Автор: Макарова Алеся Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №24"
Населённый пункт: город Новодвинск, Архангельская область
Наименование материала: статья
Тема: Значение сенсорного развития в раннем возрасте
Раздел: дошкольное образование
ЗНАЧЕНИЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
Значение
сенсорного
развития
в
раннем
возрасте
трудно
переоценить.
Именно
этот
возраст
наиболее
благоприятен
для
совершенствования
деятельности
органов
чувств,
накопления представлений об окружающем мире. А.П. Усова верно указывала, что 9/10
накопленного умственного багажа детей дошкольного возраста составляют чувственно
воспринимаемые впечатления.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно
необходимо
для
успешного
обучения
ребенка.
С
восприятия
предметов
и
явлений
окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе
образов восприятия, являются результатом их переработки. Профессор Н.М. Щелованов
называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития. Именно на сенсорном
развитии сосредоточили свое внимание отечественные и зарубежные ученые, так как оно
имеет
огромное
значение
на
определенном
этапе
развития
ребенка.
Выдающиеся
зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О.
Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и
психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э.
Г.
Пилюгина,
Н.
Б.
Венгер
и
др.)
справедливо
считали,
что
сенсорное
развитие,
направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной
из основных сторон дошкольного воспитания. От того, как ребенок мыслит, видит, как он
воспринимает
мир
осязательным
путем,
во
многом
зависит
его
сенсорное
развитие.
Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно
он будет овладевать новым в зрелом возрасте. Сенсорное развитие ребёнка - это развитие
его
восприятия
и
формирование
представлений
о
внешних
свойствах
предметов;
их
форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. п. Знакомя детей с различными
свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий.
Главное, чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действия с ними.
Ведущим
видом
деятельности
и
основой
становления
ребёнка
до
трёх
лет
является
предметная дидактическая игра. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает
все сенсорные эталоны. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного
развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка
вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая
огонёк пытливости и любознательности», считал В. А. Сухомлинский.
В ФГОС ДО определены целевые ориентиры образования в младенческом и раннем
возрасте,
одними
из
которых
являются:
«...
ребенок
интересуется
окружающими
предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками
и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата
своих
действий;
использует
специфические,
культурно
фиксированные
предметные
действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и
умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится
проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; владеет активной речью,
включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь
взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек...
Это еще раз подчеркивает важность и актуальность развития сенсорных навыков ребёнка
раннего возраста. Важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически
включалось
во
все
моменты
жизни
малыша,
прежде
всего
в
процессы
познания
окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.
Поэтому
целью
деятельности
по
самообразованию
стало
обеспечение
накопления
представлений
у
детей
раннего
возраста
о
форме,
цвете,
величине
предметов,
их
свойствах,
которые
составляют
фундамент
общего
умственного
развития
ребенка
и
являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи: формировать представления о
цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве; развивать сенсорные
способности
у
детей
раннего
возраста
через
дидактические
игры;
упражнять
в
установлении сходства и различия между предметами; способствовать развитию у детей
обследовательских
умений
и
навыков;
развивать
мелкую
моторику
рук;
воспитывать
познавательный
интерес,
любознательность;
повышать
уровень
педагогической
компетентности
родителей
по
формированию
представлений
о
сенсомоторной
деятельности детей; оказывать родителям помощь в изготовлении дидактических игр для
развития сенсорных способностей детей.
В
качестве
предполагаемого
результата
деятельности
по
теме
самообразования
было
выделено:
создание
развивающей
предметно-пространственной
среды
для
успешной
организации
сенсорного
развития
детей;
пополнение
сенсорной
зоны
новым
оборудованием, играми; презентация для родителей; фотовыставка «Играем вместе».
Работа по теме самообразования включила 3 этапа.
На подготовительном этапе были изучены современные требования к содержанию и
организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие со
ФГОС ДО, литература по теме. Центр сенсорного развития пополнен новыми играми,
сделанными своими руками и руками родителей.
Основной этап включил работу с детьми, такую как: непосредственно образовательная
деятельность, игры – экспериментирования, наблюдения, дидактические игры.
Ниже представлены некоторые дидактические игры по развитию сенсорных способностей
детей раннего возраста, используемые нами в педагогической деятельности:
Игры для развития зрительного восприятия: «Цветные фигуры-вкладыши».
Цель:
Развивать
у
детей
сенсомоторной
координации
пальцев
рук
и
сенсорных
представлений.
Игры для развития осязательного восприятия: «Игры с песком».
Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение у детей от
нахождения «сюрприза», познакомить с формой: круг, квадрат, треугольник, развивать
мелкую моторику.
1 вариант: сюрприз – игрушки
2 вариант: сюрприз – геометрические формы.
Игры-экспериментирования: «Кто живёт в воде».
Цель: развивать познавательный интерес и воображение у детей раннего возраста.
Игры для развития мелкой моторики и орудийных действий: «Застёжки», «Прищепки».
Цель: упражнять в различении четырёх основных цветов, формы: квадрат, круг; развивать
мелкую моторику, координацию движений рук.
Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, что каждая игра
полезна для умственного развития детей и их воспитания.
На практическом этапе в организации совместной деятельности и дидактических игр были
применены эффективные методы и приемы:
Словесные
(беседа,
объяснения,
указания,
вопросы,
напоминания,
использование
художественного слова - стихов, загадок, считалок, песенок).
Наглядные
(использование
дидактического
материала,
картин,
картинок,
игрушек,
вещей предметов с ярко выраженными цветом, формой, величиной, показ образца, показ
способа действия).
Практические
(действия
ребенка
с
предметами,
обследование
предметов
с
использованием различных рецепторов, продуктивная деятельность детей).
Игровые (игровая деятельность).
Нами
организовано
взаимодействие
с
родителями:
была
проведена
консультация
«Развитие
восприятия
цвета
детьми
раннего
возраста»,
состоялись
беседы
о
роли
развивающих
игр
для
малышей,
была
представлена
наглядная
информация:
папки-
передвижки:
«Значение
сенсорного
воспитания
в
познавательном
развитие
детей»,
«Дидактическая игра – в жизни ребенка».
Родители активно привлекались к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития
детей.
На заключительном этапе были проанализированы результаты работы.
В
ходе
работы
по
теме
самообразования
были
созданы
условия,
обеспечивающие
эффективное использование дидактических игр.
На сегодняшний день дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их
свойствам; с удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя
эмоции
радостного
удивления
и
словесную
активность;
способны
целенаправленно
наблюдать
за
объектами
организованного
восприятия;
умеют
выполнять
простейший
сенсорный
анализ;
стремятся
передавать
отношение
цветов,
размеров
и
форм
в
изобразительной и конструктивной деятельности; дети научились играть в дидактические
игры. Они любопытны, активны, эмоциональны, общительны.
У родителей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Они научились создавать
дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их. Родители проявляют
интерес
в
дальнейшем
развитии
своих
детей.
Это
проявляется
в
выполнении
рекомендаций педагогов. Они чаще стали задавать вопросы, систематически присутствуют
на консультациях и беседах, с большим желанием откликаются на просьбы.
В заключение хочется сказать, что роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень
велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и
расширить
его
кругозор.
Дидактические
игры
выполняют
функцию
-
контроль
над
состоянием сенсорного развития детей.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного
воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения
дидактических игр можно добиться сенсорного развития.
Литература:
1. Батаева Т.В. Развитие восприятия у детей. - М., 1990
2. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. - М., 1983.
3. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. - М., 1996.
4.
Сенсорные
способности
малыша:
Игры
на
развитие
восприятия
цвета,
формы
и
величины
у детей раннего возраста: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей. - М.: Просвещение:
АО «Учеб. лит.», 1996.
5. Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» -
Синтез 2009 г.