Авторы: Литвиненко Татьяна Владимировна, Коршунова Татьяна Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №2
Населённый пункт: Иркутская обл., Слюдянский р-н, р.п.Култук
Наименование материала: Презентация
Тема: "Организация игрового пространства, способствующего развитию самостоятельности и инициативы у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОГО
ПРОСТРАНСТВА,
СПОСОБСТВУЮЩЕГО РАЗВИТИЮ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И
ИНИЦИАТИВЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ
И З
О П Ы Т А
Р А Б О Т Ы
В О С П И Т А Т Е Л Е Й
М Б Д О У
Д / С
№ 2
Р. П . К У Л Т У К
Л И Т В И Н Е Н К О
Т . В .
И
К О Р Ш У Н О В О Й
Т . В .
Вопросы формирования у детей
самостоятельности и инициативы значимы и
актуальны.
Важные волевые качества, необходимые для
будущей деятельности ребенка -
самостоятельность и инициативность
Современный выпускник детского сада?
•
р е б е н о к
п р о я в л я е т
и н и ц и а т и в у
и
самостоятельность
в
различных
в и д а х
деятельности;
•
самостоятельно
придумывает
объяснения
явлениям природы, поступкам людей;
•
проявляет способность к принятию собственных
решений.
Задача педагогов:
•
создать условия для свободного
в ы б о р а
д е т ь м и
д е я т е л ь н о с т и ,
участников совместной деятельности,
•
для принятия детьми решений,
•
выражения своих чувств и мыслей,
•
поддержка
детской
инициативы
и
самостоятельности
в
разных
видах
д е я т е л ь н о с т и
( и г р о в о й ,
и с с л ед о в ат ел ь с к о й ,
п р о е к т н о й ,
познавательной и т.д. )
Методы и приемы
•
дидактическая игра;
•
продуктивные виды деятельности;
•
трудовая деятельность;
•
проектная деятельность;
•
самоорганизованная деятельность.
САМООРГАНИЗАЦИЯ
—
д е я т е л ь н о с т ь ,
н а пр а вле н н а я
н а
по иск
и
т в о р ч е с к о е
преобразование
действительности,
высокая
а д а п т и в н о с т ь ,
а к т и в н а я
м о б и л и з а ц и я
внутренних ресурсов личности.
С о з д а н и е
в а р и а т и в н о й ,
полифункциональной,
трансформируемой
игровой
среды,
обеспечивающей ребенку
-
познавательную активность,
-
соответствовать его интересам и иметь
развивающий характер.
-
предоставлять
детям
возможность
действовать индивидуально или вместе
с о
с ве р с т н и к а м и ,
н е
н а в я з ы в а я
обязательной совместной деятельности.
Воспитатель может подключиться к деятельности
детей
в
случаях
конфликтных
ситуаций,
требующих вмешательства взрослого, или при
необходимости помочь тому или иному ребенку
войти в группу сверстников.
В сюжетно-ролевой игре выделяем содержание
и способ ролевого взаимодействия,
в
дидактических
играх
помогаем
выделить
и
о с о з н а т ь
п р а в и л а ,
о п р е д е л и т ь
последовательность
действий
и
конечный
результат,
во
время
подвижных
игр
знакомим
с
содержанием правил и требований к игровым
действиям,
раскрываем
смысл
игровой
символики
и
функции
игровых
атрибутов,
помогаем оценить достижения сверстников.
В процессе подготовки детей к игре воспитатель
должен
планировать
систему
педагогических
мероприятий, а не сюжетную линию игры, что
м о ж е т
п р и т о р м о з и т ь
р а з в и т и е
самостоятельности
и
инициативности
детей
в
таком случае.
Самостоятельность развивается у дошкольников в
процессе самодеятельных игр по собственной
инициативе ребенка, его желанию проигрывать
различные
сюжеты,
без
вмешательства
взрослого.
Взрослый
не
должен
слишком
опекать
детей,
выбирать
сам
ведущего,
постоянно
уточнять
правила и делать выводы.
Участники игры должны чувствовать некоторую
свободу.
Что тормозит проявления
самостоятельности у детей?
•
опека, уточнения взрослого,
•
выбор ведущего,
•
навязывание правил и выводов.
Участники игры должны чувствовать
свободу.
П р е д м е т н о - р а з в и в а ю щ а я
с р е д а
организована в группе таким образом,
что каждый ребенок имеет возможность
з а н и м ат ьс я
л юб и м ы м
д ел о м
в
с о о т в е т с т в и и
с о
с в о и м и
индивидуальными
и
воз р а с т н ы м и
о с о б е н н о с т я м и .
Р а з м е щ е н и е
о б о р уд о в а н и я
п о з в о л я ет
д е т я м
объединяться в
подгруппы по общим
интересам, поло-ролевому принципу.
Центр «Семья» -
(сюжетно-ролевые игры)
«Парикмахерская»,
«Больница», «Магазин»,
«Почта», «Пожарные
учения».
Центр «Мы – строители» (конструирование)
-
различные строительные материалы ,
-
виды конструкторов
-
автопарк
-
макеты по дорожному движению
-
мастерская с инструментами.
Центр
двигательной
ак тивности-
спортивное
оборудование,
маски
для
самостоятельных спортивных и подвижных
игр.
Центр исследовательской деятельности.
Центр развивающих игр ( разные виды мозаик,
лото, настольных и дидактических игр).
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Роль
воспитателя
в
процессе
становления детской
самостоятельности
и инициативы
:
•
развитие любознательности,
•
творческого воображения,
•
умственных и художественных
способностей,
•
коммуникативных навыков
СПАСИБО