Автор: Слепцов Гаврил Иосифович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Верхоянская СОШ имени М. Л. Новгородова"
Населённый пункт: г. Верхоянск, Верхоянский район Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование национальных игр и видов спорта на уроках физической культуры"
Раздел: среднее образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИГР И ВИДОВ СПОРТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Сейчас государство уделяет большое внимание спорту, не только спорту, а здоровому образу
жизни. Поэтому в школах особое значение приобретает формирование здорового образа жизни. Кто если
не молодое поколение должно быть здоровым и физически, и морально, а также принимать ЗОЖ как
естественный, необходимый уклад их жизни.
Любой народ имеет свои традиции, праздники, национальные виды спорта. Все они отображают
сущность народа, его историю, традицию его народного воспитания. Ничто не делается, не формируется
впустую, все было выработано для обучения, воспитания, выживания и развития. У коренных народов
Якутии существует своя народная педагогика, которая отличается от многих по содержанию, по форме,
отточенная и отшлифованная годами развития народа. Именно она помогла ему выживать и сохранить
себя в суровых условиях крайнего Севера.
Наши предки создали необычные, разнообразные виды спорта, а также физические упражнения,
которые помогают быть не только всесторонне физически развитыми, но и морально устойчивыми,
нравственно, эстетически обогащенными. При этом они учитывали географически- климатические
условия местности, многовековую историю народа. Главной целью национального вида спорта и
подвижных игр становятся пропаганда среди молодого поколения к ведению здорового образа жизни,
активным занятиям физической культурой и спортом. Это и видно, и потому как любое празднование,
будь то свадьба, или начало сенокосного сезона, или встречи и т.п., не обходилось без спортивных
соревнований, где демонстрировались сила, ловкость, быстрота,
умение работать головой - переиграть,
перехитрить противника.
На сегодняшний момент традиционные виды спорта, физические упражнения обретают всё
большую популярность как отдельное направление в системе физической культуры и спорта Республики
Саха (Якутия). Это неотъемлемая часть нашего народа, нашей истории, нашего развития, воспитания,
поэтому необходимо вводить в структуру школьной программы по физической культуре.
Актуальность: Национальные виды спорта, физические упражнения и народные игры – средство
обучения и воспитания, сохраняющее из поколения в поколение исходную и наиболее ценную функцию,
обеспечивающую самообразование через рефлексию. Они – отражение образа жизни, национальных
традиций, обычаев. Это часть этнопедагогики, которая, учитывая активность ребенка, всеми доступными
средствами обеспечивает всестороннее развитие и приобщение его к культуре своего народа.
Характерной особенностью национальных видов спорта является их динамичность, общедоступность,
практичность и простота в применении.
Цель: выявление роли якутских национальных видов спорта и народных игр в развитии физических
качеств потенциала учащихся.
Задачи: анализ литературных источников:
– выявить уровень физической подготовленности учащихся;
– введение и использование национальных видов спорта на уроках физической культуры;
– доказать влияние народных игр на развитие физических качеств детей.
Объект исследования: воспитательно-образовательный процесс учащихся в школе и семье.
Предмет исследования: применение национальных видов спорта и народных игр на уроках физической
культуры.
Наша многонациональная республика становится примером активного развития и
совершенствования неродных традиций, как инициатор и организатор крупных международных и
спортивных всероссийских мероприятий. Но и национальным видам спорта и народным играм стало
уделяться огромное внимание. Тем более учитывая, что всестороннее развитие школьника можно
достичь, используя их.
Игры – удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, которые
создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. Они развивают
ловкость, гибкость, силу, выносливость, моторику, тренируют реакцию и координацию движений,
воспитывают навыки общения. Народные игры вызывают активность мысли, способствуют расширению
кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Кроме того, они совершенствуют все
психические процессы – внимание, память, воображение, стимулируя переход детского организма на
более высокую ступень развития.
Игра – это не настоящее, а нечто условное, модель, некоторая замысловатость. Для нее
характерны вероятность результата и его необязательность. Не всегда игра является игрой: она может
утратить свою основную сущность, если изменится мотив на получение нормативного результата, т.е.
когда она перестает быть самостоятельной деятельностью и превращается в действие в структуре иной
деятельности. Например, в условиях учебной деятельности игра преобразуется в игровое действие,
игровой момент. В спортивной игре смещение мотива происходит при введении денежного
вознаграждения, что формирует профессионализм, т.е. превращение игры в труд для тех, кто играет,
притом, что для зрителей игра остается игрой.
Национальные виды спорта воспитывают морально-волевые качества. Национальные виды
спорта в школьной программе по физкультуре, стремление к победе, учится преодолевать трудности.
Национальные виды спорта, упражнения и игры развивают скоростно-силовые качества, скоростную
выносливость, укрепляет сердечнососудистую систему, развивает костно-мышечный аппарат, гармонично
развивает все группы мышц, особенно в подростковом возрасте, когда идет переломный период в
развитии двигательной функции ребенка.
К 11–12 годам учащиеся в основном обладают базовыми двигательными действиями в беге, в
прыжках, метании, лазанье, национальных прыжках, играх. У них складываются весьма благоприятные
предпосылки для углубленной работы над развитием двигательных способностей. В связи с этим одной
из главных задач, которые должен решать учитель, становится обеспечение всестороннего развития,
координационных (ориентирование в пространстве быстрота и точность двигательных реакций,
согласование движений, ритм, равновесие, точность), воспроизведение и дифференцирование силовых,
временных и пространственных параметров движений и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных,
выносливости, силы и гибкости) способностей учащихся, а также все их сочетания. В этом возрасте
продолжается овладение школьниками базовыми двигательными действиями, включая технику основных
видов спорта (л/атлетика, с/игры, гимнастика, единоборства, лыжи, национальные виды спорта, прыжки).
Углубляются знания по личной гигиене, влиянию занятий физическими упражнениями на основные
системы организма (дыхание, кровообращение, центральную нервную систему, обмен веществ) на
развитие волевых и нравственных качеств. Усвоению знаний учащихся надо контролировать на основе
наблюдения, устного или письменного опроса, специальных заданий по применению теоретического
материала на практике. Для того чтобы содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма,
уроки необходимо проводить преимущественно на свежем воздухе.
Национальные прыжки и народные игры для 7–8 классов
Тема
Вводная часть
Задача
1
Легкая
атлетика
Быстрые прыжки:
Кылыы
Ыстанга
куобах
Для подготовки
организма к предстоящей
физической нагрузке
Основная часть
Национальные прыжки:
буурдааhын (ыстана)
куобах
национальные прыжки через
препятствие
троеборье (кылыы, ыстана, куобах)
Для развития прыгучести
и скоростно-силовых
качеств
Игры
Дьулур5а о5ус (Упрямый бык)
“Бэгэччэктэпии” (армрестлинг),
Кырынаастыыр” (прыжки
горностая),
“О5ус уонна чоночох ”(бык и пень
Развитие и тренировка
скоростно-силовых
качеств, силу и
выносливость
2
Гимнастика
Основная деятельность
Задача
«Кулун кулурустуур» (переворот под
рукой);
«Ойбонтон уулааьын»
«Кетех ынагы туруоруу»
«Ким кыайан турарый?»
«Хорон оту урдунэн ыстаныы»
Развитие ловкости,
гибкость, силу,
координационные
способности
3
Спортивные
игры
Борьба «Хапсагай»
Перетягивание палки (мас
тардыhыыта)
Лапта
Онхой оонньуута
«Тойон»
Для развития чувства
коллективизма, работы в
команде, тренировки
внимания, координации,
умения помогать,
поддерживать, развитие
тактических, лидерских
способностей.
4
Лыжная
подготовка
Вводная часть
Национальные прыжки:
буурдааhын (ыстана)
куобах
национальные прыжки через
препятствие
Для развития прыгучести
и скорости бега и
выносливости
Основная деятельность
Работа по станциям:
Национальные прыжки методом круговой
подготовки: класс делится на 4-5 группы: 1-
ая группа – кылыы столько то раз, 2 группа
– ыстана, 3 группа – куобах, 4 группа –
прыжки через скамейку, 5гр – с высоты до
60 см – количество раз. По сигналу группы
меняются местами. И так можно несколько
раз повторить
для развития скоростной
выносливости, используя
быстрые национальные
прыжки до полного
утомления, для
восстановления дыхания
и сил использую
танцевальные
упражнения
“дьиэрэнкэй”