Напоминание

«Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета»


Автор: Булахтина Марина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №68 "Светлечок"
Населённый пункт: г.Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: «Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета»
Раздел: дошкольное образование





Назад




План самообразования

воспитателя старшей компенсирующей группы

Булахтиной М.Н.

на тему «Детское речевое творчество

на основе сказочного сюжета»

Каждый ребенок старшего дошкольного возраста должен научиться

содержательно, грамматически правильно и последовательно излагать свои

мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной,

выразительной.Помочь в этом может русская народная или авторская сказка.

Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка.

Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок

проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если

сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно

рассказана,

можно

быть

уверенным,

что

она

найдёт

в

детях

чутких,

внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького

человека и его творческих способностей.

Сказка

не

даёт

прямых

наставлений

детям,

но

в

её

содержании

всегда

заложен урок, который они постепенно воспринимают.

Актуальность использования сказок в современной педагогике

подтверждают важные положения:

Первое: обогащение педагогического процесса сказкой – действенный метод

гуманизации воспитания ребёнка.

Второе:

сказка

содержит

множественность

степеней

педагогического

воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей усвоения текста.

Третье: детям свойственно особенное восприятие и особое отношение к

тексту сказки, что обусловлено спецификой возраста.

Цель

самообразования:

Повышение

своего

теоретического

уровня,

профессионального мастерства и компетентности для развития творческих

способностей

детей

посредством

сказочного

сюжета,

используя

новые

методики воспитания.

Задачи самообразования:

1. Вести поиск для создания условий в группе для развития творческих

способностей и речевого развития детей посредством сказок.

2. Найти и изучить сказки для дальнейшего использования в работе с детьми.

3. Используя интернет-ресурсы найти и разработать методику воспитания

посредством сказок.

4.

Найти

и

изучить

различные

источники

информации

для

разработки

системы

взаимодействия

с

семьями

воспитанников,

способствующую

приобщению к чтению сказок и развитию творческих способностей детей.

5. Разработать и составить план на основе календарных праздников для

развития

творческих

способностей

детей,

приобщению

их

к

русским

народным и авторским сказкам, используя наглядный, словесный, игровой

(игры

-

драматизации,

театрализованные

игры,

игры

-

инсценировки,

дидактические игры, настольно-печатные игры, практический (упражнения в

проговаривании,

звукоподражание,

театрализации,

имитация

действий

(сюжет) методы.

6.

Проявить

свой

творческий

потенциал

в

разработках

и

театральных

постановках сказок с использованием костюмов и атрибутов.

7. Пропаганда своих методик, опыта работы, и достижений.

Работа с воспитанниками:

Речевое

творчество,

умело

сочетаемое

с

жизненными

наблюдениями,

с

различными

видами

детской

деятельности

способствует

постижению

ребенком

окружающего

мира,

учит

его

понимать

и

любить

прекрасное,

закладывает основы нравственности человеческой личности.

Система развития речевого творчества включает в себя следующие средства,

технологии и методики:

• Речевые игры и упражнения, направленные на совершенствование дикции

детей: «Егорки», «Вежливый поклон», «Перекличка», «Аквалангист».

• Беседы о прочитанном, толкование поэтического словаря;

•Выразительное

чтение,

совместное

скандирование,

сопоставление

литературного произведение с другими видами искусства, оживление личных

впечатлений по ассоциации с текстом;

• Иллюстрирование, составление комикса «Зайкина избушка», «Айболит и

Бармолей», «Лиса со скалочкой»;

Народные

песенки,

потешки,

пестушки,

также

представляют

собой

прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по

развитию

речи

детей

дошкольного

возраста.

С

их

помощью

возможно

развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания –

наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной

интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий;

Игры:

предлагать

детям

проиллюстрировать

ту

или

иную

пословицу,

поговорку,

сказку.

Умение

передать

художественный

образ

в

рисунке,

расширял возможность его выражения в слове,

• Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать

их внимание на языковые особенности загадки. Учитывая материал загадки,

необходимо

научить

детей

видеть

композиционные

особенности

загадки,

чувствовать

своеобразие

ее

ритмов

и

синтаксических

конструкций.

Овладение

навыками

описательной

речи

будет

успешнее,

если

наряду

с

загадками

в

качестве

образцов

брать

литературные

произведения,

иллюстрации, картины,

• Организация праздника «Сочинители и рифмоплеты».

Ребёнку нужно помочь перевести слова из его пассивного словаря, на уровне

понимания, в активный словарь, т.е. тот, которым он постоянно пользуется.

Для этого нужна тренировка активного словаря и с этой целью мы будем

проводить различные игры, игровые задания, логические задачки:

– игры

на

усвоение

категорий

рода,

числа,

вида

времени

и

наклонения

глаголов;

– игры на словообразование, на развитие понимания смысловой стороны

слова;

– игры на формирование образной речи;

– игры

на

расширение

простого

предложения

словами-определениями,

словами-действиями, местоимениями и т.д.;

– игры на развитие нравственных качеств личности;

– игры на умение давать оценку качествам характера сказочных персонажей;

– игры на умение видеть в тексте правдивые события или небылицы;

– игры, развивающие логическое мышление, память, внимание и др.

Для ребенка игра – это не просто развлечение, это творческий вдохновенный

труд, это его жизнь. В процессе игры ребенок свободно владеет речью,

говорит то, что думает, а не то, что надо. Игра – это особая форма обучения,

сотрудничества,

содружества,

которая

выводит

интересы

и

возможности

ребенка

на

более

высокий

уровень

уровень

мыслящей,

творческой

личности.

Дошкольники любят сочинять сказки, в которых действуют их любимые

игрушки

и

сказочные

персонажи.

Поэтому

детям

старшего

дошкольного

возраста

мы

планируем

предложить

самые

разнообразные

сюжеты

сказочного характера:

«Медведица учит медвежонка говорить»;

«Приключения в магазине игрушек»;

«Новогодние приключения деда Мороза»;

«Моя любимая игрушка»;

«Дюймовочка в гостях у кукол»;

«Как медвежонок потерял сапожки» и т.д.

Мы

понимаем,

что

важным

методическим

моментом

является

речевая

активность

самих

педагогов

и

организация

развивающей

речевой

среды.

Поэтому мы планируем в группе:

1. Обогащение предметно-развивающей среды иллюстрациями и сюжетными

картинками;

2. Собрать подборку художественного слова, физ. минуток, динамических

пауз, загадок;

3. Создание уголка ряженья для переодевания детей, для самовыражения

пения, плясок, театрализованных игр;

4. Расширение теоретических методов обучения: работа с мультимедийным

пособием «Сочинители сказок», составление творческих рассказов;

5. Обновление дидактических пособий: «Путешествие в сказку», «Отгадай

загадку», «Как по-сказочному сказать? »;

6.

Создание

сборника

для

детей,

родителей

и

педагогов

«Литературная

копилка»;

7. Составить кроссворды и ребусы по мотивам сказок и детских рассказов,

«Творческая мастерская»

Существует много методик и технологий по развитию речевого творчества

дошкольника: А.Г. Арушановой, психолога М.И. Лисиной, Л.В. Ворошниной,

О.С. Ушаковой и др. В качестве основной формы организации совместной

творческой речевой деятельности детей мы будем использовать «творческую

мастерскую», разработанную Ельцовой О.М. (преподавательНИПКиПРО и

автором многих книг).

Творческая мастерская является нетрадиционной формой работы с детьми

старшего дошкольного возраста по приобщению их к детскому творчеству на

основе

сказочного

сюжета

и

тесно

связана

с

игрой

основным

видом

деятельности ребенка.

Развитие речевого общения осуществляется в процессе повседневной жизни

и на занятиях, творческая мастерская организуется и проводится два раза в

месяц во второй половине дня с детьми старшего дошкольного возраста.

Творческая мастерская – одна

из

самых

демократичных

форм

организации воспитательно-образовательного процесса, т.к. каждому ребёнку

предоставляется

возможность

для

удовлетворения

своих

желаний

и

потребностей в творческой деятельности.

На примере знакомых сказок, с использованием знаний об особенностях

структуры, построения содержания сказки, дети, играя, учатся с помощью

педагога или самостоятельно:

- излагать последовательность событий в сказке;

- сочинять сказки-загадки;

- пересказывать сказку по сюжетным картинкам;

- придумывать продолжение к действию, изображенному на иллюстрации (по

сюжету знакомой сказки);

- моделировать знакомые сказки, используя свои схемы и модели;

- сочинить сказки на заданную тему, по предложенному зачину;

- анализировать поступки героев;

- придумывать краткое продолжение к пересказанному тексту;

- воспроизводить сюжет сказки с помощью мнемотаблиц;

- сочинять сказки по трем опорным словам;

- оживлять предметы и рассказывать о них разные истории.

Особенности творческой мастерской как формы работы с детьми:

1. Творческое начало, которое несёт в себе сама идея такой деятельности.

2. Импровизационный характер деятельности.

3. Игровой стиль поведения всех участников, включая педагога.

4. Партнёрские взаимоотношения педагога и ребёнка.

5. Атмосфера эмоционального подъёма.

6. Невозможность детального планирования и выстраивания перспективы.

7. Открытие нового смысла процесса обучения – ребёнок обучает себя сам,

опираясь на свой творческий потенциал.

8. Быстрый и эффективный способ приобретения навыков и умений, способ

обучения незаметный для самого ребёнка.

9. Педагогу нужно уметь: не мешать ребёнку, творить, быть рядом с ним в

этом процессе, принять и понять его позицию; довериться ребёнку в минуты

творческого поиска, т.к. он (ребёнок) сам чувствует и знает, что ему нужно;

самому

быть

творцом

и

бережно

относиться

к

результатам

детского

творческого труда.

10.

При

такой

форме

организации

речевой

деятельности

дети

«играют

первую

скрипку»:

сами

придумывают

идею

и

содержание

деятельности,

способы достижения цели.

11. Ребёнок реализует свои интересы через собственную инициативу.

12.

Атмосфера

психологической

свободы

и

безопасности,

разумной

дозволенности,

игры,

спонтанности.

Даже

самый

застенчивый

ребёнок

находит возможность проявить себя, показать свою индивидуальность.

13. Отсутствие шаблонов – ребёнок чувствует себя творцом. Он получает

удовольствие от того, что может реализовать себя в творческой деятельности,

что расширяются границы дозволенного. Дети имеют реальную возможность

отодвигать эти границы, заглядывая в огромный и неопознанный мир.

«Детское

речевое

творчество

на

основе

сказочного

сюжета»,

состоит

из

нескольких частей:

1.Теоретический материал.

2.

Игры

и

игровые

задания

на

развитие

речевого

творчества

на

основе

сказочного сюжета

3.

Творческая

продуктивная

речевая

деятельность

детей

старшего

дошкольного возраста в форме творческой мастерской «Играем со сказкой»

4. Литературные развлечения по мотивам литературных произведений для

детей старшего дошкольного возраста.

5. Организация работы в «Книжной гостиной», где расписана примерная

совместная работа педагога с родителями.

6. Викторины для ребят-дошколят и их родителей по пройденному материалу

в течение учебного года.

7. «Сказка – это радость мышления» – в этой части технологии написаны

разные варианты детских рассказов.

Сотрудничество с родителями:

Успех в работе по развитию творческих способностей детей может быть

достигнут

только

при

тесном

контакте

с

родителями

воспитанников,

поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны

подкрепляться в условиях семьи. Цель – объединить усилия взрослых для

успешного

развития

речи

ребенка;

сформировать

у

родителей

желание

помогать своему ребенку, общаться с ним, уметь правильно реагировать на

его

проблемы

(помогать

преодолевать

их)

и

достижения

(радоваться

его

успехам).

• Родительское собрание с проведением анкетирования «Речевое творчество в

жизни ребенка».

• Консультации: «Помогите ребенку овладеть родным языком», «Игры в

рифму».

• Совместное посещение театра и детской библиотеки.

• Участие в конкурсе «Моя сказка».

• Составление сборника своих колыбельных песен, которые поют детям.

Совместная

работа

педагогов

и

родителей

по

созданию

предметно-

развивающей среды.

Таким образом, коллективная творческая деятельность поможет ребёнку быть

более открытым и свободным в общении, даст возможность самоутвердиться

и

самореализоваться,

развить

чувство

ответственности,

собственной

значимости, повысить самооценку, позволит понять: его любят таким, какой

он есть, с его мнением считаются, ценят его индивидуальность.

Опыт творческой деятельности, приобретённый в «мастерской», позволит

детям «трансформирвовать» в разные формы своей жизнедеятельности: игру,

общение, предметную деятельность.

Нам, педагогам, необходимо проводить с детьми большую работу в данном

направлении: от умения рассказывать детям сказки до приобщения детей к

высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических

искусств, театра, музыки. А всё это развивает творческие способности детей.

Детям хочется спросить:

Как такое может быть?

Это просто развлеченье

Или сказка учит жить?

Кто болезни исцелит?

Кто злодея победит?

Как на зло добром ответить? –

Только сказка объяснит!



В раздел образования