Напоминание

Организация гимнастики для глаз с детьми дошкольного возраста


Автор: Мухарева Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №53
Населённый пункт: г. Ленинск – Кузнецкий
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Организация гимнастики для глаз с детьми дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




НАТАЛЬЯ МУХАРЕВА

Организация гимнастики для глаз с детьми дошкольного возраста

Глаза так много могут рассказать о человеке,

Слова и жесты вовсе не нужны,

Не зря же говорили люди,

Глаза – есть зеркало его души.

Анастасия Ланская

Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с

помощью пяти чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.

Многие ли из нас действительно сознают ту роль, какую играют глаза в

нашей повседневной жизни. 90% информации человек получает через

органы зрения.

Вредных воздействий практически невозможно избежать в

современных условиях. Ребёнок с раннего возраста смотрел, и будет

смотреть телевизор, а ежедневный просмотр мультфильмов за

компьютером стала неотъемлемой частью жизни практически каждого

ребёнка. Таков образ жизни наших детей, и нужно учиться сохранять

зрение именно в таких условиях.

Одним из замечательных аспектов улучшения зрения является

зрительная гимнастика.

Целью проведения зрительной гимнастики - является формирование у

детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о

своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и

укрепления здоровья. Гимнастика для глаз снимает зрительное

напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает

кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и

развития глазных заболеваний, а также более быстрому

восстановлению работоспособности и эффективному усвоению

учебного материала.

Зрительную гимнастику следует проводить регулярно, не менее 2 - 3

раз в день по 3-5 минут. Упражнения разнообразны по форме и

содержанию, выполняются эмоционально и носят игровой характер. В

упражнения включаются игровые или сюрпризные моменты, стихи,

потешки, главное, чтобы движения глаз были как можно более

разнообразными. Обычно в таких играх используются хлопки,

кругообразные движения, моргание, и т. д. Количество упражнений,

движений и их сложность должны увеличиваться постепенно и не

вызывать у ребенка неприятных ощущений. Когда малыш освоит

первые упражнения, можно вводить в игру более сложные движения.

Самыми сложными, но очень полезными являются игры, те в которых

появляются нессиметричные движения, то есть глаза, руки выполняют

разные движения.

Целесообразно с отдельными детьми проводить индивидуальные

занятия, которые послужат началу формирования необходимых умений:

сохранять сосредоточенность и активность, выполнять определенные

действия, слушать разъяснения взрослого. Можно после гимнастики

для глаз использовать для снятия напряжения гримасы,

артикуляционную гимнастику.

В практике нашего ДОУ нами применяются разные варианты

использования зрительных гимнастик:

игровая физминутка; с предметами;

по зрительным тренажёрам;

комплексы по словесным инструкциям; со стихами;

с опорой на схему; с сигнальными метками;

с индивидуальными офтальмотренажерами;

с настенными и потолочными офтальмотренажерами;

электронная зрительная гимнастика.

«Елка».

Вот стоит большая елка,

Вот такой высоты.

У нее большие ветки.

Вот такой ширины.

Есть на елке даже шишки,

А внизу – берлога мишки.

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу.

Выполняют движения глазами.

Посмотреть снизу-вверх.

Посмотреть слева направо.

Посмотреть вверх.

Посмотреть вниз.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, повторить 2 раза.

Гимнастика для глаз

1. «Забавный» тренинг

Задачи: разнообразить зрительную нагрузку и расслабить мышечную

систему глаз.

Подойдите с ребенком к окну и посмотрите, посчитайте, каких машин

на дороге больше – красных, зеленых или синих.

Также можно посчитать пешеходов с зонтиками, рассмотреть окна, в

которых горит свет, проследить за полетом вороны, посмотреть в

разные стороны, переводить взгляд с земли на небо и наоборот.

2. «Рисование» взглядом

Задачи: разнообразить движения глаз.

«Рисование» взглядом разные геометрические фигуры – восьмерки,

круги, треугольники, рассматривание прохожих и машины то одним

глазом, то другим глазом, через дырочку на бумаге, сквозь

расставленные пальцы ладони.

3. Чередование эпизодов света и темноты

Задачи: «раскачка» мышц глаз.

Предложить ребенку запомнить расположение людей и животных на

площадке, затем закройте ему ладошкой глаза на одну минуту. Как это

делают, играя в прятки, а потом попробуйте вместе с ним отыскать

глазами поменявших за это время местоположение людей, собак или

птиц.

4. Игра «Найди зайку»

Задачи: дать нагрузку глазам в условиях смены освещения.

Игра на поиск предмета в группе, рассматривая его то - одним, то -

другим глазом, через дырочку на листе бумаги, или сквозь

расставленные пальцы.

5. «1-2-3-посмотри»

Задачи: развивать глазодвигательные навыки.

На палочку прикрепить яркий предмет (игрушка, бабочка, самолетик,

шарик и т. д.) и предложить ребёнку отправиться в путешествие;

обращать внимание детей на соблюдение следующих правил: работают

глаза, голова не подвижна. Взрослый перемещает игрушку в заданном

направлении, сопровождая движения словами: «Посмотрели вверх –

вниз, влево – вправо, покружились» и т. д. Показ предмета

осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил

глазами его движение. Зрительный стимул (предмет) находится чуть

выше уровня глаз впереди сидящих или стоящих детей. Он не должен

сливаться по цвету с одеждой взрослого и окружающей обстановкой.

При выполнения поощряем старания и результаты детей. Упражнения

можно сопровождать стихами.

6.«Птичка»

Задачи: развивать двигательную систему глаз.

Летели птички, (Прослеживание глазами за предметом по кругу.)

Собой невелички.

Как они летели, (Вправо – влево)

Все люди глядели.

Как они садились, (Вверх – вниз)

Все люди дивились.

7.«Лошадка»

Задачи: содействовать укреплению двигательной системе глаз.

Мы поскачем на лошадке (Прослеживание глазами за предметом.)

Вправо – влево. (Вправо - влево.)

Вверх – вниз. (Вверх – вниз.)

8. Упражнение «Солнышко»

Задачи: снять физическое, психическое и зрительное напряжение

На улице, закрыв глаза, встаньте лицом к солнцу, поворачивайте

голову то в одну, то в другую сторону: «Глазки солнцу покажу.

«Здравствуй! - солнышку скажу».

9. Упражнение «Моргание»

Задачи: активизировать глазодвигательные функции.

Показать ребёнку бабочку и предложить поморгать как «бабочка

крыльями машет».

10. Глазодвигательные тренинги

Задачи: формировать рациональные способы зрительного восприятия.

Перемещать взгляд на предметы, игрушки, подвешенные в разных

местах комнаты.

11. Упражнение «Прищепочки»

Задачи: снизить нагрузку на глаза.

Большими и указательными пальцами обеих рук сдавливаем кожу

между бровей от переносицы к вискам.

12. Упражнение «Самолет»

Задачи: снять зрительное утомление.

Пролетает самолет (смотреть вверх на одну руку, которая

покачивается; то же другой рукой)

С ним собрался я в полет.

Я мотор завожу (сжать кулак и водить им по кругу перед собой; кулак

другой руки водить в противоположную сторону)

И внимательно гляжу (смотреть на кулак)

Поднимаюсь ввысь, лечу (руки вверх и смотреть на них,

Возвращаться не хочу (медленно опуская руки, следить за глазами).

13. Упражнение «Ловим мыльные пузыри»

Задачи: развитие зрительно – моторной координации

14. Упражнения «Воздушный шарик»

Задачи: развитие зрительной координации.

Перебрасывание с малышом воздушного шарика. При этом

можно повторять считалочку, напевать песенку или слушать музыку.

Можно уменьшать или увеличивать размер шара.

15. Игра «Бегающий зайчик»

Задачи: укрепление мышечной системы глаз.

Ход: предложите ребенку, сидя на стульчике следить взглядом за

черно – белым зайчиком, нарисованным на листе бумаги на расстоянии

15 см от него. Медленно перемещайте его из стороны в сторону, вверх,

вниз, по кругу, приближайте, удаляйте

16. Игра «Сидим и бросаем»

Задачи: развитие пространственного восприятия, зрительной

ориентации

Ход: положите корзинку набок, посадите ребенка с мячом на

расстоянии 1 м. и предложите, закинуть мяч в корзинку. Повторить

несколько раз.

17. Упражнение «Зоопарк»

Задачи: способствовать увеличению остроты зрения.

Ход: Разыщите на картинке всех собачек (кошечек, слонов, ежей,

зайчиков, улиток).

Ребенок осуществляет поиск, двигаясь взглядом

(сверху – вниз, снизу – вверх).

18. Упражнение «Солнечный зайчик»

Задачи: улучшить кровоснабжение глаз.

Ход: взгляд фокусируется на светящемся предмете

(луна, звезды, свеча, лампа) или «солнечном зайчике».

Находящемся на маленьком расстоянии от глаз.

19. «Новогодняя ёлка»

Задачи: оказать оздоравливающее воздействие на орган зрения.

Ход: Предложить детям понаблюдать за мелькающими цветными

огоньками, но не в полной темноте.

20. «Аквариумные рыбки»

Задачи: стимулировать кровообращение органа зрения

Ход: предложить понаблюдать за аквариумными рыбками,

блестящей чешуей.

21. «Кискины глазки»

Задачи: укрепить глазную мышечную систему

Ход: выпучивание глаз, зажмуривание, широко открывать глаза,

посмотреть вверх, вниз, в сторону.

22. «День - ночь»

Задачи: улучшать кровообращение и способствовать предупреждению

нарушений зрения

Ход: ребенок входит в темную комнату (с взрослым, а выходит в

освещенную комнату.

23. «Спи глазок, спи другой»

Задачи: активизировать глазодвигательные функции.

Ход: поочередно ладошками закрываем то один глаз, то другой.

24. «Прятки»

Задачи: разнообразить движения глаз.

Ход: прикрываем и открываем ладошками лицо, приговаривая

«спрятались - нашлись»



В раздел образования