Напоминание

"Электрические чудеса"


Авторы: Фатхутдинова Светлана Михайловна, Михайлова Альевтина Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №30 "Белочка"
Населённый пункт: г. Набережные Челны Татарстан
Наименование материала: Проект
Тема: "Электрические чудеса"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-

речевому направлению развития детей №30 «Белочка» г. Набережные Челны РТ

Проект

исследовательской деятельности

Участники проекта: Степанов Никита (7 лет)

Абдуллин Ильяс (6 лет)

Мингазов Алмаз (7лет)

Кулагин Евгений (7 лет)

Рахимуллина Вика (6 лет)

Шакирова Алина (7лет)

Руководители проекта:

Фатхутдинова С.М.- воспитатель,

стаж 7 лет, высшее образование.

Михайлова А.В. воспитатель,

стаж 22 года, высшее образование.

г.Набережные Челны

2018 г.

ПРОЕКТ «Электрические чудеса»

Вид проекта. Исследовательский

Продолжительность проекта: долгосрочный (январь- февраль)

Авторы проекта: Степанов Никита, Абдуллин Ильяс, Кулагин Евгений,

Шакирова Алина, Рахимуллина Вика, Мингазов Алмаз.(дети подготовительной

к школе группы №11 МБДОУ «Детский сад №30 «Белочка»)

Руководители проекта: Фатхутдинова Светлана Михайловна, Михайлова

Альевтина Владимировна, воспитатели МБДОУ «Детский сад №30 «Белочка»

города Набережные Челны Республики Татарстан

Участники проекта: Дети, родители, воспитатели группы №11

Актуальность.

В

нашей

жизни

мы

постоянно

встречаемся

с

электричеством

-

это

разнообразные электроприборы (телевизоры, компьютеры, электрочайники и т.

д.).

Электричество

очень

опасно

и

шутить

с

ним

нельзя.

В

работе

с

электроприборами необходимо соблюдать технику безопасности. Но родители

нам сказали, что есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет

повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно

поиграть. Но как его можно получить мы не знали. И поэтому м ы решили

поближе

познакомиться

с

образованием

этой

энергии,

а

называется

оно

-

статическим.

Цель исследования.

Познакомиться со статическим электричеством.

Задачи исследования.

• Что такое статическое электричество?

• Где оно живет?

• Как можно с ним «поиграть»?

Гипотеза исследования.

(ожидаемый результат)

1. Статическое электричество образуется в результате трения некоторых

предметов.

Методы и приемы исследования: Беседа, наблюдение, эксперименты.

Этапы исследования.

1.

Подготовительный

- Выдвижение гипотезы

- Формулировка целей и задач

-Построение плана реализации проекта

- Исследование проблемы

- Просмотр мультипликационных фильмов «Фиксик», «Смешарики»,

«Уроки тетушки Совы».

- Просмотр научно-познавательных передач «Профессор Почемучкин»,

«Галилео», «Забавная наука».

- Просмотр книг, энциклопедий, научных журналов для детей.

2.Основной

- Опыт «Понятие об электрических зарядах».

-Опыт «Танцующая фольга».

- Опыт «Прыгающие хлопья».

- Опыт «Поможем Золушке». Способ разделения перемешанных соли и

перца».

- Опыт «Гибкая вода».

- Опыт «Ожившие волосы».

- Опыт «Бумажный кораблик».

- Опыт «Электрический спрут».

3.Заключительный

-Составление презентации.

-Защита проекта

Описание реализации проекта:

Ребенок:- Как-то мы услышали выражение статическое электричество. Мы

решили узнать, что же это такое и обратились к нашим родителям. Вместе с

ними мы открыли интернет и заглянули в научные журналы и книги и стали

читать и рассматривать иллюстрации. Потом вечером мы посмотрели детские

передачи «Профессор Почемучкин», «Галилео», «Забавная наука». И вот что мы

узнали.

Ребенок: - Статическое электричество – это форма электричества, которое не

течет,– это «отдыхающее» электричество. Все предметы имеют положительный

электрический заряд и отрицательный заряд.

Ребенок: - Статическое электричество легко получить, если потереть один о

другой

два

предмета

(сделанные

из

определенных

материалов):

при

этом

электроны с одного предмета переходят на другой, в результате чего один

предмет приобретает положительный заряд, а другой отрицательный.

Ребенок:

-

Положительно

и

отрицательно

заряженные

объекты

притягиваются друг к другу, как магнит, – поскольку один из них желает

сбросить

лишние

электроны,

а

другой,

наоборот,

получить

их.

Когда

статическое

электричество

становится

достаточно

мощным,

электроны

перескакивают

с

одного

предмета

на

другой

в

таком

количестве,

что

это

порождает видимую электрическую искру (электрический разряд).

Ребенок: - А если одним из объектов, между которыми перескакивают

электроны,

являетесь

вы,

то

вы

почувствуете

легкий

«удар».

Вы

можете

почувствовать это, когда снимаете шерстяную кофту, одетую на синтетическую

футболку.

2 этап. Практическое исследование проблемы.

Ребенок:

-

Чтобы

понять,

как

получается

статическое

электричество

необходимо провести опыты и в этом нам помогли Светлана Михайловна и

Альевтина

Владимировна,

наши

воспитатели.

Они

подобрали

опыты

и

необходимый материалы. И мы приступили к интересным исследованиям.

1.Опыт «Понятие об электрических зарядах»

Цель: посмотреть, что будет в результате контакта между двумя различными

предметами, возможно разделение электрических разрядов.

Материал и оборудование:

Воздушный шарик.

Шерстяной шарф.

Начинаем эксперимент:

- Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной шарф и

попробуем

дотронуться

шариком

до

различных

предметов

в

комнате.

Получился настоящий фокус! Шарик начинает прилипать буквально ко всем

предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное – ко мне. Почему?

- Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический

заряд. Но есть предметы, например - шерсть, которые очень легко теряют свои

электроны.

В

результате

контакта

между

шариком

и

шерстяным

шарфом

происходит разделение электрических разрядов. Часть электронов с шерсти

перейдет на шарик, и он приобретет отрицательный статический заряд. Когда

м ы приближаем отрицательно заряженный шарик к некоторым нейтральным

предметам, электроны в этих предметах начинают отталкиваться от электронов

шарика

и

перемещаться

на

противоположную

сторону

предмета.

Таким

образом,

верхняя

сторона

предмета,

обращенная

к

шарику,

становится

заряженной положительно, и шарик начнет притягивать предмет к себе. Но

если подождать подольше, электроны начнут переходить с шарика на предмет.

Таким образом, через некоторое время шарик и притягиваемые им предметы

снова станут нейтральными и перестанут притягиваться друг к другу. Шарик

упадет.

Вывод: В результате контакта между двумя различными предметами возможно

разделение электрических разрядов.

2.Опыт «Танцующая фольга»

Цель: узнать, что разноименные статические заряды притягиваются друг к

другу, а одноименные отталкиваются.

Материал и оборудование:

Тонкая алюминиевая фольга (обертка от шоколада).

Ножницы.

Пластмассовая расческа.

Бумажное полотенце.

Начинаем эксперимент:

-Нарежем алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет)

очень узкими и длинными полосками. Высыпаем полоски фольги на бумажное

полотенце. Проведем несколько раз пластмассовой расческой по своим волосам,

а

затем

поднесем

ее

вплотную

к

полоскам

фольги.

Полоски

начнут

«танцевать». Почему так происходит?

Волосы, о которые мы потерли пластмассовую расческу, очень легко теряют

свои электроны. Их часть перешла на расческу, и она приобрела отрицательный

статический

заряд.

Когда

мы

приблизили

расческу

к

полоскам

фольги,

электроны в ней начали отталкиваться от электронов расчески и перемещаться

на противоположную сторону полоски. Таким образом, одна сторона полоски

оказалась заряжена положительно, и расческа начала притягивать ее к себе.

Другая

сторона

полоски

приобрела

отрицательный

заряд.

легкая

полоска

фольги, притягиваясь, поднимается в воздух, переворачивается и оказывается

повернутой к расческе другой стороной, с отрицательным зарядом. В этот

момент она отталкивается от расчески. Процесс притягивания и отталкивания

полосок идет непрерывно, создается впечатление, что «фольга танцует».

Вывод: Разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а

одноименные отталкиваются.

3.Опыт «Прыгающие хлопья»

Цель: узнать, как в результате контакта между двумя различными предметами

возможно разделение статических электрических разрядов.

Материал и оборудование:

Чайная ложка хрустящих овсяных хлопьев.

Бумажное полотенце.

Воздушный шарик.

Шерстяной шарф.

Начинаем эксперимент:

-Постелем на столе бумажное полотенце и насыплем на него хлопья. Надуем

небольшой

воздушный

шарик.

Потрем

шарик

о

шерстяной

шарф,

затем

поднесем его к хлопьям, не касаясь их. Хлопья начинают подпрыгивать и

приклеиваться к шарику. Почему?

В

результате

контакта

между

шариком

и

шерстяным

шарфом

произошло

разделение статических электрических зарядов. Часть электронов с шерсти

перешло на шарик, и он приобрел отрицательный электрический заряд. Когда

мы поднесли шарик к хлопьям, электроны в них начали отталкиваться от

электронов

шарика

и

перемещаться

на

противоположную

сторону.

Таким

образом, верхняя сторона хлопьев, обращенная к шарику, оказалась заряжена

положительно, и шарик начал притягивать легкие хлопья к себе.

Вывод: В результате контакта между двумя различными предметами возможно

разделение статических электрических разрядов.

4.Опыт

«Поможем Золушке. Способ разделения перемешанных соли и перца»

Цель: узнать,

что

в

результате

контакта

не

во

всех

предметах

возможно

разделение статических электрических разрядов.

Материал и оборудование:

Чайная ложка молотого перца.

Чайная ложка соли.

Бумажное полотенце.

Воздушный шарик.

Шерстяной шарф.

Начинаем эксперимент:

- Расстелем на столе бумажное полотенце. Высыплем на него перец и соль и

тщательно

их

перемешаем.

Можно

ли

теперь

разделить

соль

и

перец?

Очевидно,

что

сделать

это

весьма

затруднительно!

Надуем

небольшой

воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной шарф, затем поднесем его к

смеси соли и перца. Произойдет чудо! Перец прилипнет к шарику, а соль

останется на столе. Это еще один пример действия статического электричества.

Когда мы потерли шарик шерстяной тканью, он приобрел отрицательный заряд.

Потом мы поднесли шарик к смеси перца с солью, перец начал притягиваться к

нему. Это произошло потому, что электроны в перечных пылинках стремились

переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок,

ближайшая

к

шарику,

приобрела

положительный

заряд и

притянулась

отрицательным

зарядом

шарика.

Перец

прилип

к

шарику.

Соль

не

притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются

плохо. Когда мы подносим к соли заряженный шарик, ее электроны все равно

остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда, она

остается

незаряженной

или

нейтральной.

Поэтому

соль

не

прилипает

к

отрицательно заряженному шарику

Вывод: В результате контакта не во всех предметах возможно разделение

статических электрических разрядов.

5.Опыт « Гибкая вода»

Цель: узнать, что в воде электроны свободно перемещаются.

Материал и оборудование:

Раковина и водопроводный кран.

Воздушный шарик.

Шерстяной свитер.

Начинаем эксперимент:

- Откроем водопроводный кран таким образом, чтобы струя воды была очень

тонкой. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной

свитер, затем поднесем его к струйке воды. Струя воды отклонится в сторону

шарика. Электроны с шерстяного свитера при трении переходят на шарик и

придают ему отрицательный заряд. Этот заряд отталкивает от себя электроны,

находящиеся в воде, и они перемещаются в ту часть струи, которая дальше

всего от шарика. Ближе к шарику в струе воды возникает положительный заряд,

и отрицательно заряженный шарик тянет ее к себе.

-

Чтобы

перемещение

струи

было

видимым,

она

должна

быть

тонкой.

Статическое электричество, скапливающееся на шарике, относительно мало, и

ему не под силу переместить большое количество воды. Если струйка воды

коснется шарика, он потеряет свой заряд. Лишние электроны перейдут в воду;

как шарик, так и вода станут электрически нейтральными, поэтому струйка

снова потечет ровно.

Вывод: В воде электроны могут свободно перемещаться.

6.Опыт «Ожившие волосы».

Цель: посмотреть на проявление одного вида электричества.

Материал.

Расческа

Шерстяной шарф

Начинаем эксперимент:

Берем расческу и трем ею о шерстяной шарф, дотрагиваемся до волос. Волосы

«оживают», становятся «дыбом». Почему так происходит?

Волосы «оживают» под действием статического электричества, возникающего

из-за трения расчески с шарфом.

Вывод: В результате контакта между двумя различными предметами возможно

разделение электрических разрядов.

7. Опыт «Бумажный кораблик»

Взял бумажный кораблик опустил его в таз с водой, потом взял надувной шар

потёр

его

о

волосы и

той

стороной

которой

натирал

стал

приближать

к

кораблику, кораблик поплыл за шариком.

Вывод: Я ещё раз убедился, что в волосах «живет» электричество.

8.Опыт «Электрический спрут»

Цель: посмотреть на проявление одного вида электричества.

Материал.

Макет спрута из бумаги

Шерстяной шарф

Начинаем эксперимент:

Из

бумаги

отрезали

полоску

и

нарезали

8

полосок-щупалец.

Хорошенько

погладили спрутика шерстяным шарфом. Наэлектризованного спрута подняли и

скрутили в кольцо не разрезанную сторону листа. Щупальца растопырились в

стороны! Если засунуть руку снизу внутрь колокола, щупальца немедленно ее

схватят! Почему так происходит?

Вывод: «щупальца»

спрута получили

отрицательно

заряженные

частицы,

поэтому оно отталкиваются друг от друга.

3 этап. Выводы. Практическое использование результатов исследования.

-Теперь мы знаем, что такое статическое электричество и как оно образуется.

Мы подтвердили свою гипотезу о том, что не все вещества электризуются.

-А знания и умения мы теперь применяем при показе друзьям фокусов, с

наэлектризованными

предметами

«Волшебная

палочка»,

«Поможем

Золушке», «Живые волосы», «Электрический спрут», «Гибкая вода»

Использованная литература.

1. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший

дошкольный возраст. — М. : Педагогическое общество России, 2003.

2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность де-тей

среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое посо-бие. — СПб. :

ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

3. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и экспери-

менты для дошкольников. Москва. Творческий центр Сфера. 2007



В раздел образования