Автор: Жукова Влада Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ № 6
Населённый пункт: г. Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Способы повышения мотивации учащихся 5–8 классов при изучении русского языка и литературы. Работа с одаренными детьми»
Раздел: среднее образование
Статья
«Способы повышения мотивации учащихся 5-8 классов
при изучении русского языка и литературы.
Работа с одаренными детьми»
Автор:
Жукова Влада Леонидовна,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 6 г. Магнитогорска Челябинской области
Часто обучение в школе сводится к запоминанию и воспроизведению стандартных
приёмов действия, типовых способов решения заданий. Это не только убивает у
школьников интерес к обучению, но и может привести к тому, что дети постепенно
потеряют способность к творчеству.
Для того, чтобы школьники творчески мыслили и могли принимать нестандартные
решения, я использую различные творческие задания на уроках русского языка и
литературы (как в класссной, так и в домашней работе) . Настоящий учитель не только
должен дать учащимся глубокие знания по своему предмету, но и развить творческие
способности каждого ребёнка (дети должны уметь решать сложные проблемные ситуации,
мыслить, творить, фантазировать). На это и направлены упражнения, которые мы с
учащимися выполняем и на уроках (в том числе по развитию речи), и во время проведения
внеклассных мероприятий.
Опишу некоторые задания и упражнения, которые я использую в своей работе.
Учащиеся 5 и 6 класса выполняют творческие задания по русскому языку не только на
уроках, но и дома. Например, в качестве домашнего задания, ребятам предлагается
составить свои словарики синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов. Дети
создают своеобразные книжки - малышки по этим темам (в эти книжки ребята записывают
свои примеры и рисуют к ним иллюстрации). В 5 классе мы выполняем такие задания по
темам «Однозначные и многозначные слова», «Прямое и переносное значение слов»,
«Омонимы», «Синонимы» и «Антонимы», а в 6 классе мы продолжаем выполнять
подобные задания уже по новым темам: «Диалектные и профессиональные слова»,
«Заимствованные слова», « Устаревшие и новые слова», Фразеологизмы». После
составления таких словариков на уроках ребята учатся демонстрировать изготовленные
самостоятельно словарики и книжки, у них даже проходит своеобразная «защита» своей
творческой работы, а в кабинете устраивается выставка лучших работ.
Изучая пословицы, мы с ребятами сначала их разбираем и осмысливаем, потом делаем к
ним рисунки (можно вырезать готовые картинки и приклеивать), а затем по этим
пословицам дети пишут мини-сочинения объёмом 50-70 слов на тему: «Как я понимаю
смысл пословицы». К примеру, хорошо работать с такими пословицами, как «Одна голова
хорошо, а две лучше», «На чужой каравай рот не разевай», Кто старое помянет, тому глаз
вон», «С кем поведешься, от того и наберешься», «По одёжке встречают, по уму
провожают», «С глаз долой – из сердца вон!» и др. В качестве домашнего задания ребята
выполняют творческую работу «Создание словарика пословиц». Для этого необходимо
сгруппировать по определенным темам пословицы и записать их в свой словарик, а затем
к каждой группе пословиц сделать рисунок. Группируются пословицы по таким темам: «О
дружбе и любви», «О труде и учебе», «О взаимопомощи» и т.д.
Работая с фразеологизмами, я предлагаю своим ученикам несколько разных заданий.
1задание:
Найти и записать как можно больше фразеологизмов, группируя их по предложенной
теме. Записать все фразеологизмы, в которых говорится:
а) о голове
б) о носе
в) о глазах
г) о языке
д) об ушах
2 задание:
Составить небольшой текст (50 - 70 слов) на предложенную тему, используя в нем
подходящие по смыслу фразеологизмы (не менее 5 фразеологизмов).
Мы составляем тексты на такие темы:
«Один день из школьный жизни», «Как я делаю дома уроки», «Мы с другом отдыхали
летом в деревне», «Как я отмечал свой день рождения» и т.д.
Предварительно мы с ребятами записываем необходимые для работы материалы –
фразеологизмы на разные темы.
3 задание (которое особенно нравится ребятам).
На уроке мы делимся на несколько групп (по 4-6 человек в каждой). Группы получают
задание – листочки, на которых записаны разные фразеологизмы. Сначала ребята
обсуждают свое задание, а затем «изображают» в лицах заданные им фразеологизмы. Чем
больше фразеологизмов ребята угадают и назовут, тем больше заработают баллов.
Точно также мы работаем на уроках литературы с загадками и пословицами – получается
и интересно, и познавательно.
На уроках литературы мы с ребятами часто выполняем такое задание:
выразительно читаем рассказ, обсуждаем его, но до конца не дочитываем. Затем дети
получают задание – дописать рассказ на уроке (5-10 предл жений). Потом дети читают
свои варианты, и только после этого текст дочивается до конца. Такую работу многие
ученики выполняют с удовольствием, поэтому мы начали дописывать разные
произведения, а лучшие работы отправлять на конкурсы. Так, мои ученики придумали
продолжение рассказов В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» и «Фотография, на
которой меня нет», рассказа А.И. Куприна «Чудесный доктор» и повести В.Г.Распутина
«Уроки французского». Эти работы участвовали в разных конкурсах, дети получили
дипломы и грамоты. Сейчас мы с ребятами готовимся к конкурсу, в котором необходимо
сочинить новые истории персонажам сказок Андерсена и братьев Гримм. По условиям
конкурса за основу берется любая сказка этих писателей, а дальше надо придумать новые
приключения сказочным героям (можно даже писать о том, как сами ребята также стали
участниками этих приключений и что с ними происходило).
Также на уроках литературы ребятам нравится составлять сценарии к различным
произведениям. Опишу работу над созданием сценария к поэме М.Ю.Лермонтова
«Беглец». Такая работа выполняется в группах (по 4-5 человек в каждой).
1 этап –( выполняется учителем вместе с учениками) – выразительное чтение и
обсуждение поэмы
(все остальные этапы ребята выполняют самостоятельно в группе)
2 этап – деление поэмы на 10-12 смысловых частей (столько кадров будет в нашем
сценарии)
3 этап – выбор ключевых фраз для каждого кадра
4 этап – изготовление сценария (каждый кадр – это отдельный лист, на котором ребята
расписывают действия поэмы: один кадр – одно действие )
5 этап – иллюстрации к каждому кадру
В результате такой работы получается книжка – сценарий (у каждой группы свой)
Подобные сценарии можно составлять к таким произведениям:
Р.Л.Стивенсон «Вересковый мед», М.Ю.Лермонтов «Мцыри» - (отрывки),
П.П.Бажов «Медной горы хозяйка», С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев», В.П.Астафев
«Васюткино озеро» и др.
С учащимися 8 и 9 класса мы начинаем активно работать со средствами художественной
выразительности.На уроках мы записываем и разбираем различные тропы и фигуры речи,
а вдомашнем задании ребята самостоятельно выписывают примеры к изученным
понятиям из разных текстов. Так, к примеру, мы работали с повестями В.Г.Распутина
«Последний срок», «Прощание с Матерой», «Пожар», «Живи и помни». При выполнении
домашних заданий учащиеся находили и выписывали из текста изученные средства
выразительности. В результате этой работы одна ученица занялась исследовательской
деятельностью и подготовила работу для городской научно-практической конференции по
теме: «Роль средств художественной выразительности в создании образов повести
В.Распутина «Живи и помни». (За эту работу ученица получила Диплом (2 место)
городской научно-практической конференции и Диплом Фестиваля педагогических идей
«Портфолио ученика»). Материалы, предсавленные в этой работе, можно использовать как
на уроках русского языка, так и литературы на разных этапах урока (для изучения нового
материала или закрепления изученного, а также для подготовки к экзамену в 9 и 11 классе
– выполнению тестовых заданий).
Выполнение таких заданий способствует развитию творческих способностей учащихся и
воспитанию активной творческой личности на основе создания максимально
благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого
ребенка. Кроме того эти задания помогают учителю выявлять индивидуальные
особенности учеников и использовать их в учебной деятельности.
Результатом такой работы является заметно повысившийся интерес к знаниям у
большинства учащихся, что способствует развитию творческого мышления, лучшему
усвоению знаний, формированию умений и навыков и повышает качество обученности по
русскому языку и литературе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1.
Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. Исследование творчества в науке и обучение творчеству.
М: Научное творчество, 1969.
2.
Бернштейн С.М. Психология научного творчества. // «Вопросы психологии», № 3
1965г.
3.
Бехтерев В.Л. Объективная психология. – М., 1991.
4.
Богоявленская. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002.
5.
Брумлинский
А.В.
Воображение
и
творчество.
//
Проблемы
научного
и
технического творчества. Материал к симпозиуму. – М., 1967.
6.
Винокурова
Н.К.
Развитие
творческих
способностей
учащихся.- М:
Педагогический поиск, 1999.
7.
Воробьёв Г.Г. Школа будущего начинается сегодня. – М., 1991.
8.
Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т.- М., 1983.
9.
Грузенберг С.О. Гений и творчество, Л., 1924.
10.
Гузеев
В.В.
Методы
и
организационные
формы
обучения.- М.:
Народное
образование, 2001.
11.
Капица
П.Л.
Некоторые
принципы
творческого
воспитания
и
образования
современной молодёжи. – ВФ., 1971, №7
12.
Ладыженская Т.А. Творческие диктанты. – М., 1963.
13.
Лернер
И.Я.
Поисковые
задачи
в
обучении
как
средство
развития
творческих
способностей
//
«Народное
творчество»
под
редакцией
С.Р.
Микулинского,
М.Г.
Ярошевского, - М., 1969.
14.
Лернер И.Я. Проблемное обучение, - М.: Знание, 1974.
15.
Лук А. Н. Психология творчества – М., 1978.
16.
Нечаева
Н.В.,
Роганова
З.Н.
Экспериментальная
программа
и
материалы
по
преподаванию русского языка в 5-6 классах. - М., 1996.
17.
Окунев А.А. Спасибо за урок, дети! / Книга для учителя: Из опыта работы. – М.:
Просвещение,1988.
18.
Основные концепции творчества и одаренности / под ред. Д.Б.Богоявленской. М:
Молодая гвардия, 1997.
19.
П.Ф. Ивченков. Обучающие изложения ( 5-9 классы). – М.: Просвещение, 1993.
20.
Пономарёв Я.А. Психология творчества и педагогика. – М.: Педагогика. 1976.
21.
Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. – М., 1941.
22.
Российская педагогическая энциклопедия. 2 т. – М., 1999.
23.
Рычкова
В.В.
Креативность
как
предмет
творческого
о смысления
профессиональных качеств учителя. // Народное Образование Забайкалья: история и
опыт. – Чита, 2000.
24.
Сарапулов В.А. Дидактика: теория и практика обучения . - Чита, 2000.
25.
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие.-
Ярославль: Академия развития, 1997.
26.
Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1973.
27.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // Избранные педагогические сочинения в
3т. – М., 1979.
28.
Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М., 1980.
29.
Тихомиров
О.
К.
Творчество
человека
и
машины.
//
Проблемы
научного
и
технического творчества. – М., 1967.
30.
Шадриков
В.Д.
О
содержании
понятий
«способности»
и
«одаренность».//
Психологический журнал, 4 т., № 5, 1983, с. 38-46.
31.
Шамардин В.Н. , Тамбовкина Т.И., Суслова Н.П. Школа: от конечного результата к
творческому поиску. – М., 1991.