Напоминание

Введение в образовательную программу "Юный археолог"


Автор: Пономарев Виктор Петрович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Дом детского творчества"
Населённый пункт: г. Абинск, Краснодарского края
Наименование материала: Конспект открытого урока
Тема: Введение в образовательную программу "Юный археолог"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Тема: Введение в образовательную программу «Юный археолог»

Участники: педагог дополнительного образования, обучающиеся от 11 – 12

лет.

Оборудование и материалы: ноутбук, экран, презентация к занятию.

Подготовка к занятию: учебные столы расставлены буквой «П», стулья - по

количеству детей.

Ц е л ь : п р о буд и т ь

и н т е р е с

к

з а н я т и я м

п о

д о п о л н и т е л ь н о й

общеобразовательной программе «Юный археолог».

Задачи:

1. Обучающие:

- знакомство с деятельностью творческого объединения;

- получение знаний о археологии;

- научить создавать модель археологического культурного слоя.

2. Развивающие:

-

развивать

творческие

способности,

воображение,

фант азию

коммуникативные качества;

- пробуждение любознательности в познании древней истории родного края;

- активизация словарного запаса, расширение знаний о науке археологии.

3. Воспитывающие:

- знакомство ребят друг с другом, снятие барьеров общения;

- создание атмосферы открытости и доверия;

-

воспитание

информационной

культуры,

эстетического

восприятия

окружающего мира.

Форма занятия: комбинированная

Форма работы: коллективная, групповая.

Тип занятия: приобретение новых знаний.

Материально-техническое оснащение:

1. Оборудование: учебные столы, стулья, экран, проектор, ноутбук

2. Демонстрационный материал: презентация, археологические артефакты

Формы, методы,

приемы

Содержание

деятельности на занятии

Результат детей

Результат педагога

Организационный этап. Знакомство (5 минут)

Игра. Диалог.

Создание эмоционально –

радостного настроя на

занятие с помощью игры:

«Назови свое имя».

Снятие напряжения

и барьеров

общения.

Знакомство. Снятие

напряжения и настрой

детей на занятие.

Основной этап. Введение в предмет. Постановка проблемы.

Поиск решения проблемы (35 минуты)

Беседа о археологии

Демонстрация:

слайдов по теме;

Введение в

образовательную

программу:

- знакомство с основами

Активизация

познавательной

деятельности.

Создание комфортной

обстановки на

занятии.

Первичная проверка

- слайдов о

деятельности

объединения

«Юный археолог»

археологии с помощью

слайдовой презентации;

- знакомство с

деятельностью

объединения и создание у

детей мотивации к

занятиям археологией.

Обеспечение

мотивации

предстоящей

деятельности на

занятии.

понимания.

Введение в

образовательную

программу.

Понятийный

словарь.

Понятийный аппарат по

теме занятия. Знакомство с

понятиями: археология,

артефакт, археологический

памятник, культурный

слой.

Усвоение новых

знаний.

Адекватность

выбранных форм,

методов, технологий.

Игровая ситуация.

Создание

проблемной

ситуации.

Побуждение к

поиску решений

проблемы.

Практическая часть.

Самостоятельная

работа,

демонстрация.

Постановка проблемы.

- Что изучает наука

археология?

- Что такое

археологический

памятник?

- Что такое культурный

слой?

Практическая

самостоятельная работа:

- составление культурного

слоя.

Демонстрация работы.

Обучающиеся

демонстрируют свои

работу, дети задают

вопросы, педагог

помогает, направляет

беседу, в ходе которой

выявляется результат,

поддерживается

инициатива ребят, их

стремление к творчеству.

Снятие

напряженности.

Погружение в

игровую ситуацию.

Участие в игре,

выполнение

творческих

заданий,

предложенных

педагогом. Поиск

решений проблемы.

Постановка целей.

Создание проблемной

ситуации. Поиск

решений.

Завершающий этап. Подведение итогов занятия (5 минут)

Обобщение.

Рефлексия.

Подведение итогов.

Обобщение полученных

знаний.

Дети учатся

прислушиваться к чужому

мнению.

Приводят в порядок

рабочее место.

Дают обратную

связь, через

самооценку.

Выявление степени

удовлетворенности и

заинтересованности

детей занятием.

Дети заходят в кабинет и рассаживаются на стулья.

Организационный этап. Знакомство (5 мин.)

Приветствие.

Ребята,

здравствуйте!

Давайте

знакомиться.

Меня

зовут

Виктор Петрович, я работаю педагогом дополнительного образования Дома

детского творчества, веду занятия по археологии (1 слайд)

Игра на знакомство: «Назови свое имя».

Знакомство.

Для

того,

чтобы

наше

занятие

прошло

успешно,

нам

необходимо познакомиться. Предлагает учащимся по очереди называть свои

имена.

Обучающиеся. По очереди называют свое имя.

Педагог. Вот мы и познакомились! Закрепим знакомство: напишите свои

имена на карточках и прикрепите бейджи с именами себе на грудь.

Основной этап. Введение в предмет. Постановка проблемы. Поиск решения

проблемы. (35 мин.)

Педагог. Скажите, пожалуйста, что такое археология?

Ответы детей, (это наука о прошлом человечества, изучающая быт и культуру

древних народов по вещественным и письменным источникам).

Педагог

С лопатой в временах былых

Мы ищем ключ к разгадке тайн.

И кубометры недр земных

Снимаем с каменных развалин.

Откроем тайны, землю роя,

Иероглифы прочтем любого шрифта.

Найдем, землей засыпанную, Трою,

И разгадаем немало тайн Египта.

Педагог.

Сегодня мы будем работать с археологическими артефактами и

научимся определять их место в культурном слое.

Педагог.

Культурный

слой

это

слой

земли

на

местах

человеческих

поселений, содержащий следы или остатки деятельности человека. (2 слайд)

Педагог.

Скажите, пожалуйста, какие вы знаете самые большие периоды

жизни человечества?

Ответы детей: Каменный век, бронзовый и железный.

Педагог. Правильно, это основные этапы человеческой истории. (3 слайд)

Педагог. Все эти этапы, так или иначе, выражены в культурных слоях в виде

артефактов. А, что называют артефактом?

Ответы детей: Предмет, подвергшийся воздействию человека обнаруженный

при археологических раскопках.

Педагог.

Давайте

выполним

одно

задание:

соотнесем

археологические

артефакты с периодами человеческой истории и сформируем по порядку все

культурные слои (4 слайд)

Педагог. А теперь, посмотрите, пожалуйста, на экран (презентация). Перед

вами

различные

артефакты.

У

каждого

свой

номер.

Вы

с

помощью

сигнальных карт будете называть тот археологический памятник, который

относится к определенному культурному слою. И в этом объеме мы их

разместим.

Начнем

с

эпохи

камня,

затем

сформируем

культурный

слой

бронзового века, и, наконец, завершим эпохой раннего железа (5-7 слайд)

Педагог. Молодцы, с заданием справились правильно.

Педагог. Теперь, к настоящим археологическим раскопкам вы почти готовы.

И, чтобы почувствовать себя настоящим археологом, мы с вами проведем

обряд посвящения в археологи.

Завершающий этап. Подведение итогов занятия (5 мин.)

Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Педагог.

Вот

и

подходит

к

завершению

наше

занятие.

В ы научились

определять археологические памятники, связывать их с определенной эпохой

и формировать культурные слои. Вы большие молодцы. Понравилось ли вам

занятие?

Обучающиеся. Дают оценку занятию, высказывают свое мнение.

Педагог. Всем большое спасибо, до новых встреч. До свидания.



В раздел образования