Напоминание

«Использование нестандартного физкультурного оборудования для приобщения дошкольников к ЗОЖ»


Авторы: Алпацкая Наталья Евгеньевна, Илюхина Вера Ивановна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МОУ Детский сад №205
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: Статья
Тема: «Использование нестандартного физкультурного оборудования для приобщения дошкольников к ЗОЖ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование нестандартного физкультурного оборудования

для приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.

Сохранение и укрепление здоровья ребенка – первооснова его полноценного

развития. В любом цивилизованном обществе нет более важной и главной

ценности, чем здоровье детей, а, следовательно, приоритет должен быть

отдан решению в первую очередь задач, связанных с детским здоровьем.

Предложенный материал реализует идею объединения усилий родителей и

педагогов для успешного решения оздоровительных и воспитательно-

образовательных задач по физкультурно-оздоровительному направлению

развития ребенка.

Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного

здоровьесберегающего образования, предполагает выбор альтернативных

форм и методов организации учебно-воспитательного процесса по

сохранению и укреплению здоровья детей. Развитие детей тесно связано со

здоровьем: только здоровый ребенок может правильно, полноценно

развиваться. Главная цель физического воспитания в дошкольном

образовательном учреждении состоит в том, чтобы удовлетворить

естественную биологическую потребность детей в движении, добиться

хорошего уровня здоровья и физического развития детей.

Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа

жизни является правильно организованная предметно – пространственная

среда, прежде всего это двигательная предметно – развивающая среда. Она

должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной,

трансформируемой, полифункциональной.

Для этого мы в своей работе используем физкультурное, нестандартное

оборудование, изготовленное своими руками, ведь новое спортивное

оборудование – это всегда дополнительный стимул активизации

физкультурно-оздоровительной работы.

Укрепление здоровья детей – первостепенная задача образовательных

учреждений. Физическая культура не зря называется «культурой», ведь

кроме укрепления здоровья и полезного комплекса физических упражнений,

она расширяет общение, дает новые знания о себе и о своем организме.

Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не

только от индивидуальных особенностей организма ребенка, но и от

своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных

мер.

При проектировании предметно-пространственной среды,

способствующей формированию здорового образа жизни дошкольников,

следует исходить из необходимости учета следующих факторов:

1.

Индивидуальных социально – психологических особенностей ребенка;

2.

Особенностей его эмоционально – личностного развития;

3.

Индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений и

потребностей [2].

Ежегодно работа нашего дошкольного учреждения начинается с мониторинга

физической подготовленности, в результате которого ведется физкультурно-

оздоровительная работа, нацеленная на улучшение здоровья

детей (мероприятия по закаливанию, физкультурные занятия, спортивные

досуги и праздники, работа с родителями по пропаганде здорового образа

жизни).

На эффективность проведения занятий влияет качественная и глубоко

продуманная предварительная работа по подготовке всех необходимых

пособий и инвентаря, которые помогают проводить занятия живо,

эмоционально, интересно. Наша задача – насыщение пространства

физкультурного центра нестандартным, многофункциональным

оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим,

анатомофизиологическим, психическим, эстетическим, эргономическим и

другим требованиям.

Нестандартное оборудование в детском саду может создаваться из подручных

средств, которые казались уже ни на что не годными и изжившими свой

век: «киндеры», пластиковые пробки, бутылки, разноцветные веревки,

палочки и прочие бросовые материалы.

Огромную роль играют родители воспитанников. Они участвуют в

изготовлении нестандартного оборудования, являются активными

участниками спортивных мероприятий, проводимых в детском саду.

Нестандартное физкультурное оборудование успешно применяется нами на

практике.

Крайне необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. Оно

служит важным условием формирования всех систем и функций организма,

одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а так же средством

всестороннего развития дошкольника [1].

Мы считаем, что движение – основа здоровья, поэтому ставим перед

собой следующие задачи:

Создать развивающую среду, внедряя нестандартное оборудование;

Помочь накопить опыт знаний для укрепления его физического и

психического здоровья;

Стимулировать к включению в процессе двигательной активности,

побуждать его к самосознанию, создавать условия для внутренней

активности личности;

Направить совместную работу всего педагогического коллектива и

родителей на развитие и закаливание организма;

Сформировать навыки саморегуляции поведения дошкольника,

направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья,

что позволит им быть физически, душевно и социально более

благополучными при переходе от искусственно структурированной

окружающей обстановки ДОУ к ситуациям повседневной жизни.

Как показала практика, одна только развивающая среда уже позволяет

повысить двигательную активность, подтолкнуть дошкольника к движению,

совершаемому по собственной воле, желанию, без принуждения.

Как известно, двигательная активность является естественной потребностью

организма человека. Особое значение движения имеют в дошкольном

возрасте. Созданию интереса к физическим упражнениям, обеспечению

более дифференцированного подхода к подбору движений, повышению

двигательной активности способствует использование нестандартного

оборудования. Поэтому одной из первостепенных задач в работе по

физическому развитию было такое оформление спортивного зала, чтобы

придать ему яркий, необычный вид и сделать все возможное, чтобы он не

напоминал казенное помещение со шведской стенкой, мячами и полками.

Дети дошкольного возраста очень любят нестандартное физкультурно-

игровое оборудование. Одно дело выполнять упражнения для «поддержания

здоровья», и совсем другое – помогать сказочным героям преодолевать

препятствия, участвовать в сюжетной игре.

Нестандартное оборудование используется во всех видах детской

деятельности – как в организованной (утренняя гимнастика, физкультурные

занятия и т. д.), так и в самостоятельной (отдых, индивидуальные занятия и

игры). Оно позволяют повысить двигательную активность ребенка, облегчить

адаптацию, развить основные движения, поддержать положительные эмоции,

разнообразить игровую деятельность, повысить уровень воспитательно-

образовательного процесса, развивать каждого ребенка с учетом его

интересов и желаний. Поэтому я постоянно работаю над обогащением

развивающей среды — изготавливаю нестандартное физкультурное

оборудование.

Разработанные в нашем детском саду пособия и нестандартное оборудование

несложные и недорогие. Выполнение комплексов упражнений

общеразвивающего воздействия с различными пособиями и

предметами (пластиковые бутылки, султанчики, шишки, цветные ленточки

и т.д.) оказывает огромное влияние на развитие разных групп мышц и

укрепление мышечного тонуса, а также позволяет применять

дифференцированный метод работы с детьми, имеющими различную

патологию.

Не секрет, что в детском саду и дома дети большую часть времени проводят в

статическом положении (за столами, у телевизора и т.д.). Это увеличивает

статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их

утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что

влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного

развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости,

гибкости и силы.

Как утверждал Гиппократ: «Стопа – это фундамент, на котором стоит

здание – наше тело». К сожалению, у современных детей

с «фундаментом» возникает все больше проблем. Стопу можно сравнивать с

картой всего организма: нет таких мышц, желез, органов, которые не имели

бы своего «представительства» на ней [5]. Современный ребенок не имеет

возможности ходить по неровной поверхности, а значит, не раздражаются, не

массируются многочисленные нервные окончания, расположенные на стопе.

Именно поэтому на занятиях по физкультуре дошкольники обязательно

должны ходить босиком по разным поверхностям. С этой целью мы внедрили

в практику своей работы массажные и ребристые дорожки, палочки,

следочки, шероховатые поверхности. Такое простое нестандартное

оборудование способствует профилактике плоскостопия, укрепления мышц

стопы.

Таким образом, выполнение упражнений с нестандартным оборудованием

повысило интерес детей к физкультуре, улучшило качество выполнения

упражнений, разнообразило физкультурно-оздоровительную работу.

Эффективно использовать физкультурное оборудование – это значит

обеспечить оптимальную продолжительность его применения в течение всего

дня в разных формах и видах деятельности с тем, чтобы добиться овладения

детьми всеми видами физкультурных упражнений, их двигательного

творчества на уровне возрастных и индивидуальных возможностей. Один из

приемов повышения эффективности физкультурного оборудования – новизна,

которая создается за счет внесения нового нестандартного оборудования,

смены переносного оборудования разных пособий в своеобразные комплексы

(полосы препятствий, домики, заборчики). Дети всех возрастов выполняют

упражнения с нестандартным физкультурным оборудованием с большим

удовольствием и достигают хороших результатов.

Применяя нетрадиционное оборудование на физкультурных занятиях, играх и

игровых упражнениях, эстафетах, занятиях на свежем воздухе мы повышаем

интерес детей к различным видам двигательной деятельности, увеличиваем

объём двигательной активности, поднимаем эмоциональный настрой.

Мы считаем, что в созданной нами предметной двигательной среде детям

комфортно и уютно. Хочется отметить достигнутые нами результаты:

возросший интерес детей к разным видам движений, изобретательность в

самостоятельной двигательной деятельности, повышение эмоционального

тонуса на физкультурных занятиях, стремление к достижению более высоких

спортивных результатов. Все это лишь начало работы по совершенствованию

нестандартного оборудования, изобретению его новых видов и внедрения в

работу с детьми. Спортивно – игровое нестандартное оборудование призвано

содействовать решению, как специфических задач целенаправленного

развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего развития и

формирования личности, а именно:

* дети научились ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нем;

* были созданы условия для проявления максимума самостоятельности,

инициативы, волевых усилий.

* приучали детей применять предметы спортивно – игрового нестандартного

оборудования в самостоятельной деятельности;

* пробуждали интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг

представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их

оздоровительном значении.

Именно использование нетрадиционного физкультурного оборудования

позволяет: повысить интерес детей к выполнению основных движений и игр;

развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение,

зрительную память; развивать чувство формы и цвета;

Детей привлекают необычные формы и красочность нестандартного

оборудования, что способствует более высокому эмоциональному тонусу во

время занятий и интересу детей к различным видам двигательной

деятельности, развитию самостоятельности детей, формированию

потребности в движении.

Нестандартное оборудование - это всегда дополнительный стимул

активизации физкультурно-оздоровительной работы. Использование этих

пособий и оборудования увеличивает количество упражнений для разных

групп мышц, а также позволяет применять дифференцированный метод

работы с детьми дошкольного возраста.

В заключение хочется отметить, что использование нетрадиционного

оборудования имеет огромную вариативность и интегративность. Оно

выполняет сразу несколько задач: укрепляет здоровье детей и способствует

повышению настроения, снимает напряжение. А играть с таким

оборудованием – одно удовольствие!

Список использованной литературы:

1.

Берснева З.И. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ.

– М. ТЦ: Сфера, 2004.

2.

Коренберг В.Б. Проблемы Физических и двигательных качеств. //

Теория и практика физической культуры. – М., 1994.

3.

Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста. —

Дошкольное воспитание, № 4, 2004.

4.

Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.,

2006.

5.

Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7

лет. – М., 2003.



В раздел образования