Напоминание

"Здравствуй, лес, здравствуй, матушка – природа"


Автор: Чистякова Ирина Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад комбинированного вида МДОУ №79
Населённый пункт: г. Раменское, Московская область
Наименование материала: Сценарий игры – викторины по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Тема: "Здравствуй, лес, здравствуй, матушка – природа"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сценарий

игры

викторины

по

экологическому

воспитанию

детей

старшего

дошкольного

возраста

на

тему

"

Здравствуй

,

лес

,

здравствуй

,

матушка

природа

".

Автор: Чистякова Ирина Вячеславовна, воспитатель МДОУ №79, Детский сад

комбинированного вида; Раменский район, Московской области.

Описание материала: материал будет полезен педагогам дошкольных

образовательных учреждений при проведении экологических проектов, акций,

развлечений. Данное мероприятие рекомендуется проводить с детьми старшей

группы.

Цель: формирование экологических знаний, нравственно – ценностного отношения к

природе.

Задачи:

Образовательные: расширять представления о лесе и его обитателях.

Развивающие: развивать познавательный интерес, любознательность, обогащать

словарный запас детей.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, понимание необходимости

сохранения его целостности, умение вести себя в лесу.

Предварительная работа:

экскурсия в лес, просмотр иллюстраций с изображением различных видов деревьев,

просмотр альбомов "Дикие животные", "Птицы", "Насекомые", конкурс рисунков о

природе, чтение произведений русских писателей и поэтов о природе.

Оборудование: круги зеленого и красного цвета, картинки с изображением животных,

насекомых, птиц, грибов, цветов, "шапочки" ягод, цветы, вырезанные из картона по

количеству детей, листья деревьев (клена, дуба, березы, осины), карточки с

изображением следов животных, жетоны, корзинка с природным материалом.

Участники: ведущий, дети, Лесовичок, лиса.

Ход викторины.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Летний теплый ветерок принес в детский сад

кленовый листок. На нем написано приглашение от старичка Лесовичка. Он

приглашает нас в лес за загадками.

Хоровод: "В лес пошли мы гулять"("Лес поет" О. Фельцмана)

Ведущий: Вот и пришли мы на цветочную поляну. Правда, здесь очень красиво?

Деревья стоят зеленые, на поляне цветы...Ах, как хорошо дышится!

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре?

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится:

Что за зверь, какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты ведь знаешь - мы свои! (С. Погореловский)

(Появляется Лесовичок)

Лесовичок: Добрый день, ребята! Вы меня узнали? Я - Лесовичок, хозяин леса. Я рад,

что вы пожаловали на лесную полянку. знаете ли вы, что лес - это ваш большой и

настоящий друг? Лес - живой. И как всему живому, ему необходимо солнце, которое

дарит тепло и свет, вода и почва для роста растений и жизни животных, чистый воздух,

а еще покой и тишина. Люди часто не задумываются о том, как легко могут нанести

вред лесу и его обитателям. А как вы себя ведете в лесу. Прежде чем отправиться по

лесу искать загадки, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Дидактическая игра: "Экологический светофор"

(Лесовичок перечисляет, что можно делать в лесу, а чего нельзя. Дети в

соответствии с этим поднимают зеленый или красный кружок)

- Можно (нельзя) ломать ветки;

- оставлять после себя мусор;

- разорять гнезда и муравейники;

- кувыркаться в траве;

- собирать ягоды;

- уничтожать ядовитые грибы;

- разжигать костры;

- отдыхать на пне и т. д.

Лесовичок: Правильно. И запомните еще несколько правил:

Отправляясь в лес гулять,

Попрошу не забывать

Правила лесные,

Незатейливые, простые.

Деревья, ветки не ломай,

Мусора в лесу не оставляй,

Зря костров не разводи,

Очень громко не кричи.

Бабочек ты не лови,

Не для этого они.

Ты в лесу лишь гость,

Главные там дуб и лось.

Берегите зеленый лес

И он откроет много тайн и чудес!

Лесовичок: Итак, первая моя загадка будет о наших пернатых друзьях. Кого мы

называем пернатыми?

Дети: Птиц.

(На мольберте дети выбирают из нескольких соответствующую картинку)

- Каких птиц вы знаете? (Ответы детей).

- Какие птицы зимуют в наших краях? (Ворона, воробей, сорока, дятел и т. д.)

- Какая птица подбрасывает своих птенцов в чужие гнезда? (Кукушка)

- Какая птица весь день стучит по дереву? (Дятел)

- Какая птица селится на крышах домов и, по преданию, приносит счастье в дом?

(Аист)

- У какой птицы очень длинная шея и ноги? (Журавль)

- Какая птица охотится ночью? (Сова)

Подвижная игра «Совушка»

Обозначается «гнездо совы». В гнезде помещается водящий совушка. Остальные

дети изображают птиц, бабочек, жуков - разлетаются по поляне.

На слова воспитателя: «Ночь наступает, все засыпает» - дети замирают в тех

позах, в которых их застала ночь. Совушка в это время тихо вылетает на охоту -

ходит, медленно размахивая руками, и забирает мотыльков и жучков, которые

пошевелились. Отводит их в своё гнездо. Совушка ловит до тех пор, пока

воспитатель не скажет: «День». Тогда она возвращается к гнезду, а мотыльки и

жучки снова начинают летать. Совушка выходит на охоту два-три раза. Потом

выбирают нового ведущего, и игра начинается сначала.

Лесовичок: Итак, следующая загадка.

Растет в траве Аленка

В красной рубашонке,

Кто не пройдет,

Всяк поклон отдает. (Ягода)

(Дети выбирают картинку с изображением ягод)

Земляника:

Ягодку сорвать легко —

Ведь растет невысоко.

Под листочки загляни-ка —

Там созрела... (земляника)

Ежевика:

Вкус ягоды хорош,

Но сорви ее пойди - ка:

Куст в колючках будто еж -

Вот и назван .... (ежевика)

Клюква:

Я красна, я кисла,

На болте я росла,

А дозрею под снежком,

Ну - ка, кто со мной знаком?

Черника:

Под листом на каждой ветке

Сидят маленькие детки,

То, кто деток соберет,

Руки вымажет и рот.

Малина:

Бусы красные висят,

Из кустов на вас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

Хоровод: "По малину в сад пойдем".

Лесовичок: Следующую загадку вам предстоит отыскать самим. Для этого вам нужно

повернуться вправо, сделать три шага вперед и найти дубовый листок. На нем и будут

написаны загадки.

(Дети выполняют задание, среди листьев разных деревьев находят лист дуба, на

котором написаны загадки про насекомых).

1.От цветка к цветку порхает,

а присядет, отдыхает. (Бабочка)

2.На ромашку у ворот

Опустился вертолет -

Золотистые глаза.

Кто же это?... (Стрекоза)

3.Я работаю в артели

У корней мохнатой ели,

По буграм тащу бревно -

Больше плотника оно. (Муравей)

4.По цветам летает,

Мед собирает. (Пчела)

5.Прыгает пружинка -

Зеленая спинка -

С травы на былинку,

С ветки на тропинку. (Кузнечик)

6.Летит, пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упусти,

Сядет и укусит. (Комар)

Игра малой подвижности: "Поймай комара".

Дети стоят в кругу. В центре круга- водящий. У водящего в руке палка с

привязанной к ней веревочкой. На конце веревки - комар вырезанный из бумаги.

Водящий крутит веревку с комаром над головами детей. Те в свою очередь

стараются поймать руками комара.

Лесовичок: Слушайте внимательно и ищите следующую загадку.

Из нарядной яркой чашки

Угощаются букашки.

(Цветок)

Цветочные загадки

1.Белые горошки

На зелёной ножке. (Ландыш)

2.Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдёшь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (Василёк)

3.Стоят в лугах сестрички —

Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)

4.Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет. (Колокольчики)

5.Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок —

Остался стебелёк. (Одуванчик)

Танцевальный конкурс.

Детям кладут на голову картонные цветы и по сигналу ведущего они начинают

танцевать под музыку, не касаясь цветов руками. Побеждает тот, кто

протанцует дольше всех, не уронив цветка.

Лесовичок: Следующая загадка от старичка Лесовичка. (Показывает картинки с

изображением следов животных) Как вы думаете, что это такое?

Дети: Следы животных.

Игра: «Чьи следы?»

Дети по очереди из «Волшебного мешочка» вытягивают карточки с изображением

следов и отвечают, кому они принадлежат. За правильные ответы начисляются

жетоны.(Ответы детей: лось, кабан, лиса, заяц и др.)

Загадки о животных

1.Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)

2.Когда я голодный меня не встречай,

Щелкну зубами, съем невзначай.(Волк)

3.Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

4.Лежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала. (Ёж)

5. Рыжая плутовка,

Хитрая да ловкая,

В сарай попала,

Кур пересчитала. (Лиса)

Лесовичок: А вот и жительница леса - Лисонька. (Выходит ребенок в костюме лисы)

Лисонька, ты не серчай,

Вместе с нами поиграй.

Подвижная игра: "Хитрая лиса"

Играющие стоят в кругу. В стороне, вне круга, обозначается дом лисы. По сигналу

воспитателя дети закрывают глаза, а педагог обходит их с внешней стороны

круга и дотрагивается до одного из играющих, который становится водящим -

хитрой лисой. Затем дети открывают глаза, хором три раза спрашивают:

"Хитрая лиса, где ты?" После третьего вопроса хитрая лиса выбегает на середину

круга, поднимает руки вверх и говорит"Я здесь!" Все играющие разбегаются, а лиса

их ловит.

Лесовичок:

В лесу под елкой крошка,

Шапка да ножка. (Гриб).

(Дети выбирают соответствующую картинку)

Лесовичок: Молодцы, ребята, хорошо загадки ищете. Слушайте загадки грибные.

- Бывают грибы съедобные, а бывают — ... (Несъедобные).

- Грибы, имеющие особый рыжеватый цвет. (Рыжики).

- Соседи березы. (Подберезовики).

- Чаще всего они растут под осиной, но встречаются под березами и дубами.

(Подосиновики).

- Смертельно ядовитые грибы, «родственники» мухомора. (Бледные поганки).

- Быстро спасут от голода в лесу. (Сыроежки).

- Съедобные грибы, которые выращивают круглый год. (Шампиньоны).

- Самые красивые ядовитые грибы. (Мухоморы).

Игра - эстафета: "Собери грибы".

Дети делятся на две команды. На полянке (два обруча) расставлены грибы. По

сигналу ведущего дети бегут к обручам, берут гриб и кладут в корзину. После чего

возвращаются, передают корзину другому игроку. Игра продолжается до тех пор,

пока все игроки не сорвут гриб.

Ведущий: Ребята, заканчивается наше путешествие. Я, думаю, вы теперь станете

настоящими друзьями леса, будете беречь его и любить.

1.ребенок:

Красота родной природы -

Это реки и леса

И озера, и болота,

И блестящая роса,

Даже малая улитка,

Даже маленький сверчок -

Все напомнят о природе,

Даже скрученный сучок.

2.ребенок:

Красота родной природы -

Это небо и земля,

И реки водовороты,

И цветущие поля.

Ведущий:

Для чего нужен лес?

Дети:

- лес нужен нам для отдыха;

- лес сохраняет от высыхания реки;

- дает планете чистый воздух;

- кормит людей и животных.

Лесовичок:

Не разрушайте этот дом,

Девчонки и мальчишки

Иначе эти чудеса

Останутся лишь в книжках.

На прощание я хочу вам сделать подарок, надеюсь он вам пригодится. (Вручает

корзину с природным материалом).

Дети и ведущий возвращаются в д/сад.



В раздел образования