Авторы: Студенихина Наталья Геннадьевна, Рылькова Наталья Викторовна
Должность: учителя начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №25 г. Салаира"
Населённый пункт: Город Салаир, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии учебного процесса в рамках ФГОС"
Раздел: начальное образование
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №25 г. Салаира»
Здоровьесберегающие технологии
учебного процесса в рамках ФГОС
Студенихина Наталья Геннадьевна
учитель начальных классов
Рылькова Наталья Викторовна
учитель начальных классов
г. Салаир
2019
Содержание
1.
Актуальность
……………………………………………………………….
3 стр.
2.
Здоровьесбережение в начальной школе ……………………………….
4-5 стр.
3.
Технологии,
обеспечивающие
гигиенически
оптимальные
условия
образовательного процесса. ……………………………….......................... 6 стр.
4.
Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической
активности школьников………………………………………………… 6-7 стр.
5.
Разнообразные
психолого-педагогические
технологии,
используемые
на уроках и во внеурочной деятельности. ………………………………… 8-9
стр.
6.
Комплекс здоровьесберегающих упражнений ……………………….10-
12 стр.
7.
Заключение……….
………………………………………………………..
13 стр.
8.
Список использованной литературы ……………………………………14
стр.
2
Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым.
Ж.-Ж. Руссо
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье.
Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. В
последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья детей. Во
многих документах Министерства образования РФ подчеркивается, что
одним
из
необходимых
условий
достижения
нового,
современного
качества общего образования является создание в учебных учреждениях
условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.
Оценка
эффективности
здоровьесберегающей
деятельности,
проведенная
Институтом возрастной физиологии Российской академии города Москвы
показала, что среди многочисленных факторов, оказывающих влияние на
показатели
состояния
здоровья
и
заболеваемости,
факторы
школьной
среды составляют до 30%. В настоящее время основными факторами
риска
считаются:
усложнение
образовательного
стандарта,
отсутствие
повсеместного
мониторинга
здоровья,
несоблюдение
элементарных
физиологических и гигиенических требований к организации учебного
процесса, социально экономические условия жизни.
3
По
определению
ВОЗ,
здоровье
-
это
состояние
полного
физического,
психического
и
социального
благополучия,
а
не
только
отсутствие
болезней и физических дефектов. В настоящее время в понятие здоровья
включается нравственное и духовное благополучие.
Наше здоровье зависит от влияния многих факторов.
Работа по здоровьесбережению в начальной школе ведётся по следующим
направлениям:
- санитарно-гигиеническое;
- профилактическое;
- диагностическое;
- просветительское.
Вся работа по укреплению и сохранению здоровья учащихся должна быть
комплексной
и
проводиться
систематически.
Базовую
модель
здоровьесберегающей деятельности в школе можно представить в виде 6
блоков.
Направление здоровьесберегающей деятельности
1.
Инфраструктура
4
2.
Рациональная организация учебного процесса
3.
Рациональная организация физкультурно-оздоровительной работы
4.
Формирование ценности здоровья и ЗОЖ
5.
Просветительская работа (ученик, родители)
6.
Профилактические оздоровительные мероприятия
5
Для сохранения здоровья детей применяют различные здоровьесберегающие
технологии.
Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в
учебно-воспитательном
процессе,
можно
разделить
на
три
основные
группы:
1.
Технологии,
обеспечивающие
гигиенически
оптимальные
условия
образовательного процесса.
Обстановка и гигиенические условия в классе (температура и свежесть
воздуха,
освещение
класса
и
доски),
количество
видов
учебной
деятельности (норма
–
4-7
видов
за
урок),
количество
видов
преподавания
виды
преподавания:
словесный,
наглядный,
самостоятельная
работа,
аудиовизуальный,
практическая
работа,
самостоятельная работа и т.п. норма – не менее 3х), правильная посадка
ученика,
смена
видов
деятельности
требует
смены
позы.
Наличие,
место,
содержание
и
продолжительность
на
уроке
моментов
оздоровления
(физкультминутки,
динамические
паузы,
дыхательная
гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек), наличие
мотивации
деятельности
учащихся
на
уроке.
Внешняя
мотивация:
оценка,
похвала,
поддержка,
соревновательный
м ом е н т,
психологический
климат
на
уроке. Взаимоотношения
на
уроке:
учитель
—
ученик
(комфорт—
напряжение,
сотрудничество
—
авторитарность,
учет
возрастных
особенностей);
ученик
—ученик
(сотрудничество
—
соперничество,
дружелюбие
—
враждебность,
активность
—
пассивность,
заинтересованность
—
безразличие),
эмоциональные разрядки на уроке (шутка, улыбка, юмористическая
или
поучительная
картинка,
поговорка,
афоризм,
музыкальная
минутка).
2.
Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической
активности школьников.
Правильная организация урока.
Обязательный
учет
всех
критериев
здоровьесбережения
на
рациональном
уровне. Главная
цель
учителя
-
научить
ученика
запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А
для
этого
необходимо
сформировать
у
него
интерес,
мотивацию
к
познанию, обучению, осознание того, что он хочет узнать, готовность и
умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является:
6
показателем
включенности
ученика
в
обсуждаемую
проблему
и,
следовательно, хорошего уровня его работоспособности, проявлением
и
тренировкой
познавательной
активности,
показателем
адекватно
р а з в и т ы х
к о м м у н и к а т и в н ы х
н а в ы к о в .
Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.
Использование каналов восприятия.
Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств
индивидуальности
—
функциональной
асимметрией
м о з г а :
распределением психических функций между полушариями. Выделяются
различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:
- левополушарные люди— при доминировании левого полушария. Для них
характерен
словесно-логический
стиль
познавательных
процессов,
с к л о н н о с т ь
к
а б с т р а г и р о в а н и ю
и
о б о б щ е н и ю ;
- правополушарные
люди—
доминирование
правого
полушария,
У
данного
типа
развиты
конкретно-образное
мышление
и
воображение;
- равнополушарные люди—у
них
от сут ствует
ярко
в ы р а же н н о е
доминирование одного из полушарий.
На
основе
предпочтительных
каналов
восприятия
информации
различают:
- аудиальное восприятие;
- визуальное восприятие;
- кинестетическое восприятие.
Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный
материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его
запоминания.
У ч е т
з о н ы
р а б о т о с п о с о б н о с т и
у ч а щ и х с я
Экспериментально
доказано,
что
биоритмологический
оптимум
работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение
учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит
и от возрастных особенностей детей.
Распределение интенсивности умственной деятельности.
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения
здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью,
объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Данные
представлены в таблице.
Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:
5-25-я минута — 80%;
25-35-я минута — 60-40%;
35—40-я минута — 10%.
7
3.Разнообразные
психолого-педагогические
технологии,
используемые
на
уроках и во внеурочной деятельности.
Практически
все
исследователи
сходятся
во
мнении,
что
урок,
организованный
на
основе
принципов
здоровьесбережения,
не
должен
приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и
выраженными формами утомления.
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это система, создающая
максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития
духовного,
эмоционального,
интеллектуального,
личностного
и
физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и
др.). В эту систему входит:
использование
данных
мониторинга
состояния
здоровья
учащихся,
проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений
в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в
соответствии с имеющимися данными;
учет
особенностей
возрастного
развития
школьников
и
разработка
образовательной
стратегии,
соответствующей
особенностям
памяти,
мышления,
работоспособности,
активности
и
т.д.
учащихся
данной
возрастной группы;
создание
благоприятного
эмоционально-психологического
климата
в
процессе реализации технологии;
использование
разнообразных
видов
здоровье сберегающей
деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение
резервов здоровья, работоспособности.
Технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые
сформулировал Н. К. Смирнов:
8
«Не навреди!» - все применяемые методы, приемы, используемые
средства должны быть обоснованными, проверенными на практике,
не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
Непрерывность и преемственность - работа ведется не от случая к
случаю, а каждый день и на каждом уроке.
Субъект
-
субъектные
взаимоотношения -
учащийся
является
непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий
и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
Соответствие
содержания
и
организации
обучения
возрастным
особенностям
учащихся -
объем
учебной
нагрузки,
сложность
материала должны соответствовать возрасту учащихся.
Комплексный, междисциплинарный подход - единство в действиях
педагогов, психологов и врачей.
Успех порождает успех - акцент делается только на хорошее; в
любом
поступке,
действии
сначала
выделяют
положительное,
а
только потом отмечают недостатки.
Активность - активное включение, а любой процесс снижает риск
переутомления.
9
Основная
проблема
в
том,
что
дети
мало
двигаются.
3
часа
уроков
физической
культуры
не
спасают
учащихся
от
низкой
двигательной
активности
на
других
уроках.
Утомление
глаз,
нагрузка
на
зрение,
вследствие чего возникающая головная боль и головокружение.
Как
помочь
ребенку
сохранить
зрение,
как
увеличить
двигательную
активность на уроке?
Комплекс подвижных упражнений.
1. Покрутились-повертелись
По периметру класса на стенах, стендах размещены карточки с рабочим
материалом.
У
детей,
при
поиске
необходимого
материала
появляется
возможность двигательной активности.
2.Физминутки.
3.Комплекс упражнений технологии В.Ф. Базарного:
•
сделать глубокий вдох, затем, наклонясь вперед к крышке парты, выдох
(5 раз)
•
Крепко зажмурить глаза, потом резко открыть (4-5 раз)
•
Руки на пояс, поворачивая попеременно голову в стороны, смотреть
попеременно на правый, левый локоть (4-5 раз)
•
Смотреть сначала на доску, затем на кончик пальца перед собой (5-6
раз)
•
Руки вытянуть вперед и, смотря на кончики пальцев, поднимать их и
опускать, глаза следят за пальцами (5-6 раз)
•
Держа
указательный
палец
перед
собой,
проводить
рукой
слева
направо («маятник») (4-5 раз)
2. Зрительная гимнастика
1.
Офтальмотренажер
Движение
глазами
по
траектории
под
счет.
В
зависимости
от
величины
дорожки меняется длительность счета. Например, по самому большому кругу
«бегут» глазами под счет 1-2-3-4. Под этот счет одновременно с движением
глазами ребенок должен выполнить вдох через нос. Выдох через нос, но бег
«глазами» в обратную сторону.
2.
«Цветные
сны» Игра
проводится
после
напряженной
работы.
По
указанию учителя дети закрывают глаза, прикрывают их ладонями и
опускают голову. Учитель называет цвета, а дети должны «увидеть» в
чем-то заданный цвет (синяя река, синее небо, желтое платье, зеленая
10
трава
и
т.д.)
выборочно
опросив
детей,
называется
другой
цвет.
Учитель, касаясь ребенка рукой, просит ответить. Затем цвет меняется.
Продолжительность одного цикла – 10 – 15 сек, продолжительность
игры – 1 минута
3.
Пальчиковая гимнастика.
- Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь-вместе.)
- Ладошка-кулачок-ребро (на счет "раз-два-три").
-Пальчики
здороваются
(на
счет
"раз-два-три-четыре-пять"
соединяются
пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д)
- Человечек (указательный и средний палец правой, а потом левой руки
бегают по столу).
- Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но
выполняют обе руки одновременно).
- Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой
руки).
- Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих
рук).
- Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих
рук, соединить их).
- Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, мизинец, большой
и безымянный пальцы соединить).
- Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы) и т.
д.
- Колокольчик, колокольчик все звенит, язычком он шевелит.
(Тыльные
стороны
рук
обращены
вверх,
пальцы
обеих
рук
скрещены,
Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает)
-
А
у
к о ш к и
у ш к и ,
у ш к и
н а
м а к у ш к е ,
Чтобы лучше слышать мышь в ее норушке.
(Средний
и
безымянный
пальцы
упираются
в
большой.
Указательный
и
мизинец подняты вверх)
- У лошадки вьется грива, бьет копытами игриво. (Правая ладонь на ребре от
себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под
углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца
образуют уши)
4.
Массаж биологически активных точек на ушной раковине.
С помощью их массажа можно быстро поднять общий тонус нервной
системы, снять утомление, мобилизовать функции систем, лимитирующих
работоспособность
(В.А.
Иванченко).
Тщательно
помассировать
11
надавливанием средней силы ушные раковины от верхней точки до мочки.
Продолжительность - 10-15 сек.
12
Использование
здоровьесберегающих
технологий
в
учебном
процессе
позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и
социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю
эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Здоровый
образ
жизни
не
занимает
пока
первое
место
в
иерархии
потребностей
и
ценностей
человека
в
нашем
обществе.
Но
если
мы
не
научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое
здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ
жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения
будут
более
здоровы
и
развиты
не
только
личностно,
интеллектуально,
духовно,
но
и
физически.
Если
раньше
говорили:
“В
здоровом
теле
-
здоровый дух”, то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может
быть здорового.
Внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению
показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в
детских
и
педагогических
коллективах,
активно
приобщает
родителей
школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту
технологию, становится и легче, и интереснее работать, поскольку исчезает
проблема
учебной
дисциплины
и
происходит
раскрепощение
учителя,
открывается
простор
для
его
педагогического
творчества.
Очень
важно,
чтобы
каждая
из
технологий
имела
оздоровительную
направленность,
а
используемая
в
комплексе
здоровьесберегающая
деятельность
в
итоге
сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни,
полноценное и неосложненное развитие.
13
Список использованной литературы.
1.
А ху т и н а
Т. В . Здоровьесберегающие
технологии
обучения:
индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья. 2000.
2.
Здоровьесберегающие
технологии
в
общеобразовательной
школе:
методология анализа, формы, методы, опыт применения. / Под ред.
М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М., 2002.
3.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
4.
Макаров
М.
Чтобы
школьники
росли
здоровыми
/
М.
Макаров
//Воспитание школьников. - 2005. - N 1. - С. 59-61.
5.
Смирнов
Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в
работе педагога”.
6.
Митина Е. П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра / Е. П.
Митина //Начальная школа.. - 2006. - N 6. - C. 56-57.
14