Напоминание

«Способы повышения мотивации учащихся 5–8 классов при изучении русского языка и литературы. Работа с одаренными детьми»


Автор: Жукова Влада Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ № 6
Населённый пункт: г. Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Способы повышения мотивации учащихся 5–8 классов при изучении русского языка и литературы. Работа с одаренными детьми»
Раздел: среднее образование





Назад




Статья

«Способы повышения мотивации учащихся 5-8 классов

при изучении русского языка и литературы.

Работа с одаренными детьми»

Автор:

Жукова Влада Леонидовна,

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 6 г. Магнитогорска Челябинской области

Часто обучение в школе сводится к запоминанию и воспроизведению стандартных

приёмов действия, типовых способов решения заданий. Это не только убивает у

школьников интерес к обучению, но и может привести к тому, что дети постепенно

потеряют способность к творчеству.

Для того, чтобы школьники творчески мыслили и могли принимать нестандартные

решения, я использую различные творческие задания на уроках русского языка и

литературы (как в класссной, так и в домашней работе) . Настоящий учитель не только

должен дать учащимся глубокие знания по своему предмету, но и развить творческие

способности каждого ребёнка (дети должны уметь решать сложные проблемные ситуации,

мыслить, творить, фантазировать). На это и направлены упражнения, которые мы с

учащимися выполняем и на уроках (в том числе по развитию речи), и во время проведения

внеклассных мероприятий.

Опишу некоторые задания и упражнения, которые я использую в своей работе.

Учащиеся 5 и 6 класса выполняют творческие задания по русскому языку не только на

уроках, но и дома. Например, в качестве домашнего задания, ребятам предлагается

составить свои словарики синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов. Дети

создают своеобразные книжки - малышки по этим темам (в эти книжки ребята записывают

свои примеры и рисуют к ним иллюстрации). В 5 классе мы выполняем такие задания по

темам «Однозначные и многозначные слова», «Прямое и переносное значение слов»,

«Омонимы», «Синонимы» и «Антонимы», а в 6 классе мы продолжаем выполнять

подобные задания уже по новым темам: «Диалектные и профессиональные слова»,

«Заимствованные слова», « Устаревшие и новые слова», Фразеологизмы». После

составления таких словариков на уроках ребята учатся демонстрировать изготовленные

самостоятельно словарики и книжки, у них даже проходит своеобразная «защита» своей

творческой работы, а в кабинете устраивается выставка лучших работ.

Изучая пословицы, мы с ребятами сначала их разбираем и осмысливаем, потом делаем к

ним рисунки (можно вырезать готовые картинки и приклеивать), а затем по этим

пословицам дети пишут мини-сочинения объёмом 50-70 слов на тему: «Как я понимаю

смысл пословицы». К примеру, хорошо работать с такими пословицами, как «Одна голова

хорошо, а две лучше», «На чужой каравай рот не разевай», Кто старое помянет, тому глаз

вон», «С кем поведешься, от того и наберешься», «По одёжке встречают, по уму

провожают», «С глаз долой – из сердца вон!» и др. В качестве домашнего задания ребята

выполняют творческую работу «Создание словарика пословиц». Для этого необходимо

сгруппировать по определенным темам пословицы и записать их в свой словарик, а затем

к каждой группе пословиц сделать рисунок. Группируются пословицы по таким темам: «О

дружбе и любви», «О труде и учебе», «О взаимопомощи» и т.д.

Работая с фразеологизмами, я предлагаю своим ученикам несколько разных заданий.

1задание:

Найти и записать как можно больше фразеологизмов, группируя их по предложенной

теме. Записать все фразеологизмы, в которых говорится:

а) о голове

б) о носе

в) о глазах

г) о языке

д) об ушах

2 задание:

Составить небольшой текст (50 - 70 слов) на предложенную тему, используя в нем

подходящие по смыслу фразеологизмы (не менее 5 фразеологизмов).

Мы составляем тексты на такие темы:

«Один день из школьный жизни», «Как я делаю дома уроки», «Мы с другом отдыхали

летом в деревне», «Как я отмечал свой день рождения» и т.д.

Предварительно мы с ребятами записываем необходимые для работы материалы –

фразеологизмы на разные темы.

3 задание (которое особенно нравится ребятам).

На уроке мы делимся на несколько групп (по 4-6 человек в каждой). Группы получают

задание – листочки, на которых записаны разные фразеологизмы. Сначала ребята

обсуждают свое задание, а затем «изображают» в лицах заданные им фразеологизмы. Чем

больше фразеологизмов ребята угадают и назовут, тем больше заработают баллов.

Точно также мы работаем на уроках литературы с загадками и пословицами – получается

и интересно, и познавательно.

На уроках литературы мы с ребятами часто выполняем такое задание:

выразительно читаем рассказ, обсуждаем его, но до конца не дочитываем. Затем дети

получают задание – дописать рассказ на уроке (5-10 предл жений). Потом дети читают

свои варианты, и только после этого текст дочивается до конца. Такую работу многие

ученики выполняют с удовольствием, поэтому мы начали дописывать разные

произведения, а лучшие работы отправлять на конкурсы. Так, мои ученики придумали

продолжение рассказов В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» и «Фотография, на

которой меня нет», рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор» и повести В.Г.Распутина

«Уроки французского». Эти работы участвовали в разных конкурсах, дети получили

дипломы и грамоты. Сейчас мы с ребятами готовимся к конкурсу, в котором необходимо

сочинить новые истории персонажам сказок Андерсена и братьев Гримм. По условиям

конкурса за основу берется любая сказка этих писателей, а дальше надо придумать новые

приключения сказочным героям (можно даже писать о том, как сами ребята также стали

участниками этих приключений и что с ними происходило).

Также на уроках литературы ребятам нравится составлять сценарии к различным

произведениям. Опишу работу над созданием сценария к поэме М.Ю.Лермонтова

«Беглец». Такая работа выполняется в группах (по 4-5 человек в каждой).

1 этап –( выполняется учителем вместе с учениками) – выразительное чтение и

обсуждение поэмы

(все остальные этапы ребята выполняют самостоятельно в группе)

2 этап – деление поэмы на 10-12 смысловых частей (столько кадров будет в нашем

сценарии)

3 этап – выбор ключевых фраз для каждого кадра

4 этап – изготовление сценария (каждый кадр – это отдельный лист, на котором ребята

расписывают действия поэмы: один кадр – одно действие )

5 этап – иллюстрации к каждому кадру

В результате такой работы получается книжка – сценарий (у каждой группы свой)

Подобные сценарии можно составлять к таким произведениям:

Р.Л.Стивенсон «Вересковый мед», М.Ю.Лермонтов «Мцыри» - (отрывки),

П.П.Бажов «Медной горы хозяйка», С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев», В.П.Астафев

«Васюткино озеро» и др.

С учащимися 8 и 9 класса мы начинаем активно работать со средствами художественной

выразительности.На уроках мы записываем и разбираем различные тропы и фигуры речи,

а вдомашнем задании ребята самостоятельно выписывают примеры к изученным

понятиям из разных текстов. Так, к примеру, мы работали с повестями В.Г.Распутина

«Последний срок», «Прощание с Матерой», «Пожар», «Живи и помни». При выполнении

домашних заданий учащиеся находили и выписывали из текста изученные средства

выразительности. В результате этой работы одна ученица занялась исследовательской

деятельностью и подготовила работу для городской научно-практической конференции по

теме: «Роль средств художественной выразительности в создании образов повести

В.Распутина «Живи и помни». (За эту работу ученица получила Диплом (2 место)

городской научно-практической конференции и Диплом Фестиваля педагогических идей

«Портфолио ученика»). Материалы, предсавленные в этой работе, можно использовать как

на уроках русского языка, так и литературы на разных этапах урока (для изучения нового

материала или закрепления изученного, а также для подготовки к экзамену в 9 и 11 классе

– выполнению тестовых заданий).

Выполнение таких заданий способствует развитию творческих способностей учащихся и

воспитанию активной творческой личности на основе создания максимально

благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого

ребенка. Кроме того эти задания помогают учителю выявлять индивидуальные

особенности учеников и использовать их в учебной деятельности.

Результатом такой работы является заметно повысившийся интерес к знаниям у

большинства учащихся, что способствует развитию творческого мышления, лучшему

усвоению знаний, формированию умений и навыков и повышает качество обученности по

русскому языку и литературе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.

Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. Исследование творчества в науке и обучение творчеству.

М: Научное творчество, 1969.

2.

Бернштейн С.М. Психология научного творчества. // «Вопросы психологии», № 3

1965г.

3.

Бехтерев В.Л. Объективная психология. – М., 1991.

4.

Богоявленская. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002.

5.

Брумлинский

А.В.

Воображение

и

творчество.

//

Проблемы

научного

и

технического творчества. Материал к симпозиуму. – М., 1967.

6.

Винокурова

Н.К.

Развитие

творческих

способностей

учащихся.- М:

Педагогический поиск, 1999.

7.

Воробьёв Г.Г. Школа будущего начинается сегодня. – М., 1991.

8.

Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т.- М., 1983.

9.

Грузенберг С.О. Гений и творчество, Л., 1924.

10.

Гузеев

В.В.

Методы

и

организационные

формы

обучения.- М.:

Народное

образование, 2001.

11.

Капица

П.Л.

Некоторые

принципы

творческого

воспитания

и

образования

современной молодёжи. – ВФ., 1971, №7

12.

Ладыженская Т.А. Творческие диктанты. – М., 1963.

13.

Лернер

И.Я.

Поисковые

задачи

в

обучении

как

средство

развития

творческих

способностей

//

«Народное

творчество»

под

редакцией

С.Р.

Микулинского,

М.Г.

Ярошевского, - М., 1969.

14.

Лернер И.Я. Проблемное обучение, - М.: Знание, 1974.

15.

Лук А. Н. Психология творчества – М., 1978.

16.

Нечаева

Н.В.,

Роганова

З.Н.

Экспериментальная

программа

и

материалы

по

преподаванию русского языка в 5-6 классах. - М., 1996.

17.

Окунев А.А. Спасибо за урок, дети! / Книга для учителя: Из опыта работы. – М.:

Просвещение,1988.

18.

Основные концепции творчества и одаренности / под ред. Д.Б.Богоявленской. М:

Молодая гвардия, 1997.

19.

П.Ф. Ивченков. Обучающие изложения ( 5-9 классы). – М.: Просвещение, 1993.

20.

Пономарёв Я.А. Психология творчества и педагогика. – М.: Педагогика. 1976.

21.

Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. – М., 1941.

22.

Российская педагогическая энциклопедия. 2 т. – М., 1999.

23.

Рычкова

В.В.

Креативность

как

предмет

творческого

о смысления

профессиональных качеств учителя. // Народное Образование Забайкалья: история и

опыт. – Чита, 2000.

24.

Сарапулов В.А. Дидактика: теория и практика обучения . - Чита, 2000.

25.

Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие.-

Ярославль: Академия развития, 1997.

26.

Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1973.

27.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // Избранные педагогические сочинения в

3т. – М., 1979.

28.

Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М., 1980.

29.

Тихомиров

О.

К.

Творчество

человека

и

машины.

//

Проблемы

научного

и

технического творчества. – М., 1967.

30.

Шадриков

В.Д.

О

содержании

понятий

«способности»

и

«одаренность».//

Психологический журнал, 4 т., № 5, 1983, с. 38-46.

31.

Шамардин В.Н. , Тамбовкина Т.И., Суслова Н.П. Школа: от конечного результата к

творческому поиску. – М., 1991.



В раздел образования