Напоминание

"Путешествие в весенний день"


Автор: Сазанова Людмила Владимировна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: ГКУЗ НО "Выксунский специализированный дом ребёнка"
Населённый пункт: город Выкса, Нижегородская область
Наименование материала: Конспект логопедического занятия по теме "Весна"
Тема: "Путешествие в весенний день"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект

непосредственно образовательной деятельности

в старшей группе компенсирующей направленности

для детей с тяжёлыми нарушениями речи

по теме: «Путешествие в весенний день»

Подготовила и провела:

Сазанова Л.В.,

учитель-дефектолог

городской округ город Выкса, Нижегородская область, 2015г.

Коррекционно – образовательные цели.

Закрепление представлений о весне и её приметах. Уточнение, расширение и

активизация

словаря

по

теме

«Весна»

(весна,

оттепель,

солнце,

облако,

сосулька, капель, проталинка, верба, лужа, ручей, подснежник, трава, грач,

гнездо, скворец; чистый, голубой, прозрачный, первый, длинный ; наступать,

таять, пригревать, капать, появляться, прилетать, вить, выводить, растить).

Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных

слов).

Совершенствование слогового анализа и синтеза слов.

Совершенствование

синтаксической

стороны

речи

(составление

простых

распространённых предложений).

Автоматизация правильного произношения звука « Ш» в чистоговорках.

Коррекционно – развивающие цели.

Развитие

диалогической

речи,

зрительного

внимания,

мышления,

артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением,

тактильной чувствительности.

Коррекционно – воспитательные цели.

Ф о рм и р о ва н и е

н а в ы ко в

с от руд н и ч е с т ва ,

в з а и м о п о н и м а н и я ,

доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование.

Магнитная

доска,

звучащий

мяч,

тазик

с

мелкими

предметами

для

составления предложений, кассета с записью пьесы П.И. Чайковского «Март.

Песня жаворонка», контейнер с полосками и фишками-точками для анализа

предложений,

лист

бумаги

по

числу

детей,

контейнер

с

карандашами,

разноцветные бумажные кораблики.

Предварительная работа.

Прогулка в парк, наблюдение за весенними изменениями в природе, беседа о

признаках весны. Разучивание упражнения «Клён». Слушание и обсуждение

с

музыкальным

руководителем

пьесы

П.И.

Чайковского

«Март.

Песня

жаворонка» из альбома «Времена года». Рассматривание и обсуждение с

воспитателями картин С.Герасимова «Последний снег», И. Левитана «Март»

и

других

художников.

Изготовление

разноцветных

корабликов

с

воспитателями.

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед загадывает загадку:

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает

Когда это бывает?

Ответ детей.

Логопед. Красавица весна ждёт нас в гости. А что приготовила она нам, вы

узнаете в нашем весеннем путешествии.

В группе тихо звучит запись пьесы П.И. Чайковского « Песня жаворонка». На

фоне музыки транслируется презентация «Март в картинках художников».

Фонограмма и трансляция выключаются.

Логопед. Читает стихотворение.

Звонко с крыши капли скачут,

Над окном сосульки плачут.

Скачут капли мне в ладошку,

И на бабушкину кошку,

На ступеньки, на перила.

Кошка даже рот открыла.

Звонко скачут капли с крыши.

К нам весна идёт. Мы слышим:

Кап! Кап! Кап!

Н.Нищева.

Давайте образуем слова одной семейки от слова капать.

Логопед по очереди передаёт мяч детям.

Логопед. Что скакало с крыши в стихотворении, которое я прочитала?

Ответы детей.

Логопед. Что начинается на припёке с крыш ранней весной?

Ответы детей.

Логопед. Как можно назвать маленькую каплю?

Ответы детей.

Логопед. Если капли капают, какие они?

Ответы детей.

Логопед. Давайте

повторим

все

слова

одной

семейки,

начиная

со

слова

капать.

Ответы детей.

2. Упражнение «Раздели на слоги». (Совершенствование навыка слогового

анализа слов. Развитие тонкой моторики и тактильной чувствительности.)

Логопед убирает мяч и переходит с детьми к столу, где стоит тазик,

наполненный пластмассовыми игрушками.

Логопед. Посмотрите, как много капель накапало в наш тазик. Опустите в

него руки и найдите предметы, связанные с весной.

(солнце, сосулька, грач, подснежник…)

Дети опускают руки в тазик и находят каждый по одному предмету.

Логопед. Вспомните название своего предмета и разделите его на слоги.

Ответы детей.

Логопед. Замечательно. Я горжусь вами!

3.

«Составь

предложение».

(Развитие

синтаксического

строя

речи

составление

простых

распространённых

предложений

с

опорой

на

зрительный образ).

Логопед убирает тазик, но оставляет детям предметы и помещает на

магнитную доску картинку.

Логопед. Составьте

предложения

о

своих

предметах.

В

предложении

обязательно скажите, какие у вас предметы.

Думаю, что картинка вам поможет.

Ответы детей.

Логопед. Какие же вы молодцы! Из ваших предложений можно составить

рассказ о весне. Кто это может сделать?

Ответ ребёнка.

Логопед. Умница! У тебя получился замечательный рассказ.

4. Игра с мячом «Приметы весны». (Уточнение и расширение знаний о

весне и её признаках.)

Логопед приглашает детей пройти на ковёр и берёт в руки мяч.

Логопед. Сейчас мы будем бросать мяч друг другу по кругу и вспоминать

приметы весны, которые наблюдали на прогулке в парке, по дороге в детский

сад и из детского сада.

-Солнце светит ярко и пригревает.

Ответы детей.

5. Упражнение «Клён». (Координация речи с движением.)

Логопед убирает мяч и предлагает сделать уже знакомое упражнение.

За окном сосулька тает, Дети стоят, повернувшись лицом в круг.

Выполняют 4прыжка на носочках,

держат руки на поясе.

Ветер тучи рвёт в клочки. Руки вверх. Наклоны туловища влево-

вправо.

Разжимает, разжимает Руки перед грудью. Локти опущены вниз.

Разжимают кулачки.

Прислонился он к окошку. 4прыжка.

И едва растает снег, Наклоны влево-вправо .

Мне зелёную ладошку Поворачиваются лицом друг к другу.

Клён протянет раньше всех. Протягивает друг другу правые руки.

Рукопожатие.

С.Коган.

6.

Упражнение

«Выложи

схему». (Совершенствование

навыка

анализа

предложения.)

Логопед предлагает детям сесть за стол и ставит перед ними контейнер с

пластмассовыми полосками и фишками точками.

Логопед. Давайте сосчитаем слова в предложении, которое составила Диана.

И выложим его схему. Перечислите слова по порядку.

Ответы детей.

Логопед. Выложите схему.

Дети выкладывают схему.

______ ______ ______ ______

Логопед. Почему первая полоска в схеме не такая, как все, а с «трубой».

Ответы детей.

Логопед. Верно. Молодцы! Разберите схемы.

Логопед убирает контейнер.

Молодцы, все справились с заданием.

7. Работа в тетради. (Развитие зрительного внимания, восприятия, тонкой

моторики. Профилактика нарушений письменной речи.)

Логопед. Отгадайте загадку:

Висит за окошком

Кулёк ледяной.

Он полон капели

И пахнет весной.

Ответы детей.

Логопед раздаёт тетради.

Логопед. Обведите

нарисованную

сосульку

голубым

карандашом

и

раскрасьте её, а потом обведите любым карандашом крышу, на которой она

висит.

Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу.

8. Упражнение « Повтори слова, чётко проговаривая звук «Ш»

(Автоматизация правильного произношения звука «Ш» в чистоговорках).

Логопед читает стихотворение.

Шура шубку надевала,

Шарф и шапку потеряла.

В каких словах этого стихотворения есть звук «Ш»

Ответы детей.

Логопед. Вопросы к детям:

- Звук «Ш» гласный или согласный?

-Звонкий или глухой?

Логопед. Звук «Ш» согласный, глухой и всегда твёрдый.

Логопед включает аудио-запись.

1.Произнесение звука «Ш».

2. Произнесение звука «Ш» в чистоговорках.

Ша-ше-ши – шуршит камыш в тиши.

Шу-шо-ша – едва-едва дыша.

Шо-ша-шу – мышь кралась к камышу.

Ша-шу-шо - там будет хорошо.

9. Игра-соревнование «У кого больше корабликов». (Расширение словаря

глаголов по теме «Весна»).

Логопед раздаёт предметные картинки.

Логопед. А сейчас проведём соревнование. Вы должны рассказать обо всём,

что может происходить с предметом на вашей картинке, что он делает. За

каждое подобранное слово вы будете получать один кораблик. Победит тот, у

кого будет наибольшее количество корабликов. Кораблики пригодятся вам,

когда вы пойдёте на прогулку к ручейку.

Ответы детей.

Логопед. Посмотрите-ка, кто же получил наибольшее количество корабликов.

10. Окончание занятия. (Оценка работы детей.)

Логопед предлагает вспомнить, о чём они говорили и какие игры понравились

на занятии.



В раздел образования