Напоминание

Реализация принципов природосообразности, культуросообразности через активные формы воспитания учащихся Гимназии №16


Автор: Куликова Галина Алексеевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МОУ "Гимназия № 16"
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Реализация принципов природосообразности, культуросообразности через активные формы воспитания учащихся Гимназии №16
Раздел: среднее образование





Назад




Реализация принципов природосообразности, культуросообразности через активные формы

воспитания учащихся Гимназии №16

Г.А. Куликова, учитель биологии,

г. Волгоград, МОУ Гимназия №16

Одна из главных целей воспитательной работы в нашей гимназии является создание

воспитывающей

среды,

обеспечивающей

активизацию

социальных,

интеллектуальных,

духовно-нравственных интересов учащихся.

Нашими задачами являются:

1.Развитие

общей

культуры

гимназистов

через

традиционные

мероприятия

школы,

выявление и работа с одаренными детьми.

2. Выявление и развитие творческих способностей учащихся путем создания творческой

атмосферы

через

организацию

кружков,

спортивных

секций;

совместной

творческой

деятельности учителей, учеников и родителей.

Учителя нашей гимназии в своей воспитательной работе придерживаются основным

принципам

организации

воспитания

учащихся:

гуманизма,

субъектности,

патриотизма, демократизма,

конкурентоспособности, толерантности, вариативности,

а

так

ж е принципа природосообразности и природоспособности,

который предполагает учет

наклонностей, характера, предпочтений воспитуемых, воспитание ребенка в единстве и

согласии с природой и социумом, в заботе о природной среде, признание ребенка таким,

каков он есть и создание ему доступной зоны развития. И принципа культуросообразности,

который

базируется

на

общечеловеческих

ценностях,

ценностях

и

нормах

общенациональной и этнической культур и региональных традиций, не противоречащих

общечеловеческим

ценностям,

предусматривает

построение

воспитательного

процесса

в

соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни в стране и в отдельном

регионе.

Развитие принципа природосообразности в педагогике еще можно наблюдать в работах

советских педагогов П. П. Блонского, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского,

С. Т. Шацкого и др. Основное внимание при воспитании и обучении ученые уделяли учету

возрастных и индивидуальных особенностей детей.

По мнению Льва Владимировича Мардахаева, доктора педагогических наук,

профессора,

заведующего

кафедрой

социальной

и

семейной

педагогики

Российского

государственного

социального

университета

г.Москва,

сущность

принципа

природосообразности заключается в том, что отношение к человеку должно быть как к

природному существу. Человека следует развивать, совершенствовать только с учетом его

природных возможностей и не более. В противном случае его можно деформировать или

разрушить.

Принцип

природосообразности

диктует

необходимость

тщательного

учета

в

процессе

социально-педагогической

работы

общих

законов

развития

природы

естественных

возможностей

человека.

Соблюдение

этих

требований

позволит

наиболее

полно использовать индивидуальные природные задатки каждого ребенка в процессе их

н ап р а вл е н н о го ,

ц е л е с о о б р а з н о го

и

н а и б ол е е

п ол н о го

р а з в и т и я . Принцип

культуросообразности является продолжением принципа природосообразности. Человек

рождается

как

биологическое

существо,

а

личностью

становится

благодаря

усвоению

социального

опыта

поведения,

который

передается

в

процессе

воспитания

и

развития

личности от одного поколения к другому. Принцип культуросообразности в педагогике был

выдвинут немецким педагогом Фридрихом Вильгельмом Адольфом Дистервегом (1790—

1866), считавшим, что при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и

времени,

в

которых

человек

родился

и

в

которых

ему

предстоит

жить,

то

есть

всю

современную

культуру

в

широком

смысле

слова.

Все

человечество,

каждый

народ

и

отдельное поколение всегда находятся на определенной ступени развития культуры – это

наследие, оставленное потомкам как результат их истории.

В отечественной педагогике идею культуросообразности развивал в трудах К. Д.

Ушинский. По мнению педагога, воспитание образованного человека и гражданина должно

начинаться с умения писать, читать, считать, со знания своей религии, родины, ее природы,

географии, истории, культуры.

В нашей гимназии часто используются нетрадиционные формы воспитания, такие

как: обряды, праздники, народные игры, конкурсы, фестивали, танцы. Они помогают внести

разнообразие в саму систему обучения, улучшают атмосферу и делают ребят активными.

Некоторые педагоги вовлекают в проведение этих мероприятия и родителей.

Именно

современные формы воспитания вносят в саму систему свою «изюминку». В них не дается

оценка непосредственно индивидууму, тут оценивается именно поступок, который совершен.

Дети слушают взрослых только тогда, когда те прислушиваются к ним, сопереживают и

участвуют вместе с ними. Я являюсь активным участником всех общешкольных мероприятий

нашей гимназии.

Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к

литературе и творчеству, привить любовь к обыденным школьным событиям? Как сделать

школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и

учителя, и в качестве актеров, и в качестве зрителей? Таким средством является школьный

театр. Основную задачу педагоги видят в выявлении творчески мыслящих, талантливых

учащихся с активной жизненной позицией, воспитание нравственных качеств личности

воспитанников,

творческих

умений

и

навыков

средствами

театрального

искусства,

организации их досуга путем вовлечения в театральную деятельность.

Ребята

из

театральных

коллективов

Гимназии

работают

три

театральных

кружка:

«Бибигон» — для учащихся 1-4х классов, «Лицедеи» —

для учащихся 5-7х классов,

«Дебют»

для

учащихся

7-11х

классов)

активные

участники

школьных

и

районных

мероприятий.

Театральные

коллективы

Гимназии

активно

участвуют

в

конкурсах

театрального

мастерства,

таких

как

«Рождественские

встречи»,

«Театр

в

объективе»,

«Любовь моя – театр». В городских конкурсах участвовали

и неоднократно побеждали

учащиеся вокального ансамбля «Мечта». В их репертуаре имеются прекрасные бардовские

песни

и

песни

военных

лет.

Выступление

наших

ребят

покоряет

зрителей

легкостью

исполнения, хорошим настроением и отличным пением. В конкурсах участвуют не только

ученики, но и наши педагоги. Так в октябре на базе Гимназии прошел районный конкурс

инсценированной

песни

«Россия

Родина

моя», который

был

организован

в

рамках

городского фестиваля «Сталинградская осень».

Творческий коллектив педагогов и учеников

гимназии представил песню «Деревенька моя» и занял первое место .

Данное музыкальное

произведение было выбрано не случайно, вместе с коллегами мы хотели показать зрителю

ту красоту, теплоту и доброту русской провинции, о которой мы чаще всего забываем. И

делаем это

напрасно,

ведь

у

всех

поэтов-классиков

деревня

была

символом

Родины,

родительского дома и места, куда хочется возвращаться вновь и вновь. Этот номер занял на

городском финальном этапе конкурса 3 место. С целью развития творчества гимназистов у

нас

проходят

фестивали.

Так,

в

сентября

наша

гимназия

превратилась

в

настоящий

арбузный город. Совместными усилиями учащихся и педагогов были созданы шедевры из

арбузной,

фруктовой

и

цветочной

продукции.

Участники

фестиваля

с

1

по

4

классы

демонстрировали

креативные

костюмы,

выполненные

собственными

руками.

В

руках

учащихся

5-8

классов,

участников

конкурса

“Арбуз-Карвинг”,

арбузы

превращались

в

произведения искусства. Учащиеся старшего звена, 9-11 классы, выступили основателями

арбузно-дынных городков и провели увлекательные экскурсии по ним для посетителей

фестиваля. Фестиваль посетили много гостей, в их числе – проректор по учебной работе

Волгоградского

педагогического

университета,

кандидат

педагогических

наук,

доцент

Жадаев

Ю.А..

Юрий

Анатольевич

отметил

важность

проведения

подобного

рода

мероприятий для всестороннего развития личности учащегося в образовательном процессе.

Через культуру и искусство – к миру и взаимопониманию!» — эти слова стали хорошим

девизом традиционного для нашей школы фестиваля национальных культур «Дружба на все

времена», который проводится у нас в апреле месяце вот уже не первый год. Все дни

фестиваля

насыщены творчеством и креативом, на школьной сцене раскрывались новые

таланты, здесь мы можем услышать Аргентинскую песню, испанскую балладу «К морю»,

увидеть настоящий Армянский танец, попробовать вкусности, приготовленные по народным

рецептам.Каждый класс участвует во многих номинациях и активно им в этом помогают их

родители. По положению проведения фестиваля семь номинаций: «Национальный костюм»,

«Национальная

сказка»,

«Песня

на

национальном

языке»,

«Национальное

блюдо»,

«Презентация», «Национальный танец». По итогам проведения фестиваля классы получают

грамоты по каждой из номинации.

В нашей школе учатся дети разных национальностей и разных религий.

«Дружба на все времена» — это не просто слова, это подтвердили участники национального

фестиваля, достойно представившие разные народы и республики.

Вот уже третий год в нашей школе проводится конкурс «Две звезды». В этом году он

состоится 7 марта, накануне Международного женского дня. Конкурс «Две звезды» — самое

непредсказуемое

музыкальное

шоу,

участники

которого

стремятся

доказать

зрителям

и

членам жюри, что именно их дуэт – лучший! Это увлекательное вокальное состязание.

Участниками могут быть учащиеся, учителя и родители. Дуэты – вновь посвятят свое

исполнение песен прекрасной половине человечества. Тема конкурса: «Весны, Вам, ласковой

и нежной!». Выступления участников могут быть о любви, женщине и весне.

Общественная и воспитательная работа ведется не только в стенах гимназии, но и

близлежащих микрорайонах школы, так

силами учащихся и учителей при поддержке

администрации

гимназии

мы

организуем

военно-патриотические

праздники,

так

на

площади перед школой был организован настоящий «Солдатский привал». Для жителей

микроучастка школы была создана атмосфера солдатского быта, активисты из поискового

отряда

«Волга»

представили

выставку

амуниции

и

вооружения

солдат

Красной

Армии

периода 1942-43 годов, учителя физической культуры организовали на спортивном поле

«Школу молодого бойца», все желающие могли подкрепиться в полевой кухне.

На мероприятии присутствовала депутат Волгоградской городской Думы Ирина Николаевна

Фомина. Организуем так же массовые новогодние мероприятия для жителей микроучастка,

в

которые входят обряды, народные игры, танцы, песни.

Как и принято на Руси – из гостей не

уходят с пустыми руками, поэтому в конце мероприятия все ребята одарены сладкими

подарками. С давних времен празднование Масленицы сопровождалось обрядами во имя

урожая, гуляниями, играми, различными забавами. В феврале наша гимназия традиционно

приглашает

жителей

микроучастка

встретиться

с

Масленицей.

В

программе

веселые

персонажи, хороводы, масленичные забавы, песни и, конечно, угощение блинами!

Ребята

сами напекли блинов и вместе с классными руководителями и жителями микроучастка

отведали замечательное лакомство на свежем воздухе!

В одном из праздничных гуляний

принял участие глава Волгограда Андрей Владимирович Косолапов, который поздравил всех

жителей микрорайона с праздником.

Повышение эффективности воспитательной работы – залог успешной реализации

Программы

воспитания.

Мы

ищем

пути

дальнейшего

совершенствования

работы

с

классными

коллективами,

предлагаем

новые

активные

формы

работы

с

детьми

и

их

родителями в целях эффективной реализации Программы воспитания и социализации.



В раздел образования