Автор: Шаипова Райнат Абусаидовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МКОУ "СОШ № 11"
Населённый пункт: г. Хасавюрт
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Человек и человечность"
Раздел: среднее образование
Урок обществознания .
Тема: «Человек и человечность».
Тип урока: Комбинированный.
Цель урока: подвести к пониманию ценности человеческой жизни;
познакомить уч-ся с основными
чертами
человеческой личности; развить
способности адекватно познавать себя и других людей.
Задачи урока:
Образовательная: работа с основными понятиями курса обществознания
Развивающая: умение анализировать и делать выводы.
Воспитательная: Воспитание чувства ответственности за свои поступки.
Оборудование урока: мультимедийное оборудование, презентация.
Эпиграф: « Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет»
С.Маршак
Этапы урока:
Организационный момент.
Учитель:
Наш замечательный звонок позвал за парты на урок.
Нас ждет успех, мои друзья, общенье, труд, открытия!
Ребята, я выражаю уверенность в том, что наше сотрудничество, как обычно, будет полезным
и приятным. Пожалуйста, садитесь.
Что является главным объектом изучения обществознания?
Ответ: Человек.
Учитель: сегодня нам предстоит узнать много интересного. Но для начала давайте побеседуем
и вспомним пройденный материал.
-Что такое человек?
-Чем отличается человек от живых существ?
- Что такое добро?
- Какие поступки принято называть добрыми?
- А как человек относится к тому, что его окружает?
Ученики отвечают.
Учитель: Сегодняшний урок тоже о человеке. Среди тайн, которые познает человек, самой
непостижимой, по единодушному мнению мыслителей всех времен, является
сам человек. Вечный вопрос: что такое человек? Не разобравшись в сути этого вопроса,
нельзя ответить на другой вопрос: что значит быть человеком, как стать человеком?
Проблемный вопрос: «Всегда ли человек должен оставаться человеком»?
Учитель:
Получается, что человек по-разному относится к окружающему его миру и положительно и
отрицательно, проявляя различные свои качества. Приведите примеры.
Ученики приводят примеры.
Учитель:
Что же мешает людям всегда совершать добрые поступки?
Ответ: Жизненные обстоятельства.
На добро отвечать добром дело каждого, а на зло - добром - дело отважного.
Изучение нового материала
Рассказ учителя: человеческое отношение к миру можно назвать гуманным. Это слово
происходит от лат. корня homo – человек. Гуманное – значит, великодушное, доброе,
уважительное по отношению к людям. Каждый человек хочет, чтобы по отношению к нему
проявляли уважение, ценили его достоинства и прощали недостатки.
От корня homo происходит и слово «гуманизм». Гуманизм- это система воззрений,
признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и
проявление своих способностей. Но прежде всего, гуманизм – это уважение и
любовь к людям.
Гуманизм – это не только определённо отношение к миру и человеку в нём, но и принцип
поведения. Истинный гуманизм предполагает ответственность человека за все свои
действия.
Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим?
Ответ: О ценности человеческой жизни. О человечности.
Мозговой штурм:
ассоциации со словом Человечность.
На доске необходимо собрать слова в виде «Ромашки».
Работа со словарем, с понятиями ( уч-ся собирая слова, рассказывают то, что
означает каждое слово).
СОСТРАДАНИЕ- жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем,
горем.
ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро
другим.
УВАЖЕНИЕ - почтительное отношение, основанное на признание чьих-нибудь достоинств.
ГУМАННОСТЬ - человеколюбие, уважение к людям, к человеческому
достоинству, чуткое, доброе, отзывчивое отношение
к людям.
ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ- любовь к людям, гуманность.
МИЛОСЕРДИЕ – готовность помочь людям или простить кого- нибудь из сострадания,
человеколюбия.
ЧЕСТНОСТЬ
– свойство человеческого характера выражать словами своё истинное
отношение, говорить правду.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ – это терпимость к чужому мнению, поведению, культуре,
т.е. проявление терпимости, уважения к другому человеку.
ДОВЕРИЕ – чувство, позволяющее верить другому человеку.
ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ – каждодневное проявление гуманизма ( Запись в тетрадь)
Стихотворение «Человечность».
Что такое человечность?
Человеку божий дар!
Человечность мир духовный,
А не в розницу товар!
Доброта, неравнодушность,
Благородность и любовь,
Вера, сила и всепрощенья,
И гуманность, вновь и вновь!
Совесть, стыд, правдивость слова,
Помощь тем кому нужна!
Человечность человеку,
В вечной жизни, так важна!
Учитель: Для чего нужно быть человечным?
Ответ: Чтобы не было войны, чтобы был мир, чтобы люди были счастливы.
Человечность — это моральное качество. Оно означает воплощение принципа гуманизма в
повседневных отношениях людей и включает в себя ряд таких качеств, как
благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, самопожертвование ради
интересов других, а также предполагает скромность, честность, искренность.
Гуманизм от латинского- человеческий, человечный.
гуманизм –это не только отношение к человеку, но и его определённое поведение.
Гуманным человеком называют доброго, благородного, великодушного, отзывчивого
человека. Я считаю, что нужно воспринимать человеческую личность как высшую ценность.
Истинный гуманизм заключает в себе ответственность человека за свои дела и поступки.
"У человека не может быть иной цели, кроме как быть настоящим человеком",
считает Л.Шефер.
А теперь посмотрим мини-сценку из произведения «Дети подземелья».
Учитель: - В чём смысл этого произведения?
- Какой поступок совершил мальчик?
- Почему он так поступил?
-Как его поступок воспринял его отец?
А теперь проведём опрос самых ценных человеческих качеств. Учащимся даются
листы с человеческими качествами в одной графе, и самооценкой в другой графе.
Учащимся необходимо в графе «Самооценка» каждый должен поставить себе
оценку в зависимости от того, насколько свойственно ему то или иное качество.
Работа с учебником – фрагмент рассказа Вересаева « Легенда» ( стр.101)
Кратко сформулируй принцип отношения к жизни, описанный в этом рассказе. Выберите одну
из предложенных формулировок, точнее отражающий принцип, описанный во фрагменте
рассказа « Легенда».
1.
Живи так, как тебе хочется.
2.
Живи так, чтобы другим рядом с тобой было хорошо.
3.
Живи так, чтобы не навредить другим людям.
4.
Живи так, чтобы приносить пользу окружающему миру.
5.
Живи так, как тебе нравится , лишь бы никто тебе не мешал.
Придумайте свое продолжение истории, поведанной В.В. Вересаевым, в котором
бы проявилось гуманное поведение героев рассказа.
Рассказ может быть таким: гуманное поведение моряков проявится в исправлении ими
того, что они совершили на острове в течении всей своей жизни.
- Какой смысл заложен в истории, рассказанной В.В. Вересаевым?
Смысл: ответственность человека за то, что он совершает в своей жизни.
У каждого человека есть право выбора: протянуть руку помощи или оказаться
равнодушным. Что вас насторожило?
Ответы учащихся: А вдруг это обман?
Учитель: Да, вы правы, нечистые на руку люди могут воспользоваться нашим доверием и
обмануть. Оцените обман с точки зрения человечности.
Ответы учащихся: Это бесчеловечно наживаться на чужой беде. Такой обман порождает
недоверие. У больных людей теряется возможность получить реальную помощь.
Особой заботы требуют те, кто сам не может позаботиться о себе, кто слаб
или болен. Пожилой человек отличается от других не только числом прожитых лет.
Пожилые люди очень нуждаются в помощи молодых, здоровых, энергичных людей.
Ухаживать за ними, оказывать им помощь – значит отдавать свой долг. Из
поколения в поколение передаётся народная мудрость: «Хорошие дети – счастливая
старость». Отношение к пожилым людям – показатель доброты и
человечности.
С заботы о других начинается нравственная активность личности. У каждого человека
должна быть потребность в хороших поступках. Тогда уважение к отдельному человеку
перерастёт в человечность.
Тестирование «Человек и человечность».
Рефлексия. (Подведение итогов.)
Как вы думаете, всегда ли человек должен оставаться человеком?
«Быть человеком – это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой,
которая, казалось бы, не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами.
Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир».
Ты живёшь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твоё желание
отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки
вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай всё так, чтобы
людям, окружающим тебя, было хорошо».
Л.Н.Толстой сказал: «Чем больше человек дает людям и меньше требует себе,
тем он лучше; чем меньше дает другим и больше себе требует, тем он хуже».
Можно пройти мимо, можно жить только для себя и в свое удовольствие, а можно проявлять
сострадание, уважать людей вокруг себя и помогать им, если можешь это сделать.
Прислушивайтесь к своему сердцу!
И хочу, чтобы каждый из вас научился делать правильный выбор!
Он мудрецом не слыл
И храбрецом не слыл,
Но поклонись ему
Он человеком был.
Р. Гамзатов (надпись на могильной плите).
Оценивание учащихся.
Домашнее задание.
Написать мини-сочинение «Поступок, который я совершил по отношению
к старикам». (пример человечности) .
Параграф 12.