Автор: Воробьева Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУЗ МО "Видновский специализированный дом ребёнка"
Населённый пункт: город Видное Московская область
Наименование материала: Доклад
Тема: "Современные инновационные технологии в дошкольном учреждении"
Раздел: дошкольное образование
«Современные инновационные технологии в дошкольном
учреждении»
Использование
инновационных
технологий
в
образовательном
процессе ДОУ.
Цель:
создание
условий
для
инновационных
процессов
в
ДОУ,
применение
педагогами
знаний,
умений,
навыков,
приобретенных
в
профессиональной
деятельности.
Задачи:
в н ед р е н и е
и н н о ва ц и о н н ы х
т ех н оло ги й
д ля
п о в ы ш е н и я
профессиональной
культуры
педагогов;
создание
творческой
атмосферы
и
объединение
усилий
всего
педагогического
коллектива
по
построению
образовательного
процесса;
выработка
стремлений
у
педагогов
к
рационализации
и
эффективной
организации
инновационных
технологий
в
педагогической деятельности.
Основные
виды
инновационных
технологий,
применяемых
в
детских
дошкольных учреждениях:
Здоровьесберегающие
технологии –
это
система
мер,
включающая
взаимосвязь
и
взаимодействие
всех
факторов
образовательной
среды,
направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и
развития,
формирование
у
него
необходимых
знаний,
умений,
навыков
по
здоровому образу жизни. Основной их целью является создание условий для
формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об
умении
оказать
себе
и
ближнему
первую
медицинскую
помощь,
а
также
формирование
и
развитие
знаний,
умений
и
навыков,
необходимых
для
поддержания
собственного
здоровья.
Формами
работы
являются
спортивные
праздники,
физкультминутки
между
занятиями,
утренняя
гимнастика,
гимнастика
для
глаз,
дыхательная
гимнастика,
пальчиковая
и
динамическая
гимнастика, релаксация, прогулки не только на территории детского сада, но и в
лесопарковых зонах, спортивные игры, закаливание, водные процедуры.
Проектная
деятельность- это целенаправленная деятельность с определенной
целью,
по
определенному
плану
для
решения
поисковых,
исследовательских,
практических
задач
по
любому,
направлению
содержания
образования.
Знания,
которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным
достоянием
и
прочно
закрепляются
в
уже
имеющейся
системе
знаний
об
окружающем мире.
Развивающие технологии: в традиционном обучении ребёнку представляется для
изучения
уже
готовый
продукт,
шаблон
действия.
При
развивающем
обучении
ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы
в результате анализа своих действий.
Коррекционные технологии: их целью является снятие психоэмоционального
напряжения
дошкольников.
Виды:
сказкотерапия,
цветотерапия,
музыкальная
терапия и др.
Информационные технологии: Информационно-коммуникационные технологии
(ИКТ)
–
это
обобщающее
понятие,
описывающее
различные
устройства,
механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Использование ИКТ на
занятиях
в
детских
дошкольных
учреждениях
имеет
ряд
преимуществ
перед
традиционными
формами
организации
занятий.
Компьютер
привлекателен
для
детей,
использование
анимации,
слайдовых
презентаций,
фильмов
позволяет
вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Способы
визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации
внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько
органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых
получаемых знаний.
Новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного
образования:
образования
с
использованием
современных
информационных
технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.)
Задачи педагогов: идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир
новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ,
сформировать основы информационной культуры его личности,
повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Требования к компьютерным программам ДОУ: исследовательский характер;
легкость
для
самостоятельных
занятий
детей;
развитие
широкого
спектра
навыков и представлений; возрастное соответствие; занимательность.
ИКТ в работе современного педагога
Подбор
иллюстративного
материала
к
занятиям
и
для
оформления
стендов,
группы,
кабинетов
(сканирование,
интернет,
интерактивная
доска,
планшет,
принтер, презентация) .
Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России
и зарубежья.
Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать
отчеты
и
анализы
каждый
раз,
а
достаточно
набрать
один
раз
схему
и
в
дальнейшем только вносить необходимые изменения.
Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со
сценариями праздников и других мероприятий.
Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности
образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в
процессе проведения родительских собраний.
Познавательно-исследовательская
деятельность. Цель
-
сформировать
у
дошкольников
о сновные
ключевые
компетенции,
спо собно сть
к
исследовательскому типу мышления.
При организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается
проблемная
задача,
которую
можно
решить,
что-то
исследуя
или
проводя
эксперименты.
Непосредственное
участие
ребёнка
в
ходе
эксперимента
позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.
Методы
и
приемы
организации
экспериментально
–
исследовательской
деятельности:
беседы;
наблюдения;
моделирование
(создание
моделей
об
изменениях в неживой природе) ; фиксация результатов: наблюдений, опытов,
экспериментов, трудовой деятельности; «погружение» в краски, звуки, запахи и
образы природы; использование художественного слова;
дидактические игры,
игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; трудовые поручения,
действия.
Личностно-ориентированные
технологии:
ставят
в
центр
всей
системы
дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в
семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее
развития, реализация имеющихся природных потенциалов, создания условий
личностно-ориентированных
взаимодействий
с
детьми
в
развивающем
пространстве,
позволяющей
ребенку
проявить
собственную
активность,
наиболее полно реализовать себя.
Личностно-ориентированные
технологии
противопоставляют
авторитарному,
обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии
– атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества
личности.
Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения
Цели
и
задачи
утреннего
сбора:
установление
комфортного
социально-
психологического
климата
в
детском
коллективе;
создать
условия
для
межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых; развивать
навыки
(общения,
планирования
собственной
деятельности
и
т.
п.)
;
учить
объяснять
словами
свое
эмоциональное
состояние;
развивать
навыки
культурного общения (приветствия, комплименты и т. п.) ; учить формулировать
суждения,
аргументировать
высказывания,
отстаивать
свою
точку
зрения;
выбирать
из
личного
опыта
наиболее
значимые,
интересные
события,
рассказывать о них кратко, последовательно и логично; учить делать выбор, а
также планировать собственную деятельность.
Технология
«Портфолио
педагога».
Современное
образование
нуждается
в
новом
типе
педагога
(творчески
думающим,
владеющим
современными
технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики,
способами
самостоятельного
конструирования
педагогического
процесса
в
условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой
конечный
результат,
у
которого
должно
быть
досье
успехов,
в
котором
отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в
жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога. Сюда могут
входить:
ксерокопии
документов
об
образовании,
курсах
переподготовки
и
повышения
квалификации,
грамоты
и
дипломы
за
личные
достижения
и
достижения
воспитанников,
собственные
методические
разработки
проектов,
сценариев различных мероприятий с детьми и родителями, конспекты открытых
занятий, фотографии с различных мероприятий , проводимых педагогом, отзывы
коллег и родителей о педагоге, копии опубликованных статей и т.п.
Игровая
технология:
строится
как
целостное
образование,
охватывающее
определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием,
сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные
признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать
реальные явления от нереальных;
группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово,
фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого
воспитателя.
Технология создания предметно-развивающей среды в ДОУ
Цель: создать и совершенствовать предметно – развивающую среду в ДОУ.
Задачи:
воспитывать
позитивное
отношение
к
применению
и
освоению
нововведений, направленных на расширение кругозора дошкольниками;
способствовать
более
целостному
восприятию
и
глубокому
пониманию
дошкольниками изучаемого материала, повышать познавательную мотивацию,
вовлекая
их
в
активную
самостоятельную
деятельность,
формировать
потребности к поиску и выявлению своих оригинальных находок;
дать
знания
для
интеллектуального
и
духовно-нравственного
развития
дошкольников,
способствующие
успешному
развитию
у
детей
эрудиции,
фантазии, умению логично рассуждать и делать выводы.
Заключение.
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют
достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в
школе.
Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося
работать
на
технологическом
уровне,
всегда
будет
главным
ориентиром
познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Применение
инновационных
педагогических
технологий
способствует:
повышению
качества
образования;
повышение
квалификации
воспитателей;
применение
педагогического
опыта
и
его
систематизация;
использование
компьютерных технологий воспитанниками; сохранение и укрепление здоровья
воспитанников; повышение качества обучения и воспитания.