Напоминание

Театр – как средство формирования связной речи дошкольников.


Автор: Шкуратова Анна Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №41 детский сад "Планета Детства"
Населённый пункт: г.Пятигорск Ставропольского края
Наименование материала: статья
Тема: Театр – как средство формирования связной речи дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Театр – как средство формирования связной речи дошкольников.

Цель: изучить значимость театрализованных игр, как средство формирования связной

речи у дошкольников. Задачи: 1) определить сущность понятия «связная речь»; 2) изучить

психолого-педагогическую, методическую литературу, посвященную этой проблеме; 3)

изучить

проявление

связной

речи

у

детей

дошкольного

возраста;

5

4)

рассмотреть

значение творческих игр для детей дошкольного возраста; 5) изучить характер воздействия

театрализованных игр на речевое развитие детей.

Развитие

речи

детей

дошкольного

возраста

-

актуальная

проблема,

так

как

степень

сформированности речи влияет не только на результативность обучения детей, но и на

процесс их социализации и развития личности в целом. Речь зависит от эмоционального

состояния человека, его интересов, склонностей и привычек. По мере взросления ребенка

в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность,

активность, произвольность, эмоциональность, креативность (способность к творчеству).

Владение родным языком – это не только умение правильно выстроить предложение.

Проблемы развития речи в дошкольном детстве раскрыты в работах Л.С. Выготского, С.Л.

Рубинштейна, Т.А. Марковой, М.И. Лисиной, С.Н. Карповой и др.

Ребенок должен научиться рассказывать: и не только назвать предмет, но и описать его,

рассказать о каком-то событии, явлении, последовательности событий, чтобы слушающий

полно и точно понял говорящего. В этом случае мы будем иметь дело со связной речью,

т.е. с речью содержательной, логичной, последовательной, достаточно хорошо понятной

самой по себе, не требующей дополнительных вопросов и уточнений. Для достижения

связности

речи

необходимо

уметь

не

только

передать

содержание

текста,

но

и

использовать

необходимые

для

этого

языковые

средства:

интонацию,

логическое

(фразовое) ударение (выделение наиболее важных, ключевых слов), подбирать наиболее

точно

подходящие

для

выражения

данной

мысли

слова,

уметь

строить

сложные

предложения.

В последнее время возрастает интерес к аспектам личностного и речевого развития.

Между тем нерешенными остаются проблемы взаимовлияния детей у детей дошкольного

возраста. Традиционное обучение

- продолжает ориентироваться на развитие коммуникативной компетенции дошкольника

вне учета субъективных свойств речи, определяющих речевое поведение личности;

- строится на подражательной основе, преобладают репродуктивные приемы руководства,

функция ребенка исполнительская, а не развивающая.

-

не

поощряются

спонтанные

высказывания

детей,

рассматривая

их

как

проявление

недисциплинированности;

-мало обращается внимание на культуру речи.

Все это препятствует развитию у ребенка самостоятельности, активности, творчества.

Отсутствие

результативности,

успеха

вызывает

у

ребят

чувство

эмоциональной

неудовлетворительности.

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях

воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и

средствами общения. Теоретические представления о сущности детской игры, развитые в

отечественной психологии, в основном сводятся к следующему: - Игра занимает свое

место в ряду других воспроизводящих деятельностей, являясь ведущей в дошкольном

возрасте.

Именно

в

процессе

игры

как

ведущей

деятельности

возникают

основные

психические новообразования данного возраста. - Игра является особой, социальной по

происхождению, содержанию и структуре деятельностью. - Развитие игры происходит не

спонтанно,

а

зависит

от

условий

воспитания

ребенка,

т.е.

социальных

явлений.

В

результате

психологических

исследований

практическая

педагогика

оказалась

ориентированной на формирование собственно игровой деятельности у детей раннего

возраста.

Однако,

по

отношению

к

детям

дошкольного

возраста

педагогическое

руководство игрой сводилось в основном к обогащению конкретного содержания игры, к

организации положительных отношений в игре.

Среди

творческих

игр

особенной

любовью

детей

пользуются

игры

в

“театр”,

драматизации,

сюжетами

которых

служат

хорошо

известные

сказки,

рассказы,

театральные

представления.

Участвуя

в

театрализованных

играх,

дети

знакомятся

с

окружающим

миром

через

образы,

краски,

звуки.

Театрально-игровая

деятельность

обогащает

детей

новыми

впечатлениями,

знаниями,

умениями,

развивает

интерес

к

литературе,

активизирует

словарь,

способствует

нравственноэтическому

воспитанию

каждого ребенка. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность

ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство,

так

как

сам

малыш

испытывает

при

этом

удовольствие,

радость.

Характерными

особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их

содержания и наличие зрителей. В педагогической литературе, посвященной изучению

роли театрализованных игр в становлении личности ребенка, авторы приводят разные

квалификации театрализованных игр. Артемова Л.В. предлагает классифицировать их в

зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых

разыгрывают

сюжет

на:

игры

-

драматизации

и

режиссерские

игры.

В

играх

-

драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ

с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности – интонацию,

мимику,

пантомиму.

Видами

драматизации

являются:

игры

-

имитации

образов

животных, людей, литературных персонажей; • ролевые диалоги на основе текста; 19 •

инсценировки

произведений;

постановки

спектаклей

по

одному

или

нескольким

произведениям;

игры

-

импровизации

с

разыгрыванием

сюжета

(или

нескольких

сюжетов) без предварительной подготовки. В режиссерской игре «артистами» являются

игрушки

или

их

заместители,

а

ребенок,

организуя

деятельность

как

«сценарист

и

режиссер»,

управляет

«артистами».

«Озвучивая»

героев

и

комментируя

сюжет,

он

использует

разные

средства

вербальной

выразительности.

Виды

режиссерских

игр

определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: •

настольный, • плоскостной и объемный, • кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и

т.д. • катушечный; • ложковый; • баночный; • кулачковый и т.д. В них ребенок не является

действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного

или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой Так, Н.А.

Реуцкая разделила театрализованные игры в зависимости от художественного оформления

на игры драматизации, игры с настольным театром, фланелеграф, теневой театр, театр

Петрушки, игры с марионетками. Все перечисленные виды театрализованных игр требуют

режиссирования и проговаривания реплик. Тут необходимы и выразительные интонации,

типичные

для

определенного

образа,

характеризующие

его

поступки

и

поведение,

и

соответствующая мимика, дополняющая игру голоса.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью, потому, что малыши

учатся вместе с героями спектаклей переживать всю г а м м у э м о ц и й , к о т о р а я с у щ

е с т в у е т в р е а л ь н о й ж и з н и . Н.А. Ветлугина, Л.А. Пеньевская, Л.С. Фурмина, О.С

Ушакова в своих исследованиях рассматривали проблему детского творчества и доказали

необходимость

специального

обучения

театральной

деятельности.

Участвуя

в

театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром. Ведь играя роль, ребенок

пропускает через себя все чувства, эмоции героя, проживает жизнь героя, оценивает его

поведение

и

отношение

к

окружающим.

Большое

и

разностороннее

влияние

театрализованных

игр

на

личность

ребенка

позволяет

использовать

их

сильное,

но

ненавязчивое

педагогическое

средство,

для

развития

коммуникативных

умений

дошкольников, т. к. малыш во время игры чувствует себя раскованно, свободно. Любимые

герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с

полюбившимся образом героя. Способность к такой идентификации у ребенка позволяет

оказывать

влияние

на

развитие

детей.

Л.С.

Фурмина

считает,

что

театрализованная

деятельность

это

игрыпредставления,

в

которых

в

лицах

с

помощью

таких

выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается

литературное

произведение,

то

есть

воссоздаются

конкретные

образы.

По

мнению

исследователя,

в

дошкольном

учреждении

театрально-игровая

деятельность

детей

принимает две формы: когда действующими лицами являются определенные предметы

(игрушки,

куклы)

и

когда

дети

сами

в

образе

действующего

лица

исполняют

роль.

Предметные игры составляют первый тип театрализованных игр, к которым относятся

игры

с

куклами

в

различных

видах

кукольного

театра

(настольный,

на

ширме),

а

непредметные - второй тип игр, к которым о т н о с я т с я д р а м а т и з а ц и и .

Инсценировками,

драматизациями,

т.е.

театральными

играми

дошкольников,

всегда

руководит

взрослый

человек.

Дошкольники

недостаточно

критично

относятся

к

содержанию и развитию игрового действия и вполне удовлетворяются тем, что участвуют

в игре, что-то говорят, двигаются. При более высоком уровне игровых умений дети

начинают испытывать радость не только от игры вообще, но и оттого, что исполняют ту

роль, которая им нравится. По мере развития самостоятельности у детей появляются все

новые и новые замыслы театрализованных игр, толчком для которых являются сказки,

рассказы, истории, мультфильмы, вызвавшие своими яркими образами и интересными

сюжетами желание играть. Показывая преимущество той или иной роли, воспитатель

призывает их поменяться ролями, чтобы попробовать себя в другом амплуа, научится по-

разному истолковывать один и тот же образ. Воспитатель действует преимущественно с

помощью косвенных методов педагогического руководства, активизируя восприятие и

воображение ребенка, давая простор для выхода его творческой энергии. Побуждая детей

к осмыслению событий, игровых ситуаций, воспитатель постоянно заботится о том, чтобы

перевоплощение

притягивало

их,

не

стало

скучным

делом.

В

этой

группе

можно

добиваться от детей более выразительного исполнения путем неоднократного повторения

текста, движений, интонаций в целях наибольшего вживания в роль. Меняя тактику и

приемы

работы,

воспитатель

не

оставляет

места

для

скуки.

Это

способствует

эффективности

занятий

театрализованной

игрой.

У

детей

появляются

первые

оригинальные находки в ролевом воплощении, в оформлении игры. Этому способствует

творческая

атмосфера

занятий,

если

воспитатель

приветствует

всякое

нестандартное

решение,

самостоятельно

выдвинутую

идею,

оригинальный

ответ

на

поставленный

вопрос, умение воплощать один и тот же сюжет разными средствами. Создавая обстановку

свободы и раскованности, необходимо побуждать детей фантазировать, видоизменять,

комбинировать, сочинять, импровизировать на о с н о в е у ж е и м е ю щ е г о о п ы т а .

Педагог

должен

установить

тесный

контакт

с

воспитанниками.

Планируя

работу

по

осуществлению постановки, он распределяет усилия таким образом, чтобы спектакль, по

выражению Л.С. Выготского, «от занавеса и до развязки был сделан руками детей», и

только часть приготовлений была произведена с помощью взрослых. Поэтому воспитатель

выполняет только ту работу, которую не в силах выполнить дети или вместе с детьми,

чтобы она у в л е к а л а и х о б щ е м и н т е р е с о м . Театрализованная игра - это очень

длительная

кропотливая

работа,

но

она

неизбежно

способствует

формированию

правильной,

выразительной

речи,

накоплению

эмоционально-чувственного

опыта

у

ребёнка. В методике принято выделять следующие средства речевого развития детей: — о

б щ е н и е в з р о с л ы х и д е т е й ; — к у л ь т у р н а я я з ы к о в а я с р е д а , р е ч ь в о

с п и т а т е л я ; — о б у ч е н и е р о д н о й р е ч и и я з ы к у н а з а н я т и я х ; — х у д о

ж е с т в е н н а я л и т е р а т у р а ; — различные виды искусства (изобразительное,

музыка,

театр).

Эмоциональное

воздействие

произведений

искусства

стимулирует

усвоение

языка,

вызывает

желание

делиться

впечатлениями.

В

методических

исследованиях показаны возможности влияния музыки, изобразительного искусства на

развитие

речи.

Подчеркивается

значение

словесной

интерпретации

произведений,

словесных пояснений детям для развития о б р а з н о с т и и в ы р а з и т е л ь н о с т и д е

т с к о й р е ч и . Таким образом, для развития речи используются разнообразные средства.

Эффективность воздействия на детскую речь зависит от правильного выбора средств

развития речи и их взаимосвязи. При этом определяющую роль играет учет уровня

сформированности

речевых

навыков

и

умений

детей,

а

также

характера

языкового

материала, его содержания и степени близости детскому опыту. Связная речь выполняет

важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими

людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим

условием д л я р а з в и т и я е г о л и ч н о с т и . Обучение связной речи оказывает

влияние

и

на

эстетическое

воспитание:

пересказы

литературных

произведений,

самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, о б о г

а щ а ю т х у д о ж е с т в е н н о - р е ч е в о й о п ы т д е т е й



В раздел образования