Автор: Третьякова Елена Сергеевна
Должность: учитель – дефектолог
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР г. Калининграда д⁄с № 87
Населённый пункт: г. Калининград
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Характерные особенности детей с расстройством аутистического спектра
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов
Характерные особенности детей
с расстройством аутистического спектра
При аутистическом расстройстве личности отмечаются:
1)
Качественные нарушения в сфере социального взаимодействия;
2)
Нарушения способности к общению;
3)
Повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов
деятельности.
В числе наиболее характерных проявлений у детей с РАС, можно назвать
следующие:
1)
Ребенок
не
фиксирует
взгляд,
особенно
на
лице,
не
выносит
прямого
зрительного контакта «глаза в глаза»;
2)
Близких людей ребенок узнает, но при этом эмоциональную реакцию может
не проявлять;
3)
К ласке ребенок относится необычно: иногда равнодушно (терпит ее) или
даже неприязненно; если испытывает приятные ощущения и переживания,
то быстро пресыщается;
4)
Отношение к моментам дискомфорта- например, к нарушениям режима
питания- парадоксальное: ребенок с аутизмом их вообще не переносит,
либо безразличен к ним;
5)
Потребности
в
контактах
с
другими
людьми
(даже
близкими)
также
парадоксальны:
чаще
ребенок
не
испытывает
такой
потребности
или
быстро пересыщается и избегает контактов;
6)
В
более
тяжелых
случаях
контакту,
особенно
тактильному,
относится
безразлично, вяло.
7)
Для
данной
категории
детей
характерен
феномен
тожде ства,
проявляющийся в стремлении к сохранению привычного постоянства.
8)
Неравномерность
развития
при
РАС,
отчетливо
проявляется
в
особенностях моторики. Иногда тонкая моторика развивается раньше, чем
общая,
а
движение,
совершаемое
свободно
и
точно
при
спонтанной
активности,
оказывается
трудновыполнимым
в
произвольной
деятельности.
9)
Очень
рано
проявляются
страхи,
когда
ребенок
боится
определенных
предметов
и
явлений,
либо
может
наблюдаться
общая
тревога
и
беспокойство.
10) Еще одной особенностью ребенка с РАС является аутистические фантазии.
Их
основные
черты:
оторванность
от
реальности,
слабая
связь
с
окружающим.
Особенности речевого развития многочисленны:
1.Мутизм – (отсутствие речи) у значительной части детей
2.Эхолалии
-
(повторение
слов,
фраз,
сказанных
другим
лицом),
часто
отсроченные,
т.е.
воспроизводимые
не
сразу,
а
через
некоторое
время;
большое количество слов – штампов и фраз – штампов, фонографичность,
(«попугайность») речи;
3.Отсутствие обращения в речи (хотя монологическая речь иногда
хорошо развита);
4.Автономность речи;
5.Позднее появление в речи личных местоимений, особенно
«Я», их неправильное употребление;
6.Нарушения семантики (метафорическое замещение,
расширение или чрезмерное – до буквальности – сужение
толкований значений слов), неологизмы;
7.Нарушение грамматического строя речи, нарушение
звукопроизношения, нарушение просодических компонентов
речи.
При РАС, большинство из этих отклонений в речевом развитии
имеет определенные характерные особенности. Кроме того, они, как
правило,
обусловлены
недоразвитием
коммуникативной
функции
речи, что осложняет социализацию ребенка в обществе.
Недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения,
в бедности словаря, трудностях усвоения логико – грамматических
конструкций,
недостаточности
фонетико
–
фонематического
восприятия, снижении слухоречевой памяти.
Особенности познавательного развития:
Для детей с РАС, характерна низкая познавательная активность,
которая проявляется во всех видах психической деятельности. Этим
обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления и
эмоционально – волевой сферы детей с РАС. Недостаточен процесс
переработки
сенсорной
информации.
Детям
трудно
целостно
во спринимать
наблюдаемые
объекты,
они
наблюдают их
фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Затрудняются в
узнавании
даже
знакомых
объектов,
если
они
изображены
в
непривычном ракурсе или они плохо освещены. Процесс восприятия
предметов у них занимает больше времени.
Внимание этих детей характеризуется низкой концентрацией; для
любого вида их деятельности характерна повышенная отвлекаемость.
В мыслительных процессах также обнаруживаются особенности.
Решение мыслительных задач доступно на наглядно – практическом
уровне, однако установить причинно – следственные связи дети не
всегда
могут.
Для
них
характерен
пониженный
уровень
сформированности основных интеллектуальных операций: анализа,
обобщения,
абстракции
и
переноса.
Недостаточна
гибкость
мышления,
наблюдается
склонность
к
стереотипным
решениям,
использованию неадекватных способов действия.
Затруднено овладение математическими представлениями. Дети с
РАС, могут правильно указать большую или меньшую группу
предметов, выложить из цифр числовой ряд, пересчитать предметы ,
но нередко не могут назвать результат, затрудняются в обратном счете.
Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности
запаса знаний и представлений об окружающем мире.
Малая дефференцированность движений кистей рук отрицательно
отражается на продуктивной деятельности .Тяжело дается детям
подготовка руки к письму, прописывание элементов цифр и букв,
штриховка, рисование карандашом, лепка и т.д.
Особенности организации деятельности:
Отмечаются затруднения при организации деятельности. Дети с РАС,
нуждаются
в
особой
помощи
взрослого
для
обучения
усвоению
способа действия, осуществления переноса усвоенного материала на
другие предметы и действия при выполнении заданий по аналогии и
образцу. Эти особенности характерны и при организации трудовой
деятельности.
В игровой деятельности с РАС не могут без помощи взрослого
развернуть игру, не учитывают общие интересы, слабо контролируют
свое
поведения.
Они
обычно
предпочитают
подвижную
игру
без
правил. К моменту поступления в школу игровые мотивы доминируют,
возникают трудности при переходе к основному виду деятельности
школьника – учебной.