Напоминание

Живопись Франции XVII века.


Автор: Забугина Елена Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Муниципальное учреждение дополнительного образования "Детская художественная школа" муниципального образования городского округа "Ухта"
Населённый пункт: город Ухта Республика Коми
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Живопись Франции XVII века.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детская художественная школа»

муниципального образования городского округа «Ухта»

Методическая разработка

по учебному предмету «История искусств», 4 класс

(Дополнительные общеобразовательные предпрофессиональные

программы в области изобразительного искусства «Живопись»)

Тема: Живопись Франции XVII века.

Выполнил: преподаватель

МУ ДО «ДХШ» МОГО «Ухта»

Забугина Елена Владимировна

Введение

В

дополнительной

общеобразовательной

предпрофессиональной

программе

в

области

изобразительного

искусства

«Живопись»

учебный

предмет

«История

искусств»

главной

задачей ставит познакомить учащихся с историей искусства с древнейших времен. Благодаря

искусству появляется возможность узнавать о жизни и быте людей различных эпох и стран.

В конце обучения учащиеся должны знать соответствующую терминологию, названия

и

авторов

известных

произведений;

уметь

определить

стиль

произведения,

выделив

характерные черты; обладать навыками описания произведения искусства.

Тема

«Живопись

Франции

XVII

века»

продолжает

знакомить

учащихся

с

развитием

изобразительного искусства, с художественными направлениями и жанрами, характерные

для 17 столетия Западной Европы. На этом занятии формируется понятие о классицизме,

раскрывается связь эстетики этого стиля с философскими мыслями рационализма.

В процессе урока учащиеся не только знакомятся с историей развития искусства Франции в

17

веке,

стилевым

направлением,

а

также

изучают

произведения

живописи

ярких

представителей

этого

времени,

таких

как

Н.

Пуссен

и

К.

Лоррен.

Именно

на

примере

произведений этих художников учащиеся продолжают отрабатывать навыки описания картин.

Целью методической разработки является подготовка к урокам по теме «Живопись Франции

XVII

века».

Материалы

разработки

могут

быть

полезны

другим

преподавателям

при

подготовке к занятиям по данной теме в первом и последующих классах.

Содержание занятия

Этап занятия

время

Методы обучения

Деятельность

преподавател

я

Деятельность

учащихся

1.

организацион

ный момент

3

Тема занятия,

цель, план

занятия

Запись в

тетрадь

2.

Изучение

нового

материала

20

объяснительно-

иллюстративный,

репродуктивный

(Информационно-

коммукативная

технология)

Объяснение

нового

материала,

сопровождаю

щийся

показом

слайдов

презентации

Запись в

тетрадь,

изучение

демонстрацио

нного

материала.

3.

Закрепление

нового

материала

5

репродуктивный

Задает

вопросы по

пройденному

материалу,

наблюдение

за ответами

учащихся.

Корректировк

а ответов.

Отвечают на

вопросы

преподавателя

4.

рефлексия

10

Проблемный

(технология

проблемного

обучения)

Предлагает

учащимся

обобщить

изученный

материал

Обобщают

изученный

материал,

применение

новых умений

в стандартных

условиях

5.

Итог

2

Оценка,

комментарии

к работе

класса

Запись

домашнего

задания

Общее время:

40

Тема урока:

Живопись Франции XVII века.

Тема полностью соответствует теме из рабочей программы.

Занятие № 19

Форма проведения: урок-презентация, лекция, беседа.

Цели

занятия:

Сформировать

понятие

о

классицизме

ведущем

стиле

французского искусства XVII века; раскрыть связь

эстетики классицизма с

философией

рационализма,

поисками

универсальных

законов

искусства,

основанных

на

изучении

природы,

обращении

к

традициям

античности

и

итальянского Возрождения.

Методы

обучения:

объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный,

проблемный.

Форма работы: фронтальная.

Оборудование для учителя: компьютер, проектор, экран.

Оборудование для учащихся: тетрадь, ручка.

Ход урока:

1.

Организационный момент.

Сегодня мы познакомимся с ведущим стилем Франции в XVII веке –

классицизм. Рассмотрим влияние рационализма на искусство страны. Тема

урока: «Живопись Франции XVII века

.

» (слайд № 1)

2

. Ведущий стиль 17 века во Франции — классицизм. (слайд № 2)

17 век - век абсолютной монархии, когда власть находится в руках одного

человека – монарха. («Государство – это я» Людовик XIV).

Рационализм становится характерной чертой французской культуры.

Общество: (слайд № 3)

высокая дисциплина разума,

ответственность личности за свои поступки,

интерес к государственным проблемам.

Рационализм — метод познания и действия людей.

Рационализм в философии:

o

Разум человека - основа познания человека и общества.

o

Отказ от религиозного понимания жизни.

Классицизм

ведущее

художественное

направление

в

искусстве

второй

четверти XVII века, ориентированное на идеалы античного искусства.

Классицизм базируется на философии Рене Декарта, рационализме. («Я мыслю,

значит - я существую» Рене Декарт) (слайд № 4)

Эстетика: идея о вечности и неизменности законов разума. (слайд № 5)

Люди идеализированы.

Типичные образы.

Окружающая жизнь облагорожена.

Главные темы:

ü

Античная история

ü

Мифология

ü

Библейские сюжеты

Классицизм — отношение человека и общественной среды. (слайд № 6)

- Образ разумного мужественного человека, сознающего свой общественный

долг;

- Идеал общественной жизни — устройство общества в Древней Греции и

республиканском Риме.

Живопись:

Принципы построения композиции классицизма в живописи: (слайд № 7)

1)

Кулисная композиция

2)

Четкое деление на планы

3)

Треугольная композиция

4)

Сюжет

Правило триединства - время, место, действие.

Никола Пуссен (1594 — 1665) (слайд № 8)

Основоположник классицизма в живописи. (слайд № 9)

Живописец, рисовальщик, занимался анатомией, математикой ,перспективой.

Учился у Кантена Варена, с 1624 года жил в Риме.

Пишет величественные героические пейзажи, исторические, мифологические,

религиозные

темы,

утверждающие

силу

разума

и

общественно-этические

нормы.

Характерные черты живописи художника: (слайд № 10)

спокойная, уравновешенная композиция;

четкое построение пространства;

ясный контур, пластичность форм;

передача эффектов дневного света на открытом воздухе;

сюжеты, где проявились сильные характеры и величественные поступки;

вводит в пейзаж мифологические персонажи;

единство человека и природы;

прекрасный мир, где царствует совершенный человек;

идеалы красоты и героики.

Картины: "Парнас",

"Царство

Флоры",

"Пейзаж

с

Полифемом",

"Танец

под

музыку Времени".(слайды № 11-14)

Клод Лоррен (1600—1682)

Французский живописец, рисовальщик и гравер. Пейзажист. (слайд № 15)

Характерные черты мастера: (слайд № 16)

библейские,

мифологические

или

пасторальные

сюжетные

мотивы

подчинены изображению природы;

Излюбленный мотив — отправление в путь;

Большое пространство в пейзажах;

Обилие воздуха и света;

Плановость: первый план – «кулисы», второй план – равнина, морская

гавань.

Картины:

«Диана,

воссоединяющая

Кефала

и

Прокриду»,

«Отплытие

Одиссея

из

страны

феаков»,

"Похищение

Европы",

"Отплытие

Св.

Урсулы",

"Гавань

при

заходе

солнца",

"Отплытие

царицы

Савской".

(слайды № 17-22)

3

. Вопросы по пройденному материалу:

Назовите ведущий стиль Франции 17 века?

Характерные особенности классицизма во Франции 17 века.

Особенности

композиционного

строения

в

живописи

художников

Н.

Пуссена и К. Лоррена.

4

. Характеристика произведения художника. (слайд № 23)

План:

1)

Автор, название произведения,

2)

Стиль, жанр, техника исполнения,

3)

Композиция

(открытая,

закрытая,

динамичность,

статичность,

плановость),

4)

Характеристика цветовой гаммы,

5)

Сюжет

5

. Подведение итогов урока, работы класса.

Домашнее задание:

Подготовить описание произведения

мастеров классицизма (Н. Пуссена, К.

Лоррена)



В раздел образования