Напоминание

"Человек и человечность"


Автор: Шаипова Райнат Абусаидовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МКОУ "СОШ № 11"
Населённый пункт: г. Хасавюрт
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Человек и человечность"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок обществознания .

Тема: «Человек и человечность».

Тип урока: Комбинированный.

Цель урока: подвести к пониманию ценности человеческой жизни;

познакомить уч-ся с основными

чертами

человеческой личности; развить

способности адекватно познавать себя и других людей.

Задачи урока:

Образовательная: работа с основными понятиями курса обществознания

Развивающая: умение анализировать и делать выводы.

Воспитательная: Воспитание чувства ответственности за свои поступки.

Оборудование урока: мультимедийное оборудование, презентация.

Эпиграф: « Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет»

С.Маршак

Этапы урока:

Организационный момент.

Учитель:

Наш замечательный звонок позвал за парты на урок.

Нас ждет успех, мои друзья, общенье, труд, открытия!

Ребята, я выражаю уверенность в том, что наше сотрудничество, как обычно, будет полезным

и приятным. Пожалуйста, садитесь.

Что является главным объектом изучения обществознания?

Ответ: Человек.

Учитель: сегодня нам предстоит узнать много интересного. Но для начала давайте побеседуем

и вспомним пройденный материал.

-Что такое человек?

-Чем отличается человек от живых существ?

- Что такое добро?

- Какие поступки принято называть добрыми?

- А как человек относится к тому, что его окружает?

Ученики отвечают.

Учитель: Сегодняшний урок тоже о человеке. Среди тайн, которые познает человек, самой

непостижимой, по единодушному мнению мыслителей всех времен, является

сам человек. Вечный вопрос: что такое человек? Не разобравшись в сути этого вопроса,

нельзя ответить на другой вопрос: что значит быть человеком, как стать человеком?

Проблемный вопрос: «Всегда ли человек должен оставаться человеком»?

Учитель:

Получается, что человек по-разному относится к окружающему его миру и положительно и

отрицательно, проявляя различные свои качества. Приведите примеры.

Ученики приводят примеры.

Учитель:

Что же мешает людям всегда совершать добрые поступки?

Ответ: Жизненные обстоятельства.

На добро отвечать добром дело каждого, а на зло - добром - дело отважного.

Изучение нового материала

Рассказ учителя: человеческое отношение к миру можно назвать гуманным. Это слово

происходит от лат. корня homo – человек. Гуманное – значит, великодушное, доброе,

уважительное по отношению к людям. Каждый человек хочет, чтобы по отношению к нему

проявляли уважение, ценили его достоинства и прощали недостатки.

От корня homo происходит и слово «гуманизм». Гуманизм- это система воззрений,

признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и

проявление своих способностей. Но прежде всего, гуманизм – это уважение и

любовь к людям.

Гуманизм – это не только определённо отношение к миру и человеку в нём, но и принцип

поведения. Истинный гуманизм предполагает ответственность человека за все свои

действия.

Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим?

Ответ: О ценности человеческой жизни. О человечности.

Мозговой штурм:

ассоциации со словом Человечность.

На доске необходимо собрать слова в виде «Ромашки».

Работа со словарем, с понятиями ( уч-ся собирая слова, рассказывают то, что

означает каждое слово).

СОСТРАДАНИЕ- жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем,

горем.

ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро

другим.

УВАЖЕНИЕ - почтительное отношение, основанное на признание чьих-нибудь достоинств.

ГУМАННОСТЬ - человеколюбие, уважение к людям, к человеческому

достоинству, чуткое, доброе, отзывчивое отношение

к людям.

ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ- любовь к людям, гуманность.

МИЛОСЕРДИЕ – готовность помочь людям или простить кого- нибудь из сострадания,

человеколюбия.

ЧЕСТНОСТЬ

– свойство человеческого характера выражать словами своё истинное

отношение, говорить правду.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – это терпимость к чужому мнению, поведению, культуре,

т.е. проявление терпимости, уважения к другому человеку.

ДОВЕРИЕ – чувство, позволяющее верить другому человеку.

ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ – каждодневное проявление гуманизма ( Запись в тетрадь)

Стихотворение «Человечность».

Что такое человечность?

Человеку божий дар!

Человечность мир духовный,

А не в розницу товар!

Доброта, неравнодушность,

Благородность и любовь,

Вера, сила и всепрощенья,

И гуманность, вновь и вновь!

Совесть, стыд, правдивость слова,

Помощь тем кому нужна!

Человечность человеку,

В вечной жизни, так важна!

Учитель: Для чего нужно быть человечным?

Ответ: Чтобы не было войны, чтобы был мир, чтобы люди были счастливы.

Человечность — это моральное качество. Оно означает воплощение принципа гуманизма в

повседневных отношениях людей и включает в себя ряд таких качеств, как

благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, самопожертвование ради

интересов других, а также предполагает скромность, честность, искренность.

Гуманизм от латинского- человеческий, человечный.

гуманизм –это не только отношение к человеку, но и его определённое поведение.

Гуманным человеком называют доброго, благородного, великодушного, отзывчивого

человека. Я считаю, что нужно воспринимать человеческую личность как высшую ценность.

Истинный гуманизм заключает в себе ответственность человека за свои дела и поступки.

"У человека не может быть иной цели, кроме как быть настоящим человеком",

считает Л.Шефер.

А теперь посмотрим мини-сценку из произведения «Дети подземелья».

Учитель: - В чём смысл этого произведения?

- Какой поступок совершил мальчик?

- Почему он так поступил?

-Как его поступок воспринял его отец?

А теперь проведём опрос самых ценных человеческих качеств. Учащимся даются

листы с человеческими качествами в одной графе, и самооценкой в другой графе.

Учащимся необходимо в графе «Самооценка» каждый должен поставить себе

оценку в зависимости от того, насколько свойственно ему то или иное качество.

Работа с учебником – фрагмент рассказа Вересаева « Легенда» ( стр.101)

Кратко сформулируй принцип отношения к жизни, описанный в этом рассказе. Выберите одну

из предложенных формулировок, точнее отражающий принцип, описанный во фрагменте

рассказа « Легенда».

1.

Живи так, как тебе хочется.

2.

Живи так, чтобы другим рядом с тобой было хорошо.

3.

Живи так, чтобы не навредить другим людям.

4.

Живи так, чтобы приносить пользу окружающему миру.

5.

Живи так, как тебе нравится , лишь бы никто тебе не мешал.

Придумайте свое продолжение истории, поведанной В.В. Вересаевым, в котором

бы проявилось гуманное поведение героев рассказа.

Рассказ может быть таким: гуманное поведение моряков проявится в исправлении ими

того, что они совершили на острове в течении всей своей жизни.

- Какой смысл заложен в истории, рассказанной В.В. Вересаевым?

Смысл: ответственность человека за то, что он совершает в своей жизни.

У каждого человека есть право выбора: протянуть руку помощи или оказаться

равнодушным. Что вас насторожило?

Ответы учащихся: А вдруг это обман?

Учитель: Да, вы правы, нечистые на руку люди могут воспользоваться нашим доверием и

обмануть. Оцените обман с точки зрения человечности.

Ответы учащихся: Это бесчеловечно наживаться на чужой беде. Такой обман порождает

недоверие. У больных людей теряется возможность получить реальную помощь.

Особой заботы требуют те, кто сам не может позаботиться о себе, кто слаб

или болен. Пожилой человек отличается от других не только числом прожитых лет.

Пожилые люди очень нуждаются в помощи молодых, здоровых, энергичных людей.

Ухаживать за ними, оказывать им помощь – значит отдавать свой долг. Из

поколения в поколение передаётся народная мудрость: «Хорошие дети – счастливая

старость». Отношение к пожилым людям – показатель доброты и

человечности.

С заботы о других начинается нравственная активность личности. У каждого человека

должна быть потребность в хороших поступках. Тогда уважение к отдельному человеку

перерастёт в человечность.

Тестирование «Человек и человечность».

Рефлексия. (Подведение итогов.)

Как вы думаете, всегда ли человек должен оставаться человеком?

«Быть человеком – это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой,

которая, казалось бы, не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами.

Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир».

Ты живёшь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твоё желание

отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки

вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай всё так, чтобы

людям, окружающим тебя, было хорошо».

Л.Н.Толстой сказал: «Чем больше человек дает людям и меньше требует себе,

тем он лучше; чем меньше дает другим и больше себе требует, тем он хуже».

Можно пройти мимо, можно жить только для себя и в свое удовольствие, а можно проявлять

сострадание, уважать людей вокруг себя и помогать им, если можешь это сделать.

Прислушивайтесь к своему сердцу!

И хочу, чтобы каждый из вас научился делать правильный выбор!

Он мудрецом не слыл

И храбрецом не слыл,

Но поклонись ему

Он человеком был.

Р. Гамзатов (надпись на могильной плите).

Оценивание учащихся.

Домашнее задание.

Написать мини-сочинение «Поступок, который я совершил по отношению

к старикам». (пример человечности) .

Параграф 12.



В раздел образования