Автор: Булахтина Марина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №68 "Светлечок"
Населённый пункт: г.Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: «Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета»
Раздел: дошкольное образование
План самообразования
воспитателя старшей компенсирующей группы
Булахтиной М.Н.
на тему «Детское речевое творчество
на основе сказочного сюжета»
Каждый ребенок старшего дошкольного возраста должен научиться
содержательно, грамматически правильно и последовательно излагать свои
мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной,
выразительной.Помочь в этом может русская народная или авторская сказка.
Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка.
Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок
проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если
сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно
рассказана,
можно
быть
уверенным,
что
она
найдёт
в
детях
чутких,
внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького
человека и его творческих способностей.
Сказка
не
даёт
прямых
наставлений
детям,
но
в
её
содержании
всегда
заложен урок, который они постепенно воспринимают.
Актуальность использования сказок в современной педагогике
подтверждают важные положения:
Первое: обогащение педагогического процесса сказкой – действенный метод
гуманизации воспитания ребёнка.
Второе:
сказка
содержит
множественность
степеней
педагогического
воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей усвоения текста.
Третье: детям свойственно особенное восприятие и особое отношение к
тексту сказки, что обусловлено спецификой возраста.
Цель
самообразования:
Повышение
своего
теоретического
уровня,
профессионального мастерства и компетентности для развития творческих
способностей
детей
посредством
сказочного
сюжета,
используя
новые
методики воспитания.
Задачи самообразования:
1. Вести поиск для создания условий в группе для развития творческих
способностей и речевого развития детей посредством сказок.
2. Найти и изучить сказки для дальнейшего использования в работе с детьми.
3. Используя интернет-ресурсы найти и разработать методику воспитания
посредством сказок.
4.
Найти
и
изучить
различные
источники
информации
для
разработки
системы
взаимодействия
с
семьями
воспитанников,
способствующую
приобщению к чтению сказок и развитию творческих способностей детей.
5. Разработать и составить план на основе календарных праздников для
развития
творческих
способностей
детей,
приобщению
их
к
русским
народным и авторским сказкам, используя наглядный, словесный, игровой
(игры
-
драматизации,
театрализованные
игры,
игры
-
инсценировки,
дидактические игры, настольно-печатные игры, практический (упражнения в
проговаривании,
звукоподражание,
театрализации,
имитация
действий
(сюжет) методы.
6.
Проявить
свой
творческий
потенциал
в
разработках
и
театральных
постановках сказок с использованием костюмов и атрибутов.
7. Пропаганда своих методик, опыта работы, и достижений.
Работа с воспитанниками:
Речевое
творчество,
умело
сочетаемое
с
жизненными
наблюдениями,
с
различными
видами
детской
деятельности
способствует
постижению
ребенком
окружающего
мира,
учит
его
понимать
и
любить
прекрасное,
закладывает основы нравственности человеческой личности.
Система развития речевого творчества включает в себя следующие средства,
технологии и методики:
• Речевые игры и упражнения, направленные на совершенствование дикции
детей: «Егорки», «Вежливый поклон», «Перекличка», «Аквалангист».
• Беседы о прочитанном, толкование поэтического словаря;
•Выразительное
чтение,
совместное
скандирование,
сопоставление
литературного произведение с другими видами искусства, оживление личных
впечатлений по ассоциации с текстом;
• Иллюстрирование, составление комикса «Зайкина избушка», «Айболит и
Бармолей», «Лиса со скалочкой»;
•
Народные
песенки,
потешки,
пестушки,
также
представляют
собой
прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по
развитию
речи
детей
дошкольного
возраста.
С
их
помощью
возможно
развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания –
наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной
интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий;
•
Игры:
предлагать
детям
проиллюстрировать
ту
или
иную
пословицу,
поговорку,
сказку.
Умение
передать
художественный
образ
в
рисунке,
расширял возможность его выражения в слове,
• Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать
их внимание на языковые особенности загадки. Учитывая материал загадки,
необходимо
научить
детей
видеть
композиционные
особенности
загадки,
чувствовать
своеобразие
ее
ритмов
и
синтаксических
конструкций.
Овладение
навыками
описательной
речи
будет
успешнее,
если
наряду
с
загадками
в
качестве
образцов
брать
литературные
произведения,
иллюстрации, картины,
• Организация праздника «Сочинители и рифмоплеты».
Ребёнку нужно помочь перевести слова из его пассивного словаря, на уровне
понимания, в активный словарь, т.е. тот, которым он постоянно пользуется.
Для этого нужна тренировка активного словаря и с этой целью мы будем
проводить различные игры, игровые задания, логические задачки:
– игры
на
усвоение
категорий
рода,
числа,
вида
времени
и
наклонения
глаголов;
– игры на словообразование, на развитие понимания смысловой стороны
слова;
– игры на формирование образной речи;
– игры
на
расширение
простого
предложения
словами-определениями,
словами-действиями, местоимениями и т.д.;
– игры на развитие нравственных качеств личности;
– игры на умение давать оценку качествам характера сказочных персонажей;
– игры на умение видеть в тексте правдивые события или небылицы;
– игры, развивающие логическое мышление, память, внимание и др.
Для ребенка игра – это не просто развлечение, это творческий вдохновенный
труд, это его жизнь. В процессе игры ребенок свободно владеет речью,
говорит то, что думает, а не то, что надо. Игра – это особая форма обучения,
сотрудничества,
содружества,
которая
выводит
интересы
и
возможности
ребенка
на
более
высокий
уровень
–
уровень
мыслящей,
творческой
личности.
Дошкольники любят сочинять сказки, в которых действуют их любимые
игрушки
и
сказочные
персонажи.
Поэтому
детям
старшего
дошкольного
возраста
мы
планируем
предложить
самые
разнообразные
сюжеты
сказочного характера:
«Медведица учит медвежонка говорить»;
«Приключения в магазине игрушек»;
«Новогодние приключения деда Мороза»;
«Моя любимая игрушка»;
«Дюймовочка в гостях у кукол»;
«Как медвежонок потерял сапожки» и т.д.
Мы
понимаем,
что
важным
методическим
моментом
является
речевая
активность
самих
педагогов
и
организация
развивающей
речевой
среды.
Поэтому мы планируем в группе:
1. Обогащение предметно-развивающей среды иллюстрациями и сюжетными
картинками;
2. Собрать подборку художественного слова, физ. минуток, динамических
пауз, загадок;
3. Создание уголка ряженья для переодевания детей, для самовыражения
пения, плясок, театрализованных игр;
4. Расширение теоретических методов обучения: работа с мультимедийным
пособием «Сочинители сказок», составление творческих рассказов;
5. Обновление дидактических пособий: «Путешествие в сказку», «Отгадай
загадку», «Как по-сказочному сказать? »;
6.
Создание
сборника
для
детей,
родителей
и
педагогов
«Литературная
копилка»;
7. Составить кроссворды и ребусы по мотивам сказок и детских рассказов,
«Творческая мастерская»
Существует много методик и технологий по развитию речевого творчества
дошкольника: А.Г. Арушановой, психолога М.И. Лисиной, Л.В. Ворошниной,
О.С. Ушаковой и др. В качестве основной формы организации совместной
творческой речевой деятельности детей мы будем использовать «творческую
мастерскую», разработанную Ельцовой О.М. (преподавательНИПКиПРО и
автором многих книг).
Творческая мастерская является нетрадиционной формой работы с детьми
старшего дошкольного возраста по приобщению их к детскому творчеству на
основе
сказочного
сюжета
и
тесно
связана
с
игрой
–
основным
видом
деятельности ребенка.
Развитие речевого общения осуществляется в процессе повседневной жизни
и на занятиях, творческая мастерская организуется и проводится два раза в
месяц во второй половине дня с детьми старшего дошкольного возраста.
Творческая мастерская – одна
из
самых
демократичных
форм
организации воспитательно-образовательного процесса, т.к. каждому ребёнку
предоставляется
возможность
для
удовлетворения
своих
желаний
и
потребностей в творческой деятельности.
На примере знакомых сказок, с использованием знаний об особенностях
структуры, построения содержания сказки, дети, играя, учатся с помощью
педагога или самостоятельно:
- излагать последовательность событий в сказке;
- сочинять сказки-загадки;
- пересказывать сказку по сюжетным картинкам;
- придумывать продолжение к действию, изображенному на иллюстрации (по
сюжету знакомой сказки);
- моделировать знакомые сказки, используя свои схемы и модели;
- сочинить сказки на заданную тему, по предложенному зачину;
- анализировать поступки героев;
- придумывать краткое продолжение к пересказанному тексту;
- воспроизводить сюжет сказки с помощью мнемотаблиц;
- сочинять сказки по трем опорным словам;
- оживлять предметы и рассказывать о них разные истории.
Особенности творческой мастерской как формы работы с детьми:
1. Творческое начало, которое несёт в себе сама идея такой деятельности.
2. Импровизационный характер деятельности.
3. Игровой стиль поведения всех участников, включая педагога.
4. Партнёрские взаимоотношения педагога и ребёнка.
5. Атмосфера эмоционального подъёма.
6. Невозможность детального планирования и выстраивания перспективы.
7. Открытие нового смысла процесса обучения – ребёнок обучает себя сам,
опираясь на свой творческий потенциал.
8. Быстрый и эффективный способ приобретения навыков и умений, способ
обучения незаметный для самого ребёнка.
9. Педагогу нужно уметь: не мешать ребёнку, творить, быть рядом с ним в
этом процессе, принять и понять его позицию; довериться ребёнку в минуты
творческого поиска, т.к. он (ребёнок) сам чувствует и знает, что ему нужно;
самому
быть
творцом
и
бережно
относиться
к
результатам
детского
творческого труда.
10.
При
такой
форме
организации
речевой
деятельности
дети
«играют
первую
скрипку»:
сами
придумывают
идею
и
содержание
деятельности,
способы достижения цели.
11. Ребёнок реализует свои интересы через собственную инициативу.
12.
Атмосфера
психологической
свободы
и
безопасности,
разумной
дозволенности,
игры,
спонтанности.
Даже
самый
застенчивый
ребёнок
находит возможность проявить себя, показать свою индивидуальность.
13. Отсутствие шаблонов – ребёнок чувствует себя творцом. Он получает
удовольствие от того, что может реализовать себя в творческой деятельности,
что расширяются границы дозволенного. Дети имеют реальную возможность
отодвигать эти границы, заглядывая в огромный и неопознанный мир.
«Детское
речевое
творчество
на
основе
сказочного
сюжета»,
состоит
из
нескольких частей:
1.Теоретический материал.
2.
Игры
и
игровые
задания
на
развитие
речевого
творчества
на
основе
сказочного сюжета
3.
Творческая
продуктивная
речевая
деятельность
детей
старшего
дошкольного возраста в форме творческой мастерской «Играем со сказкой»
4. Литературные развлечения по мотивам литературных произведений для
детей старшего дошкольного возраста.
5. Организация работы в «Книжной гостиной», где расписана примерная
совместная работа педагога с родителями.
6. Викторины для ребят-дошколят и их родителей по пройденному материалу
в течение учебного года.
7. «Сказка – это радость мышления» – в этой части технологии написаны
разные варианты детских рассказов.
Сотрудничество с родителями:
Успех в работе по развитию творческих способностей детей может быть
достигнут
только
при
тесном
контакте
с
родителями
воспитанников,
поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны
подкрепляться в условиях семьи. Цель – объединить усилия взрослых для
успешного
развития
речи
ребенка;
сформировать
у
родителей
желание
помогать своему ребенку, общаться с ним, уметь правильно реагировать на
его
проблемы
(помогать
преодолевать
их)
и
достижения
(радоваться
его
успехам).
• Родительское собрание с проведением анкетирования «Речевое творчество в
жизни ребенка».
• Консультации: «Помогите ребенку овладеть родным языком», «Игры в
рифму».
• Совместное посещение театра и детской библиотеки.
• Участие в конкурсе «Моя сказка».
• Составление сборника своих колыбельных песен, которые поют детям.
•
Совместная
работа
педагогов
и
родителей
по
созданию
предметно-
развивающей среды.
Таким образом, коллективная творческая деятельность поможет ребёнку быть
более открытым и свободным в общении, даст возможность самоутвердиться
и
самореализоваться,
развить
чувство
ответственности,
собственной
значимости, повысить самооценку, позволит понять: его любят таким, какой
он есть, с его мнением считаются, ценят его индивидуальность.
Опыт творческой деятельности, приобретённый в «мастерской», позволит
детям «трансформирвовать» в разные формы своей жизнедеятельности: игру,
общение, предметную деятельность.
Нам, педагогам, необходимо проводить с детьми большую работу в данном
направлении: от умения рассказывать детям сказки до приобщения детей к
высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических
искусств, театра, музыки. А всё это развивает творческие способности детей.
Детям хочется спросить:
Как такое может быть?
Это просто развлеченье
Или сказка учит жить?
Кто болезни исцелит?
Кто злодея победит?
Как на зло добром ответить? –
Только сказка объяснит!