Автор: Ситдикова Лала Бариевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ ДСКВ №8 "Рябинка"
Населённый пункт: г. Лангепас, ХМАО-Югра, Тюменская область
Наименование материала: познавательно-исследовательский проект
Тема: "Береги свою планету – ведь другой, похожей, нету!"
Раздел: дошкольное образование
Ситдикова Лала Бариевна. Воспитатель. «ЛГ МАДОУ «ДСКВ №8 «Рябинка»,
г.Лангепас, ХМАО, Тюменская область.
Проект «Береги свою планету – ведь другой, похожей, нету!
Тип проекта: познавательно - исследовательский, творческий.
По содержанию: ребенок и охрана природы.
Участники проекта: дети – педагоги – родители.
По количеству участников: коллективный
Возраст детей от 6 до 7 лет.
Продолжительность проекта – краткосрочный (с 03.04.2017г. по 21.04.2017г.).
Актуальность проекта
В последнее время перед человечеством остро встает проблема защиты окружающей
среды. По вене человека в атмосферу
выбрасываются
огромное количество вредных
веществ, загрязняются водоемы, уничтожаются леса, с лица земли навсегда исчезают
птицы
и
звери.
Такое
жестокое,
безответственное
отношение
человека
к
природе
значительно приближает мир к самоуничтожению. Озоновые дыры, потепление климата,
вымирание многих видов животных наглядно свидетельствует о том, что наша среда
обитания истощена до предела. Если в ближайшее время человек не задумается что он
творит, не прекратит свое потребительское отношение к природе, то может случится не
поправимое.
Пока
еще
не
все
разрушено,
не
все
в
природе
безвозвратно
потеряно,
человечеству нужно на данном этапе приложить огромные усилия, чтобы сохранить нашу
планету; пересмотреть свое небрежное отношение к окружающему миру и перестать изо
дня в день разрушать свой единственный дом.
Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней
каждого
человека
должны
воспитываться
с
раннего
детства
в
семье
и
дошкольных
учреждениях. Именно в дошкольном возрасте дети тесно взаимодействуют с природой: им
интересно потрогать муравья, поймать бабочку, не зная, какую боль они им причиняют;
оторвать цветок с корнями для любимой мамочки, не задумываясь, что цветок на этом
месте уже никогда не вырастит; а иной раз видишь, что ребенок безжалостно наступает на
того же муравья или жука, ломает кусты и веточки деревьев просто так. Все происходит не
от того, что ребенок хочет причинить зла, а
от того, что
у него не сформировано
экологическое сознание, т.е. осознано - правильное отношение к явлениям и объектам
живой и неживой природы, которые составляют его непосредственное окружение в этот
период
жизни.
Следовательно,
перед
педагогами
встает
задача:
своевременно
и
целенаправленно выработать у детей осознано - правильное отношение при условии
тесного
контакта
и
различных
форм
взаимодействия
ребенка
с
объектами
природы.
Именно в дошкольном периоде педагоги должны закладывать первоначальное понимание,
что человек, часть природы, наш общий дом – Земля и мы должны ее беречь; объяснять
некоторые аспекты взаимодействия человека с природой: человек как живое существо,
нуждается
вполне определенных жизненно необходимых условиях, поэтому вынужден
использовать природные ресурсы, ресурсы Земли, но он и должен охранять природу и по
мере возможности восстанавливать ее богатства.
Таким
образом,
взаимодействие
человека
с
природой
остается
актуальной
проблемой современности и начинать эту работу необходимо с раннего детства, именно в
этот период у ребенка закладывается позитивное отношение к природе. Начиная работу в
этом направлении, были определены следующие проблемы:
-
у
детей
низкий
уровень
знаний
о
природе,
взаимосвязях
живого
со
средой
обитания,
правильных
формах
взаимодействия
с
объектами
природы;
знания
бессистемные,
поверхностные,
что
свидетельствует
о
низком
уровне
развития
экологической культуры.
- родители, на данный момент, не готовы осуществлять экологическое воспитание, у
них
недостаточный
запас
знаний
об
экологическом
поведении,
зачастую
сами
не
соблюдают правила поведения в природе, повинны во многих экологических бедах, что
свидетельствует о низком уровне развития их экологического сознания.
Таким
образом,
возникшее
противоречие,
с
одной
стороны
важность
и
необходимость формирования у детей осознанно - правильного отношения к объектам
природы , и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к
выбору темы проекта «Процветай, моя Земля».
Участие детей в проекте «Береги свою планету –ведь другой, похожей, нету!»
позволит максимально обогатить знания и представления детей о бережном отношении к
нашему
общему
дому,
удовлетворить потребность
ребенка
в
самореализации,
самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности.
Цель
проекта:
формирование у детей осознанно-правильного
отношения к
объектам природы.
Задачи проекта:
1. Дать представление детям о Дне Земли –как о дне призванным побудить людей быть
внимательнее к хрупкой и уязвимой окружающей среде на планете Земля.
2. Знакомить детей с живой и неживой природой, воспитывая осознанное, бережное
отношения к ней.
3. Учить устанавливать причинно – следственные связи между объектами природы.
4. Формировать осознанное понимание взаимосвязей в природе. Осознание себя, как части
природы.
5. Формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание
соблюдать их в практической деятельности и в быту.
6. Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой;
7.
Воспитывать
у
них
гуманное
отношение
к
природе,
чувство
ответственности
за
все живое на Земле.
8. Подвести к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира, к пониманию
самоценности природы.
Предполагаемый результат
- развитие познавательной активности детей;
- наличие потребности в приобретении экологических знаний;
- развитие у детей устойчивого интереса к представителям животного и растительного
мира;
- проявление таких чувств, как сопереживание, доброты, чуткости к людям, природе;
бережное отношение ко всему окружающему;
- проявление эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное;
- проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.
Этапы проекта
Этапы
Содержание
Участники
1.
Подготовите
льный этап
Предварительная работа:
Постановка целей, определение актуальности
и значимости проекта.
Поисковая работа по подбору
иллюстративного материала , загадок,
поговорок, стихотворений.
Подбор методической литературы для
реализации проекта (журналы, статьи и т.п.).
Воспитатели, дети,
родители,
музыкальный
руководитель,
учитель-логопед
2. Основной
этап
Познавательное развитие
Беседы:
История праздника «День Земли».
«Природа и человек».
«Почему исчезают животные?»
«Красная книга».
«Как вести себя в природе».
«Планета Земля в опасности».
«Напоминающие знаки».
Природоведческая викторина (презентация)
Дидактические игры:
«Экологический светофор».
«Редкие и исчезающие животные».
«Хорошо – плохо».
Познавательно- исследовательская
деятельность
наблюдение за птицами, прилетающими на
участок, их поведением;
рассматривание иллюстраций о весне, весенних
явлениях; рассматривание первоцветов;
ознакомление детей с поговорками, загадками о
природе, животных, растениях, природных
явлениях;
наблюдение за неживой природой,
изменениями, происходящими с наступлением
весны;
рассматривание иллюстраций на тему охраны
природы;
рассматривание плаката на тему «Как вести себя
в лесу?»;
рассматривание картин «Лес», «Луг», «Пруд»;
знакомство пословицами, поговороками о
весне;
опыты с водой;
опыты с почвой и ветром.
Речевое развитие
Составление рассказа:
Как вы помогаете планете Земля?
Составление рассказа по картине «Труд людей
весной».
Чтение художественной литературой.
Экологическая сказка «Волшебная поляна»
Экологическая сказка «Сохраняя воду,
сохраняем жизнь!»
Экологическая сказка «Дедушкин огород»
А. Игнатова «Недалекое будущее»
Ефим Шкловский «Глобус»
К Ушинский «Утренние лучи»
М.Пришвин «Разговор деревьев»
В.Зотов « Береза», «Дуб»
Воспитатели, дети,
родители,
музыкальный
руководитель,
учитель-логопед
Н.Павлов «Ранней весной».
Социально-коммуникативное развитие
Трудовая деятельность по уборке участка,
посадка рассады «Украсим Землю цветами».
Уход за комнатными растениями и беседа о
том, что необходимо для роста и жизни растений.
Оформление «огорода на окне» в группе.
Художественно-эстетическое развитие
Рисование экологических знаков.
Рисование
на
тему
«Планета
Земля
глазами
детей».
Физическое развитие
Подвижные игры
«Птички в гнездах»
«Пчёлки и ласточки»
«Лягушка и цапля»
Игровые упражнения «К дереву беги», «Звери
вышли на зарядку» и др.
Работа с родителями:
Сбор фотографий, иллюстраций по теме.
Оформление стенда «22 апреля День Земли».
Конкурс среди родителей и детей на лучшую
поделку: «Вторая жизнь старых вещей».
3.
Заключитель
ный этап
Создание коллажа из экологических знаков в
защиту Земли.
Выставка
рисунков:
«Планета
Земля
глазами
детей».
Презентация
проекта
в
виде
тематической
образовательной
деятельности
«Земля
-
наш
общий дом».
Анализ
выполнения
проекта,
достигнутых
результатов (успехи и неудачи).
Воспитатели, дети,
родители,
музыкальный
руководитель,
учитель-логопед
Продукт проекта
1. Экологический праздник «Земля-наш общий дом»
2. Оформление выставки рисунков детей и родителей на тему «Планета Земля глазами
детей».
3. Создание коллажа из экологических знаков.
Дальнейшее развитие проекта
После завершения проекта откроется возможность его дальнейшего развития. Проект
определил те области деятельности, которые необходимо развивать у детей в
соответствии с современными требованиями. Дальнейшая реализация проекта позволит
продолжить работу по формированию экологического сознания у детей дошкольного
возраста
Литература
1. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое пособие
для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: «Асар»-1996
2. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика
работы с детьми подгот. Группы дет. сада: Пособие для воспитателя дошк. Образоват.
Учреждения._М.: Просвещение, 2002