Автор: Заботина Галина Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №123"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Реализация образовательной области "Познавательное развитие" в процессе проектной деятельности
Раздел: дошкольное образование
Реализация образовательной области «Познавательное развитие» в процессе
проектной деятельности
Под
содержанием
образования
сегодня
следует
рассматривать
в
первую
очередь
овладение детьми технологиями работы с новыми знаниями, формирование у них навыков
исследовательской
деятельности,
способности
самостоятельно
получать
недостающую
для
решения проблем информацию. Перед нашим педагогическим коллективом встал вопрос, каким
образом
строить
сегодня
образовательный
процесс?
Как
наиболее
эффективно
развивать
интегративные качества детей? Некоторые ответы на этот вопрос мы нашли в педагогическом
направлении, называемом сегодня ТРИЗ - педагогикой. Именно она предлагает оптимальную
инновационную технологию, поддерживающую компетентностно-ориентированный подход в
образовании, метод проектов.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков, умений
самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном
пространстве при решении проблем, для решения которых необходим исследовательский поиск
в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. В
проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, а
интеграция – это важнейший принцип современного образовательного процесса. Метод
проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на
взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой,
поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие
свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами
исследовательской деятельности детей. Наш 4-х летний опыт работы показал, что организация
проектной деятельности в детском саду, способствует не только развитию детей, но и
изменению мировоззрения педагогов. У взрослых появляются такие умения, как: учить детей
действовать самостоятельно и независимо, избегая прямых инструкций; умение не сдерживать
инициативу детей, не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно; умение помогать
детям учиться управлять процессом усвоения знаний и др. Несомненно, положительными
моментами проектной деятельности в ДОУ является то, что решаются задачи познавательного
развития.
У нас совместная, непосредственно организуемая образовательная деятельность
проходит в форме экспериментирования и проектирования во всех возрастных группах, начиная
с группы раннего возраста. Конечно, есть специфика работы в младшем и старшем возрасте.
С детьми 2-4 лет проектная деятельность осуществляется при ведущей роли педагога.
Главное здесь: ввести детей в проблемную игровую ситуацию, активизировать желание искать
пути ее разрешения вместе с воспитателем. Цель: формировать начальные предпосылки
исследовательской деятельности в практических опытах. Например, летом в группе раннего
возраста проходил проект «Как Заинька-зайка узнал какими бывают песок и вода», в течение 3
месяцев детей познакомили со свойствами воды и песка, организуя игры и опыты.
Во 2 младшей группе воспитатель после анализа выполнения программы выявила
проблемный вопрос – несформированность у детей представлений о сигналах светофора.
Отсюда и была сформулирована тема проекта: «В гостях у светофора», работа проходила в
течение 1,5 месяцев.
На первом этапе шел сбор копилок. В информационную копилку вошли
детские рассказы о различных ситуациях на дороге. Совместно с родителями была организована
выставка книг и иллюстраций о светофоре и правилах дорожного движения. Родители также
поделились своим опытом пешеходов и водителей на дороге, рассказали много интересных
случаев.
Кроме рассказов в копилку вошли стихи на данную тему, а также детские работы:
рисунки и аппликация.
Наиболее эффективным методом в работе является внесение игрового
персонажа. Дети с особой готовностью хотят помочь персонажу, попавшему в трудную
ситуацию.
Данная работа охватила все виды детской деятельности: беседы, рассматривание
иллюстраций, чтение художественной литературы, рисование, аппликации, ручной труд по
изготовлению макета проезжей части. Данная тема затронута также в играх: дидактическая игра
«Подбери нужный сигнал», «Собери картинку»; подвижная игра «Перейди дорогу», а также
творческие игры. Результатами работы стали следующие показатели: дети научились различать
цветовые сигналы светофора, их назначение; в речи детей активизировались понятия: «зебра»,
«пешеходный переход», «проезжая часть».
Творческим продуктом стал иллюстрированный
альбом «Мой друг – светофор».
В старших группах проектная деятельность осуществляется при большей инициативе и
самостоятельности ребенка. А взрослый выступает как соисполнитель, советчик и помощник.
Например, в ходе мониторинга воспитатель выяснила, что многие дети хотя и знают, где
трудятся их родители, но затрудняются рассказать об этом.
Поэтому была организована
проектная деятельность на тему «Все работы хороши – выбирай на вкус». Цель этого проекта:
выяснить, где трудятся родители (многообразие профессий взрослых, их трудовые действия,
основная функция, сфера и орудия труда, необходимость и важность
труда взрослых).
На
первом этапе работы были проведены следующие мероприятия: беседы с элементами тренинга,
чтение
художественной
литературы
о
разных
профессиях,
рассматривание
картин
с
изображением различных профессий, творческие игры, дидактические игры и т.д. На 2 этапе
разработали эскизы альбома «Профессия моих родителей» и стали его постепенно заполнять
информацией о профессиях родителей. В ходе работы над проектом разработали следующую
модель: профессия - инструменты -
место работы -
действия. Продуктом
проекта стало
создание альбома «Профессия моих родителей». Срок работы над проектом составил 2 месяца.
Данный проект позволил значительно улучшить взаимопонимание родителей и педагогов ДОУ.
У детей появились устойчивые знания о профессиях своих родителей. Улучшился микроклимат
в группе.
Темы проектов с детьми 4-7 лет нашего учреждения в 2011-2012 году:
младшие группы: «В гостях у светофора», «Как Заинька-зайка узнал какими бывают песок и
вода»;
средние группы «Свойства материалов», «Учим стихи, играя»;
старшие группы «Игрушки с русской душой», «Домик для скворца»,
«Как стать настоящей футбольной командой», «Этикет за столом»;
подготовительные группы «Все работы хороши – выбирай на вкус», «Я – композитор».
Использование технологии проектирования в дошкольных группах потребовало
соответствующей организации предметно-развивающего пространства. Были пополнены и
расширены центры экспериментирования во всех группах. В зависимости от темы проекта в
группах помещали информационные материалы, книги, различные предметы, энциклопедии,
доступные для понимания детей. Были изготовлены самые разнообразные схемы и модели.
Работа по решению выявленной детьми той или иной проблемы не должна
ограничиваться рамками образовательного учреждения, поэтому мы постарались сделать
родителей полноправными участниками педагогического процесса. Домашние задания по
сбору необходимой информации приучали воспитанников и их родителей к поиску источников
информации, работе с ними. В ходе организации проектной деятельности педагогам удалось
заинтересовать родителей, показать им значимость реализации совместных проектов с детьми
для развития их любознательности, познавательной деятельности, умения ориентироваться в
информационном пространстве при решении возникающих проблем. А какой гордостью за
своих детей светились мамины и папины глаза на детских презентациях! Метод проектов
действительно стал эффективным средством сближения семьи.
Таким образом, можно сделать вывод: метод проектов актуален и эффективен для развития
всех интегративных качеств детей. Он дает ребенку возможность экспериментировать,
синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные
навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного
обучения. А для педагога – это средство и метод решения задач не только образовательной
области «Познание», но и всех областей: «Коммуникация», «Художественное творчество»,
«Социализация» и т.д. То есть проектная деятельность позволяет реализовать интегрированный
подход к организации всего образовательного процесса.