Авторы: Алпацкая Наталья Евгеньевна, Илюхина Вера Ивановна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МОУ Детский сад №205
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: Статья
Тема: «Использование нестандартного физкультурного оборудования для приобщения дошкольников к ЗОЖ»
Раздел: дошкольное образование
Использование нестандартного физкультурного оборудования
для приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.
Сохранение и укрепление здоровья ребенка – первооснова его полноценного
развития. В любом цивилизованном обществе нет более важной и главной
ценности, чем здоровье детей, а, следовательно, приоритет должен быть
отдан решению в первую очередь задач, связанных с детским здоровьем.
Предложенный материал реализует идею объединения усилий родителей и
педагогов для успешного решения оздоровительных и воспитательно-
образовательных задач по физкультурно-оздоровительному направлению
развития ребенка.
Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного
здоровьесберегающего образования, предполагает выбор альтернативных
форм и методов организации учебно-воспитательного процесса по
сохранению и укреплению здоровья детей. Развитие детей тесно связано со
здоровьем: только здоровый ребенок может правильно, полноценно
развиваться. Главная цель физического воспитания в дошкольном
образовательном учреждении состоит в том, чтобы удовлетворить
естественную биологическую потребность детей в движении, добиться
хорошего уровня здоровья и физического развития детей.
Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа
жизни является правильно организованная предметно – пространственная
среда, прежде всего это двигательная предметно – развивающая среда. Она
должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной,
трансформируемой, полифункциональной.
Для этого мы в своей работе используем физкультурное, нестандартное
оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное
оборудование – это всегда дополнительный стимул активизации
физкультурно-оздоровительной работы.
Укрепление здоровья детей – первостепенная задача образовательных
учреждений. Физическая культура не зря называется «культурой», ведь
кроме укрепления здоровья и полезного комплекса физических упражнений,
она расширяет общение, дает новые знания о себе и о своем организме.
Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не
только от индивидуальных особенностей организма ребенка, но и от
своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных
мер.
При проектировании предметно-пространственной среды,
способствующей формированию здорового образа жизни дошкольников,
следует исходить из необходимости учета следующих факторов:
1.
Индивидуальных социально – психологических особенностей ребенка;
2.
Особенностей его эмоционально – личностного развития;
3.
Индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений и
потребностей [2].
Ежегодно работа нашего дошкольного учреждения начинается с мониторинга
физической подготовленности, в результате которого ведется физкультурно-
оздоровительная работа, нацеленная на улучшение здоровья
детей (мероприятия по закаливанию, физкультурные занятия, спортивные
досуги и праздники, работа с родителями по пропаганде здорового образа
жизни).
На эффективность проведения занятий влияет качественная и глубоко
продуманная предварительная работа по подготовке всех необходимых
пособий и инвентаря, которые помогают проводить занятия живо,
эмоционально, интересно. Наша задача – насыщение пространства
физкультурного центра нестандартным, многофункциональным
оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим,
анатомофизиологическим, психическим, эстетическим, эргономическим и
другим требованиям.
Нестандартное оборудование в детском саду может создаваться из подручных
средств, которые казались уже ни на что не годными и изжившими свой
век: «киндеры», пластиковые пробки, бутылки, разноцветные веревки,
палочки и прочие бросовые материалы.
Огромную роль играют родители воспитанников. Они участвуют в
изготовлении нестандартного оборудования, являются активными
участниками спортивных мероприятий, проводимых в детском саду.
Нестандартное физкультурное оборудование успешно применяется нами на
практике.
Крайне необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. Оно
служит важным условием формирования всех систем и функций организма,
одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а так же средством
всестороннего развития дошкольника [1].
Мы считаем, что движение – основа здоровья, поэтому ставим перед
собой следующие задачи:
Создать развивающую среду, внедряя нестандартное оборудование;
Помочь накопить опыт знаний для укрепления его физического и
психического здоровья;
Стимулировать к включению в процессе двигательной активности,
побуждать его к самосознанию, создавать условия для внутренней
активности личности;
Направить совместную работу всего педагогического коллектива и
родителей на развитие и закаливание организма;
Сформировать навыки саморегуляции поведения дошкольника,
направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья,
что позволит им быть физически, душевно и социально более
благополучными при переходе от искусственно структурированной
окружающей обстановки ДОУ к ситуациям повседневной жизни.
Как показала практика, одна только развивающая среда уже позволяет
повысить двигательную активность, подтолкнуть дошкольника к движению,
совершаемому по собственной воле, желанию, без принуждения.
Как известно, двигательная активность является естественной потребностью
организма человека. Особое значение движения имеют в дошкольном
возрасте. Созданию интереса к физическим упражнениям, обеспечению
более дифференцированного подхода к подбору движений, повышению
двигательной активности способствует использование нестандартного
оборудования. Поэтому одной из первостепенных задач в работе по
физическому развитию было такое оформление спортивного зала, чтобы
придать ему яркий, необычный вид и сделать все возможное, чтобы он не
напоминал казенное помещение со шведской стенкой, мячами и полками.
Дети дошкольного возраста очень любят нестандартное физкультурно-
игровое оборудование. Одно дело выполнять упражнения для «поддержания
здоровья», и совсем другое – помогать сказочным героям преодолевать
препятствия, участвовать в сюжетной игре.
Нестандартное оборудование используется во всех видах детской
деятельности – как в организованной (утренняя гимнастика, физкультурные
занятия и т. д.), так и в самостоятельной (отдых, индивидуальные занятия и
игры). Оно позволяют повысить двигательную активность ребенка, облегчить
адаптацию, развить основные движения, поддержать положительные эмоции,
разнообразить игровую деятельность, повысить уровень воспитательно-
образовательного процесса, развивать каждого ребенка с учетом его
интересов и желаний. Поэтому я постоянно работаю над обогащением
развивающей среды — изготавливаю нестандартное физкультурное
оборудование.
Разработанные в нашем детском саду пособия и нестандартное оборудование
несложные и недорогие. Выполнение комплексов упражнений
общеразвивающего воздействия с различными пособиями и
предметами (пластиковые бутылки, султанчики, шишки, цветные ленточки
и т.д.) оказывает огромное влияние на развитие разных групп мышц и
укрепление мышечного тонуса, а также позволяет применять
дифференцированный метод работы с детьми, имеющими различную
патологию.
Не секрет, что в детском саду и дома дети большую часть времени проводят в
статическом положении (за столами, у телевизора и т.д.). Это увеличивает
статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их
утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что
влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного
развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости,
гибкости и силы.
Как утверждал Гиппократ: «Стопа – это фундамент, на котором стоит
здание – наше тело». К сожалению, у современных детей
с «фундаментом» возникает все больше проблем. Стопу можно сравнивать с
картой всего организма: нет таких мышц, желез, органов, которые не имели
бы своего «представительства» на ней [5]. Современный ребенок не имеет
возможности ходить по неровной поверхности, а значит, не раздражаются, не
массируются многочисленные нервные окончания, расположенные на стопе.
Именно поэтому на занятиях по физкультуре дошкольники обязательно
должны ходить босиком по разным поверхностям. С этой целью мы внедрили
в практику своей работы массажные и ребристые дорожки, палочки,
следочки, шероховатые поверхности. Такое простое нестандартное
оборудование способствует профилактике плоскостопия, укрепления мышц
стопы.
Таким образом, выполнение упражнений с нестандартным оборудованием
повысило интерес детей к физкультуре, улучшило качество выполнения
упражнений, разнообразило физкультурно-оздоровительную работу.
Эффективно использовать физкультурное оборудование – это значит
обеспечить оптимальную продолжительность его применения в течение всего
дня в разных формах и видах деятельности с тем, чтобы добиться овладения
детьми всеми видами физкультурных упражнений, их двигательного
творчества на уровне возрастных и индивидуальных возможностей. Один из
приемов повышения эффективности физкультурного оборудования – новизна,
которая создается за счет внесения нового нестандартного оборудования,
смены переносного оборудования разных пособий в своеобразные комплексы
(полосы препятствий, домики, заборчики). Дети всех возрастов выполняют
упражнения с нестандартным физкультурным оборудованием с большим
удовольствием и достигают хороших результатов.
Применяя нетрадиционное оборудование на физкультурных занятиях, играх и
игровых упражнениях, эстафетах, занятиях на свежем воздухе мы повышаем
интерес детей к различным видам двигательной деятельности, увеличиваем
объём двигательной активности, поднимаем эмоциональный настрой.
Мы считаем, что в созданной нами предметной двигательной среде детям
комфортно и уютно. Хочется отметить достигнутые нами результаты:
возросший интерес детей к разным видам движений, изобретательность в
самостоятельной двигательной деятельности, повышение эмоционального
тонуса на физкультурных занятиях, стремление к достижению более высоких
спортивных результатов. Все это лишь начало работы по совершенствованию
нестандартного оборудования, изобретению его новых видов и внедрения в
работу с детьми. Спортивно – игровое нестандартное оборудование призвано
содействовать решению, как специфических задач целенаправленного
развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего развития и
формирования личности, а именно:
* дети научились ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нем;
* были созданы условия для проявления максимума самостоятельности,
инициативы, волевых усилий.
* приучали детей применять предметы спортивно – игрового нестандартного
оборудования в самостоятельной деятельности;
* пробуждали интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг
представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их
оздоровительном значении.
Именно использование нетрадиционного физкультурного оборудования
позволяет: повысить интерес детей к выполнению основных движений и игр;
развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение,
зрительную память; развивать чувство формы и цвета;
Детей привлекают необычные формы и красочность нестандартного
оборудования, что способствует более высокому эмоциональному тонусу во
время занятий и интересу детей к различным видам двигательной
деятельности, развитию самостоятельности детей, формированию
потребности в движении.
Нестандартное оборудование - это всегда дополнительный стимул
активизации физкультурно-оздоровительной работы. Использование этих
пособий и оборудования увеличивает количество упражнений для разных
групп мышц, а также позволяет применять дифференцированный метод
работы с детьми дошкольного возраста.
В заключение хочется отметить, что использование нетрадиционного
оборудования имеет огромную вариативность и интегративность. Оно
выполняет сразу несколько задач: укрепляет здоровье детей и способствует
повышению настроения, снимает напряжение. А играть с таким
оборудованием – одно удовольствие!
Список использованной литературы:
1.
Берснева З.И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ.
– М. ТЦ: Сфера, 2004.
2.
Коренберг В.Б. Проблемы Физических и двигательных качеств. //
Теория и практика физической культуры. – М., 1994.
3.
Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста. —
Дошкольное воспитание, № 4, 2004.
4.
Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.,
2006.
5.
Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7
лет. – М., 2003.