Автор: Куликова Галина Алексеевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МОУ "Гимназия № 16"
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Реализация принципов природосообразности, культуросообразности через активные формы воспитания учащихся Гимназии №16
Раздел: среднее образование
Реализация принципов природосообразности, культуросообразности через активные формы
воспитания учащихся Гимназии №16
Г.А. Куликова, учитель биологии,
г. Волгоград, МОУ Гимназия №16
Одна из главных целей воспитательной работы в нашей гимназии является создание
воспитывающей
среды,
обеспечивающей
активизацию
социальных,
интеллектуальных,
духовно-нравственных интересов учащихся.
Нашими задачами являются:
1.Развитие
общей
культуры
гимназистов
через
традиционные
мероприятия
школы,
выявление и работа с одаренными детьми.
2. Выявление и развитие творческих способностей учащихся путем создания творческой
атмосферы
через
организацию
кружков,
спортивных
секций;
совместной
творческой
деятельности учителей, учеников и родителей.
Учителя нашей гимназии в своей воспитательной работе придерживаются основным
принципам
организации
воспитания
учащихся:
гуманизма,
субъектности,
патриотизма, демократизма,
конкурентоспособности, толерантности, вариативности,
а
так
ж е принципа природосообразности и природоспособности,
который предполагает учет
наклонностей, характера, предпочтений воспитуемых, воспитание ребенка в единстве и
согласии с природой и социумом, в заботе о природной среде, признание ребенка таким,
каков он есть и создание ему доступной зоны развития. И принципа культуросообразности,
который
базируется
на
общечеловеческих
ценностях,
ценностях
и
нормах
общенациональной и этнической культур и региональных традиций, не противоречащих
общечеловеческим
ценностям,
предусматривает
построение
воспитательного
процесса
в
соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни в стране и в отдельном
регионе.
Развитие принципа природосообразности в педагогике еще можно наблюдать в работах
советских педагогов П. П. Блонского, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского,
С. Т. Шацкого и др. Основное внимание при воспитании и обучении ученые уделяли учету
возрастных и индивидуальных особенностей детей.
По мнению Льва Владимировича Мардахаева, доктора педагогических наук,
профессора,
заведующего
кафедрой
социальной
и
семейной
педагогики
Российского
государственного
социального
университета
г.Москва,
сущность
принципа
природосообразности заключается в том, что отношение к человеку должно быть как к
природному существу. Человека следует развивать, совершенствовать только с учетом его
природных возможностей и не более. В противном случае его можно деформировать или
разрушить.
Принцип
природосообразности
диктует
необходимость
тщательного
учета
в
процессе
социально-педагогической
работы
общих
законов
развития
природы
–
естественных
возможностей
человека.
Соблюдение
этих
требований
позволит
наиболее
полно использовать индивидуальные природные задатки каждого ребенка в процессе их
н ап р а вл е н н о го ,
ц е л е с о о б р а з н о го
и
н а и б ол е е
п ол н о го
р а з в и т и я . Принцип
культуросообразности является продолжением принципа природосообразности. Человек
рождается
как
биологическое
существо,
а
личностью
становится
благодаря
усвоению
социального
опыта
поведения,
который
передается
в
процессе
воспитания
и
развития
личности от одного поколения к другому. Принцип культуросообразности в педагогике был
выдвинут немецким педагогом Фридрихом Вильгельмом Адольфом Дистервегом (1790—
1866), считавшим, что при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и
времени,
в
которых
человек
родился
и
в
которых
ему
предстоит
жить,
то
есть
всю
современную
культуру
в
широком
смысле
слова.
Все
человечество,
каждый
народ
и
отдельное поколение всегда находятся на определенной ступени развития культуры – это
наследие, оставленное потомкам как результат их истории.
В отечественной педагогике идею культуросообразности развивал в трудах К. Д.
Ушинский. По мнению педагога, воспитание образованного человека и гражданина должно
начинаться с умения писать, читать, считать, со знания своей религии, родины, ее природы,
географии, истории, культуры.
В нашей гимназии часто используются нетрадиционные формы воспитания, такие
как: обряды, праздники, народные игры, конкурсы, фестивали, танцы. Они помогают внести
разнообразие в саму систему обучения, улучшают атмосферу и делают ребят активными.
Некоторые педагоги вовлекают в проведение этих мероприятия и родителей.
Именно
современные формы воспитания вносят в саму систему свою «изюминку». В них не дается
оценка непосредственно индивидууму, тут оценивается именно поступок, который совершен.
Дети слушают взрослых только тогда, когда те прислушиваются к ним, сопереживают и
участвуют вместе с ними. Я являюсь активным участником всех общешкольных мероприятий
нашей гимназии.
Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к
литературе и творчеству, привить любовь к обыденным школьным событиям? Как сделать
школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и
учителя, и в качестве актеров, и в качестве зрителей? Таким средством является школьный
театр. Основную задачу педагоги видят в выявлении творчески мыслящих, талантливых
учащихся с активной жизненной позицией, воспитание нравственных качеств личности
воспитанников,
творческих
умений
и
навыков
средствами
театрального
искусства,
организации их досуга путем вовлечения в театральную деятельность.
Ребята
из
театральных
коллективов
(в
Гимназии
работают
три
театральных
кружка:
«Бибигон» — для учащихся 1-4х классов, «Лицедеи» —
для учащихся 5-7х классов,
«Дебют»
—
для
учащихся
7-11х
классов)
активные
участники
школьных
и
районных
мероприятий.
Театральные
коллективы
Гимназии
активно
участвуют
в
конкурсах
театрального
мастерства,
таких
как
«Рождественские
встречи»,
«Театр
в
объективе»,
«Любовь моя – театр». В городских конкурсах участвовали
и неоднократно побеждали
учащиеся вокального ансамбля «Мечта». В их репертуаре имеются прекрасные бардовские
песни
и
песни
военных
лет.
Выступление
наших
ребят
покоряет
зрителей
легкостью
исполнения, хорошим настроением и отличным пением. В конкурсах участвуют не только
ученики, но и наши педагоги. Так в октябре на базе Гимназии прошел районный конкурс
инсценированной
песни
«Россия
–
Родина
моя», который
был
организован
в
рамках
городского фестиваля «Сталинградская осень».
Творческий коллектив педагогов и учеников
гимназии представил песню «Деревенька моя» и занял первое место .
Данное музыкальное
произведение было выбрано не случайно, вместе с коллегами мы хотели показать зрителю
ту красоту, теплоту и доброту русской провинции, о которой мы чаще всего забываем. И
делаем это
напрасно,
ведь
у
всех
поэтов-классиков
деревня
была
символом
Родины,
родительского дома и места, куда хочется возвращаться вновь и вновь. Этот номер занял на
городском финальном этапе конкурса 3 место. С целью развития творчества гимназистов у
нас
проходят
фестивали.
Так,
в
сентября
наша
гимназия
превратилась
в
настоящий
арбузный город. Совместными усилиями учащихся и педагогов были созданы шедевры из
арбузной,
фруктовой
и
цветочной
продукции.
Участники
фестиваля
с
1
по
4
классы
демонстрировали
креативные
костюмы,
выполненные
собственными
руками.
В
руках
учащихся
5-8
классов,
участников
конкурса
“Арбуз-Карвинг”,
арбузы
превращались
в
произведения искусства. Учащиеся старшего звена, 9-11 классы, выступили основателями
арбузно-дынных городков и провели увлекательные экскурсии по ним для посетителей
фестиваля. Фестиваль посетили много гостей, в их числе – проректор по учебной работе
Волгоградского
педагогического
университета,
кандидат
педагогических
наук,
доцент
Жадаев
Ю.А..
Юрий
Анатольевич
отметил
важность
проведения
подобного
рода
мероприятий для всестороннего развития личности учащегося в образовательном процессе.
Через культуру и искусство – к миру и взаимопониманию!» — эти слова стали хорошим
девизом традиционного для нашей школы фестиваля национальных культур «Дружба на все
времена», который проводится у нас в апреле месяце вот уже не первый год. Все дни
фестиваля
насыщены творчеством и креативом, на школьной сцене раскрывались новые
таланты, здесь мы можем услышать Аргентинскую песню, испанскую балладу «К морю»,
увидеть настоящий Армянский танец, попробовать вкусности, приготовленные по народным
рецептам.Каждый класс участвует во многих номинациях и активно им в этом помогают их
родители. По положению проведения фестиваля семь номинаций: «Национальный костюм»,
«Национальная
сказка»,
«Песня
на
национальном
языке»,
«Национальное
блюдо»,
«Презентация», «Национальный танец». По итогам проведения фестиваля классы получают
грамоты по каждой из номинации.
В нашей школе учатся дети разных национальностей и разных религий.
«Дружба на все времена» — это не просто слова, это подтвердили участники национального
фестиваля, достойно представившие разные народы и республики.
Вот уже третий год в нашей школе проводится конкурс «Две звезды». В этом году он
состоится 7 марта, накануне Международного женского дня. Конкурс «Две звезды» — самое
непредсказуемое
музыкальное
шоу,
участники
которого
стремятся
доказать
зрителям
и
членам жюри, что именно их дуэт – лучший! Это увлекательное вокальное состязание.
Участниками могут быть учащиеся, учителя и родители. Дуэты – вновь посвятят свое
исполнение песен прекрасной половине человечества. Тема конкурса: «Весны, Вам, ласковой
и нежной!». Выступления участников могут быть о любви, женщине и весне.
Общественная и воспитательная работа ведется не только в стенах гимназии, но и
близлежащих микрорайонах школы, так
силами учащихся и учителей при поддержке
администрации
гимназии
мы
организуем
военно-патриотические
праздники,
так
на
площади перед школой был организован настоящий «Солдатский привал». Для жителей
микроучастка школы была создана атмосфера солдатского быта, активисты из поискового
отряда
«Волга»
представили
выставку
амуниции
и
вооружения
солдат
Красной
Армии
периода 1942-43 годов, учителя физической культуры организовали на спортивном поле
«Школу молодого бойца», все желающие могли подкрепиться в полевой кухне.
На мероприятии присутствовала депутат Волгоградской городской Думы Ирина Николаевна
Фомина. Организуем так же массовые новогодние мероприятия для жителей микроучастка,
в
которые входят обряды, народные игры, танцы, песни.
Как и принято на Руси – из гостей не
уходят с пустыми руками, поэтому в конце мероприятия все ребята одарены сладкими
подарками. С давних времен празднование Масленицы сопровождалось обрядами во имя
урожая, гуляниями, играми, различными забавами. В феврале наша гимназия традиционно
приглашает
жителей
микроучастка
встретиться
с
Масленицей.
В
программе
веселые
персонажи, хороводы, масленичные забавы, песни и, конечно, угощение блинами!
Ребята
сами напекли блинов и вместе с классными руководителями и жителями микроучастка
отведали замечательное лакомство на свежем воздухе!
В одном из праздничных гуляний
принял участие глава Волгограда Андрей Владимирович Косолапов, который поздравил всех
жителей микрорайона с праздником.
Повышение эффективности воспитательной работы – залог успешной реализации
Программы
воспитания.
Мы
ищем
пути
дальнейшего
совершенствования
работы
с
классными
коллективами,
предлагаем
новые
активные
формы
работы
с
детьми
и
их
родителями в целях эффективной реализации Программы воспитания и социализации.