Напоминание

" Военно–патриотический клуб «Оптимист"


Автор: Потапов Александр Анатольевич
Должность: преподаватель–организатор ОБЖ
Учебное заведение: МОУ "Сторожевская СОШ"
Населённый пункт: село Сторожевск Корткеросского района
Наименование материала: Учебная программа по внеурочной деятельности
Тема: " Военно–патриотический клуб «Оптимист"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное образовательное учреждение «Сторожевская СОШ»

Дополнительная общеразвивающая программа

Военно-патриотический клуб «Оптимист»

Объединение «Оптимист»

Направленность: военно-патриотическая

Срок реализации: 1 год

Возраст учащихся: 12-17 лет

Составитель программы: Потапов Александр Анатольевич,

Преподаватель-организатор ОБЖ

с. Сторожевск

2018

1.

Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка

Особые возможности и преимущества в вопросах патриотического воспитания детей и

подростков принадлежит учреждениям дополнительного образования детей.

Дополнительная

общеразвивающая

программа

ВПК

«Оптимист»

социально-

педагогической

направленности

рассчитана

на

учащихся,

желающих

связать

свою

будущую

жизнь

с

профессиями

силовых

структур,

проверить

свои

возможности

в

экстремальных видах спорта и самоутвердиться среди сверстников.

Основой в деятельности клуба является неделимость образовательного процесса на

обучение и воспитание – принцип целостности педагогических процессов.

В клуб подростки приходят по своему выбору, желанию, имея в дальнейшем право

и

возможность

изменить

выбор.

Таким

образом,

воспитанник

клуба

это

человек,

делающий или уже сделавший выбор в пользу определенного вида деятельности или даже

образа

жизни

военно-спортивная

подготовка,

приобщение

к

социально

значимым

ценностям. Клуб – это команда единомышленников, в которой у педагога и воспитанника

общие цели и интересы.

Специфической особенностью клуба является то, что курсанты на полевых выходах

подолгу

находятся

в

окружении

дикой

природы,

где

приходится

часто

принимать

самостоятельные нестандартные решения, жить и действовать своеобразно ее условиям:

климату, погоде, ландшафту. Поэтому определенный уровень экологической культуры –

необходимое

условие

в

подготовке

воспитанников.

В

полевых

условиях

у

костра

рождается увлечение авторской песней.

В

клубе

ребенок

может компенсировать то, чего недополучает в школе или в

семье: имеет возможность состояться в социуме, быть ценным не за хорошие оценки, а за

личные

качества,

получать

и

оказывать

помощь

и

поддержку,

в

результате

чего

формируется чувство собственного достоинства. Здесь реализуется та «простая жизнь»,

которую К.Д. Ушинский назвал необходимым условием воспитания воли, те «телесные

упражнения», которые обеспечивают надежность.

Условия полевых выходов, марш-бросков, соревнований, слетов требуют строгого

порядка и ответственности, как от взрослых, так и от подростков, которые чувствуют

с е бя уверенно

и безопасно

именно

благодаря

четкой

организации

и

дисциплине

и

привыкают ценить дисциплину и порядок.

Воспитательными ресурсами клуба являются: разнообразие видов деятельности,

возможность неформального общения курсантов, педагогов, родителей, свобода, близость

к

природе,

наличие

особого

«своего»

мира,

возможность

в

реальных

условиях

ознакомиться с военными специальностями и службой в ВС РФ.

Цель воспитания – социальное становление подростка. В процессе воспитания он

учится жить в обществе, приспосабливаться к нему, усваивая требования и нормы, и

одновременно учится влиять на жизнь общества, защищая свои права, выдвигая свои

требования и нормы.

Роль педагога заключается в том, чтобы создать наиболее комфортные условия для

реализации потребностей и способностей воспитанника.

Задача педагога – помочь каждому учащемуся самому себя сделать, а это значит:

научить добывать, классифицировать, отбирать необходимые знания в потоках

информации, использовать их в реальной жизни;

ориентировать

воспитанников

на

безграничное

самосовершенствование,

на

ответственность за себя, свою будущность, свой успех;

научить» подчинять свои силы и способности ясному сознанию и воле» (К.Д.

Ушинский).

Клуб

(Объединение)

«Оптимист»

создано

для

более

эффективного

проведения

спартакиады допризывной молодежи в Корткеросском районе.

Подготовку юношей к

службе в армии и к поступлению в высшие военные учебные заведения значительно

эффективнее в рамках деятельности клуба, так как работа ведется как с группой, так и

индивидуально, с учётом качеств и возможностей конкретного человека, учитывая их

желания и личные планы. Очень важна поддержка единомышленников и взаимопомощь на

тренировках и соревнованиях.

Выбранные

направления

работы

в

большой

степени

компенсируют

отсутствие

информации

в

этих

областях,

а

приобретение

навыков

на

тренировках

помогают

утвердиться в выбранном пути.

Клуб

предусматривает

участие

в

большинстве

мероприятий

и

соревнований

военно-

патриотической направленности: «Зариница», «Орлёнок», соревнования по стрельбе и др.

Ресурсная база Сторожевской школы вполне соответствует деятельности клуба. Имеется

кабинет ОБЖ, отличный тир и оружейная комната, просторные технические помещения

для инвентаря, на улице силами учащихся оборудована площадка с полосой препятствий.

Участники клуба обеспечены формой, туристическим снаряжением. В кабинете имеется

достаточно плакатов, есть макет АКМ, тренажёр «Максим» для реанимационных действий

и другое.

Программа «Военно-патриотический клуб «Оптимист» адресована для учащихся 12-17

лет. Набор в группы проводится по желанию детей (юноши и девушки). Учитываются

индивидуальные особенности каждого учащегося. Группы могут быть сформированы

разного возраста.

Объём программы – 180 часов за весь период обучения.

В

процессе

обучения

используются

следующие

формы

занятий:

индивидуальные,

групповые;

виды

занятий:

лекции,

практикумы,

экскурсии,

индивидуальные

занятия,

походы, товарищеские встречи, соревнования.

Сроки освоения программы – 36 недель, 9 месяцев, 1 год

Режим занятий

Год обучения

Продолжительность

одного занятия в

академических

часах

Периодичность

занятий

Количество

часов в

неделю

Количество

часов в год

I

45 мин.

3 раза в неделю

5

180

2.

Цель и задачи программы

Цель программы: социальное становление подростка, адаптация к современным реалиям

общества, подготовка юношей к службе в армии и поступление в военные учебные

заведения.

Задачи программы:

Обучающие:

- обучить начальным знаниям в строевой подготовке

- обучить обращаться с пневматическим оружием и стрелять из него

- научить разбирать и собирать АКМ и магазин к нему

Развивающие:

- расширить знания в области оказания первой помощи при различных ранениях

-

развивать

практические

умения

и

навыки

в

области

автономного

существования

в

природе

- отрабатывать навыки в области спасения при ЧС, приёмы туристической подготовки

-

научить

уметь

анализировать

современные

угрозы

в

обществе

и

уметь

применять

приёмы самосохранения

Воспитывающие:

- воспитать чувство патриотизма к своей Родине

- воспитать в ребенке тактичность, этику, культуру поведения

- воспитать чувство коллективизма при групповой работе

Учебно-тематический план

Тема

занятий

сентяб

рь

октяб

рь

нояб

рь

декаб

рь

янва

рь

февра

ль

март

апрел

ь

май

июн

ь

т

п

т

п

т

п

т

п

т

п

т

п

т

п

т

п

т

п

т

п

1

Вводное

занятие.

Техника

безопасно

сти

2

2

Строевая

подготовк

а

4

4

4

4

2

4

4

4

4

3

Огневая

подготовк

а

2

4

4

4

4

6

4

4

4

4

4

Туристиче

ская

2

2

2

2

2

2

2

5

Физическа

я

подготовк

а

2

2

2

2

2

2

2

4

6

Гражданск

ая

оборона

1

3

1

3

4

2

4

2

4

4

4

5

Первая

помощь

2

2

2

2

4

4

4

4

2

7

Военно-

историчес

кая

2

2

2

2

2

8

Итоговое

занятие

2

2

Итого:

7

13

3

13

4

1

6

2

18

2

1

8

2

18

0

2

0

4

1

6

2

1

8

Всего: 180 часов в год

Содержание программы

Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ в тире, при физической подготовке,

прохождении туристических элементов.

Раздел 2. Строевая подготовка.

Теория: Элементы строя. Приёмы строевые вне строя и в строю. Подача команд.

Практика: Порядок построения – нормативы. Положение, рук, ног, туловища, головы.

Последовательность выполнения команд. Повороты в строю и в движении. Строевой и

походный шаг. Перестроения в две шеренги и обратно. Выход из строя и возвращение в

строй. Ожидание приветствия в движении. Поход к начальнику и возвращение в строй.

Приветствие начальнику в строю. Походная песня.

Раздел 3. Огневая подготовка.

Теория: Теория выстрела. Элементы траектории. Виды боеприпасов. Виды нарезного

оружия.

Практика: Разборка и сборка АКМ (нормативы). Снаряжение магазина патронами (в

полевых условиях). Нормативы. Стрельба из пневматической винтовки с положения лёжа,

сидя с упора, стоя (нормативы).

Раздел 4. Туристическая подготовка.

Теория: Виды узлов. Виды снаряжения. Самостраховка. Виды верёвок.

Практика: Укладка верёвки – маркировка. Вязка узлов: прямая, академическая, шкотовая,

брамшкотовая, проводник, восьмёрка, булинь, штык, грейпвайн, ткацкая. Оборудование

навесной

переправы.

Использование

карабинов.

Репшнур

и

страховочная

петля.

Оборудование спуска с горы с самостраховкой. Укладка рюкзака.

Ориентирование:

компас, азимут, расстояние по карте. Масштаб.

Раздел 5. Гражданская Оборона.

Теория: Использование СИЗ. Виды АХОВ и использование антидотов.

Приборы

дозиметрического контроля. Изготовление ВМП. Одевание противогаза и ОЗК – порядок

и последовательность.

Практика: Одевание противогаза-норматив. Изготовление ВМП- норматив.

Вынос пострадавшего из зоны заражения с предварительной дезактивацией и надеванием

на него СИЗ.

Раздел 6.Первая помощь.

Теория: Виды кровотечений и способы их остановки. Иммобилизация и использование

подручных

средств.

Перенос

пострадавших-

различные

способы.

Сердечно-легочная

реанимация-

особенности

различных

возрастов.

Последовательность

проведения

СЛР.

Ожоги, их виды и первая помощь.

Практика: Наложение повязок - на кисть, локоть, шею, голову, грудь. Обработка ран.

Наложение

шин

на

конечности.

СЛР

-

отработка

на

манекене

максим.

Перенос

пострадавшего на носилках и подручными средствами.

Раздел 7: Военно-историческая.

Города-герои. Герои Советского Союза и ВОВ. Великие полководцы России. Оружие ВОВ

– танки, пушки, самолеты, стрелковое оружие, катера и суда. Пионеры – герои. Герои ВОВ

- уроженцы Коми.

Раздел 8. Физическая подготовка.

Бег 100 метров, бег- 3000 метров, броски гранат Ф-1 в цель, РГД-5 на дальность. Девушки

– поднимание туловища за 30 секунд. Отжимание от пола – количество раз. Юноши –

подтягивание на перекладине, подъем с переворотом на количество раз.

Раздел – 9 .Итоговое занятие. Сдача нормативов.

- Стрельба ПВ – 10 метров

- Одевание противогаза и ОЗК. Бег – 100 и 3000 метров. Бросок гранаты. Подтягивание

(юноши), пресс и отжимание (девушки). СЛР – последовательность

Планируемые результаты

Личностные

У учащихся будут сформированы:

- внимание, работоспособность, настойчивость, целеустремленность, желание познать больше;

- навыки творческого подхода к решению любых задач к работе на результат;

- доброжелательность, эмоционально-творческая отзывчивость;

- самостоятельность в коллективной творческой деятельности;

- возможность реализовывать потенциал в творческой деятельности,

Метапредметные

1.Регулятивные. Учащиеся научатся:

-понимать цель выполняемых действий;

-управлять своим вниманием (к предмету, к партнеру);

-адекватно оценивать результаты своей деятельности;

- управлять познавательной и творческой деятельностью;

-применять свой творческий потенциал в повседневной жизни;

2. Познавательные. Учащиеся научатся:

-активизировать свою фантазию;

-проявлять навыки журналистского творчества;

-развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

-сравнивать объекты своей работы на основе логического и образного мышления;

3.Коммуникативные. Учащиеся научатся:

-выражать собственное эмоциональное отношение к ситуациям и явлениям окружающего мира;

-слышать и слушать собеседника;

-участвовать в коллективном обсуждении и принятии решений;

-учитывать мнение других в собственной работе;

Предметные:

учащиеся

- научатся безопасно обращаться с нарезным оружием, добиваться результата при стрельбе из него

- приобретут умения и навыки в туристической подготовке

- научатся оказывать первую доврачебную помощь

- научатся использовать средства индивидуальной защиты

- приобретут умения и навыки в строевой подготовке

- будут готовы сдать нормативы по физической подготовке

3.

Комплекс организационно-педагогических условий

Формы аттестации/контроля

Порядок

аттестации

учащихся

регламентируется

положением

«Об

аттестации

учащихся»

в

муниципальной

образовательной

организации

«Районный

центр

дополнительного образования» с. Корткерос. Аттестация учащихся включает в себя:

- входной контроль успеваемости учащихся. Форма входного контроля – опрос

- промежуточный контроль успеваемости учащихся.

Форма промежуточной

аттестации – практическая сдача нормативов

-

итоговую

аттестацию

учащиеся

пишут

после

освоения

всего

объема

дополнительной

общеразвивающей

программы.

Форма

итоговой

аттестации

сдача

нормативов, участие в соревнованиях

Учащемуся,

о своившему

полный

курс

обучения

д о п о л н и т е л ь н о й

общеразвивающей

программы,

прошедшему

итоговую

аттестацию,

выдаётся

Свидетельство учреждения.

Вид контроля

Цели и

задачи

Содержание

Формы

Критерии

1 год обучения

Входной

Определить

уровень

знаний по

конкретным

направлениям

программы

.

Проверка

эрудированности

и начитанности

учащихся

Собеседовани

е

1-4

балла: низкий

уровень

знаний.

Учащийся

плохо

п о д г о т о в л е н

к

современной

жизни.

5 - 6

б а л л о в :

средний

уровень

знаний.

Учащийся

имеет

неполное

представление,

но

с т р е м и т с я

к

освоению

определённых

знаний.

7 - 1 0

б а л о в :

высокий

уровень

знаний.

Учащийся

хорошо

начитан,

эрудирован,

имеет

реальные

цели

в

будущей жизни.

Промежуточный

Выявить

уровень ЗУН

по огневой

подготовке

Выполнение

нормативов по

стрельбе

Практическое

занятие

Критерии оценки

уровня

теоретической

подготовки:

- 50 и выше очков

– отлично

- 40- 49 очков –

хорошо

- 30-39 очков –

удовлетворитель

- До 30 очков –

несдача

Промежуточный

Проверить

знания и

умения по

теме:

«Реанимация

»

Проведение

реанимационных

действий на

манекене

«Максим»

Практическое

занятие

-

0-1

ошибка

отлично

-

2-3

ошибки

хорошо

4-

удовлетворительно

-

5

ошибок

-

несдача

Итоговый

Проверить

знания,

умения,

навыки за

учебный год

Стрельба из ПВ,

строевые

элементы на

месте и в

движении,

упражнения по

подтягиванию и

в прессе, работа

с компасом и

вязка узлов,

остановка

кровотечений

различных видов

Сдача

нормативов

-

Н о р м а т и в ы

сборки-разборки

АКМ

* 2 5 - 3 0

с е к

отлично

* 3 1 - 3 5

с е к

хорошо

*36 сек и более –

удовлетворительно

- Стрельба из ПВ:

5зачётных

выстрелов:

*38-50 – отл

*30-37 – хор

*До 30 – удовл

-

С т р о е в а я

подготовка:

*без ошибок – отл

* 1 ошибка – хор

*2 ошибки – удовл

Первая помощь:

-

о с т а н о в к а

кровотечений:

+

(венозного,

капиллярного,

артериального)

* всё правильно –

отл

*1 ошибка – хор

*2 ошибки – удовл

.

Туристическая

подготовка:

- вязка узлов

(прямой,

шкотовый,

проводник,

бул и н ь ,

ш т ы к ,

грейнвайн)

* 1 ошибка – отл

* 2 ошибки – хор

*

3

о ш и б к и

удовл

-

Ф и з и ч е с к а я

подготовка:

Юноши

(подтягивание)

- 13-15 раз – отл

- 10-12 раз – хор

- до 10 – удовл

Девушки

(пресс)

за 30 сек.

- 38-45 раз – отл

- 32-37 – хор

- 28- 31 - удовл

Оценочные материалы

Диагностические материалы 1 года обучения.

Содержание контроля

Входной контроль.

Вопросы для опроса.

1. Какие виды оружия вам известнв?

2. Виды оружия ВОв?

3. Кто такой турист? Виды туризма?

4. Какие снаряжения туриста вы знаете?

5. Перечислите известные вам виды узлов?

6. Первая помощь – это…?

7. Какие виды кровотечения вы знаете?

8. Перечислите известные вам виды оружия массового поражения.

9.Какие средства защиты от ОМП вы заете?

10. Здоровый образ жизни включает в себя…?

На

основе

ответов

учащихся

выявляется

уровень

их

знаний,

необходимых

современному человеку на данном этапе развития общества.

Критерии оценки: учащиеся ответили на:

1-4 балла: низкий уровень знаний. Учащийся плохо подготовлен к современной жизни.

5-6

баллов: средний

уровень

знаний.

Учащийся

имеет

неполное

представление,

но

стремится к освоению определённых знаний.

7-10

балов: высокий

уровень

знаний.

Учащийся

хорошо

начитан,

эрудирован,

имеет

реальные цели в будущей жизни.

Промежуточный контроль за первое полугодие

Форма: Практическое занятие по теме «Огневая подготовка»

Сдача норматива по стрельбе из пневматической винтовки

Расстояние 10 м., мишень № 8, положение «сидя с упора», 10 выстрелов

Критерии:

- 50 и выше очков – отлично

- 40- 49 очков – хорошо

- 30-39 очков – удовлетворительно

- До 30 очков – не сдал

Промежуточный контроль за 2 полугодие

Форма: Практическое занятие по теме «Первая помощь - реанимация».

Возможные ошибки: 1. Неправильное положение тела пострадавшего

2. Не проверен пульс и дыхание

3. Не очищены дыхательные пути

4. Не положен валик под шею

5. Неправильное расположение тела спасателя относительно пострадавшего

6. Неверное положение рук спасателя на груди пострадавшего

7. Не использовано устройства «Рот – устройство- рот»

8. Не произведён выдох в лёгкие пострадавшего

9. Количество нажатий на грудную клетку и глубина продавливания не соответствуют

10. Промежуточный контроль наличия пульса и дыхания отсутствует

Критерии оценивания:

- 0-1 ошибка – отлично

- 2-3 ошибки – хорошо

4- удовлетворительно

- 5 ошибок – несдача

Итоговый контроль

Форма: Сдача нормативов

1.Огневая подготовка:

- нормативы сборки-разборки АКМ

*25-30 сек – отлично

*31-35 сек – хорошо

*36 сек и более – удовлетворительно

- Стрельба из ПВ:

5 зачётных выстрелов:

*38-50 – отл

*30-37 – хор

*До 30 – удовл

2. Строевая подготовка:

- строевой шаг

- отдание приветствия

- повороты на месте

- повороты в движении

- выход из строя и подход к начальнику

*без ошибок – отл

* 1 ошибка – хор

*2 ошибки – удовл

3. Первая помощь:

- остановка кровотечений (венозного, капиллярного, артериального)

* всё правильно – отл

*1 ошибка – хор

*2 ошибки – удовл

4. Туристическая подготовка:

- вязка узлов (прямой, шкотовый, проводник, булинь, штык, грейнвайн)

* 1 ошибка – отл

* 2 ошибки – хор

* 3 ошибки – удовл

5. Физическая подготовка:

Нормативы:

Юноши (подтягивание)

- 13-15 раз – отл

- 10-12 раз – хор

- до 10 – удовл

Девушки (пресс) за 30 сек.

- 38-45 раз – отл

- 32-37 – хор

- 28- 31 - удовл

6. Список литературы.

1.

Беспятов Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков. – Москва,

2006 .

2.

Опыт использования государственной символики в патриотическом воспитании

граждан. – М.: Армпресс, 2007.

3.

Николаев Г. Как воспитать гражданина? – Екатеринбург: Уральский университет,

2004.

4.

Патриотическое воспитание и военно-профессиональная ориентация учащихся,

Москва: Дрофа, 2009.

5.

Журналы ОБЖ 2005-2009 гг.

6.

Письмо Минобороны России, Минобразования России, Госкомолодёжи России,

ГКФТ России №01Р/249 от 23 июня 1997 года, «Примерное положение об оборонно-

спортивном оздоровительном лагере для молодёжи».



В раздел образования