Автор: Корюгина Наталья Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №414
Населённый пункт: г Казань
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование основ экологического воспитания у дошкольников через мультимедийный ресурс
Раздел: дошкольное образование
«Формирование основ экологического воспитания
у детей дошкольного возраста через мультимедийный ресурс»
« Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать
направление этим случайностям».
Е.Ф.Одоевский
Компьютерное обучение – современный способ обучения ребенка дошкольного и школьного возраста.
Одним из его разновидностей можно считать использование обучающих игровых программ. Ребенок
развивается, включаясь в разные виды деятельности: игра, общение, учение, труд.
Возможности компьютера позволяют заинтересовать ребенка, применяя принцип наглядности, который
способствует активизации непроизвольного внимания, через которое происходит запоминание учебной
информации.
Зачастую в работе с дошкольниками возникает проблема в том, что для проведения занятий по
экологии не хватает информации и наглядного материала. На помощь приходит компьютер, который
практически вошел в дом каждого человека, детям он намного ближе, чем взрослым.
Ведущей формой познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста является игра. Она
занимает в жизни дошкольника особое место.
Игра – одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом,
впечатлением, отображенным в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков,
приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять
нейтральный объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является
главной психологической базой для введения в игру дошкольника мультимедиа-игр, как игрового
средства.
В игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникают
психические новообразования, которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.
У детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности начинает формироваться
интерес к учебной деятельности, и игровая мотивация постепенно смещается к учебной деятельности.
Использование игровых мультимедийных презентаций позволяет формировать у ребенка умение
самостоятельно осваивать материал, так как художественное оформление игр с использованием
мультимедиа технологий имеет особую привлекательность и значительно повышает интерес детей к
ним. Информация на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к познавательной
деятельности.
Ребенок-дошкольник не всегда способен сконцентрировать свое внимание в течение всего обучающего
занятия на его содержании. Внимание обладает рядом свойств: концентрация, переключаемость,
устойчивость. Мультимедийные игры позволяют ребенку тренировать в игровой форме указанные
свойства внимания, что позволит в дальнейшем быть ему более усидчивым, сосредоточенным.
ИКТ несут в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не
владеют техникой чтения и письма. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание
ребенка. В результате ребенок запоминает и усваивает пройденный материал.
С помощью мультимедийных игр мы организуем учебно-игровую деятельность, в процессе которой, у
ребенка повышается интерес в самостоятельном решении проблемы. Развивается познавательная
способность, определяющая готовность ребенка к усвоению и использованию знаний. Для участия в
этих играх , как и во всякой творческой деятельности потребуется сообразительность, находчивость,
умение рассуждать – все эти качества ребенок приобретает в процессе игр.
Поэтому, в процессе формирования экологической культуры дошкольников средствами игровой
деятельности через ИКТ стоят и решаются следующие задачи:
Сформировать представления о домашних и диких животных, птицах; их месте обитания,
пищи, их детенышей;
Сформировать представления детей о растительном мире (деревья, кустарники, цветы, ягоды,
грибы; их название, строение, место произрастания);
Сформировать представления детей о сезонных изменениях в природе;
Учить детей пользоваться обобщающими понятиями и простейшими символами;
Прививать интерес к окружающей природе, способность любоваться ее красотой;
Учить бережно, относиться к растениям и животным.
Мультимедийные экологические игры включаем как в содержание занятий по ознакомлению с
окружающим миром, так и в свободную деятельность: игры-путешествия, игры-загадки, дидактические
игры, викторины, физминутки, пальчиковые игры.
Например, тема занятия «Насекомые».
Мультимедийная игра «разгадай кроссворд, и ты узнаешь, как называется эта группа животных».
«Составь цепь питания и найди лишнюю картинку».
Правила игры: составь цепь питания животных, кто кем питается.
Ребус «Угадай кто здесь?»
Цель: Какое насекомое спряталось в этом ребусе?
Тема занятия «В царстве грибов».
Мультимедийная игра «Собери грибочки».
Правила мультимедийной игры: необходимо собрать в корзину только съедобные грибы.
Мультимедийные экологические игры облегчают понимание и запоминание информации, так как
компьютерные технологии изложения подключают не только слуховую, визуальную, моторную, но и
эмоциональную память.
Реализация мультимедийных игр позволяет организовать нетрадиционный подход к воспитанию
экологической культуры у дошкольников.
Использование информационных компьютерных технологий позволяет, не только в увлекательной
форме привлечь внимание детей, но и наглядно показать взаимосвязи животных и растений. Тем самым
улучшить качество результатов знаний и умений по экологическому воспитанию. Для формирования
обобщенных представлений об однотипных объектах или однородных явлениях природы продуктивнее
использовать дидактические игры: "Четвертый лишний", "Найди сову»; загадки с опорой на слайды со
звуковым сопровождением, добиваясь правильного решения именно от детей, тем самым, способствуя
развитию логического мышления, внимания, связной речи, умения делать выводы и доказывать их.
Возможность интегрирования НОД (экологии) с другими, в развитии у детей познавательного интереса
к живой и неживой природе помогает составление коллажа животных. Дети ориентируются на
плоскости, находят части тела по описанию, составляют из частей целое.
Эффективность использования компьютерных технологий на НОД в основном происходит за счет
наглядности, но это только начало. Педагогика нового века должна учитывать новые тенденции. Она
должна обратить внимание на то, что общество становится все более информационным и на передний
край выходят новые явления и понятия. Одним из них является информационная культура человека.
Собирание информации, классифицирование и обработка ее, развивает Исследовательскую
деятельность педагога, повышает информационную культуру, а в последствии освобождает педагога от
лишних трудозатрат .
По результатам работы я для себя выделила ряд преимуществ использования компьютерных
технологий в работе с дошкольниками:
1.
Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный
интерес.
2.
Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая
наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
3.
Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю
выстроить объяснение на занятиях логично, научно. При этом включаются три вида памяти
детей: зрительная, слуховая, моторная.
4.
Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только
к текущему материалу, но и повторить текущую тему. Также можно более детально
остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.
5.
Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и способствует
повышению интереса детей к изучаемому материалу.
Так или иначе, но использование ИКТ заняло свою нишу в моей педагогической практике. И если кто –
либо меня спросит: «Нужен ли компьютер в детском саду?», я с полной ответственностью отвечу: «Да.
Он просто необходим!»
Литература:
1.
"Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет". Каралашвили Е., Дошкольное воспитание.
2.
Ревнивцева Р. М. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном
образовательном учреждении [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II
междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. —
С. 67-69.
3. Моторин В. "Исследовательская деятельность ребенка в условиях взаимодействия с компьютером".
4. Николаева С.Н. Программа "Юный эколог", технологии "Экологическое воспитание дошкольников".
5. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании Комарова Т.С., Комарова
И.И., Туликов А.В., Мозаика-Синтез М., 2013
6.Лопатина Л.В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с
нарушениями речи. Санк-Петербург,2014