Напоминание

Формирование основ экологического воспитания у дошкольников через мультимедийный ресурс


Автор: Корюгина Наталья Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №414
Населённый пункт: г Казань
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование основ экологического воспитания у дошкольников через мультимедийный ресурс
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формирование основ экологического воспитания

у детей дошкольного возраста через мультимедийный ресурс»

« Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать

направление этим случайностям».

Е.Ф.Одоевский

Компьютерное обучение – современный способ обучения ребенка дошкольного и школьного возраста.

Одним из его разновидностей можно считать использование обучающих игровых программ. Ребенок

развивается, включаясь в разные виды деятельности: игра, общение, учение, труд.

Возможности компьютера позволяют заинтересовать ребенка, применяя принцип наглядности, который

способствует активизации непроизвольного внимания, через которое происходит запоминание учебной

информации.

Зачастую в работе с дошкольниками возникает проблема в том, что для проведения занятий по

экологии не хватает информации и наглядного материала. На помощь приходит компьютер, который

практически вошел в дом каждого человека, детям он намного ближе, чем взрослым.

Ведущей формой познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста является игра. Она

занимает в жизни дошкольника особое место.

Игра – одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом,

впечатлением, отображенным в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков,

приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять

нейтральный объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является

главной психологической базой для введения в игру дошкольника мультимедиа-игр, как игрового

средства.

В игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникают

психические новообразования, которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

У детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности начинает формироваться

интерес к учебной деятельности, и игровая мотивация постепенно смещается к учебной деятельности.

Использование игровых мультимедийных презентаций позволяет формировать у ребенка умение

самостоятельно осваивать материал, так как художественное оформление игр с использованием

мультимедиа технологий имеет особую привлекательность и значительно повышает интерес детей к

ним. Информация на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к познавательной

деятельности.

Ребенок-дошкольник не всегда способен сконцентрировать свое внимание в течение всего обучающего

занятия на его содержании. Внимание обладает рядом свойств: концентрация, переключаемость,

устойчивость. Мультимедийные игры позволяют ребенку тренировать в игровой форме указанные

свойства внимания, что позволит в дальнейшем быть ему более усидчивым, сосредоточенным.

ИКТ несут в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не

владеют техникой чтения и письма. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание

ребенка. В результате ребенок запоминает и усваивает пройденный материал.

С помощью мультимедийных игр мы организуем учебно-игровую деятельность, в процессе которой, у

ребенка повышается интерес в самостоятельном решении проблемы. Развивается познавательная

способность, определяющая готовность ребенка к усвоению и использованию знаний. Для участия в

этих играх , как и во всякой творческой деятельности потребуется сообразительность, находчивость,

умение рассуждать – все эти качества ребенок приобретает в процессе игр.

Поэтому, в процессе формирования экологической культуры дошкольников средствами игровой

деятельности через ИКТ стоят и решаются следующие задачи:

Сформировать представления о домашних и диких животных, птицах; их месте обитания,

пищи, их детенышей;

Сформировать представления детей о растительном мире (деревья, кустарники, цветы, ягоды,

грибы; их название, строение, место произрастания);

Сформировать представления детей о сезонных изменениях в природе;

Учить детей пользоваться обобщающими понятиями и простейшими символами;

Прививать интерес к окружающей природе, способность любоваться ее красотой;

Учить бережно, относиться к растениям и животным.

Мультимедийные экологические игры включаем как в содержание занятий по ознакомлению с

окружающим миром, так и в свободную деятельность: игры-путешествия, игры-загадки, дидактические

игры, викторины, физминутки, пальчиковые игры.

Например, тема занятия «Насекомые».

Мультимедийная игра «разгадай кроссворд, и ты узнаешь, как называется эта группа животных».

«Составь цепь питания и найди лишнюю картинку».

Правила игры: составь цепь питания животных, кто кем питается.

Ребус «Угадай кто здесь?»

Цель: Какое насекомое спряталось в этом ребусе?

Тема занятия «В царстве грибов».

Мультимедийная игра «Собери грибочки».

Правила мультимедийной игры: необходимо собрать в корзину только съедобные грибы.

Мультимедийные экологические игры облегчают понимание и запоминание информации, так как

компьютерные технологии изложения подключают не только слуховую, визуальную, моторную, но и

эмоциональную память.

Реализация мультимедийных игр позволяет организовать нетрадиционный подход к воспитанию

экологической культуры у дошкольников.

Использование информационных компьютерных технологий позволяет, не только в увлекательной

форме привлечь внимание детей, но и наглядно показать взаимосвязи животных и растений. Тем самым

улучшить качество результатов знаний и умений по экологическому воспитанию. Для формирования

обобщенных представлений об однотипных объектах или однородных явлениях природы продуктивнее

использовать дидактические игры: "Четвертый лишний", "Найди сову»; загадки с опорой на слайды со

звуковым сопровождением, добиваясь правильного решения именно от детей, тем самым, способствуя

развитию логического мышления, внимания, связной речи, умения делать выводы и доказывать их.

Возможность интегрирования НОД (экологии) с другими, в развитии у детей познавательного интереса

к живой и неживой природе помогает составление коллажа животных. Дети ориентируются на

плоскости, находят части тела по описанию, составляют из частей целое.

Эффективность использования компьютерных технологий на НОД в основном происходит за счет

наглядности, но это только начало. Педагогика нового века должна учитывать новые тенденции. Она

должна обратить внимание на то, что общество становится все более информационным и на передний

край выходят новые явления и понятия. Одним из них является информационная культура человека.

Собирание информации, классифицирование и обработка ее, развивает Исследовательскую

деятельность педагога, повышает информационную культуру, а в последствии освобождает педагога от

лишних трудозатрат .

По результатам работы я для себя выделила ряд преимуществ использования компьютерных

технологий в работе с дошкольниками:

1.

Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный

интерес.

2.

Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая

наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.

3.

Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю

выстроить объяснение на занятиях логично, научно. При этом включаются три вида памяти

детей: зрительная, слуховая, моторная.

4.

Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только

к текущему материалу, но и повторить текущую тему. Также можно более детально

остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.

5.

Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и способствует

повышению интереса детей к изучаемому материалу.

Так или иначе, но использование ИКТ заняло свою нишу в моей педагогической практике. И если кто –

либо меня спросит: «Нужен ли компьютер в детском саду?», я с полной ответственностью отвечу: «Да.

Он просто необходим!»

Литература:

1.

"Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет". Каралашвили Е., Дошкольное воспитание.

2.

Ревнивцева Р. М. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном

образовательном учреждении [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II

междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. —

С. 67-69.

3. Моторин В. "Исследовательская деятельность ребенка в условиях взаимодействия с компьютером".

4. Николаева С.Н. Программа "Юный эколог", технологии "Экологическое воспитание дошкольников".

5. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании Комарова Т.С., Комарова

И.И., Туликов А.В., Мозаика-Синтез М., 2013

6.Лопатина Л.В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с

нарушениями речи. Санк-Петербург,2014



В раздел образования