Автор: Орехова Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 156
Населённый пункт: Город Иркутск Иркутской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект занятия "Радуга семьи"
Раздел: дошкольное образование
«Радуга семьи»
Программное содержание:
1.
Дать детям знания о жизни и быте наших предков.
2.
Уточнять и обобщать знания детей о семье, о том, кто такие родственники.
3.
Формировать представления о составе семьи, используя фотографии членов
семьи.
4.
Совершенствовать умение составлять короткий рассказ, употребляя в речи
имена и отчества родных.
5.
Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
Ход занятия: дети сидят перед экраном телевизора. Воспитатель - все мы с вами живем в
семье . У каждого есть мама, папа, бабушки., дедушки. А как одним словом назвать тех, кто
живет вместе с вами? Правильно - СЕМЬЯ? Мы привыкли, что члены семьи заботятся друг о
друге. А вы знаете, что на нашей планете, не всегда люди жили семьями. Перенесемся на
миллионы лет назад. В то время, когда на земле жили такие огромные животные, как
мамонты. И люди были не совсем похожи на нас. У них не было оружия, ножей топоров. А были
только палки, да камни под рукой . (Включаю диск, в том месте, где наши предки охотятся на
мамонта).В те времена люди жили большими группами. А кто скажет, почему им было легче
прожить большими коллективами, а не поодиночке? (у них не было теплых домов, поэтому
люди спали сбившись в кучу - так им было теплее. И охотится им было удобнее, ведь без
оружия одному человеку не справиться с мамонтом.) Посмотрите на экран - мамонт
огромное животное, а люди маленькие. А так же большими группами им было легче
защищаться и Но время не стоит на месте. Люди научились делать простейшие ножи, топоры
и другие орудия из камня, добывать пищу; научились строить себе укрытия от холода и
дождя; шить себе одежду из шкур животных. Постепенно люди стали окружать
себя своими родственниками. Такой коллектив назывался РОДОМ. Родственники стали жить в
одной хижине или в небольшом поселении, состоявшем из нескольких хижин. Прошло еще
много - много лет. Люди научились выращивать овощи, хлеб, приручать диких животных,
изготавливать орудия труда и охоты из железа, которые были очень прочными. И теперь люди
уже не нуждались в большом количестве людей, могли жить маленькими семьями. Так род
распался на СЕМЬИ. Прошло еще много лет и семьи стали такими, как мы живем сейчас. Игра
« Покажи, что попрошу?». Дети находят орудия разных эпох ( эпохи человеческого стада,
эпохи рода, эпохи семьи).Показать ребус « 7 - я».
- Что такое семья ? (Семья - это люди,
которые любят друг - друга, заботятся друг
о друге, помогают, жалеют, сочувствуют,
относятся друг к другу уважительно,
говорят друг с другом ласково). Семья
объединяет родных: родителей и детей,
бабушек, дедушек, братьев, сестер. Это наши
родные, родственники, родня.
А теперь ребята прочитают стихотворение, а вы внимательно слушайте.
Мама с папой - моя родня,
Нет роднее родни у меня.
И сестренка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю,
Скоро всем подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню - волшебная щетка,
Молоток настоящий братишке,
Мяч - сестренке, конфета - Тишке.
А еще есть друг у меня,
Друг Сережка мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра не игра.
Как вы считаете, все ли герои этого стихотворения являются членами одной
семьи? Все ли они родные, родня? (Ответы .)
Правильно, это стихотворение шуточное. Не все персонажи являются членами одной семьи.
Мама, папа, сестренка, братишка - это родня. Друг Сережка не член семьи и не родственник.
Домашних животных мы тоже очень любим, заботимся о них, иногда считаем их членами семьи. Щенок
Тишка может считаться членом семьи. Но он не человек, поэтому не является родней герою
стихотворения. Семья это самое главное, самое дорогое, что есть у человека. Поэтому во все времена
русский народ составлял пословицы и поговорки о семье.
Сейчас мы с вами поиграем в игру и вспомним пословицы о семье, которые мы знаем.
Игра « Назови пословицу и передай мяч!»
1.
Вся семья вместе и душа на месте.
2.
Нет милее дружка, чем родная матушка.
3.
Золото и серебро не стареет, мать и отец цены не имеют.
4.
Семья ладом полна.
5.
Русский человек без родни не живет.
6.
Не нужен клад, когда в семье лад.
7.
Семейная кашка гуще кипит.
8.
Каждой птице мило свое гнездо.
9.
Береги отца и мать - других не сыскать.
10.
При солнышке тепло, при матери добро.
Вот как много пословиц мы выучили (Дети садятся за столы).
Но не только пословицы придумали люди. Мы еще с вами знаем потешку, которая помогает
нашим пальчикам.
(Пальчиковая гимнастика «Семья», которая сопровождается чтением потешки).
Дети загибают поочередно пальцы руки, начиная с большого одной руки, а затем -другой.
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка.
Этот пальчик - папенька,
Этот пальчик - маменька,
Этот пальчик - наш малыш
Зовут его....(называют каждый свое имя).
Вот какая у вас дружная семья, потому что все пальчики собрались вместе, в кулачек.
Какой должна быть семья?
Игра «Подберите слова - признаки к слову «семья»»
(Дружная, крепка, трудолюбивая, заботливая, ласковая.)
Вы каждый день приходите в детский сад, в нашу группу. И находитесь здесь почти целый
день, мы друг друга любим, уважаем. Этим мы похожи на дружную семью. Наш детский
сад называется «Радуга». Эта «Радуга объединяет под своей крышей много семей.»
Посмотрите, какая радуга красивая.
Давайте вспомним, из каких цветов она состоит?
К - красный - дедушка
О - оранжевый - бабушка
Ж - желтый - папа
3 - зеленый - мама
Г - голубой - сын (брат)
С - синий - -дочь (сестра)
ф - фиолетовый - прабабушка, прадедушка.
Каждый цвет соответствует одному члену вашей семьи. На столах , в тарелочке лежат
листочки с нарисованной радугой. Это радуга вашей семьи. И бабочки всех цветов радуги. Вы
должны выбрать только те цвета, которые есть в вашей семье и закрепить на своей радуге.
(Дети выполняют задание.)
Теперь мы знаем, сколько человек у каждого из вас в семье, осталось узнать, как их зовут,
(рассказы детей: « Это моя радуга. Это я, меы зовут ... Это моя мама Светлана Викторовна. Это
мой папа Александр Алексеевич.», воспитатель подсказывает, если ребенок затрудняется. И
т.д.)
Я очень рада, что вы любите свою семью, и так нежно относитесь к своим родным. Спасибо
вам за это. Сегодня мы вспомнили, как появилась семья на земле, для чего она нужна людям и
научились строить свою семью из цветов радуги. Сейчас мы с вами поместим нашу радугу в уголок,
чтобы ваши родители тоже смогли полюбоваться на нашу картину.