Автор: Дьякова Надежда Анатольевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МОУ "Гимназия № 16"
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Реализация системно–деятельностного подхода на уроках биологии
Раздел: среднее образование
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках биологии
Дьякова Надежда Анатольевна, учитель биологии
г. Волгоград, МОУ «Гимназия № 16
Тракторозаводского района Волгограда»
В современном образовании проблема повышения качества знаний обучающихся,
развития
их
творческих
способностей
становится
первоочередной.
Современный
выпускник
должен
обладать
стремлением
к
самообразованию,
уметь
принимать
самостоятельные решения, нестандартно и творчески мыслить. Однако,
современные
дети всё чаще обладают рассеянным вниманием и
поверхностной информативностью.
Это последствия чрезмерной «компьютеризации».
В настоящее время в образовании происходит смещение акцента с усвоения фактов
на овладение способами взаимодействия с миром. Современное общество приходит к
осознанию
необходимости
изменить
характер
учебного
процесса
и
применять
новые
способы
деятельности
учащихся.
Большие
надежды
на
качественные
изменения
в
образовательном
процессе
возлагаются
на
стандарты
второго
поколения,
где
методологической основой является системно-деятельностный подход.
Полноценная познавательная деятельность обучающихся выступает главным
условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и
умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке
информации.
Системно-деятельностный
подход позволяет
выделить
основные
результаты
обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий,
которыми должны владеть обучающиеся.
О н
нацелен на развитие личностных качеств
обучающегося.
Не для всех учащихся биология станет ведущей, профилирующей наукой, но
многим ученикам уроки биологии помогут найти себя в этом постоянно меняющемся
мире, научиться самостоятельно мыслить, принимать решения, быть уверенным в себе,
правильно оценить свои интересы и способности. Это обстоятельство меняет требования
и
подходы
в
преподавании
биологии.
От
умений
транслировать
и
формировать
программный объем знаний учитель должен научить обучающихся решать творческие
задачи,
развивать
способности
личности
обучающихся
на
основе
овладения
ими
способами деятельности, и, прежде всего, на основе освоения обобщенных способов
учебной деятельности при изучении конкретного биологического материала.
Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка
как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности,
ставить цели, решать задачи, отвечать за результат.
Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности.
Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков,
учителю
придётся
научиться
организовывать
эти
поиски,
управлять,
развивать
их познавательную деятельность.
Изменяется позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения,
навыки), а с вопросом, а лучше с противоречием.
Новая позиция ученика: самостоятельное познание
мира,
(в специально
организованных для этого условиях).
Учебная задача должна стать задача, решая которую, ребенок выполняет цели
учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
Учебная деятельность — управляемый учебный процесс.
В таких условиях перед учителем встаёт проблема подачи учебного материала.
Частичное решение этой задачи вижу в реализации системно-деятельностного подхода в
обучении биологии. Так как именно системно-деятельностный подход позволяет ученикам
проявить свои индивидуальные способности, обеспечивает рост творческого потенциала,
повышает мотивацию к изучению предмета.
Для реализации системно-деятельностного подхода и повышения мотивации
обучающихся в своей работе я применяю разнообразные виды деятельности: активные
приёмы и методы обучения. Главное - системность их применения на разных этапах урока.
Для достижения этой цели используются различные типологии уроков. Уроки
деятельностной направленности по цели можно разделить на несколько групп:
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых
элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная
цель: формирование
у
учащихся
способностей
к
рефлексии
коррекционно-контрольного
типа
и
реализации
коррекционной
нормы
(фиксирование
собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация
проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, терминов, определений.
3.
Урок
систематизации
знаний
(общеметодологической
направленности).
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и
систематизации
изучаемого
предметного
содержания
и
способностей
к
учебной
деятельности.
Образовательная
цель:
выявление
теоретических
основ
развития
содержательно-
методических
линий
школьного
курса
математики
и
построение
обобщённых
норм
учебной деятельности.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная
цель: формирование
способности
учащихся
к
осуществлению
контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий.
При организации системно–деятельного подхода на уроках биологии я использую
следующие технологии:
Технология личностно-ориентированного обучения, основанного на личностном
подходе.
Данная
технология
позволяет
сформировать
общеучебные
умения:
умение
мыслить,
анализировать,
используется
личностный
опыт
ученика.
Некоторые
обучающиеся знакомы с приусадебным хозяйством и поэтому многие вопросы биологии
растений им хорошо знакомы, интересны и полезны. Например:
Зачем окучивают картофель, капусту?
Почему нужно убирать ботву?
У многих есть домашние животные и им будут интересны вопросы об их поведении,
инстинктах.
А все, что касается самого человека непосредственно всегда вызывает неподдельный
интерес и желание разобраться во всех тонкостях вопросов.
Почему
хорошая
хозяйка
яйца
в
холодильнике
хранит
немытыми,
а
перед
использованием все же моет?
Почему «в темноте все кошки серы»?
Чем отличаются группы крови?
Большинство из этих вопросов учитель вообще не формулирует, они возникают у
самого ученика, а то что интересно ученику, будет хорошо изучено.
Технология разноуровневого обучения. Этот способ обучения я применяю на
всех
этапах
урока.
При
письменном
опросе
использую
карточки
различной
степени
сложности, тесты двух, трех уровней. При закреплении нового материала дифференцирую
вопросы
на
закрепление.
Самостоятельные
и
проверочные работы содержат задания
обязательного уровня, задания повышенного уровня сложности.
На этапе домашнего задания тоже можно применять предлагаемый метод. В
качестве домашнего задания я предлагаю обучающимся приготовить сообщения, рисунки,
гербарии, фотографии, презентации, составить кроссворд, используя материал учебника.
Технология проектного обучения. Использование данной технологии позволяет
ученику
самостоятельно
приобретать
необходимые
знания,
умело
применять
их
на
практике для решения возникающих проблем.
Работа над проектом всегда ориентирована на самостоятельную деятельность
учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное
для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и
месяцев).
Например,
при
изучении
условий
произрастания
растений
в
6
классе,
я
предлагаю на уроке ребятам составить «Памятку садоводу и огороднику». Эту работу, по
желанию, обучающиеся выполняют парами или индивидуально. Результат работы обычно
радует.
Исследовательский метод.
Особое значение в изучении биологии имеет
исследовательский
метод. Как показывает мой опыт, «исследовательское обучение» -
особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к
самостоятельному изучению окружающего, как нельзя лучше решает задачи новой школы.
Раннее
приобщение
детей
к
научно-исследовательской
и
поисковой
деятельности
позволяет
наиболее
полно
определять
и
развивать
интеллектуальные
и
творческие
способности, причем не только в старшей школе, но и в среднем звене.
Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося
готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые
способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Исследовательская
и
проектная
деятельность
учащихся
является
результативным
способом
достижения
одной
из
важнейших
целей
образования:
научить
детей
самостоятельно
мыслить,
ставить
и
решать
проблемы,
привлекая
знания
из
разных
областей; уметь прогнозировать вариативность результатов.
Этот метод дает возможность:
обеспечить овладением методами научного познания в процессе поиска;
сформировать мотивацию, потребность в такого рода деятельности;
дать полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания;
помочь развитию творческого мышления.
Например, для обучающихся, увлеченных биологией, я предлагаю такие темы для
исследований: «Сохранение первоцветов»,
«Рекреационные возможности природных
парков Волгоградской области», «Кожные покровы человека и косметика» и др. Этот
метод помогает не только расширить и углубить биологические знания, но и помогает
обучающимся в выборе будущей профессии.