Автор: Крылова Диана Вячеславовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ СПТЛ–и
Населённый пункт: Сунтарского улуса, село Сунтар
Наименование материала: Технологическая карта
Тема: "Изготовление якутской лошади из глины"
Раздел: дополнительное образование
Министерство образования РС (Я)
Республиканский этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства
педагогических работников сферы дополнительного образования
«Сердце отдаю детям - 2019»
Технологическая карта занятия
по керамике на тему:
"Изготовление якутской лошади из глины" в 6 классе
Педагог: Крылова Диана Вячеславовна,
преподаватель спецкурса «Керамика»
Якутск
2019 год
Тема
Изготовление якутской лошади из глины
Цель:
1)
Образовательные:
- формирование представления о якутской лошади и создание его художественного образа;
2) Развивающие:
- развитие художественно-творческих способностей обучающихся, образного и ассоциативного мышления,
фантазии, зрительно-образной памяти;
- развитие умения описывать изготовленный продукт .
3) Воспитательные:
- воспитание уважения к культуре своей родины;
- воспитание чувство красоты и эстетического вкуса;
- воспитание любви к животному миру.
УУД
Планируемые результаты
Предметные:
Научатся создавать объемные фигуры.
Научатся использовать знания по декоративно – прикладному искусству в лепке.
Научатся овладению основами культуры практической работы с глиной и инструментами.
Научатся различать виды глин.
Метапредметные:
Научатся определять цель и проблему в учебной деятельности, принимать учебную задачу.
Научатся планировать учебную деятельность.
Научатся работать по алгоритму действий, сверяясь с целью учебного занятия.
Научатся оценивать свою работу.
Научатся излагать своё мнение, строить устное высказывание.
Личностные:
Научатся проявлять интерес к теме учебного занятия.
Формируемые универсальные учебные действия:
Познавательные:
Используют знания по декоративно – прикладному искусству в лепке из глины.
Составляют устные высказывания.
Регулятивные:
Определяют тему и цель занятия.
Различают виды глин, техники и приемы изготовления из глины.
Планируют учебную деятельность.
Работают по алгоритму действий, сверяясь с целью занятия.
Оценивают свою работу.
Коммуникативные:
Излагают своё мнение;
Понимают и принимают позицию другого человека;
Оценивают свою работу;
Излагают своё мнение в диалоге.
Строят устное высказывание.
Основные понятия
лепка, техника пласт, виды глин.
Межпредметные связи
Биология, национальная культура, химия, технология, психология.
Ресурсы:
основные
дополнительные
Форма занятия
Практическая
Технология
Кейс – технология, здоровьесберегающая,
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1.Организационный этап
Задача: создать атмосферу для
последующего проявления
эмоционального отношения к учебно-
познавательной деятельности
Приветствует.
- Добрый день ребята, сегодня у нас состоится
необычное занятие. Ребята как вы заметили день светает,
становится теплее, приходит весна.
- с какого месяца начинается весна?
- как этот месяц называется по якутски.
Приветствуют.
- Здравствуйте!
Отвечают:
- март
-кулун тутар
2.
Актуализация
опорных
знаний
/этап антиципации
(предвосхищения)
Задача: создать ситуацию погружения в
тему посредством анализа и
определения связи, передаваемого через
разные произведения искусства
(художественный фильм, картина)
Сообщает:
По поверью якутов Март месяц - месяц божества
Дьеьегей. Дьеьегей Айыы - это светлое божество,
покровитель коневодства.
Спрашивает:
- А еще Дьеьегейем называют кого?
- Давайте сейчас посмотрим на экран (видеоряд про
якутских лошадей)
читает стих
Мохнатая, с большой головою,
В сосульках, словно в древнем серебре,
Потряхивая гривою седою,
Копытя снег, пасется в январе...
Приземистая, с крепкими ногами,
По грудь в сугробе стоя, вдруг заржет,
И ржание над белыми полями,
Рассыпавшись, невдалеке замрет...
Спрашивает:
- итак тема сегодняшнего занятия называется…?
- а именно какая лошадь?
Отвечают:
- лошадей
Слушают чтение учителем стихотворения
Отвечают:
- лошадь
- якутская
О т в е ч а ю т : о н и
б ол е е
в ы н о с л и в ы е ,
Спрашивает:
-
А
как
вы
думаете,
в
чем
отличие
якутской лошади?
Показывает в презентацию про Якутскую лошадь.
Сообщает:
Якутские
лошади
самые
закаленные,
они
спокойно переносят экстремальные холодные условия.
От морозов лошадей спасают очень густой и длинный
волосяной
покров,
толстая
кожа
и
слой
подкожного
жира. Якутская лошадь имеет крупную голову, которая
внешне
не
соответствует
телу,
коротковатую
шею
и
маленькие, крепкие ноги. Тело мускулистое и крепкое, а
спина
довольно
широкая.
Окрас
бурый,
серый
и
коричневый.
В
составном
компоненте
жира
якутской
лошади
содержатся
жирные
кислоты,
которые
лесат
такие
заболевания
как
(инфаркт,
склероз,
сердечно-
сосудистые заболевания)
Показывает в презентации:
- Спрашивает: как используют якутскую лошадь?
Обобщает этап:
-Итак, якутскую лошадь используют не только в качестве
верховой езды, мяса и молока, но и в якутской культуре
его почитают как Божество и называют Дьесегей: о нем
сочиняют стихи, песни, танцы, сказки, во многих олонхо
встречается образ мифического коня. Но самое главное
предназначение лошади для наших предков было то, что
лошадь
являлась
главным
помощником
в
хозяйстве.
Также многие художники и скульпторы вдохновляются
лошадьми.
Вот
например
эта
картина
известного
якутского живописца Андрея Чикачева. А это скульптура
лошади
с
жеребенком
братьев
Огонеровых
с.Томтор.
Сегодня ребята мы с вами побываем в роли мастеров.
Спрашивает:
самостоятельно добывают пищу под снегом,
агрессии не проявляет
Смотрят
презентацию
и
включаются
в
беседу
Отв ечают: в
качестве
верховой
силы,
помогает
в
сельском
хозяйстве,
в
основном
сенокос,
охота.
Для
передвижения,
конное
состязание, молочный продукт, пища его мясо
деликатес, праздник ысыах конкурс конского
убранства.
Слушают.
Отвечают: мастера- это люди которые создают
изделия своими руками. Мастера своего дела,
- кто такие мастера?
(одевает на голову учеников повязки из конского волоса)
и изготовим якутскую лошадь из глины. Но перед этим
мы узнаем с вами, что такое глина.
которые создают красивые изделия по своим
задумкам.
3 . Ф о р м ул и р ов к а
т е м ы
у р о к а ,
постановка учебных задач
Задача: активизировать познавательную
активность обучающихся, направленную
на
изготовление
якутской
лошади
из
глины
Цель этапа: Само слово «керамика» (от греческого
keramos –глина) обозначает гончарное искусство.
Спрашивает:
- откуда мы берем глину, как вы думаете?
Гончарная глина – горная порода, состоящая из смеси
глинистых минералов с компонентами, придающими ей
необходимые качества: пластичность, пористость и
огнеупорность.Следует обратить внимание на самые
важные качества используемых сортов глины, наиболее
распространенными из которых являются: красная глина,
белая керамика (майолика), глина из песчаника, глина
для производства фарфора и огнеупорная глина
(каолин)шамотная.
- посмотрите вот например глины которые мы
используем. Кемпендяйская белая и Крестяхская
красная из Сунтарского улуса. Мы определяем цвет по
обжигу.
Спрашивает:
-какую глину мы собираемся использовать?
Отвечают: глину добывают из земли
Слушают.
Отвесают: красную Крестяхскую
Техника безопасности при работе
1.
Перед началом работы с глиной
необходимо одеть фартуки
2.
Нельзя делать резких движений стекой при
работе с глиной в направлении рядом
сидящего человека
3.
При работе, глина находится в
специальных отведенных полиэтиленовых
кульках
4.
На рабочем столе должны быть доски для
лепки, чашка с водой и инструменты
5.
При завершении работ готовые глиняные
изделия сушат в специальных отведенных
стеллажах
6.
По окончании работы нужно убрать свое
рабочее место, вымыть руки с мылом
Давайте перед работой разомнем наши ручки
(физкультминутка)
4.
«Открытие
новых
знаний
и
умений»
Цель этапа: изготовить лошадь из глины по технике
пласта.
Давайте приступим к работе, но перед тем как начать
позвольте поделиться с маленьким секретом. Во время
работы старайтесь всегда быть в хорошем настроении,
мысленно представьте свое будущее изделие.
Слушают.
Работают совместно с учителем
Формирование навыков рисования.
Задача: Создать условия для овладения
техникой пласта из глины.
-вот у нас получились очень красивые лошадки;
-после этого этапа, изделия сушатся 2-3 дня, обжигаем на
муфельной печи в течение 5часов, потом уже
Работают
приступаем к декорированию сувенира, но это все на
следующем занятии.
Подведение итогов и рефлексия.
Задача:
организовать
рефлексивную
деятельность обучающихся.
- А сейчас давайте посмотрим на доску, что мы видим?
- Да это кусок глины.
Берет первый кусок
- Что мы узнали о якутской лошади?
-
Какую
технику
использовали
при
изготовлении
лошади?
- Расскажи о своей лошади.
- Молодцы, ребята, мне понравились ваши рассказы и
каждому из вас, я хочу подарить сувениры лошадки, вы
можете их, потом покрасить сами и пускай они приносят
вам удачу!
- Спасибо ребята за увлекательное занятие, с вами было
интересно работать.
И напоследок
хочу задать вам
вопрос,
над
которым
задумайтесь
дома:
почему
якутскую лошадь называют священной?
Отвечают:
- мы видим кусок глины
Ребята отвечают по пройденному материалу
Придумывают рассказ о своей лошади
Слушают