Напоминание

Характерные особенности детей с расстройством аутистического спектра


Автор: Третьякова Елена Сергеевна
Должность: учитель – дефектолог
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР г. Калининграда д⁄с № 87
Населённый пункт: г. Калининград
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Характерные особенности детей с расстройством аутистического спектра
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для педагогов

Характерные особенности детей

с расстройством аутистического спектра

При аутистическом расстройстве личности отмечаются:

1)

Качественные нарушения в сфере социального взаимодействия;

2)

Нарушения способности к общению;

3)

Повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов

деятельности.

В числе наиболее характерных проявлений у детей с РАС, можно назвать

следующие:

1)

Ребенок

не

фиксирует

взгляд,

особенно

на

лице,

не

выносит

прямого

зрительного контакта «глаза в глаза»;

2)

Близких людей ребенок узнает, но при этом эмоциональную реакцию может

не проявлять;

3)

К ласке ребенок относится необычно: иногда равнодушно (терпит ее) или

даже неприязненно; если испытывает приятные ощущения и переживания,

то быстро пресыщается;

4)

Отношение к моментам дискомфорта- например, к нарушениям режима

питания- парадоксальное: ребенок с аутизмом их вообще не переносит,

либо безразличен к ним;

5)

Потребности

в

контактах

с

другими

людьми

(даже

близкими)

также

парадоксальны:

чаще

ребенок

не

испытывает

такой

потребности

или

быстро пересыщается и избегает контактов;

6)

В

более

тяжелых

случаях

контакту,

особенно

тактильному,

относится

безразлично, вяло.

7)

Для

данной

категории

детей

характерен

феномен

тожде ства,

проявляющийся в стремлении к сохранению привычного постоянства.

8)

Неравномерность

развития

при

РАС,

отчетливо

проявляется

в

особенностях моторики. Иногда тонкая моторика развивается раньше, чем

общая,

а

движение,

совершаемое

свободно

и

точно

при

спонтанной

активности,

оказывается

трудновыполнимым

в

произвольной

деятельности.

9)

Очень

рано

проявляются

страхи,

когда

ребенок

боится

определенных

предметов

и

явлений,

либо

может

наблюдаться

общая

тревога

и

беспокойство.

10) Еще одной особенностью ребенка с РАС является аутистические фантазии.

Их

основные

черты:

оторванность

от

реальности,

слабая

связь

с

окружающим.

Особенности речевого развития многочисленны:

1.Мутизм – (отсутствие речи) у значительной части детей

2.Эхолалии

-

(повторение

слов,

фраз,

сказанных

другим

лицом),

часто

отсроченные,

т.е.

воспроизводимые

не

сразу,

а

через

некоторое

время;

большое количество слов – штампов и фраз – штампов, фонографичность,

(«попугайность») речи;

3.Отсутствие обращения в речи (хотя монологическая речь иногда

хорошо развита);

4.Автономность речи;

5.Позднее появление в речи личных местоимений, особенно

«Я», их неправильное употребление;

6.Нарушения семантики (метафорическое замещение,

расширение или чрезмерное – до буквальности – сужение

толкований значений слов), неологизмы;

7.Нарушение грамматического строя речи, нарушение

звукопроизношения, нарушение просодических компонентов

речи.

При РАС, большинство из этих отклонений в речевом развитии

имеет определенные характерные особенности. Кроме того, они, как

правило,

обусловлены

недоразвитием

коммуникативной

функции

речи, что осложняет социализацию ребенка в обществе.

Недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения,

в бедности словаря, трудностях усвоения логико – грамматических

конструкций,

недостаточности

фонетико

фонематического

восприятия, снижении слухоречевой памяти.

Особенности познавательного развития:

Для детей с РАС, характерна низкая познавательная активность,

которая проявляется во всех видах психической деятельности. Этим

обусловлены особенности восприятия, внимания, памяти, мышления и

эмоционально – волевой сферы детей с РАС. Недостаточен процесс

переработки

сенсорной

информации.

Детям

трудно

целостно

во спринимать

наблюдаемые

объекты,

они

наблюдают их

фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Затрудняются в

узнавании

даже

знакомых

объектов,

если

они

изображены

в

непривычном ракурсе или они плохо освещены. Процесс восприятия

предметов у них занимает больше времени.

Внимание этих детей характеризуется низкой концентрацией; для

любого вида их деятельности характерна повышенная отвлекаемость.

В мыслительных процессах также обнаруживаются особенности.

Решение мыслительных задач доступно на наглядно – практическом

уровне, однако установить причинно – следственные связи дети не

всегда

могут.

Для

них

характерен

пониженный

уровень

сформированности основных интеллектуальных операций: анализа,

обобщения,

абстракции

и

переноса.

Недостаточна

гибкость

мышления,

наблюдается

склонность

к

стереотипным

решениям,

использованию неадекватных способов действия.

Затруднено овладение математическими представлениями. Дети с

РАС, могут правильно указать большую или меньшую группу

предметов, выложить из цифр числовой ряд, пересчитать предметы ,

но нередко не могут назвать результат, затрудняются в обратном счете.

Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности

запаса знаний и представлений об окружающем мире.

Малая дефференцированность движений кистей рук отрицательно

отражается на продуктивной деятельности .Тяжело дается детям

подготовка руки к письму, прописывание элементов цифр и букв,

штриховка, рисование карандашом, лепка и т.д.

Особенности организации деятельности:

Отмечаются затруднения при организации деятельности. Дети с РАС,

нуждаются

в

особой

помощи

взрослого

для

обучения

усвоению

способа действия, осуществления переноса усвоенного материала на

другие предметы и действия при выполнении заданий по аналогии и

образцу. Эти особенности характерны и при организации трудовой

деятельности.

В игровой деятельности с РАС не могут без помощи взрослого

развернуть игру, не учитывают общие интересы, слабо контролируют

свое

поведения.

Они

обычно

предпочитают

подвижную

игру

без

правил. К моменту поступления в школу игровые мотивы доминируют,

возникают трудности при переходе к основному виду деятельности

школьника – учебной.



В раздел образования