Напоминание

"Интерактивные дидактические игры как средства речевого развития дошкольников"


Автор: Тимофеева Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ – детский сад №73
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: "Интерактивные дидактические игры как средства речевого развития дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




"Интерактивные дидактические игры как

средства речевого развития дошкольников"

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления и развития

ребенка. Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка

детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное

развитие.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Творческая

деятельность ребёнка проявляется, прежде всего, в игре. Игра, протекающая

в коллективе, предоставляет исключительно благоприятное условие для

развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребёнок

учится, а ни одно учение немыслимо без помощи основного учителя – языка.

Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре

происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая

задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в

ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения знаний и

способов действия. Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом новой

игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело

сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его

представлений и познавательной деятельности.

Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд

ребёнка, его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий

мир, но и самого себя, своё место в этом мире, накапливает знания, осваивает

язык, общается.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве

является основным условием нормального развития и в дальнейшем его

успешного обучения в школе.

В условиях современности, главной задачей дошкольного образования

является подготовка к школьному обучению. Дети, не получившие в

дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом

навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его

дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в

дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в

дальнейшем его успешного обучения в школе.

Дети дошкольного возраста с удовольствием слушают стихотворения, поют

песни, отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации к книгам, любуются

подлинными произведениями живописи и очень часто задают вопросы: а как?

А почему? А смогу ли я? И ведь не секрет, что в настоящее время все больше

детей имеют речевые проблемы. А почему не соединить желание ребенка

попробовать самому что-то придумать, сделать с желаниями взрослых –

научить красиво и грамотно говорить ребенка. И поэтому так актуальна на

сегодня задача речевого развития детей и развитие его коммуникативных

способностей.

Игра дидактическая [греч. didaktikos — поучительный] — специально

созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую

от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями. Многие

дидактические игры составлены по принципу самообучения, когда сама игра

направляет ребенка на овладение знаниями и умениями дидактическая игра

является одной из методических разновидностей обучения.

А.В.Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам

необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой

усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему

развитию ребенка».

В профессиональном стандарте педагога сказано, что воспитатель

дошкольного учреждения обязан владеть ИКТ-компетенциями,

необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки

образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста. На

современном этапе развития современного образования педагог обязан

владеть информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ) и

применять их в воспитательно-образовательном процессе.

Так как мы работаем в коррекционной группе, с детьми с общим

недоразвитием речи, у них наблюдаются особенности в обучении и

воспитании:

Трудности удержания внимания

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Быстрая утомляемость

Лексико-грамматическое недоразвитие речи

Гипо- или гиперактивность

Поэтому перед нами стал вопрос, как найти более эффективные пути

обучения детей данной категории, и пришли к выводу, что использование в

коррекционной работе разнообразных информационных технологий

предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную

активность, повышает результативность логопедической работы в целом.

Одной из основных задач поставленной нами являлось повышение качества

образования по речевому развитию детей с ОНР. Для решения поставленной

задачи мы решили использовать в образовательном процессе интерактивно-

дидактические игры по речевому развитию. Так как это позволило перейти от

объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельности, при

котором ребенок становился активным субъектом, а не пассивным объектом

педагогического воздействия.

До того, как в нашей группе появилась интерактивная доска, в своей работе

мы использовали проектор, что усложняло самостоятельную работу детей. В

данный момент в нашей группе установлен комплект оборудования

(проектор, интерактивная доска, ноутбук), что позволило использовать в

работе с детьми мультимедийные игры.

На НОД мы используем созданные интерактивные игры, их преимущество

состоит в том, что в них дети могут писать, передвигать картинки

самостоятельно, без помощи взрослого.

В нашей группе была создана медиатека интерактивных дидактических игр

для развития речи, памяти, внимания, мышления и были подобраны по

направлениям:

Девятый квадрат

Классификация предметов

Четвертый лишний

Найди тень

Загадочные домики

Скопируй по точкам

Судоку

Использование их в совместной и самостоятельной деятельности ребенка

является одним из эффективных способов мотивации и

индивидуализации обучения, развития творческих способностей и

создания благоприятного эмоционального фона. Использование

интерактивных дидактических игр дает возможность наглядно

представить результат своих действий, возможность исправить ошибку,

если она есть. Данные игры способствуют наиболее широкому раскрытию

способностей, активизацию умственной деятельности детей.

Внедрение компьютерных технологий, сегодня является новой ступенью в

коррекционно-образовательном процессе ДОУ.

Литература:

1.

. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.:

Мозаика-Синтез, 2014г.

2.

Журова Л.Е. Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет.

3.

Индивидуализация образования: правильный старт. Учебно-

методическое пособие для работников дошкольных образовательных

учреждений./ Под.ред. Л.В. Свирской.- М.: Обруч,2011.

4.

Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Средняя

группа./ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой., М.А. Васильевой.-

Волгоград.: Учитель,2012.

5.

Основная программа «От рождения до школы». Под ред. Н.Е.Вераксы,

Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой

6.

Перспективное планирование воспитательно-образовательного

процесса по программе «От рождения до школы»: средняя группа/ Под

ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- Волгоград.:

Учитель,2012.

7.

Развивающие занятия с детьми 4-5 лет./ Под ред. Л.А. Парамоновой.

8.

Содружество: программа взаимодействия семьи и детского сада./ Под

ред. Н.В. Микляевой, Н.Ф. Лагутиной.- М.: МОЗАЙКА – СИНЕЗ,2011.



В раздел образования