Автор: Смирнова Светлана Валериевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ДС № 7 КВ" города Пикалево
Населённый пункт: Ленинградская область
Наименование материала: Конспект логопедического занятия по разделу "Обучение грамоте"
Тема: Дифференциация звуков Л–Ль
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 7 комбинированного вида» города Пикалево
Конспект занятия по обучению грамоте по теме:
«Дифференциация звуков [л], [ль]»
Составила:
учитель-логопед
Смирнова С.В.
2014 год
Цель: закрепление навыка различения звуков [л],[ль] в слогах, словах, фразах.
Коррекционно-развивающие задачи:
-закреплять умение выделять заданный звук среди других;
- закрепляем умения читать слоги с заданным звуком;
-закреплять умения определять место звука в слове;
-закрепляем умение подбирать слова в рифму;
-закреплять умения составлять предложения по двум заданным словам;
-развивать фонематический слух.
Оборудование: наборное полотно, листочки для приклеивания картинок с
дифференцируемыми звуками, клей, куклы Лада и Леша, картинки со звуком [л], [ль],
буквы контурные для раскрашивания, ватные палочки, гуашь, презентация к занятию.
Ход занятия.
Сообщение темы.
-Сегодня мы с вами будем играть и различать два звука. А какие это звуки, вы ответите,
послушав мои стихотворения.
Мама купала в ванне малышку.
Мылом, мочалом мыла голышку.
Около мамы Мила стояла,
Тёплой водой малыша обливала.
Аллочка ласково вытрет младенца
Тёплым, лохматым, большим полотенцем.
-Какой звук чаще остальных встречается в этом стихотворении?
-А в этом стихотворении?
Леня и Лена не любят лениться.
Леня и Лена любят трудиться.
-Молодцы!
Основная часть. (Слайд 1).
-Раз, два, три, четыре, пять – будем звуки различать,
В игры разные играть.
Задание 1. (Слайд 2).
-Произнесите тот звук, который соответствует квадратику на экране (появляются
зеленый и синий квадратики вперемешку).
Задание 2 .(Слайд 3).
-Вы читаете с экрана слоги, написанные в букваре, а я заканчиваю строку маленьким
стишком:
Ла-ла-ла– не заметили стекла
Лу-лу-лу– мы не били по стеклу
Ла-ла-ла– только нет в окне стекла
Лу-лу-лу– возле окон на полу
Лы-лы-лы– забивали мы голы
Ли-ли-ли– тополя видны в дали
Ля-ля-ля– но от них в пуху земля
Ля-ля-ля– все мы любим тополя
Лю-лю-лю – тополя и я люблю.
-А теперь на слух:
Ля-ла, ля-ла– у Лены куколка была
Ли-лы, , ли-лы-лы – кукле валенки малы
Ле-ло, , ле-ло-ло – в пальто куколке тепло
Ло-ло-ло– на улице тепло
Лу-лу-лу– стол стоит в углу
Ул-ул-ул – у нас сломался стул
Оль-оль-оль – мы купили соль.
Задание 3. (Слайд 4).
-К нам в гости сегодня пришли поиграть куколки Лада и Леша. Посмотрите, какого
цвета у них одежда. Почему именно так одеты, как вы думаете?
-Вот у нас на столе эти куколки и вокруг них какие-то картинки. Давайте посмотрим.
Лада и Леша создают свой волшебный букварь картинок. У Лады на листочке должны
быть картинки с каким звуком?( [л]) , а у Леши? ( На столе два листочка альбомных, в углу
одного синий квадратик, а на другом - зеленый).
-Настя и Даня выбираете картинки для Лады, а Никита, Рем и Яромир -для Леши.
Приклеиваем картинки найденные, на листочек.
-Молодцы! (на слайде хлопки в ладоши).
Задание 4. (Слайд 5).
-Лада и Леша хотят узнать, умеете ли вы определять место звука в слове. Они вам
будут показывать картину, а вы на тучке отмечать место звука [л] или [ль] в слове.
На слайдах появляются картинки, а дети работают с тучками.
Задание 5.
Физминутка.
Задание 6.(Слайд 6).
- Возьмите каждый по 1 картинке у меня (перевернутые). Назовите ее.
- Я буду читать маленькие стишки, а вы вставлять недостающее подходящее по
смыслу слово. Вставляет его тот, у кого нужная картинка.
-Например, Заглянул Данил под лавку
И увидел там…..(булавку).
Не послушал Зайка папу –
Отдавили Зайке … (лапу).
А возле этой елки
Бродили злые … (волки).
Ёлка, ёлка, ёлочка,
Колкая … (иголочка).
Часто к озеру напиться
Ходит рыжая … (лисица).
Видит Полина в клетке…( павлина).
Есть герой -румяный бок
В русской сказке...(колобок).
Задание 7.(Слайд 7).
—Лада и Леша просят вас составить предложения из двух заданных слов.
Лимон и яблоко; пальто и платок; лестница и молоток. (Каждый составляет предложения с
данной парой слов).
Задание 8. (Слайд 8).
Игра с буквой «Л».
-Лада и Леша предлагают вам немножко похудожничать и сделать вот такую букву ватной
палочкой.
Рисуем букву «Л» ватной палочкой-тычком.
(Буква написана на карточках).
Итог занятия.
-Какие звуки мы сегодня с вами учились различать?
-Какое задание было самым интересным? Какое самым трудным?