Автор: Садукова Марина Валентиновна
Должность: заместитель заведующего по увр
Учебное заведение: МБДОУ № 30
Населённый пункт: город Мончегорск, Мурманская область
Наименование материала: Семинар
Тема: "Социальное партнерство ДОУ с родителями воспитанников как ресурс реализации первого уровня образования"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №30 комбинированного вида»
Семинар
Социальное партнерство ДОУ с
родителями воспитанников как ресурс
реализации первого уровня образования
Заместитель заведующего по УВР
Садукова М.В.
Г. Мончегорск
2017 год
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных
задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с
с е мь е й
д ля
обе с п еч е н и я
п олн оц е н н ого
ра з в и т и я
ли ч н о с т и
р е б е н к а » .
Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором
говорится,
что
работа
с
родителями
должна
иметь
дифференцированный
подход,
учитывать
социальный
статус,
микроклимат
семьи,
родительские
запросы
и
степень
заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической
грамотности
семьи.
Также
сформулированы и
требования
по
взаимодействию
Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного
образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является
основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей,
охране
и
укреплении
их
физического и
психического
здоровья,
в
развитии
индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним
из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения
психолого-педагогической
поддержки
семьи
и
повышения
компетентности
родителей
(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления
здоровья детей. Родители (законные представители) также должны принимать участие в
разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками
образовательных
отношений с
учётом образовательных
потребностей,
интересов
и
м о т и в о в
д е т е й ,
ч л е н о в
и х
с е м е й
и педагогов.
В
соответствии
с
ФГОС
детский
сад
имеет
перед
родителями
ряд
обязательств:
• информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно
целей дошкольного образования, общих
для
всего
образовательного
пространства
Российской
Федерации,
а
также
о
Программе,
и
не
только
семье,
но
и
всем
заинтересованным
лицам,
вовлечённым
в образовательную
деятельность;
•
о б е с п е ч и т ь
о т к р ы т о с т ь
д о ш к о л ь н о г о
о б р а з о в а н и я ;
• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной
деятельности;
• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
у к р е п л е н и и
и х здоровья;
• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в
том
числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на
основе
выявления
потребностей
и
поддержки
образовательных
инициатив
семьи;
•
создавать
условия
для
взрослых
по
поиску,
использованию
материалов,
обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также
для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с
реализацией.
Достаточно объемное и серьезное направление деятельности для учреждения, как же его
реализовать?
На мгновение представьте себе следующую картину.... Утром мамы и папы приводят детей
в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в
детском саду: играют, гуляют, занимаются... А вечером приходят родители и, сказав: «До
свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают
успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его
интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать,
что было анкетирование, в котором мы обо всем рассказали. А педагоги могут ответить:
«Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!»
Согласитесь, картина получилась безрадостная ... И, конечно, так не должно быть.
Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость,
тесное
сотрудничество
и
взаимодействие
с
другими
социальными
институтами,
помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад
постепенно
превращается
в
открытую
образовательную
систему:
с
одной
стороны,
педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким,
дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой —
педагоги
ориентируются
на
сотрудничество
и
взаимодействие
с
родителями
и
ближайшими
социальными
институтами.
Таким
образом,
организуется
социальное
партнерство
—
взаимовыгодное
взаимодействие
различных
секторов
общества,
направленное
на
решение
социальных
проблем,
обеспечение
устойчивого
развития
социальных
отношений
и
повышение
качества
жизни,
осуществляемое
в
рамках
действующего законодательства.
Остановлюсь на определении и соотношении этого ключевого понятия, каким является
«социальное партнёрство».
В
новой
философской
энциклопедии
говорится,
что
социальное
партнёрство
–
тип
социального
взаимодействия,
ориентирующий
участников
на
равноправное
сотрудничество, поиск согласия и достижение консенсуса, оптимизацию отношений.
Основой понятия «социальное партнёрство» выступает конструктивное взаимодействие
заинтересованных сторон. Главное для партнёрства – понимание того, что без другого, без
реализации его интересов, свой собственный интерес не реализовать. Партнёры всегда
взаимообусловлены.
Одним из самых важных и ближайших партнёров для педагогов ДОУ являются родители
наших воспитанников.
Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. При этом педагоги
р е ш а ю т
с л е д у ю щ и е
п р и о р и т е т н ы е
з а д а ч и :
•
установление
партнерских
отношений
с
семьей
каждого
воспитанника;
•
о б ъ е д и н е н и е
у с и л и й
д л я
р а з в и т и я
и
в о с п и т а н и я
д е т е й ;
•
создание
атмосферы
взаимопонимания,
общности
интересов,
эмоциональной
взаимоподдержки;
•
а кт и в и з а ц и я
и
о б о г а щ е н и е
в о с п и т ат е л ь н ы х
ум е н и й
р о д и т е л е й ;
Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского
р а з в и т и я
н а м е ч е н а
р а б о т а
в
т р е х
н а п р а в л е н и я х :
1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление
п е д а г о г о в
с
с и с т е м о й
н о в ы х
ф о р м
р а б о т ы
с
р о д и т е л я м и .
2.
П о в ы ш е н и е
п е д а г о г и ч е с к о й
к у л ь т у р ы
р о д и т е л е й .
3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования,
представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального
состава
родителей,
их
образовательные
потребности
и
воспитательные
запросы.
В
зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с
семьей.
Современные
дошкольные
учреждения
много
делают
для
того,
чтобы
общение
с
родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все
лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые,
эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых
— достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.
Успех взаимодействия зависит от желания пойти на контакт, наладить отношения, помочь
друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого
на иную позицию и понять эту позицию. Взаимодействие будет успешным, если оно
содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из
них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.
Ведущая
роль
в
организации
такого
продуктивного
взаимодействия,
конечно,
принадлежит
воспитателю.
И
чтобы
выстроить
его
важно
обладать
необходимыми
умениями,
ориентироваться
в
проблемах
воспитания
и
нуждах
семьи,
быть
в
курсе
последних
достижений
науки.
Педагог
должен
дать
родителям
почувствовать
свою
компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям,
что он видит в них партнеров, единомышленников.
Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере
взаимодействия с родителями воспитанников»
В содержание профессиональной компетентности входят:
личностные качества и установки (личностный компонент);
знания (содержательный компонент);
умения и навыки (деятельностный компонент).
Составляющими личностного компонента являются:
Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность...
Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями
Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями
Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения
с родителями воспитанников.
Содержательный компонент включает в себя знания:
о семье, об особенностях семейного воспитания
о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания
о методах изучения семьи
о современных формах организации общения
о методах активизации родителей.
Составляющие деятельностного компонента – это:
Владение методами изучения семьи
Умение преодолевать психологические барьеры общения
Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье
Умение ориентироваться в информации
Умение конструировать программу деятельности с родителями
Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями
Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их,
сопереживать
им;
предвидеть
результаты
общения;
управлять
своим
поведением;
проявлять
гибкость
в
общении
с
родителями;
владеть
этикетными
нормами
речи
и
поведения.
Таким образом, педагог с высоким уровнем профессиональной компетентности в
сфере общения с родителями воспитанников – это
педагог который, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что
необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно
действует.
Но над профессиональной компетентностью педагога в общении с родителями нужно
постоянно работать. Нужно уметь видеть причины возникающих затруднений – и не
только в родителях, но и в педагогах.
При этом я считаю, что вопрос стоит не только о методической, но и о психологической
поддержке педагогов, о практической помощи им. К сожалению, педагоги дошкольного
учреждения
недостаточны
были
готовы
к
такому
сотрудничеству
с
семьями
воспитанников.
Проведенные
наблюдения
показали,
что
они
недостаточно
владеют
практико-
ориентированными
методами
по
взаимодействию
с
семьей,
недостаточно
развиты
коммуникативные
навыки,
существуют
проблемы
с
решением
конфликтных
ситуаций. Важным условием успешного взаимодействия педагога с родителями является
также эмоциональное самочувствие самого педагога. Обследование эмоциональной сферы
педагогов показало, что у 40% наблюдается первая стадия эмоционального “выгорания” –
“напряжения”, характерными симптомами которого являются ощущения эмоциональной
усталости,
тревоги
и
депрессии,
неудовлетворенность
собой
и
окружающими.
Необходимость
преодоления
существующего
положения
послужило
основанием
для
введения
в
работу
с
педагогами
активных
форм
обучения,
предусматривающими
овладение знаниями по вопросам психологической помощи себе и семье, повышение
уровня
психолого
–
педагогической
культуры,
формирование
новых
ценностей
в
профессиональной деятельности.
Именно поэтому была поставлена цель: создать для семьи систему поддержки через
педагогов, психолога и других специалистов детского сада, способных помочь детям и их
родителям преодолевать конфликты, проблемы, трудности, снимать психо-эмоциональное
напряжение, вырабатывать конструктивные способы коммуникации.
Для успешной реализации поставленной цели были сформированы базовые задачи:
Ознакомление
педагогов
с
собственными
личностными
и
психосоциальными
особенностями,
осознание
их,
проведение
необходимой
психологической
коррекции
качеств, мешающих эффективному выполнению профессиональных воспитательных и
педагогических задач, и развитие ресурсов личности, необходимых для эффективной
профессиональной деятельности.
Укрепление собственного психического и физического здоровья.
Обучение методам и техникам работы семьей.
Разработка, апробирование и внедрение новых подходов к работе с семьей.
Для их решения использовались различные методические приемы. С некоторыми из
них я сегодня и поделюсь опытом. Поскольку наш семинар включает элементы
практической
направленности,
можно
условно
разделиться
на
4
команды
и
постараться принять участие в решении некоторых заданий.
Итак,
мы
проводим
работу
с
педагогами
по
совершенствованию
содержательного
компонента их педагогической компетентности, повышаем теоретические знания. И в
первую
очередь
рассматриваем Основные
принципы
организации
сотрудничества
педагогов и родителей.
1. Они известны. Но содержание их не всегда вызывает понимание у наших воспитателей.
Предлагаемое упражнение поможет в этом разобраться. (соотнесите правильный вариант
ответа по отношению к предложенным определениям)
2 . Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями реализуется посредством разных форм.
Их
классификация
также
хорошо
известна
(информационно-аналитические,
познавательные,
досуговые,
наглядно-информационные).
Приведите
примеры
нетрадиционных мероприятий в соответствии с предложенными формами работы.
При проведении этих упражнений мы использовали тестовый вариант ответов. Этот прием
хорош в использовании с педагогами, имеющими небольшой стаж работы, с молодыми
педагогами
или
воспитателями,
имеющими
такие
личностные
особенности
как
неуверенность, застенчивость или просто низкие коммуникативные навыки.
Воспитатели, в свою очередь, используют его в работе с родителями, при этом также
изучив особенности родительского контингента.
3. При организации любого мероприятия важна также формулировка выбранной темы.
Педагоги должны знать, что они должны быть «острыми», «задевающими за живое», что
позволит уже на начальном этапе заинтересовать родителей. Например: «Бесконфликтное
общение с ребенком миф или реальность?», «Всегда ли родитель прав?», «Почему ребенок
лжет?».
У
вас
на
столах
лежат
примерные
темы
родительских
собраний.
Попробуйте
сформулировать эти темы по иному:
4. В общении очень важна правильно выбранная интонация.
Вашему
вниманию
предлагается
упражнение
«Произнесите
текст:
«Зайку
бросила
хозяйка…» разными способами:
- Какое сообщение воспринималось вами легче? Почему? (по каким причинам)
Это
упражнение
позволит
педагогам
понять,
что
правильно
подобранная
интонация
положительно
влияет
на
восприятие
собеседником
информации,
и
даже,
по
мнению
психологов, способствует её запоминанию.
5. Для человека очень важно, чтобы его слушали, слышали и понимали, и если мы
научимся быть хорошими слушателями, успех в общении нам обеспечен. Эффективность
общения во многом зависит от умения правильно поставить вопрос.
Вопросы
бывают
открытые
и
закрытые.
Открытые
призваны
помочь
слушателю
прояснить ситуацию.
Закрытые лишь подразумевают ответы “да” или “нет”
Я предлагаю вам потренироваться в правильной постановке вопроса, предполагающего
мотивацию собеседника к продолжению разговора.
Инструкция: У вас на столах представлены закрытые вопросы, а вы должны «сделать» его
открытым.
- Участвуете ли Вы в организации свободной деятельности своего ребенка?
- Нужна ли вам помощь детского сада?
- Существует ли у Вашего ребенка любимое занятие, которым он может
самостоятельно заниматься довольно продолжительное время?
- Как вы считаете, влияет ли двигательная активность на здоровье вашего ребенка?
- Проводятся ли с ребенком развивающие занятия дома?
- Помогают вам эти знания в воспитании ребенка?
Не хотели ли бы рассказать о том, как знакомите ребенка с книгой?
Как Вы считаете,
есть ли необходимость в проведении каких-либо дополнительных
занятиях для ребенка?
Как вы считаете, где обычно применяются закрытые вопросы? (в анкетах)
6. Следующее упражнение позволит сделать обсуждение более эффективным, путём того,
что
родители
или
педагоги
сами
становятся
активными
участниками
разговора.
Все
предложенные высказывания наполнены любовью и мудростью. Они вобрали в себя
знания предыдущих поколений. Это своего рода словесная передача опыта будущему
поколению
родителей.
Условно
это
упражнение
можно
назвать
УПРАЖНЕНИЕ
-
РАЗМЫШЛЕНИЕ.
-
Одна
восточная
мудрость
уподобляет
семью
колодцу,
а
детей
каменной
плите,
защищающей его. Как вы это понимаете?
Дети - наше послание в будущее. Как вы это понимаете?
Жизнь - бумеранг. На старости лет от своих детей мы получим столько же внимания и
любви, сколько сейчас мы отдаем своим родителям! О чем заставляет задуматься это
выражение?
Дети - это заботы, трудности, крик, шум, бардак. Но когда подходишь к ним спящим,
поправляешь одеялко, целуешь в носик, щёчки, и понимаешь, что это самое большое
счастье в жизни! Какие чувства возникают у вас после знакомства с этим выражением?
Каждый
человек
на
земле
мечтает
об
этом
-
почувствовать тепло
ладошки
своего
малыша... Какие чувства возникают у вас после знакомства с этим выражением?
Спасибо!
7. Анализ ситуаций поможет связать знания с практикой воспитания детей, повысит
интерес к педагогическим знаниям, а у родителей - к собственному ребенку.
Каждая
команда
придумывает
конфликтную
ситуацию
«воспитатель
—
родитель»,
объявляет её команде соперников. Каждая из команд должна проиграть данную ситуацию
и найти выход из создавшейся ситуации. (Мама предъявляет претензию, воспитатель
находит выход)
Вопросы к педагогам после проигрывания ситуации:
Какую
роль
было
легче
реализовать,
роль
«предъявителя
претензий»
или
роль
«ответчика»? Смогли ли Вы убедить противоположную сторону, сумели ли разрешить
конфликтную ситуацию (на ваш взгляд)?
8.
Метод игрового
моделирования
повеления.
Этот
метод
активно
применяется
в
образовании, психологии и семейной психотерапии. Когда родитель вступает в игровое
взаимодействие, поле его зрения на воспитательную проблему расширяется, он может
даже поставить под сомнение собственное представление о ребенке.
- найдите подход к родителю, не желающему выполнить вашу просьбу
- успокойте родителя, недовольного вашим ответом
- Убеждение папы для принятия участия в строительстве снежной горки
- убедите маму в необходимости посещения ребенка утренней гимнастики
Можно дать задание проиграть ситуации: «Успокойте плачущего малыша», «Найдите
подход к ребенку, не желающему выполнять вашу просьбу» и т.д. В условной игровой
обстановке родители получают возможность обогащать арсенал своих воспитательных
методов общения с ребенком, обнаруживают стереотипы в своем поведении, что может
способствовать освобождению от них.
9. Помимо рассмотренных методов, вводятся элементы тренинга. Например, упражнения
на релаксацию. Это важно, поскольку воспитание требует психического напряжения,
важно уметь гасить его, владеть собой. Психологи рекомендуют в экстремальной ситуации
на
глубокий
вдох
произнести
звук
«я»
—
задержка
дыхания,
медленный
выдох.
Рекомендуется представить себе чувство прохлады или душа, окунания в воду. Важно
регулировать
тонус
мимических
мышц
лица,
постараться
расслабить
их
даже
в
конфликтной ситуации. Хорошо задавать себе вопрос: «А как мое лицо? Не сжаты ли
зубы, не напряжена ли шея?» Чем быстрее человек вспоминает о маске-лице, тем быстрее
гасятся раздражение, негативные эмоции.
10. Упражнение «Идеальный воспитатель».
Цель: разъяснить родителям, что главные и первые воспитатели – это они сами.
- Уважаемые родители, представьте себе идеального воспитателя для своего ребёнка.
Какими важными качествами он должен обладать?
Все эти критерии изложите, пожалуйста, в списке столбиком.
У кого из Вас список будет полнее, тот получит приз. У Вас целая минута.
-
Какой
приём
метода
стимулирования
я
сейчас
использую
в
работе
с
родителями?
(соревнование)
Соревнование – это стремление к первенству, приоритету, самоутверждение свойственно
всем людям.
Вручается приз тому, у кого полнее список.
Поощрение – сигнал о состоявшемся самоутверждении.
Зачитывается список призёра.
-
Для
ребёнка
первые
воспитатели
-
это
родители.
Вы
сами
соответствуете
этим
критериям?
Применение описанных методов приведет родителей к пониманию того, что невозможно
дать готовые рецепты воспитания, а есть лишь общие педагогические рекомендации,
которыми следует руководствоваться применительно к индивидуальности ребенка.
В работе с педагогами мы используем и наглядные методы (памятки, рекомендации).
Например: по соблюдению правил эффективности методов общения (см. слайд)
При
использовании
различных
методов
на
практике
могут
быть
очень
полезными
следующие выводы (см. слайд)
1. Ни один отдельно взятый метод не может дать результата в полном объёме.
2. Ни один из методов не является универсальным и, потому хороших результатов можно
добиться при использовании не просто нескольких, а целого ряда методов.
3. Каждому замочку нужен свой ключик. Методы убеждения и аргументы, сработавшие в
разговоре с одними родителями, могут не привести к ожидаемому результату в разговоре с
другими.
Помимо планирования и организации работы с педагогами по совершенствованию их
проф.компетенции
зам.зав.
организует
и
контрольную
деятельность.
С
этой
целью
организуются разные виды контроля. и если фронтальный контроль, где всегда уделяется
внимание
взаимодействию
с
родителями,
планируется
ежегодно,
то
тематический
контроль
можно
посвятить
специально
организации
взаимодействия
с
родителями.
Причем содержание такого контроля может быть узким. Вот пример такого контроля. По
итогам которого было выяснено, что педагоги организуют сотрудничество с родителями в
таких формах работы, как:
- создание собственной странички в ИНтернете,
- создание электронной газеты, электронного журнала
- организуют общение по электронной почте
- оказывают консультативную помощь родителям через скайп
- осуществляют обмен информационными материалами через флэш носители.
На мой взгляд, без таких форм работы с родителями просто нельзя обойтись в XXI веке.
По
итогам
тематического
контроля
может
быть
проведена
работа
по
накоплению
имеющегося опыта педколлектива. Пример такой презентации будет показан в конце
моего выступления.
Сегодня на семинаре велась речь об организации сотрудничества с семьей в новых
условиях. И это, на мой взгляд, поможет избежать тех недостатков, которые присущи
с т а р ы м
ф о р м а м
р а б о т ы
с
р о д и т е л я м и .
Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с
семьей явно происходят. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно
к а з а л о с ь
т а к о й
б о л ь ш о й
п р о б л е м о й .
Т е п е р ь
о б с т а н о в к а
и н а я .
- Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей
группы.
-
Педагоги
стали
более
инициативны,
смелее.
Они
проявляют
творчество,
выдумку,
ф а н т а з и ю
в
ц е л я х
п р е т в о р е н и я
и х
н о в ы х
и д е й
в
ж и з н ь .
- Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с
а к т и в и с т а м и ,
п р и в л е к а я
и х
к
г р у п п о в ы м
м е р о п р и я т и я м .
- Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям
интересно в ДОУ. Никогда еще так часто родители не участвовали в совместных делах
Д О У
и
с е м ь и .
- При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в
образовательный процесс, новая философия взаимодействия с родителями осуществляется
успешно.
- Меняется общение педагогов и родителей: взаимоотношения становятся партнерскими.
Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше
организовать
мероприятие,
праздник.
Формальное
общение
постепенно
исчезает.
-
Совместная
деятельность
родителей,
педагогов
и
детей
положительно
влияет
на
воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше
вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят
интерес
и
активность
своих
родителей.
Ребенок
чувствует
себя
ближе,
роднее
по
отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями,
эмоциональный
подъем,
желание
быть
в
саду
в
центре
всех
игр
и
занятий.
- И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная
о ц е н к а
е г о
д е я т е л ь н о с т и .
Таким образом, партнерское взаимоотношение с семьями воспитанников детского сада
даёт
положительные
результаты.
Всей
своей
работой
сотрудники
ДОУ
доказывают
родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в
воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а
потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Мне кажется, это-
главная цель такого сотрудничества.
Если кто-то не верит в сотрудничество, пусть посмотрит, что происходит с повозкой,
потерявшей одно колесо.