.
Участники проекта:
Воспитанники подготовительной группы, воспитатель группы, муз.
руководитель, учитель первого класса, школьники первого класса, родители.
Описание проекта:
Поступление в школу полностью перестраивает жизнь ребенка. К
моменту поступления в школу ребенок должен иметь представления о том,
что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное. У него
должно быть желание учиться. Если ребенок не готов к новому социуму, то
даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно.
Данный проект будет полезен в работе воспитателей подготовительных
групп, а также родителей, с целью повышения родительской компетентности
в вопросах предшкольной подготовки детей.
В своем проекте я использовала просмотр мультфильмов на школьную
тематику. С помощью них, дети лучше представляли школьную жизнь, для
чего нужно учиться. Знакомила с литературными произведениями о
школьной жизни и учебе в школе. Для родителей подготовила очень много
информации о том, как помочь ребенку без волнения и тревоги переступить
порог школы.
Я считаю, что проект «Здравствуй школа» помог детям и родителям
лучше понять школьную жизнь, оценить свои знания и умения перед школой.
Сформировал внутреннюю позицию школьника с помощью единства
требований родителей и воспитателя.
Ожидаемые результаты:
• формирование у детей мотивационной готовности к школе;
• повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной
подготовки;
• благоприятное течение адаптационного школьного периода.
• снять чувство тревоги и сомнения перед школой.
Проект состоит из трех этапов:
1. Организационный
2. Практический
3. Обобщающий
Этапы проекта.
1 этап. Мотивация к проектной деятельности.
В гости к ребятам на группу пришли выпускники детского сада и
принесли школьную фотографию для воспитателя. Дети подготовительной
группы заинтересовались этой фотографией и стали спрашивать о школе.
(Что такое школа? )
2 этап. Поиск форм реализации проекта.
Совместные с детьми обсуждения о том, как можно узнать о школе?
Предложения детей: сходить в школу на экскурсию, поговорить с родителями
и с близкими о школе, почитать книги о школе.
3 этап. Организация работы над проектом.
Создать мини-музей в группе школьных принадлежностей, принести
учебники, школьные фотографии родителей, продумать план работы
совместного клуба «Вместе в школу», подобрать дидактический материал
(репродукции картин о школе, художественную литературу, информацию об
истории создания и о прошлом школы, песни о школе).
4 этап. Реализация проекта.
Информационный запрос: родители помогают собрать фотографии о
школе, подготовить детям сообщения об истории школы, о том, какие были и
есть школы.
Создание условий развивающей среды:
•
Оформление мини-музея «Здравствуй, школа!»
•
Оформление фотовыставки «Я тоже был школьником»
•
Оформление выставки школьных учебников «Книги, которые учат».
•
Создание коллекции «Ручки и карандаши».
•
Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Школа»
•
Оформление иллюстративного альбома о школе.
•
Оформление альбома загадок, стихов, пословиц и поговорок о школе, о
школьных принадлежностях, о знаниях, о книгах и т.д.
Совместная деятельность педагога и детей подготовительной к школе
группе.
Беседы «Режим школьника» и «Полезные и вредные привычки».
Подвижные игры эстафеты, соревнования.
Ситуации образовательные «Дорога от дома до школы» и «Один на улице».
Социально-коммуникативное развитие
Экскурсия к школе № 11 и в детскую библиотеку.
Сюжетно – ролевая игра «Школа»
Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»
Презентация «Как мы шли к школе»
Просмотр мультфильмов «Козлёнок, который умел считать до 10», «Остров
ошибок», «В стране невыученных уроков».
Беседа «Будьте добры», «Кто такие первоклассники?»
Драматизация стихотворения Б. Заходера «Буква Я».
Познавательное развитие
Посещение школы и школьного двора.
Вертуальная экскурсия в школу с использыванием ИКТ.
ТРИЗ «Чем школа отличается от детского сада?»
Дидактическая игра «Кто работает в школе?»
Экскурсия в детскую библиотеку «Какие книги нам нужны для учёбы?»
Художественно-эстетическое развитие
Рисование «Здание школы», «Я ученик», «Мой портфель».
Лепка «Буквы и цифры».
Аппликация «Азбука» - книга совместная с родителями.
Ручной труд: «Закладка для книг», «Стаканчик для ручек» (оригами).
Песни о школе. «Дважды два – четыре», «Учат в школе».
развитие
Рассматривание и рассказывание по картине «Опять двойка» и «Школа».
Чтение рассказов о школе: «Смешные рассказы о школе» В. Драгунского,
«Филиппок» Л. Толстого, «Сказка про твёрдый и мягкий знак» Э.
Машковской, «Синие листья» В. Осеевой.
Заучивание стихов о школе В Берестова «Читалочка».
Групповая книга «Я хочу учиться в школе»
Создание групповой книги «Сборник загадок о школе»
Пословицы и поговорки о школе, книге, учёбе.
Фантазийный рассказ «Какой будет мой первый день в школе?»
Самостоятельная деятельность детей.
•
Сюжетно- ролевая игра «Школа» и «Библиотека».
•
Рассматривание экспонатов в мини-музеи «Здравствуй, школа»,
учебников на выставке.
•
Рассматривание фотографий на выставке «Я тоже был школьником» и
экспонатов коллекции «Ручки и карандаши».
•
Самостоятельная исследовательская деятельность в тетрадях «Пишем
пером».
Взаимодействие с родителями.
•
Создание мини –музея «Здравствуй, школа»
•
Создание фотовыставки «Я тоже был школьником»
•
Создание коллекции «Ручки и карандаши».
•
Оформление групповой книги «Школьные годы чудесные» с
воспоминаниями родителей о школьных годах.
•
Родительское собрание «Слагаемые успешности первоклассника»
•
КВН «Мамы, в школу собирайтесь!»
•
Тренинговое занятие для родителей «Идём в школу с радостью»
•
Наглядно-информационный материал: «Готовность детей к школе»,
«Готовим руку к письму», «Развиваем память», «Как преодолеть страх перед
школой» и т. д.