Напоминание

"Организация подготовки учащихся к ЕГЭ"


Автор: Котова Татьяна Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№16"
Населённый пункт: город Махачкала
Наименование материала: статья
Тема: "Организация подготовки учащихся к ЕГЭ"
Раздел: среднее образование





Назад




ЕГЭ по русскому языку является обязательным, и поэтому передо мной как

учителем стоит важная задача: в старших классах целенаправленное

обобщающее повторение материала, изученного в 5–9-х. Многие

теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении. Наконец,

ученики просто психологически должны быть готовы к тестовой форме

экзамена, уметь быстро и без ошибок заполнять бланки, знать требования к

сочинению и т.д.

Трудности, с которыми сталкиваешься в ходе подготовки к экзаменам,

следующего характера:

1.

Низкая мотивация к обучению учащихся, классы слабые;

2.

Недостаточная

сформированность

речи,

мышления,

низкое

общекультурное развитие обучающихся;

3.

Незаинтересованность

части

самих

ребят

и

их

родителей

в

результатах обучения.

Несмотря на трудности, подготовка к экзаменам необходима.

Большую

роль

играет

система

подготовки,

разработанная

и

опробированная учителем в течение нескольких лет.

Организацию подготовки учащихся к ЕГЭ начинаю с информационного

этапа. На этом этапе знакомлю учащихся со структурой работы,

демонстрационными тестами Минобразования РФ.

Условием реализации следующего этапа является обеспечение всех учащихся

контрольно-измерительными материалами. В начале учебного года

организованно приобретаем сборники тестовых заданий на каждого ученика.

Особо остановлюсь на обучающем этапе. От учителя требуется создание

целой системы уроков по подготовке к ЕГЭ. Разработать такую систему

позволяют КИМы ЕГЭ по русскому языку.Весь материал, используемый для

подготовки к ЕГЭ по русскому языку, можно разбить на семь блоков.

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

Лексика. Фразеология.

Морфемика. Фразеология.

Морфология и культура речи.

Синтаксис и культура речи.

Орфография и пунктуация.

Работа с частью С (написание сочинения)

Обязательно изучаю анализ результатов прошлогоднего экзамена. На уроках

обращаю особое внимание на актуализацию знаний и умений по вопросам,

традиционно вызывающим затруднения у выпускников. Работе с

орфографическими и пунктуационными правилами в 10–11-х классах

посвящаю как целые уроки повторения и обобщения материала, так и

отдельные задания, используемые в ходе занятия. Традиционным стало

проведение в начале каждого урока в старших классах орфографических или

пунктуационных пятиминуток. Обязательна работа и по орфоэпии.

Отдельные задания, посильные для учащихся, предлагаю на уроках уже с 7-

го класса. Как уже сказала, при подготовке к Единому Государственному

Экзамену по русскому языку используется разнообразный дидактический

материал, демонстрационные тесты Минобразования РФ. По наиболее

трудному материалу выдаются домашние задания.

Большую помощь оказывают дополнительные занятия с учащимися после

уроков.

Занятия позволяют повторить грамматику языка, собрав разрозненные

правила в чёткую структуру. Задания, которые выполняют учащиеся, схожи с

теми, которые им придётся решать во время прохождения экзамена. Таким

образом, складывается четкое и ясное представление о том, как им подходить

к каждому типу заданий ЕГЭ. Кроме этого, можно уделить внимание

каждому из учащихся, ответить на его вопросы, а также отследить, понимает

ли ученик тему занятия и справляется ли с заданиями.

Даю практические рекомендации по выполнению тестовых заданий по всем

частям ЕГЭ, включая и расход времени на каждую часть. Обязательно

использование во время работы справочных лингвистических материалов.

База кабинета и библиотеки позволяет это сделать.

Особое внимание уделяю части С.Сочинение как творческая работа под силу

единицам, сочинению же как связному высказыванию научить можно.

Начинаю с ознакомления с критериями оценивания ответа на задание С ,

затем продолжаю обучению правилам построения текста сочинения:

- вступление,

- формулирование проблемы,

- комментарий к проблеме,

- позиция автора текста,

- позиция автора сочинения,

- первое доказательство своей позиции (из литературы),

- второе доказательство своей позиции (из литературы или из жизни),

- вывод.

Считаю необходимым внушить ученикам, что стройная композиция – это уже

большой процент успеха.

Для учеников готовлю папки-памятки в помощь, где пошагово, с примерами

рассказываю, как создавать сочинение на основе текста, даю под запись

языковые, речевые стандарты, используемые при рецензировании.

А потом – работа, работа, работа. Учимся вчитываться в текст, определять

тему, проблемы, писать комментарии к проблеме, формулировать позицию

автора, свою позицию, аргументировать мнение, подводить итог.

Предлагаю в помощь учащимся тексты-образцы. Большим подспорьем

является практическая работа по проверке и оцениванию учащимися чужих

сочинений-рассуждений. Каждый ребенок, имея перед собой критерии

оценивая части С, проверяет и выставляет баллы за работу другого ученика.

Для работы с текстами привлекаются материалы Интернет, проводится

анализ сочинений с точки зрения структуры, умения осветить проблему,

изложить позицию автора, показать свое отношение к освещаемой проблеме.

Необходимую информацию ученики также могут получить в кабинете

русского языка на специально оформленных стендах, библиотеке. В кабинете

русского языка можно самостоятельно поработать с бланками ЕГЭ,

образцами сочинений, текстами, тестами разных лет.

Репетиционный этап подразделяется на два: пробный школьный экзамен;

если повезет,единый пробный экзамен в пункте проведения экзамена.

Последний этап – аналитический. На данном этапе происходит анализ

результатов ЕГЭ, выявление недочетов.

В заключение хочу добавить, что успех сдачи выпускного экзамена во многом

зависит от постоянной работы учителя над качеством обучения уч-ся.



В раздел образования