Авторы: Фатхутдинова Светлана Михайловна, Михайлова Альевтина Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №30 "Белочка"
Населённый пункт: г. Набережные Челны Татарстан
Наименование материала: Проект
Тема: "Электрические чудеса"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-
речевому направлению развития детей №30 «Белочка» г. Набережные Челны РТ
Проект
исследовательской деятельности
Участники проекта: Степанов Никита (7 лет)
Абдуллин Ильяс (6 лет)
Мингазов Алмаз (7лет)
Кулагин Евгений (7 лет)
Рахимуллина Вика (6 лет)
Шакирова Алина (7лет)
Руководители проекта:
Фатхутдинова С.М.- воспитатель,
стаж 7 лет, высшее образование.
Михайлова А.В. воспитатель,
стаж 22 года, высшее образование.
г.Набережные Челны
2018 г.
ПРОЕКТ «Электрические чудеса»
Вид проекта. Исследовательский
Продолжительность проекта: долгосрочный (январь- февраль)
Авторы проекта: Степанов Никита, Абдуллин Ильяс, Кулагин Евгений,
Шакирова Алина, Рахимуллина Вика, Мингазов Алмаз.(дети подготовительной
к школе группы №11 МБДОУ «Детский сад №30 «Белочка»)
Руководители проекта: Фатхутдинова Светлана Михайловна, Михайлова
Альевтина Владимировна, воспитатели МБДОУ «Детский сад №30 «Белочка»
города Набережные Челны Республики Татарстан
Участники проекта: Дети, родители, воспитатели группы №11
Актуальность.
В
нашей
жизни
мы
постоянно
встречаемся
с
электричеством
-
это
разнообразные электроприборы (телевизоры, компьютеры, электрочайники и т.
д.).
Электричество
очень
опасно
и
шутить
с
ним
нельзя.
В
работе
с
электроприборами необходимо соблюдать технику безопасности. Но родители
нам сказали, что есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет
повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно
поиграть. Но как его можно получить мы не знали. И поэтому м ы решили
поближе
познакомиться
с
образованием
этой
энергии,
а
называется
оно
-
статическим.
Цель исследования.
Познакомиться со статическим электричеством.
Задачи исследования.
• Что такое статическое электричество?
• Где оно живет?
• Как можно с ним «поиграть»?
Гипотеза исследования.
(ожидаемый результат)
1. Статическое электричество образуется в результате трения некоторых
предметов.
Методы и приемы исследования: Беседа, наблюдение, эксперименты.
Этапы исследования.
1.
Подготовительный
- Выдвижение гипотезы
- Формулировка целей и задач
-Построение плана реализации проекта
- Исследование проблемы
- Просмотр мультипликационных фильмов «Фиксик», «Смешарики»,
«Уроки тетушки Совы».
- Просмотр научно-познавательных передач «Профессор Почемучкин»,
«Галилео», «Забавная наука».
- Просмотр книг, энциклопедий, научных журналов для детей.
2.Основной
- Опыт «Понятие об электрических зарядах».
-Опыт «Танцующая фольга».
- Опыт «Прыгающие хлопья».
- Опыт «Поможем Золушке». Способ разделения перемешанных соли и
перца».
- Опыт «Гибкая вода».
- Опыт «Ожившие волосы».
- Опыт «Бумажный кораблик».
- Опыт «Электрический спрут».
3.Заключительный
-Составление презентации.
-Защита проекта
Описание реализации проекта:
Ребенок:- Как-то мы услышали выражение статическое электричество. Мы
решили узнать, что же это такое и обратились к нашим родителям. Вместе с
ними мы открыли интернет и заглянули в научные журналы и книги и стали
читать и рассматривать иллюстрации. Потом вечером мы посмотрели детские
передачи «Профессор Почемучкин», «Галилео», «Забавная наука». И вот что мы
узнали.
Ребенок: - Статическое электричество – это форма электричества, которое не
течет,– это «отдыхающее» электричество. Все предметы имеют положительный
электрический заряд и отрицательный заряд.
Ребенок: - Статическое электричество легко получить, если потереть один о
другой
два
предмета
(сделанные
из
определенных
материалов):
при
этом
электроны с одного предмета переходят на другой, в результате чего один
предмет приобретает положительный заряд, а другой отрицательный.
Ребенок:
-
Положительно
и
отрицательно
заряженные
объекты
притягиваются друг к другу, как магнит, – поскольку один из них желает
сбросить
лишние
электроны,
а
другой,
наоборот,
получить
их.
Когда
статическое
электричество
становится
достаточно
мощным,
электроны
перескакивают
с
одного
предмета
на
другой
в
таком
количестве,
что
это
порождает видимую электрическую искру (электрический разряд).
Ребенок: - А если одним из объектов, между которыми перескакивают
электроны,
являетесь
вы,
то
вы
почувствуете
легкий
«удар».
Вы
можете
почувствовать это, когда снимаете шерстяную кофту, одетую на синтетическую
футболку.
2 этап. Практическое исследование проблемы.
Ребенок:
-
Чтобы
понять,
как
получается
статическое
электричество
необходимо провести опыты и в этом нам помогли Светлана Михайловна и
Альевтина
Владимировна,
наши
воспитатели.
Они
подобрали
опыты
и
необходимый материалы. И мы приступили к интересным исследованиям.
1.Опыт «Понятие об электрических зарядах»
Цель: посмотреть, что будет в результате контакта между двумя различными
предметами, возможно разделение электрических разрядов.
Материал и оборудование:
Воздушный шарик.
Шерстяной шарф.
Начинаем эксперимент:
- Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной шарф и
попробуем
дотронуться
шариком
до
различных
предметов
в
комнате.
Получился настоящий фокус! Шарик начинает прилипать буквально ко всем
предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное – ко мне. Почему?
- Это объясняется тем, что все предметы имеют определенный электрический
заряд. Но есть предметы, например - шерсть, которые очень легко теряют свои
электроны.
В
результате
контакта
между
шариком
и
шерстяным
шарфом
происходит разделение электрических разрядов. Часть электронов с шерсти
перейдет на шарик, и он приобретет отрицательный статический заряд. Когда
м ы приближаем отрицательно заряженный шарик к некоторым нейтральным
предметам, электроны в этих предметах начинают отталкиваться от электронов
шарика
и
перемещаться
на
противоположную
сторону
предмета.
Таким
образом,
верхняя
сторона
предмета,
обращенная
к
шарику,
становится
заряженной положительно, и шарик начнет притягивать предмет к себе. Но
если подождать подольше, электроны начнут переходить с шарика на предмет.
Таким образом, через некоторое время шарик и притягиваемые им предметы
снова станут нейтральными и перестанут притягиваться друг к другу. Шарик
упадет.
Вывод: В результате контакта между двумя различными предметами возможно
разделение электрических разрядов.
2.Опыт «Танцующая фольга»
Цель: узнать, что разноименные статические заряды притягиваются друг к
другу, а одноименные отталкиваются.
Материал и оборудование:
Тонкая алюминиевая фольга (обертка от шоколада).
Ножницы.
Пластмассовая расческа.
Бумажное полотенце.
Начинаем эксперимент:
-Нарежем алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет)
очень узкими и длинными полосками. Высыпаем полоски фольги на бумажное
полотенце. Проведем несколько раз пластмассовой расческой по своим волосам,
а
затем
поднесем
ее
вплотную
к
полоскам
фольги.
Полоски
начнут
«танцевать». Почему так происходит?
Волосы, о которые мы потерли пластмассовую расческу, очень легко теряют
свои электроны. Их часть перешла на расческу, и она приобрела отрицательный
статический
заряд.
Когда
мы
приблизили
расческу
к
полоскам
фольги,
электроны в ней начали отталкиваться от электронов расчески и перемещаться
на противоположную сторону полоски. Таким образом, одна сторона полоски
оказалась заряжена положительно, и расческа начала притягивать ее к себе.
Другая
сторона
полоски
приобрела
отрицательный
заряд.
легкая
полоска
фольги, притягиваясь, поднимается в воздух, переворачивается и оказывается
повернутой к расческе другой стороной, с отрицательным зарядом. В этот
момент она отталкивается от расчески. Процесс притягивания и отталкивания
полосок идет непрерывно, создается впечатление, что «фольга танцует».
Вывод: Разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а
одноименные отталкиваются.
3.Опыт «Прыгающие хлопья»
Цель: узнать, как в результате контакта между двумя различными предметами
возможно разделение статических электрических разрядов.
Материал и оборудование:
Чайная ложка хрустящих овсяных хлопьев.
Бумажное полотенце.
Воздушный шарик.
Шерстяной шарф.
Начинаем эксперимент:
-Постелем на столе бумажное полотенце и насыплем на него хлопья. Надуем
небольшой
воздушный
шарик.
Потрем
шарик
о
шерстяной
шарф,
затем
поднесем его к хлопьям, не касаясь их. Хлопья начинают подпрыгивать и
приклеиваться к шарику. Почему?
В
результате
контакта
между
шариком
и
шерстяным
шарфом
произошло
разделение статических электрических зарядов. Часть электронов с шерсти
перешло на шарик, и он приобрел отрицательный электрический заряд. Когда
мы поднесли шарик к хлопьям, электроны в них начали отталкиваться от
электронов
шарика
и
перемещаться
на
противоположную
сторону.
Таким
образом, верхняя сторона хлопьев, обращенная к шарику, оказалась заряжена
положительно, и шарик начал притягивать легкие хлопья к себе.
Вывод: В результате контакта между двумя различными предметами возможно
разделение статических электрических разрядов.
4.Опыт
«Поможем Золушке. Способ разделения перемешанных соли и перца»
Цель: узнать,
что
в
результате
контакта
не
во
всех
предметах
возможно
разделение статических электрических разрядов.
Материал и оборудование:
Чайная ложка молотого перца.
Чайная ложка соли.
Бумажное полотенце.
Воздушный шарик.
Шерстяной шарф.
Начинаем эксперимент:
- Расстелем на столе бумажное полотенце. Высыплем на него перец и соль и
тщательно
их
перемешаем.
Можно
ли
теперь
разделить
соль
и
перец?
Очевидно,
что
сделать
это
весьма
затруднительно!
Надуем
небольшой
воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной шарф, затем поднесем его к
смеси соли и перца. Произойдет чудо! Перец прилипнет к шарику, а соль
останется на столе. Это еще один пример действия статического электричества.
Когда мы потерли шарик шерстяной тканью, он приобрел отрицательный заряд.
Потом мы поднесли шарик к смеси перца с солью, перец начал притягиваться к
нему. Это произошло потому, что электроны в перечных пылинках стремились
переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок,
ближайшая
к
шарику,
приобрела
положительный
заряд и
притянулась
отрицательным
зарядом
шарика.
Перец
прилип
к
шарику.
Соль
не
притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются
плохо. Когда мы подносим к соли заряженный шарик, ее электроны все равно
остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда, она
остается
незаряженной
или
нейтральной.
Поэтому
соль
не
прилипает
к
отрицательно заряженному шарику
Вывод: В результате контакта не во всех предметах возможно разделение
статических электрических разрядов.
5.Опыт « Гибкая вода»
Цель: узнать, что в воде электроны свободно перемещаются.
Материал и оборудование:
Раковина и водопроводный кран.
Воздушный шарик.
Шерстяной свитер.
Начинаем эксперимент:
- Откроем водопроводный кран таким образом, чтобы струя воды была очень
тонкой. Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной
свитер, затем поднесем его к струйке воды. Струя воды отклонится в сторону
шарика. Электроны с шерстяного свитера при трении переходят на шарик и
придают ему отрицательный заряд. Этот заряд отталкивает от себя электроны,
находящиеся в воде, и они перемещаются в ту часть струи, которая дальше
всего от шарика. Ближе к шарику в струе воды возникает положительный заряд,
и отрицательно заряженный шарик тянет ее к себе.
-
Чтобы
перемещение
струи
было
видимым,
она
должна
быть
тонкой.
Статическое электричество, скапливающееся на шарике, относительно мало, и
ему не под силу переместить большое количество воды. Если струйка воды
коснется шарика, он потеряет свой заряд. Лишние электроны перейдут в воду;
как шарик, так и вода станут электрически нейтральными, поэтому струйка
снова потечет ровно.
Вывод: В воде электроны могут свободно перемещаться.
6.Опыт «Ожившие волосы».
Цель: посмотреть на проявление одного вида электричества.
Материал.
Расческа
Шерстяной шарф
Начинаем эксперимент:
Берем расческу и трем ею о шерстяной шарф, дотрагиваемся до волос. Волосы
«оживают», становятся «дыбом». Почему так происходит?
Волосы «оживают» под действием статического электричества, возникающего
из-за трения расчески с шарфом.
Вывод: В результате контакта между двумя различными предметами возможно
разделение электрических разрядов.
7. Опыт «Бумажный кораблик»
Взял бумажный кораблик опустил его в таз с водой, потом взял надувной шар
потёр
его
о
волосы и
той
стороной
которой
натирал
стал
приближать
к
кораблику, кораблик поплыл за шариком.
Вывод: Я ещё раз убедился, что в волосах «живет» электричество.
8.Опыт «Электрический спрут»
Цель: посмотреть на проявление одного вида электричества.
Материал.
Макет спрута из бумаги
Шерстяной шарф
Начинаем эксперимент:
Из
бумаги
отрезали
полоску
и
нарезали
8
полосок-щупалец.
Хорошенько
погладили спрутика шерстяным шарфом. Наэлектризованного спрута подняли и
скрутили в кольцо не разрезанную сторону листа. Щупальца растопырились в
стороны! Если засунуть руку снизу внутрь колокола, щупальца немедленно ее
схватят! Почему так происходит?
Вывод: «щупальца»
спрута получили
отрицательно
заряженные
частицы,
поэтому оно отталкиваются друг от друга.
3 этап. Выводы. Практическое использование результатов исследования.
-Теперь мы знаем, что такое статическое электричество и как оно образуется.
Мы подтвердили свою гипотезу о том, что не все вещества электризуются.
-А знания и умения мы теперь применяем при показе друзьям фокусов, с
наэлектризованными
предметами
–
«Волшебная
палочка»,
«Поможем
Золушке», «Живые волосы», «Электрический спрут», «Гибкая вода»
Использованная литература.
1. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший
дошкольный возраст. — М. : Педагогическое общество России, 2003.
2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность де-тей
среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое посо-бие. — СПб. :
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
3. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и экспери-
менты для дошкольников. Москва. Творческий центр Сфера. 2007