Автор: Забугина Елена Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Муниципальное учреждение дополнительного образования "Детская художественная школа" муниципального образования городского округа "Ухта"
Населённый пункт: город Ухта Республика Коми
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Живопись Франции XVII века.
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детская художественная школа»
муниципального образования городского округа «Ухта»
Методическая разработка
по учебному предмету «История искусств», 4 класс
(Дополнительные общеобразовательные предпрофессиональные
программы в области изобразительного искусства «Живопись»)
Тема: Живопись Франции XVII века.
Выполнил: преподаватель
МУ ДО «ДХШ» МОГО «Ухта»
Забугина Елена Владимировна
Введение
В
дополнительной
общеобразовательной
предпрофессиональной
программе
в
области
изобразительного
искусства
«Живопись»
учебный
предмет
«История
искусств»
главной
задачей ставит познакомить учащихся с историей искусства с древнейших времен. Благодаря
искусству появляется возможность узнавать о жизни и быте людей различных эпох и стран.
В конце обучения учащиеся должны знать соответствующую терминологию, названия
и
авторов
известных
произведений;
уметь
определить
стиль
произведения,
выделив
характерные черты; обладать навыками описания произведения искусства.
Тема
«Живопись
Франции
XVII
века»
продолжает
знакомить
учащихся
с
развитием
изобразительного искусства, с художественными направлениями и жанрами, характерные
для 17 столетия Западной Европы. На этом занятии формируется понятие о классицизме,
раскрывается связь эстетики этого стиля с философскими мыслями рационализма.
В процессе урока учащиеся не только знакомятся с историей развития искусства Франции в
17
веке,
стилевым
направлением,
а
также
изучают
произведения
живописи
ярких
представителей
этого
времени,
таких
как
Н.
Пуссен
и
К.
Лоррен.
Именно
на
примере
произведений этих художников учащиеся продолжают отрабатывать навыки описания картин.
Целью методической разработки является подготовка к урокам по теме «Живопись Франции
XVII
века».
Материалы
разработки
могут
быть
полезны
другим
преподавателям
при
подготовке к занятиям по данной теме в первом и последующих классах.
Содержание занятия
Этап занятия
время
Методы обучения
Деятельность
преподавател
я
Деятельность
учащихся
1.
организацион
ный момент
3
Тема занятия,
цель, план
занятия
Запись в
тетрадь
2.
Изучение
нового
материала
20
объяснительно-
иллюстративный,
репродуктивный
(Информационно-
коммукативная
технология)
Объяснение
нового
материала,
сопровождаю
щийся
показом
слайдов
презентации
Запись в
тетрадь,
изучение
демонстрацио
нного
материала.
3.
Закрепление
нового
материала
5
репродуктивный
Задает
вопросы по
пройденному
материалу,
наблюдение
за ответами
учащихся.
Корректировк
а ответов.
Отвечают на
вопросы
преподавателя
4.
рефлексия
10
Проблемный
(технология
проблемного
обучения)
Предлагает
учащимся
обобщить
изученный
материал
Обобщают
изученный
материал,
применение
новых умений
в стандартных
условиях
5.
Итог
2
Оценка,
комментарии
к работе
класса
Запись
домашнего
задания
Общее время:
40
Тема урока:
Живопись Франции XVII века.
Тема полностью соответствует теме из рабочей программы.
Занятие № 19
Форма проведения: урок-презентация, лекция, беседа.
Цели
занятия:
Сформировать
понятие
о
классицизме
–
ведущем
стиле
французского искусства XVII века; раскрыть связь
эстетики классицизма с
философией
рационализма,
поисками
универсальных
законов
искусства,
основанных
на
изучении
природы,
обращении
к
традициям
античности
и
итальянского Возрождения.
Методы
обучения:
объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный,
проблемный.
Форма работы: фронтальная.
Оборудование для учителя: компьютер, проектор, экран.
Оборудование для учащихся: тетрадь, ручка.
Ход урока:
1.
Организационный момент.
Сегодня мы познакомимся с ведущим стилем Франции в XVII веке –
классицизм. Рассмотрим влияние рационализма на искусство страны. Тема
урока: «Живопись Франции XVII века
.
» (слайд № 1)
2
. Ведущий стиль 17 века во Франции — классицизм. (слайд № 2)
17 век - век абсолютной монархии, когда власть находится в руках одного
человека – монарха. («Государство – это я» Людовик XIV).
Рационализм становится характерной чертой французской культуры.
Общество: (слайд № 3)
высокая дисциплина разума,
ответственность личности за свои поступки,
интерес к государственным проблемам.
Рационализм — метод познания и действия людей.
Рационализм в философии:
o
Разум человека - основа познания человека и общества.
o
Отказ от религиозного понимания жизни.
Классицизм
–
ведущее
художественное
направление
в
искусстве
второй
четверти XVII века, ориентированное на идеалы античного искусства.
Классицизм базируется на философии Рене Декарта, рационализме. («Я мыслю,
значит - я существую» Рене Декарт) (слайд № 4)
Эстетика: идея о вечности и неизменности законов разума. (слайд № 5)
•
Люди идеализированы.
•
Типичные образы.
•
Окружающая жизнь облагорожена.
Главные темы:
ü
Античная история
ü
Мифология
ü
Библейские сюжеты
Классицизм — отношение человека и общественной среды. (слайд № 6)
- Образ разумного мужественного человека, сознающего свой общественный
долг;
- Идеал общественной жизни — устройство общества в Древней Греции и
республиканском Риме.
Живопись:
Принципы построения композиции классицизма в живописи: (слайд № 7)
1)
Кулисная композиция
2)
Четкое деление на планы
3)
Треугольная композиция
4)
Сюжет
Правило триединства - время, место, действие.
Никола Пуссен (1594 — 1665) (слайд № 8)
Основоположник классицизма в живописи. (слайд № 9)
Живописец, рисовальщик, занимался анатомией, математикой ,перспективой.
Учился у Кантена Варена, с 1624 года жил в Риме.
Пишет величественные героические пейзажи, исторические, мифологические,
религиозные
темы,
утверждающие
силу
разума
и
общественно-этические
нормы.
Характерные черты живописи художника: (слайд № 10)
спокойная, уравновешенная композиция;
четкое построение пространства;
ясный контур, пластичность форм;
передача эффектов дневного света на открытом воздухе;
сюжеты, где проявились сильные характеры и величественные поступки;
вводит в пейзаж мифологические персонажи;
единство человека и природы;
прекрасный мир, где царствует совершенный человек;
идеалы красоты и героики.
Картины: "Парнас",
"Царство
Флоры",
"Пейзаж
с
Полифемом",
"Танец
под
музыку Времени".(слайды № 11-14)
Клод Лоррен (1600—1682)
Французский живописец, рисовальщик и гравер. Пейзажист. (слайд № 15)
Характерные черты мастера: (слайд № 16)
библейские,
мифологические
или
пасторальные
сюжетные
мотивы
подчинены изображению природы;
Излюбленный мотив — отправление в путь;
Большое пространство в пейзажах;
Обилие воздуха и света;
Плановость: первый план – «кулисы», второй план – равнина, морская
гавань.
Картины:
«Диана,
воссоединяющая
Кефала
и
Прокриду»,
«Отплытие
Одиссея
из
страны
феаков»,
"Похищение
Европы",
"Отплытие
Св.
Урсулы",
"Гавань
при
заходе
солнца",
"Отплытие
царицы
Савской".
(слайды № 17-22)
3
. Вопросы по пройденному материалу:
Назовите ведущий стиль Франции 17 века?
Характерные особенности классицизма во Франции 17 века.
Особенности
композиционного
строения
в
живописи
художников
Н.
Пуссена и К. Лоррена.
4
. Характеристика произведения художника. (слайд № 23)
План:
1)
Автор, название произведения,
2)
Стиль, жанр, техника исполнения,
3)
Композиция
(открытая,
закрытая,
динамичность,
статичность,
плановость),
4)
Характеристика цветовой гаммы,
5)
Сюжет
5
. Подведение итогов урока, работы класса.
Домашнее задание:
Подготовить описание произведения
мастеров классицизма (Н. Пуссена, К.
Лоррена)