Напоминание

«Формирование элементарных математических представлений у детей 4–5 лет через занимательные игры»


Автор: Цветкова Татьяна Борисовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №16"
Населённый пункт: Пермский край город Александровск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей 4–5 лет через занимательные игры»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формирование элементарных математических представлений у детей 4-

5 лет через занимательные игры»

Математика для маленьких детей довольно сложная наука, которая может

вызвать трудности во время обучения в школе. Кроме того, далеко не все дети

имеют математический склад ума и не у всех есть природная тяга к точным

наукам. Поэтому развитие у дошкольника интереса к математике в раннем

возрасте значительно облегчит ему обучение в школе, ведь современная

школьная программа довольно насыщенна и далеко не проста даже для

первоклассника. Овладение дошкольником навыками счета и основами

математики в игровой и занимательной форме поможет ему в дальнейшем

быстрее и легче усваивать сложные вопросы школьного курса. На играх-

занятиях с детьми 4-5 лет можно использовать логические задачи, задачи в

стихах, занимательные задачки, различные математические игры. С помощью

дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток

уточняются и закрепляются представления детей о числах, отношениях

между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных

отношениях. Занимательный материал не только увлекает ребёнка –

дошкольника, но и способствует совершенствованию наблюдательности,

внимания, памяти, мышления, речи. Возможность использования

дидактических игр широка: во время поездки в транспорте, когда мама занята

на кухне, во время прогулки или отдыха на пляже. Главное, чтобы ваш

малыш имел желание для так называемых игр-занятий, находился в

спокойном состоянии. А родители не должны заставлять, им нужно

предложить, привлечь внимание, заинтересовать ребенка игрой. Предлагаем

вашему вниманию практический материал, который вы сможете использовать

дома, развивая математические способности вашего ребёнка. Игра

«Сосчитай-ка». Предложите малышу сосчитать количество лепестков у

ромашки, количество собранных в лесу грибов (больших, маленьких),

количество пролетевших птиц. Вариант игры: Предложите сосчитать и

назвать число на один больше или меньше.

Игра «Рукавичка». Спрячьте в рукавичку определённое количество камней

(ракушек, пуговиц, монет) в пределах десяти и предложите определить на

ощупь, что находится внутри, назвать количество предметов.

Игра «Рисунки на песке». Предложите ребёнку нарисовать на песке с

помощью палочки предметы круглой (квадратной, треугольной,

прямоугольной, овальной формы). А вы, попробуйте отгадать, что он

изобразил. Можно устроить соревнование «Кто больше нарисует

предметов?».

Игра «Укрась поясок» (с прищепками). Предложить малышу украсить

поясок (полоска линолеума) к празднику бахромой из прищепок, чередуя их

по цвету. Можно использовать несколько цветов.

Игра «Чудики» (со счётными палочками). Взрослый предлагает отобрать

определённое количество счётных палочек и составить из них чудики разной

величины (большой, поменьше, маленький). Предложите сравнить их по

величине и количеству использованных счётных палочек.

Игра «Чудесный мешочек». Спрячьте в мешочек 10 камней, 9 пуговиц, 8

шишек, 7 ракушек. Предложите малышу на ощупь определить все камни и

достать их из мешочка, все ракушки. Предложите сравнить количество

предметов: 10 камней и 9 пуговиц. Поинтересуйтесь, каких предметов

больше (меньше) и на сколько, что нужно сделать, чтобы их стало поровну.

Игра «Занимательные задачки». Предложите ребёнку поиграть в игру

«Школа», где он будет учителем, а вы – учеником. Малыш должен составить

задачку с использованием объектов неживой природы (шишек, веток,

камней). Ребёнок читает вам задачку, а вы должны её решить.

Игра «Колокольчик». Для игры нужны- колокольчик и косынка. Закройте

глаза ребёнку косынкой и предложите угадать, с какой стороны звучит

колокольчик (справа, слева, сверху, снизу, спереди, сзади) и сосчитать

количество услышанных звуков. Далее поменяться с ребёнком местом. Он

будет выполнять, роль ведущего.

Игра «Прятки». Наклейте на дно подноса картинки с изображением

животных, рыб и птиц, насыпьте манной крупы (песка), так, чтобы картинки

спрятались. Предложите малышу отыскать изображения обитателей

животного мира, назвать их, распределить их на группы и сосчитать. Можно

предложить определить, каких животных больше (меньше) и на сколько, т.е.

сравнить группы предметов.

Игра «Числовые домики». Для игры понадобятся веточки, ракушки, камни,

листочки. Предложите сложить из веточек домики разной геометрической

формы и в каждый из домиков поселить жильцов. Например: в домик

треугольной формы 10 ракушек, в домик квадратной формы - 9 камней, в

домик прямоугольной формы - 8 листиков. Ребёнку необходимо сосчитать

количество жильцов и сравнить, где больше (меньше) и на сколько. Что

нужно сделать, чтобы их стало поровну. Предложите добавить объекты. В

заключение хочется напомнить, что с ребенком необходимо заниматься дома.

Ведь цель занимательных игр не только познакомить дошкольников с

математическими понятиями, а, прежде всего, расширить знания ребенка об

окружающем, развить у него внимание, логику, усидчивость. И конечно не

стоит забывать о настольных играх, конструкторах, пазлах, которые в

огромном количестве выпускаются промышленностью. Так же

предоставляйте ребенку возможность работать с бумагой и карандашами. И

не важно, что ваш ребенок просто режет бумагу или вырезает замысловатые

силуэты, складывает простую «гармошку» из бумаги или может сложить

сложные фигурки техники оригами, все это идёт ему на пользу - ведь ребенок

учится, развивается, у него появляются новые увлечения.

Список литературы:

1.Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей

дошкольников: вопросы теории и практики: курс лекций для студ. Дош.

Факультета высш. Учеб. Заведений.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,

2003.

2.Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. Пособие для

воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1983.

3.Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы.

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.

Издательство: Мозаика-синтез, 2015.

4.Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики.-М., 1990.

5.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.-М.,

Просвещение, 1990.

6.Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей

дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

7.Перова М.И. Дидактические игры и упражнения по математике для работы

с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.-М., 1996.

8.Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у

дошкольников. М.: Просвещение, 1998.



В раздел образования