Автор: Котова Татьяна Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№16"
Населённый пункт: город Махачкала
Наименование материала: статья
Тема: "Организация подготовки учащихся к ЕГЭ"
Раздел: среднее образование
ЕГЭ по русскому языку является обязательным, и поэтому передо мной как
учителем стоит важная задача: в старших классах целенаправленное
обобщающее повторение материала, изученного в 5–9-х. Многие
теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении. Наконец,
ученики просто психологически должны быть готовы к тестовой форме
экзамена, уметь быстро и без ошибок заполнять бланки, знать требования к
сочинению и т.д.
Трудности, с которыми сталкиваешься в ходе подготовки к экзаменам,
следующего характера:
1.
Низкая мотивация к обучению учащихся, классы слабые;
2.
Недостаточная
сформированность
речи,
мышления,
низкое
общекультурное развитие обучающихся;
3.
Незаинтересованность
части
самих
ребят
и
их
родителей
в
результатах обучения.
Несмотря на трудности, подготовка к экзаменам необходима.
Большую
роль
играет
система
подготовки,
разработанная
и
опробированная учителем в течение нескольких лет.
Организацию подготовки учащихся к ЕГЭ начинаю с информационного
этапа. На этом этапе знакомлю учащихся со структурой работы,
демонстрационными тестами Минобразования РФ.
Условием реализации следующего этапа является обеспечение всех учащихся
контрольно-измерительными материалами. В начале учебного года
организованно приобретаем сборники тестовых заданий на каждого ученика.
Особо остановлюсь на обучающем этапе. От учителя требуется создание
целой системы уроков по подготовке к ЕГЭ. Разработать такую систему
позволяют КИМы ЕГЭ по русскому языку.Весь материал, используемый для
подготовки к ЕГЭ по русскому языку, можно разбить на семь блоков.
Фонетика. Графика. Орфоэпия.
Лексика. Фразеология.
Морфемика. Фразеология.
Морфология и культура речи.
Синтаксис и культура речи.
Орфография и пунктуация.
Работа с частью С (написание сочинения)
Обязательно изучаю анализ результатов прошлогоднего экзамена. На уроках
обращаю особое внимание на актуализацию знаний и умений по вопросам,
традиционно вызывающим затруднения у выпускников. Работе с
орфографическими и пунктуационными правилами в 10–11-х классах
посвящаю как целые уроки повторения и обобщения материала, так и
отдельные задания, используемые в ходе занятия. Традиционным стало
проведение в начале каждого урока в старших классах орфографических или
пунктуационных пятиминуток. Обязательна работа и по орфоэпии.
Отдельные задания, посильные для учащихся, предлагаю на уроках уже с 7-
го класса. Как уже сказала, при подготовке к Единому Государственному
Экзамену по русскому языку используется разнообразный дидактический
материал, демонстрационные тесты Минобразования РФ. По наиболее
трудному материалу выдаются домашние задания.
Большую помощь оказывают дополнительные занятия с учащимися после
уроков.
Занятия позволяют повторить грамматику языка, собрав разрозненные
правила в чёткую структуру. Задания, которые выполняют учащиеся, схожи с
теми, которые им придётся решать во время прохождения экзамена. Таким
образом, складывается четкое и ясное представление о том, как им подходить
к каждому типу заданий ЕГЭ. Кроме этого, можно уделить внимание
каждому из учащихся, ответить на его вопросы, а также отследить, понимает
ли ученик тему занятия и справляется ли с заданиями.
Даю практические рекомендации по выполнению тестовых заданий по всем
частям ЕГЭ, включая и расход времени на каждую часть. Обязательно
использование во время работы справочных лингвистических материалов.
База кабинета и библиотеки позволяет это сделать.
Особое внимание уделяю части С.Сочинение как творческая работа под силу
единицам, сочинению же как связному высказыванию научить можно.
Начинаю с ознакомления с критериями оценивания ответа на задание С ,
затем продолжаю обучению правилам построения текста сочинения:
- вступление,
- формулирование проблемы,
- комментарий к проблеме,
- позиция автора текста,
- позиция автора сочинения,
- первое доказательство своей позиции (из литературы),
- второе доказательство своей позиции (из литературы или из жизни),
- вывод.
Считаю необходимым внушить ученикам, что стройная композиция – это уже
большой процент успеха.
Для учеников готовлю папки-памятки в помощь, где пошагово, с примерами
рассказываю, как создавать сочинение на основе текста, даю под запись
языковые, речевые стандарты, используемые при рецензировании.
А потом – работа, работа, работа. Учимся вчитываться в текст, определять
тему, проблемы, писать комментарии к проблеме, формулировать позицию
автора, свою позицию, аргументировать мнение, подводить итог.
Предлагаю в помощь учащимся тексты-образцы. Большим подспорьем
является практическая работа по проверке и оцениванию учащимися чужих
сочинений-рассуждений. Каждый ребенок, имея перед собой критерии
оценивая части С, проверяет и выставляет баллы за работу другого ученика.
Для работы с текстами привлекаются материалы Интернет, проводится
анализ сочинений с точки зрения структуры, умения осветить проблему,
изложить позицию автора, показать свое отношение к освещаемой проблеме.
Необходимую информацию ученики также могут получить в кабинете
русского языка на специально оформленных стендах, библиотеке. В кабинете
русского языка можно самостоятельно поработать с бланками ЕГЭ,
образцами сочинений, текстами, тестами разных лет.
Репетиционный этап подразделяется на два: пробный школьный экзамен;
если повезет,единый пробный экзамен в пункте проведения экзамена.
Последний этап – аналитический. На данном этапе происходит анализ
результатов ЕГЭ, выявление недочетов.
В заключение хочу добавить, что успех сдачи выпускного экзамена во многом
зависит от постоянной работы учителя над качеством обучения уч-ся.