Напоминание

Психологическая совместимость ребенка с процессом работы над произведениями .


Автор: Кирсанова Валентина Степановна
Должность: Преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБОДО Алькеевская детская музыкальная школа
Населённый пункт: РТ Алькеевский район с.Базарные Матаки
Наименование материала: Авторский материал.
Тема: Психологическая совместимость ребенка с процессом работы над произведениями .
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальная бюджетная организация

дополнительного образования

«Алькеевская детская музыкальная школа»

Алькеевского муниципального района

Республики Татарстан

Раскрытие музыкального обаза.

(Авторский материал)

Преподаватель по классу фортепиано

Кирсанова Валентина Степановна

с. Базарные Матаки

2019 год

I. Вводная часть. Каждый новый учебный год в ДМШ приходят новые

ученики. С этого момента начинается их путь в музыкальное искусство,

полный

радостный

открытий.

Первые

шаги

ученики

совершают

под

руководством своего педагога. Он воспитывает юного музыканта, старается

всесторонне

развивать

его

способности,

прививать

интерес

и

любовь

к

музыке и, конечно, обучает ученика – умению работать над произведением,

раскрывать его содержание, приемы исполнения и т.д. Трудно перечислить

все задачи, стоящие перед педагогом! Но есть одна, на которую хотелось бы

обратить особое внимание. Это задача, связанная с воспитанием чувства

стиля у юного музыканта. Как часто мы, не придаем особого значения этой

проблеме, считая, что чувство стиля разовьется сами по себе. Если вводить в

репертуар ученика пьесы разных композиторов, разных эпох, и откладываем

решение

на

то

время,

когда

ученик

подрастет,

достигнет

определенной

зрелости. И вот тут – то мы совершаем ошибку, ибо целенаправленное

стилевое

воспитание

с

раннего

возраста

очень

важно

для

развития

гармоничности,

разносторонности

музыканта,

для

правдиво сти,

содержательности исполнения.

II. Актуализация стилевого воспитания. Попытаемся поделиться

своими соображениями и наблюдениями по поводу воспитания чувства стиля

на

примере

музыки

замечательного

немецкого

композитора-романтика

Р.Шуберта

и

замечательного

русского

композитора

П.И.

Чайковского.

«Альбом для юношества» Р. Шумана и «Детский альбом» П.И. Чайковского

пользуются

огромной

популярностью

и

любовью

среди

школьников

и

педагогов. Пьесы «Детского альбома» написанные с превосходным знанием

технических возможностей маленьких исполнителей. Всякая музыкальная

пьеса, а тем более произведения великих композиторов – это не просто

мелодия,

гармония,

удобная

аппликатура,

внимательно

прослушанные

соотношения

звуков

и

т.д.,

вдобавок

поданные

«в

характере»,

«с

темпераментом»

хотя

все

это

и

важно,

очень

важно.

В

музыкальном

сочинении

таится

поистине

безграничное

содержание:

в

нем

скрыты

обстоятельства

жизни

композитора

и

особенности

быта

его

народа,

закономерности его родного языка и специфика национального характера; в

пьесе могут отразиться исторические и философские идеи, волновавшие

людей в далеком прошлом, их привычки и заблуждения. В сущности, уже

несколько тактов могут вместить в себе целый мир. Разматывать этот клубок,

скрытый смыслов – ответственная и увлекательная задача, стоящая перед

исполнителем.

Близость

внутреннего

мира

Чайковского

и

Шумана

была

отмечена современниками Ларошем. Как известно Чайковский создавал свой

«Детский альбом» под влиянием «Альбома для юношества» Шумана, музыку

которого он горячо любил. Сам Чайковский, говоря о своем альбоме, прямо

указал на его связь с альбомом для юношества «как у Шумана». Обратимся к

пьесам из этих альбомов «Марш деревянный солдатиков» П.И. Чайковского и

«Солдатский марш» Р.Шуберта. Два самостоятельных, независимо друг от

друга произведения.

Что такое марш? – это шествие. Под музыку шагать удобно, ритм музыки

очень хороший дирижер, сами звуки командуют движением. Музыка - марш-

это не только аккомпанемент вашего шага, но и портрет, шагающих. Полно

отражаются содержание в альбомах Чайковского и Шумана. Как похожи и

вместе с тем,

по - разному рассказали композиторы о событиях в жизни

ребенка. Роднит эти 2 цикла одно - счастливое детство. Отличает же их

музыкальный язык, интонации, стиль. Влияние Шумана на фортепианный

стиль

Чайковского

просматривается

в

сходстве

жанровой

тематики.

Сходство

музыкального

языка:

ритма

и

динамики,

фактура,

мелодика,

гармония, артикуляция, аппликатура, педаль; тональность «мажор» - светлое,

радостное

звучание,

доступно

детскими

руками.

Аккордовая

техника

используется с учетом физических возможностей детской руки.

III. Сравнительный анализ произведений.

Сравним «Марш деревянный солдатиков» с другим сочинением для детей,

весьма сходным по задачам и уровню трудности – «Солдатским маршем» из

шумановского «Альбома для юношества». Передать характер, суметь точно

просчитать

пунктирный

ритм,

приобрести

навыки

исполнения

аккордов.

Объединить мелодическую линию, разделенную паузами. Как различны эти

две пьески!

Композиторский замысел:

Приверженность

Шумана

детской

теме

не

случайна.

Будучи

младшим

в

семье, он с ранних лет покорял всех не только стремительно расцветающей

талантливостью,

но

и

особой

чувствительностью.

Прав

Чайковский,

полагавший, что исполнителю Шумана следует обладать «фантазией, полной

гениальных капризов». «Для того чтобы играть Шумана, надо уметь «втайне

вслушиваться»

в

звуковые

грезы

этого

мечтателя».

Очень

важно,

чтобы

ученик, приступая к изучению «Альбома», уяснил для себя жанр изучаемой

пьесы и тот смысл, который вкладывал в нее композитор. Фантазии ученика

может быть предоставлена полнейшая свобода. «Альбом» - своеобразная

энциклопедия шумановского стиля. Изучение этих пьес развивает чуткость

реагирования на характерные для шумановского стиля изменения фактуры,

ритма,

динамики,

акцентировки.

Во

многих

случаях

Шуман

напоминает

юному пианисту, о необходимости

постоянно находится в тонусе, играть

энергично, волево, ярко, бодро и собрано.

Исполнительские трудности:

Образность - важнейший, но не единственный путь освоения учеником

специфики

стиля

Шумана.

Ритм весьма

разнообразен.

Композитор

был

убежден в необходимости раннего введения ребенка в мир сложных ритмов,

что в полной мере совпадает с современными методическими установками.

Смена характера развивает эмоциональную гибкость, умение переключатся.

Динамические обозначения Шумана в «Альбоме»

достаточно

подробны. В пьесе композитор ограничивается единственным динамическим

обозначением

в

начальном

такте.

Шуман

почти

не

снабдил

эту

пьесу

исполнительскими

указаниями.

Единственный

динамический

оттенок,

выставленный

автором

«форте»,

которое

неизменно

сопровождает

основной мотив пьесы. Тем не менее, грация силы, исполнения «Марша»

более

разнообразна.

Нисходящий

ход

восьмых

в

первых

4

тактах

и

в

(аналогичных) подразумевает небольшое диминуэндо.

Внимание ученика

следует обратить на интонационную значимость.

Артикуляционные

обозначения также

весьма

разнообразны,

интонационная структура, где указано штрих non legato, а не

staccato бодро

и собрано.

Аккорды восьмыми играются отчетливо, требующих точного собранного

удара

по

клавише,

а

не

вялого

инертного

прикосновения.

Во

2

части

отрывистым

восьмым

противопоставляется

более

протяжные

четверти,

исполняющие штрихом, близким к портаменто.

В пьесе чеканным штрихом надо передать веселую, детскую

торжественность; решительное начало фразы.

Активный и динамичный образ. Действенность, бодрость и оптимизм

эмоций воспринимаются и переживаются в младшем возрасте наилучшим

образом.

Методическое значение «Марша» ясно и понятно: фактура этой пьесы

научит хорошо играть аккорды.

Психологическая совместимость ребенка с процессом работы над

этими произведениями:

Р. Шуман «Солдатский марш»

Сверкают копья, латы,

И в грохоте мортир –

Смотри – идут солдаты,

Принесшие нам мир.

А впереди их кто же

С повязкой золотой?

Он так похож…О Боже,

То Карл, то наш герой.

(И. Гете)

У Шумана

бодрый,

радостный,

приподнятый,

решительный,

мальчишеский, бравый военный марш; под нее можно шагать. Мажорная

мелодия звучит уверенно в аккордовой фактуре. Пунктирный ритм в начале

каждой

фразе

придает

остроту

и

четкость

каждому

шагу.

В

марше

отчетливый ритм, под него удобно считать до двух: раз, два; раз, два; Когда

маршируют солдаты, они шагают вместе, в ногу чеканя шаг. Этот марш

громкий, четкий, бодрый, отважный. Прислушайтесь, в середине слышны,

будто раздаются приказы командира, а солдаты их выполняют (17 – 24й

такты). Потом опять звучит та же мелодия, с которой марш начинается (такт

25). А в конце слышны, будто все солдаты разом по команде остановились:

небольшая цезура «Раз-два!» (последние 2 такта). Яркая особенность языка

Шумана – многоплановость, музыкальный язык ярко самобытен, энергичный

ритм.

Шуман

напоминает

юному

пианисту

о

необходимости

постоянно

находиться в тонусе, играть энергично, волево, ярко. Немалую роль играют

паузы, на что следует обратить внимание ученика. Точное соблюдение пауз

обеспечивает выразительность звучания. Следует обратить внимание на то,

что композитор указывает штрих non legato, а не staccato, как нередко играют,

эта ошибка допускается довольно часто.

И так что видим:

Видим на лицо однородную аккордовую фактуру с элементами пунктирного

ритма.

Синхронность,

слаженность

движения

рук.

Распределение

звука

между руками: бас и верхний голос, фразу не просто объединить. Сложность

- слышание маленьких фраз по горизонтали, через паузы. Распределение

звука

фразировка,

динамический

спад

при

нисходящем

гаммаобразном

ходе, подчеркивая вершины.

Середина была контрастна, слаженно двумя

руками.

Для

разнообразия

запланировать

контраст

середины;

какие

сложности имеем: ровные шаги, (что временно убрать короткую ноту) для

ритма. Плотно в средней части унисон. Средний регистр, пальцы крепкие,

сочетание с 1 частью легче. Повтор более торжественно. В 1 части – больше

голосов (армия солдат) 2 часть - важная длинная звучность, строгий генерал,

гаммаобразный ход

вниз ослабляется (перекличка с генералом) Характер

приподнятый

пунктирный

ритм

четкость

и

бодрость.

Конец

пьесы

подытоживаем все неустойчиво – цезура весомо non legato. В пунктирном

ритме - пальцы упираются, рука собрана, солдатик стоит ровно, движение от

сильной доли, собрать ладошку. Конец тихий в инструмент обоюдно спад,

паузы

-

чтоб

руку

легко

переносить

в

одной

позиции.

Параллельное

движение голосов, чтоб услышал; скачок в 7 такте достать, характер стал

задорный;

в

повторении

выделить

вершинку,

чтоб

не

было

пустым

повторение более ярко. Как слышишь мелодию – пой. Фразы можно поучить

легато, чтоб не разрывалась мелодия, прием игры – пружинить слегка – от

клавиатуры.

Следить

за

цепкостью

верхний

и

нижний

голос

за

компактностью, пунктирный ритм – это характер, активный, восторженный,

уверенный.

Проблема фортепианного Чайковского существует и горячо волнует нас

педагогов. Как полагает С. Рихтер, Чайковский «играется с большим трудом»,

многие, казалось бы, «простенькие его пьесы требуют огромной работы.

Чайковский

«всегда

оставался

симфонистом».

Как

известно,

Чайковский

создавал свой «Детский альбом» под влиянием «Альбома для юношества»

Шумана, музыку которого он горячо любил.

Композиторский замысел:

В детском мы альбоме

У игрушек в доме!

Звонкий марш нас радостно встречал.

В киверах, в перчатках

Скачем на лошадках

К куклам в гости на прекрасный бал

Нам нигде не страшно,

Мы смелы, отважны.

Нас не зря солдатиками звать!

На балу нам нужно,

Станцевать вальс дружно,

Но лишь можем мы маршировать.

В детском мы альбоме

У игрушек в доме!

Звонкий марш нас радостно встречал.

В киверах, в перчатках

Скачем на лошадках

К куклам в гости на прекрасный бал. (Агапова)

Пьесу П.И. Чайковского Марш деревянных солдатиков» проходят

обычно

на

2-3

году

обучения.

Задачи,

решаемые

на

этом

уровне,

элементарны

передать

бодрый

маршевый

характер,

суметь

точно

просчитать

пунктирный

ритм,

приобрести

первые

навыки

исполнения

аккордов, объединить мелодическую линию, разделенную паузами, и т.д.

Есть и более сложный уровень, доступный лишь наиболее одаренным и

продвинутым. Он связан со спецификой, стилем жанра марша в творчестве

Чайковского.

Марш деревянных солдатиков

Ать-два, левой-правой, ать-два, левой правой,

Вдоль плетней, заборов и оград,

Ать-два, левой – правой, ать-два, левой – правой,

Марширует бравый наш отряд.

Ать – два, левой-правой, ать-два, левой правой,

Мы легко и весело идем.

Ать –два, левой-правой, ать-два, левой правой,

Песню деревянную поем.

Ать –два, левой-правой, ать-два, левой правой, Марширует бравый наш

отряд.

Командир ведет нас на парад.

Исполнительские трудности:

У Чайковского – танцевальная, балетная грация. В музыке слышна

поступь, интонации отрывистые, шаг легкий, ритм упругий, танцевальная,

миниатюрная воинственность, шуточные лилипутские солдатики. Не грубые

земные солдаты, а нежные, крошечные вежливые эльфы. Он тихий, звучит

легко, он шуточный. Под него шагает войско деревянных солдатиков. Они

очень легкие. Дунь на такого солдатика - и он упадет. Движения четкие и

пружинистые, чувства приподнятые, праздничные. Слышна дробь барабана,

инструмент передает четкий, упругий ритм. Шагают деревянные солдатики –

смело, четко, но очень легко, поэтому их марш звучит тихо, прозрачно. Но

музыка отчетливая, в ней слышны ударения, акценты:

солдатики, хоть и

деревянные, но очень смелые. Решительные, отважные, шагают все в ногу,

чеканя шаг. Обращаем внимание и на то, что в 7-м такте, где расположена

мелодическая вершина, акцент отсутствует, что способствует объединению

мотивов в единую фразу. Прислушайтесь, у деревянных солдатиков есть свои

барабанщики, которые играют то на маленьком барабанчике (8-й такт), то на

большом (16 такт) достичь ровности и отчетливости. В середине марша

солдатики

будто

перестраиваются,

выполняют

разные

команды

своего

командира (17 такт-32такт) 2- часть минор, характер другой более грустно,

(тяжела служба) длинные аккорды, ре – минор, опевание

грустное, затем

смена

гармонии

краски

сменились,

другой

характер.

Средняя

часть

представлена

более

крупным

планом:

звучание

приобретает

весомость

благодаря тяжелым аккордам – «опорам» в партии левой руки. А потом опять

звучит музыка, с которой марш начинался (33 такт). В конце марш звучит все

тише и тише – солдатики удаляются, уходят.

Небольшая цезура

и одно

движение, ферматто представить. Для воплощения образа юный музыкант

должен достичь легкости, звучности «staccato» «игрушечной звучности, под

звуки

«игрушечного»

оркестра

с

флейтами

и

барабанчиком.

Необходима

работа над упругостью и точностью ритма. В одном случае (такты 2-4) в

первой

половине

такта

обозначенный

пунктир

восьмая

с

точкой

и

шестнадцатая произносится под лигой, а в 7-15 тактах поставлены паузы.

Эти

тонкие

подробности

следует

точно

выполнять.

В

пианистических

приемах

необходимы

короткие,

быстрые,

точные

движения

нацеленных,

закругленных кончиков пальцев. А при выработке штриха отличать движение

«от рояля» - как бы щипком и движение «в рояль». Сухое звучание поможет

созданию кукольности образа. Важно поработать над чеканностью аккордов

и

пунктирного

ритма,

обратить

внимание

на

аппликатуру;

например:

репетиции в (8,16, 40 тактах) лучше исполнять разными пальцами (иногда

для облегчения и можно перенести в правую руку). Пьеса нигде не выходит

за пределы р и рр. Акценты не должны нарушать динамику, они еще больше

подчеркивают «игрушечность» музыки. Короткая педаль помогает лучше

услышать

точное

звучание

фактуры,

сильные

доли

тактов,

акцентировку

аккордов. Нужно предостеречь ученика от ускорения темпа, точно выполнять

авторское

указание Moderato (Умеренно)

Создавая характер энергичного

военного марша, подчас не обращаем внимание на то, что основные оттенки

у Чайковского – « p» и «рр». У Шумана на «f». Достижение отчетливости,

прозрачной звучности, имитирующей тембр деревянных духовых, которые

перекликаются c «дробью барана», далеко не простая задача. Особая роль

принадлежит

коротким

артикуляционным

лигам.

В

начале

предшествуют

опорной доле такта, образующийся еле заметный дополнительный акцент на

начало

лиги

чуть

смягчает

опоры,

сообщая

«воинственному»

маршу

юмористический колорит.

Психологическая совместимость ребенка с процессом работы над

этими произведениями:

Одна из основных сложностей пьесы – объединение мелодической линии,

умение вести мелодию «через паузы». Определяющее значение имеет ясная

фразировка,

отчетливое

представление

о

структурном

разделении

и

взаимоотношении опорных долей.

Обращаем

внимание на фразировку.

Отличительная ее черта преобладание мягких, грациозных движений, а также

микродинамика.

Серьезная

техническая

трудность

репетиция.

В

исполнении «Марша деревянных солдатиков» нередко встречаются ошибки:

форсирование динамики и акцентировки, подмена штрихов. Важно в этом

игрушечном

марше

передать

легкость

и

чеканность,

предполагающего

штрих non legato, а не

staccato. Следует помнить, что на протяжении всей

пьесы сохраняется динамика

p

– pp. Динамический контраст (17-18 такт)

осуществляется

именно

в

этом

диапазоне,

что

придает

звучанию

настороженность

и

отчетливость.

Акцентировать

сильные

доли

четных

тактов следует в пределах «р- рр» обращая внимание и на то, что в 7- м

такте,

где

расположена

мелодическая

вершина,

акцент

отсутствует,

что

способствует

объединению

мотивов

и

единую

фразу.

(При

исполнении

репетиций в тактах 8,

16 и далее целесообразно распределить материал

между двумя руками с целью достижения ровности и отчетливости.) Особая

роль принадлежит коротким артикуляционным лигам.

И так сам марш говорит сам за себя – хрупкость, воспитывая звучание

симфонического

оркестра,

важно

тембровое

слышание.

Для

удобства

исполнения в ритме композитор выстроил фразы все в одной позиции. Фразу

мыслим на 4 доли, акцент на 2 такт. Мыслить затакт, мелкие длительности

как украшения – легко 1 доля сильная (2 такт) 1 такт тихо. Где «барабан»

движение организованное. В 1части более острые пальцы, 2 часть минор

движение распевнее; конец 2 части грусть прошла; 3 часть с улыбочкой. В

пьесе равномерное движение по фразе, ритм, гармония помогает объединить

динамически подъемы – спады. Воображаемая инструментовка (возможно,

это деревянные духовые инструменты и малый барабан) Инструментов не

много

наверху

инструменты

флейта,

кларнет,

средняя

часть

гобой.

Восхищает

графичность

и

четкость

контуров

музыкального

рисунка:

основное для пианиста не аккорды, а паузы- просветы. В заключительных

тактах

поразительный

эффект

ухода

исчезновения,

придающий

пьесе

характер волшебного действа.

IV. Подведем итог:

И

так

проходя

эти

произведения,

ученики

умеют

определить

музыкальную выразительность в произведениях. Вопросы: интонация марша

радостно,

торжественно,

нежно.

Характер

мелодии,

динамика

произведения. Тембр (краски музыки придает характерность произведения и

неповторимость.)

Схема произведения, композитор, название, жанр, эмоционально-образное

представление.

Что

использовал

композитор,

для

того

чтобы

передать

характер.

Интерпретация: На первый взгляд достаточно простая пьеса «Марш

деревянных солдатиков», на самом деле имеет высокий уровень сложности.

Она

доступно

лишь

продвинутым,

одаренным

детям.

Марш

имитирует

духовые инструменты. Логично напрашивается сравнение с «Солдатским

маршем»

Шумана.

Но

эти

2

пьесы

противоположны

по

характеру:

мальчишеский, бравый военный марш у Шумана и танцевальность, грация у

Чайковского. Основные нюансы в «Солдатском марше mf

, f , а в «Марше

деревянных солдатиков, p – pp.

Вот мы и выяснили, что подразумеваем под понятием стиль?

Стиль

композитора

это

живой

организм,

в

котором

воплотились

существенные черты личности художника: особый склад мышления и чувств,

мироощущение

и

идеалы.

Стиль

для

композитора

образ

и

средства

выразительности.

Для

каждой

пьесы,

для

каждого

эпизода

композиторы

находили

удивительные

звуковые

эффекты,

фактура

всегда

подчинена

художественному

образу.

Пьесы,

написанные

с

превосходным

знанием

технических возможностей маленьких исполнителей.

Поставив перед собою задачу – придать стилевому воспитанию ученика

целенаправленный

характер,

мы

должны

систематизировать

свои

представления о композиторе. Выяснить каковы важнейшие особенности и

свойства

каждого

из

них.

Представление

о

стиле

композитора,

который

педагог формирует у ребенка, должен в целом соответствовать возрастным

возможностям ученика.

Воображение младших школьников – богатое, яркое, часто безудержное и

оригинальное, но всегда работающее в рамках конкретной образности. В

процессе

работы

над

произведением

необходимо

знакомить

ученика

с

некоторыми

средствами

выразительности,

типичными

для

стиля

композитора. Изучая стиль композитора важнейшим моментом должно стать

раскрытие

музыкального

образа,

ритмо

-

интонацией,

способы

фортепианного изложения произведения, а также типы музыкальной

формы. В пьесах сборника

«Детский альбом» Чайковского и «Детский

альбом» Шумана композиторы запечатлели мир ребенка: его интересы и

впечатления, радости и огорчения.

Сходство

этих

пьес

просматривается:

-

сходство

фактуры,

ритма,

сочетание

декламационной,

речевой

выразительности,

яркость

отдельных

интонаций.

Обилие «говорящих» пауз, объединение мелодических линий, умение

обозначить кульминационные точки и подвести к ней, а также найти главную

кульминацию пьесы. Обозначение роли пауз как элемент выразительности и

умение

вести

мелодию

«через

паузы».

Характерна

значительная

роль

аккордового

типа

изложения,

представляет

определенную

сложность

для

большинства детей с первых лет обучения - все эти задачи ярко представлены

в пьесах. Методическое значение в пьесах ясна и понятна: фактура пьесы

научит хорошо играть аккорды.

Важен результат и реально созданный им звуковой образ. Важна

психологическая установка: хочу и стремлюсь сыграть решительно и смело;

танцевально и грациозно «исполнить» пьесы так, чтобы звуки фортепиано

передали характер марша. И сразу же ставится вопрос «Подумай, как это

сделать?»,

за

которым

следуют

советы,

в

форме

вопросов,

какой

марш

следует, по твоему мнению, исполнить решительно, а какой танцевально. В

каком марше и какие герои маршируют?.

Какое настроение в пьесах с

близкими

названиями?

Марш

Шумана

музыка

четкая,

под

нее

можно

шагать. В марше всегда четкий ритм, под него удобно считать до двух: раз,

два; раз, два. Когда маршируют солдаты, они шагают все вместе, в ногу,

чеканят шаг. Этот марш громкий, четкий, бодрый. Другой марш, композитора

П. Чайковского. Чем он отличается от марша Р.Шумана? ответ Он тихий. Да,

этот марш звучит очень легко, он игрушечный. Под него шагает войско

деревянных солдатиков. Шагают солдатики легко, поэтому их марш звучит

тихо, прозрачно. Но музыка отчетливая, в ней слышны ударения, акценты:

солдатики хоть и деревянные, но очень смелые, решительные, отважные,

шагают все в ногу, чеканят шаг. Т.е. обращаем внимание на интонационную

выразительность каждого такта.

В педагогической практике обращение к «Детскому альбому» - это всегда

творческая и интересная работа. Высокие художественные задачи циклов

позволяют считать его одним из лучших фортепианных сочинений, как с

точки зрения исполнения и восприятия, так и с точки зрения музыкальной

педагогики. Эта превосходный учебный и методический материал, огромная

школа для ученика и учителя. Конечно при выборе интерпретации «Детского

альбома» педагогу необходимо отталкиваться от музыкальных способностей

ученика, это очевидно. Но, кроме того, еще и исходить из тех целей, которые

поставлены

перед

учеником.

Характер

звучания,

как

должно

звучать,

трудности какие и в каком месте. Мы произведения даем не просто так, а

ставим методическую цель чему научить, поработать над многоголосьем, над

звуком, ритмом. Пьеса интересна где есть путеводная мысль, образ доступен

ученику, чтоб трудности спрятать в исполнении, кроме формы содержания

слушаем изнутри, как должна звучать и ее особенности т.е. гармонические,

мелодические

находки, обороты, которые раскрывают суть, чтоб хотелось

играть.

Предварительно

мы

прикидываем

сложности

ритмические,

аппликатурные, сочетание технически неудобные элементы. Мы знаем, кто

будет играть, мы прикидываем, где будет сложно, как справиться, не потерян

интерес,

чтобы

с

успехом

воплотил

на

сцене.

Точная

расстановка

технических

задач,

чтоб

от

работы

своей

получил

удовольствие,

удовлетворение от результата работы.

Если цель – состоит в знакомстве с музыкой Чайковского, Шумана, в

раскрытии кругозора, то подходить к ней как к некому образцу, к которому

ученик должен постараться приблизится, как можно ближе. Если же речь

идет о более глубоком изучении, берется на конкурс или в рамках подготовки

ученика к поступлению, т.е. ФГТ, то тогда подход к интерпретации должен

быть

более

избирательным.

Здесь

учитываются

индивидуальные

способности

ребенка,

его

вкус

и

особенности

психофизического

склада,

общее культурное развитие. Выбор велик и только знания, талант и вкус

помогут ребенку достойно передать гениальную музыку этих композиторов.

Пьесы из Детских альбомов – это «всего- навсего ряд маленьких отрывков

безусловной

легкости».

Опыт

показал,

что

эта

«безусловная

легкость»

обманчива

и

оборачивается

зачастую

проблемой

для

любого

ранга

преподавателей.

Подводя итоги, необходимо подчеркнуть следующие моменты на пути

освоения школьниками музыкального стиля.

В процессе воспитания можно условно выделить два этапа, две

ступеньки:

- Слуховое, чувственное постижение стиля и понятийно-осознанное.

- Связь между ними несомненна, т.к. они дополняют друг друга и

способствуют

полноценности

психологического

процесса

«вживания»

в

музыку

композитора.

Цель,

которую

преследует

стилевое

воспитание

учеников, заключается в том, чтобы создать фундамент для дальнейшего

постижения стиля на более высоком уровне.



В раздел образования