Автор: Цветкова Татьяна Борисовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №16"
Населённый пункт: Пермский край город Александровск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей 4–5 лет через занимательные игры»
Раздел: дошкольное образование
«Формирование элементарных математических представлений у детей 4-
5 лет через занимательные игры»
Математика для маленьких детей довольно сложная наука, которая может
вызвать трудности во время обучения в школе. Кроме того, далеко не все дети
имеют математический склад ума и не у всех есть природная тяга к точным
наукам. Поэтому развитие у дошкольника интереса к математике в раннем
возрасте значительно облегчит ему обучение в школе, ведь современная
школьная программа довольно насыщенна и далеко не проста даже для
первоклассника. Овладение дошкольником навыками счета и основами
математики в игровой и занимательной форме поможет ему в дальнейшем
быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса. На играх-
занятиях с детьми 4-5 лет можно использовать логические задачи, задачи в
стихах, занимательные задачки, различные математические игры. С помощью
дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток
уточняются и закрепляются представления детей о числах, отношениях
между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных
отношениях. Занимательный материал не только увлекает ребёнка –
дошкольника, но и способствует совершенствованию наблюдательности,
внимания, памяти, мышления, речи. Возможность использования
дидактических игр широка: во время поездки в транспорте, когда мама занята
на кухне, во время прогулки или отдыха на пляже. Главное, чтобы ваш
малыш имел желание для так называемых игр-занятий, находился в
спокойном состоянии. А родители не должны заставлять, им нужно
предложить, привлечь внимание, заинтересовать ребенка игрой. Предлагаем
вашему вниманию практический материал, который вы сможете использовать
дома, развивая математические способности вашего ребёнка. Игра
«Сосчитай-ка». Предложите малышу сосчитать количество лепестков у
ромашки, количество собранных в лесу грибов (больших, маленьких),
количество пролетевших птиц. Вариант игры: Предложите сосчитать и
назвать число на один больше или меньше.
Игра «Рукавичка». Спрячьте в рукавичку определённое количество камней
(ракушек, пуговиц, монет) в пределах десяти и предложите определить на
ощупь, что находится внутри, назвать количество предметов.
Игра «Рисунки на песке». Предложите ребёнку нарисовать на песке с
помощью палочки предметы круглой (квадратной, треугольной,
прямоугольной, овальной формы). А вы, попробуйте отгадать, что он
изобразил. Можно устроить соревнование «Кто больше нарисует
предметов?».
Игра «Укрась поясок» (с прищепками). Предложить малышу украсить
поясок (полоска линолеума) к празднику бахромой из прищепок, чередуя их
по цвету. Можно использовать несколько цветов.
Игра «Чудики» (со счётными палочками). Взрослый предлагает отобрать
определённое количество счётных палочек и составить из них чудики разной
величины (большой, поменьше, маленький). Предложите сравнить их по
величине и количеству использованных счётных палочек.
Игра «Чудесный мешочек». Спрячьте в мешочек 10 камней, 9 пуговиц, 8
шишек, 7 ракушек. Предложите малышу на ощупь определить все камни и
достать их из мешочка, все ракушки. Предложите сравнить количество
предметов: 10 камней и 9 пуговиц. Поинтересуйтесь, каких предметов
больше (меньше) и на сколько, что нужно сделать, чтобы их стало поровну.
Игра «Занимательные задачки». Предложите ребёнку поиграть в игру
«Школа», где он будет учителем, а вы – учеником. Малыш должен составить
задачку с использованием объектов неживой природы (шишек, веток,
камней). Ребёнок читает вам задачку, а вы должны её решить.
Игра «Колокольчик». Для игры нужны- колокольчик и косынка. Закройте
глаза ребёнку косынкой и предложите угадать, с какой стороны звучит
колокольчик (справа, слева, сверху, снизу, спереди, сзади) и сосчитать
количество услышанных звуков. Далее поменяться с ребёнком местом. Он
будет выполнять, роль ведущего.
Игра «Прятки». Наклейте на дно подноса картинки с изображением
животных, рыб и птиц, насыпьте манной крупы (песка), так, чтобы картинки
спрятались. Предложите малышу отыскать изображения обитателей
животного мира, назвать их, распределить их на группы и сосчитать. Можно
предложить определить, каких животных больше (меньше) и на сколько, т.е.
сравнить группы предметов.
Игра «Числовые домики». Для игры понадобятся веточки, ракушки, камни,
листочки. Предложите сложить из веточек домики разной геометрической
формы и в каждый из домиков поселить жильцов. Например: в домик
треугольной формы 10 ракушек, в домик квадратной формы - 9 камней, в
домик прямоугольной формы - 8 листиков. Ребёнку необходимо сосчитать
количество жильцов и сравнить, где больше (меньше) и на сколько. Что
нужно сделать, чтобы их стало поровну. Предложите добавить объекты. В
заключение хочется напомнить, что с ребенком необходимо заниматься дома.
Ведь цель занимательных игр не только познакомить дошкольников с
математическими понятиями, а, прежде всего, расширить знания ребенка об
окружающем, развить у него внимание, логику, усидчивость. И конечно не
стоит забывать о настольных играх, конструкторах, пазлах, которые в
огромном количестве выпускаются промышленностью. Так же
предоставляйте ребенку возможность работать с бумагой и карандашами. И
не важно, что ваш ребенок просто режет бумагу или вырезает замысловатые
силуэты, складывает простую «гармошку» из бумаги или может сложить
сложные фигурки техники оригами, все это идёт ему на пользу - ведь ребенок
учится, развивается, у него появляются новые увлечения.
Список литературы:
1.Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей
дошкольников: вопросы теории и практики: курс лекций для студ. Дош.
Факультета высш. Учеб. Заведений.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,
2003.
2.Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. Пособие для
воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1983.
3.Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы.
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.
Издательство: Мозаика-синтез, 2015.
4.Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики.-М., 1990.
5.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.-М.,
Просвещение, 1990.
6.Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей
дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
7.Перова М.И. Дидактические игры и упражнения по математике для работы
с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.-М., 1996.
8.Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у
дошкольников. М.: Просвещение, 1998.