Автор: Маслакова Татьяна Олеговна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: ГКОУ ЛО "Павловский центр психолого–педагогической реабилитации и коррекции "Логос"
Населённый пункт: п. Павлово
Наименование материала: статья
Тема: Артикуляционная гимнастика в коррекционно–логопедической работе.
Раздел: дошкольное образование
Артикуляционная гимнастика в коррекционно-
логопедической работе.
Важнейшее
условие
всестороннего
полноценного
развития
детей
–
правильная и красивая речь. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем
легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании
окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение
со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое
развитие.
Грамотная,
чёткая,
чистая
речь
ребёнка,
в
первую
очередь,
характеризуется правильным произношением звуков, которое обеспечивается
хорошей
подвижностью
и
дифференцированной
работой
органов
артикуляционного
аппарата.
Для
четкой
артикуляции
нужны
сильные,
упругие и подвижные органы речи — язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция
связана
с
работой
многочисленных
мышц,
в
том
числе
жевательных,
глотательных,
мимических;
процесс
голосообразования
происходит
при
участии
органов
дыхания
(гортань,
трахея,
бронхи,
легкие,
диафрагма,
межреберные мышцы).Выработать чёткие и согласованные движения органов
артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная
гимнастика
—
это
совокупность
специальных
упражнений,
направленных
на
укрепление
мышц
артикуляционного
аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений
органов, участвующих в речевом процессе.
Цель
артикуляционной
гимнастики
—
выработка
полноценных
движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата,
умение
объединять
простые
движения
в
сложные,
необходимые
для
правильного
произнесения
звуков.
Артикуляционная
гимнастика
является
основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений
звукопроизношения
любой
этиологии
и
патогенеза;
она
включает
упражнения
для
тренировки
подвижности
органов
артикуляционного
аппарата,
отработки
определенных
положений
губ,
языка,
мягкого
нёба,
необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого
звука той или иной группы.
Проводить
артикуляционную
гимнастику
надо
ежедневно,
чтобы
вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились
более прочными. Непосредственная работа над развитием артикуляционной
моторики должна занимать не менее 5, а все занятие — 10-12 минут;
Артикуляционную гимнастику следует выполнять сидя перед зеркалом,
так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и
ноги находятся в спокойном состоянии. Размещать детей надо так, чтобы все
они видели лицо логопеда. Лицо должно быть хорошо освещено, а губы,
желательно - ярко окрашены.
Логопед должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком
движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает
своей цели. Работа организуется следующим образом.
1. Логопед рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые
приемы.
2. Логопед показывает выполнение упражнения.
З.
Упражнение
выполняет
каждый
ребенок
по
очереди,
а
логопед
проверяет правильность выполнения.
4. Упражнение выполняют все дети одновременно.
Сначала
при
выполнении
детьми
упражнений
наблюдается
напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно
напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем
координированными.
Не
все
дети
овладевают
двигательными
навыками
одновременно,
поэтому необходим индивидуальный подход.
Комплексы
артикуляционных
упражнений
строятся
с
учётом
возможностей детей. При отборе материала для артикуляционной гимнастики
соблюдается определённая последовательность.
Сначала даются самые простые упражнения, развивающие подвижность
артикуляционных
мышц.
Постепенно
они
заменяются
такими,
которые
являются
базой
для
произношения
того
или
иного
звука.
Затем
отрабатываются
четкие
артикуляционные
уклады.
Далее
используются
упражнения переключаемость движений и согласованную работу органов
артикуляционного аппарата (губ и языка).
Надо
отметить,
что
выработка
некоторых
артикуляционных
позиций
требует длительной и систематической работы. Одни упражнения ребенок
может
освоить
за
несколько
занятий,
а
другие
-
за
несколько
месяцев,
например:
укладывание
языка
на
дно
ротовой
полости
«дорожкой»,
упражнение «чашечка», установка языка за нижними зубами (уклад для звука
с), подъем языка к альвеолам. Выработка определенного артикуляционного
уклада порой требует сотни повторений, и поэтому не следует думать, что
предложенные комплексы упражнений будут усвоены детьми за одно занятие.
Иногда неудача вызывает у ребенка отказ от дальнейшей работы. В таком
случае
нельзя
фиксировать
внимание
на
том,
что
не
получается.
Надо
подбодрить его, вернуться к более простому, уже отработанному материалу,
напомнив, что когда-то это упражнение тоже не получалось.
Нецелесообразно работать только над определенными упражнениями до
тех пор, пока они не будут окончательно усвоены ребенком. Наряду с уже
усвоенными включаются и другие.
Упражнения,
имеющие
условные
названия
или
связанные
с
определенным
игровым
образом,
требуют
перевоплощения,
вызывают
интерес, не утомляют и способствуют воспитанию устойчивости внимания у
детей. Ничто так не утомляет ребенка как однообразие, поэтому одному и
тому
же
упражнению
даются
разные
названия.
Например,
положение
«острого» языка, именуемое в логопедической литературе «иголочка» или
«жало», можно сравнить с морковкой, верхушкой елки, ракетой, шпагой,
остро
заточенным
карандашом
и
др.
При
работе
над
темой
«Домашние
птицы», то же положение языка преподносится как клюв петуха, дятла, аиста,
журавля, цапли или других птиц. При изучении темы «Животные» детям
предлагается показать острые ушки лисы, иголки ежика.
Упражнение
в
надувании
обеих
щек
может
называться
по-разному:
«сердитый индюк», «хомячок», «овощи-толстячки», «толстощекий малыш», «
медвежонок», «колобок», «спрячем яблоки за щечки», «щечки-мячики» и др.
С
большим
интересом
воспринимается
детьми
игровая
ситуация,
связанная
с
темой
«Транспорт».
В
ней
используются
следующие
виды
игровых упражнений: губы вытянуты, рот приоткрыт ( машина въезжает в
туннель); «широкий» язык лежит на нижней губе (машина едет по ровной
дороге); кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка приподнята
(машина
съезжает
с
горочки);
высунутый
язык
двигается
влево-
вправо
(машина поворачивает направо, затем — налево); кончик языка приподнят к
верхним зубам (машина подъезжает к высокой горе); язык описывает круги
под верхней и над нижней губами (машина объезжает гору); язык «чашечкой»
(машина подъезжает к яме); производятся круговые движения языком по
верхней и по нижней губами (клеим камеру); произносится звукосочетание
дж-дж-дж и звуки:
- т-т-т-т (заглох мотор);
- д-д-д-д (заводится мотор);
- ш-ш-ш-ш (прокололась камера);
- с-с-с-с (качаем камеру насосом).
Способствуют
выработке
нужных
артикуляционных
укладов
и
развивают переключаемость движений органов артикуляционного аппарата
игровые задания. Например, детям предлагается изобразить, как обезьянка
вытягивает губы, прячет за щеку банан, смеется, играет на барабане, забивает
гвоздик, включает соковыжималку.
Воспитанники любят исполнять роль воспитателя или логопеда. Для
роли ученицы подходит любимая игрушка ребенка - это может быть кукла
или
лягушка.
В
роли
воспитателя
они
и
выполняют
артикуляционные
упражнения, произносят звуки и слоги, повторяют слова и чистоговорки. А
это значит, что играя, дети совершенствуют речевую моторику и овладевают
голосовыми модуляциями.
Все
задания
должны
быть
взаимосвязаны
между
собой.
Голосовые
упражнения
способствуют
развитию
речевого
дыхания,
а
повторение
слоговых сочетаний — развитию подвижности и переключаемости органов
артикуляции.
Некоторые упражнения проводятся под счет, который ведет взрослый.
Это
необходимо
для
того,
чтобы,
чтобы
у
ребенка
вырабатывалась
устойчивость наиболее важных положений губ и языка.
Упражнения выполняются ребенком поэтапно: он улыбается, показывает
зубы, приоткрывает рот, поднимает кончик языка за верхние зубы, прикасаясь
кончиком языка к бугоркам, произносит звук т-т-т-т-т-т, затем делает губами
широкую
трубочку,
приоткрывает
рот,
превращает
язычок
в
«чашечку»,
выдувает теплую воздушную струйку на ладошку.
Так же поэтапно следует проверять выполнение упражнения. Это дает
возможность определить, что именно затрудняет ребенка, и отработать с ним
данное движение.
Выполнение
упражнений
артикуляционной
гимнастики
требует
от
ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения.
Эффективность
логопедической
работы
по
развитию
артикуляционной
моторики в значительной мере определяется тем, как сам ребенок участвует в
процессе ее проведения, какая ему при этом отводится роль, какова степень
его инициативности. Закрепление любого навыка требует систематического
повторения.
Предпосылкой
успеха
является
создание
благоприятных
условий.
Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий
эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение
к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения. Для этого лучше
всего использовать игру, как основную деятельность детей, а следовательно,
самую естественную и привлекательную для них форму занятий. В игре
обязательно
должен
присутствовать
элемент
соревнования,
должны
быть
награды за успешное выполнение упражнений. Для красочного и забавного
оформления
игры
занятия
используются
картинки,
игрушки,
сказочные
герои, привлечение стихотворных текстов.
Похвала
и
поощрение
в
работе
по
коррекции
звукопроизношения
способствуют
формированию
у
ребёнка
мотивации
к
преодолению
трудностей и к самоконтролю над правильным звукопроизношением.
Используемая литература:
1. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие ––
СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001
2. Косинова Е. М. Артикуляционная гимнастика – М.: Эксмо, 2007
3. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика – М.: КАРО, 2009