Автор: Мухарева Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №53
Населённый пункт: г. Ленинск – Кузнецкий
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Организация гимнастики для глаз с детьми дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
НАТАЛЬЯ МУХАРЕВА
Организация гимнастики для глаз с детьми дошкольного возраста
Глаза так много могут рассказать о человеке,
Слова и жесты вовсе не нужны,
Не зря же говорили люди,
Глаза – есть зеркало его души.
Анастасия Ланская
Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с
помощью пяти чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.
Многие ли из нас действительно сознают ту роль, какую играют глаза в
нашей повседневной жизни. 90% информации человек получает через
органы зрения.
Вредных воздействий практически невозможно избежать в
современных условиях. Ребёнок с раннего возраста смотрел, и будет
смотреть телевизор, а ежедневный просмотр мультфильмов за
компьютером стала неотъемлемой частью жизни практически каждого
ребёнка. Таков образ жизни наших детей, и нужно учиться сохранять
зрение именно в таких условиях.
Одним из замечательных аспектов улучшения зрения является
зрительная гимнастика.
Целью проведения зрительной гимнастики - является формирование у
детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о
своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и
укрепления здоровья. Гимнастика для глаз снимает зрительное
напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает
кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и
развития глазных заболеваний, а также более быстрому
восстановлению работоспособности и эффективному усвоению
учебного материала.
Зрительную гимнастику следует проводить регулярно, не менее 2 - 3
раз в день по 3-5 минут. Упражнения разнообразны по форме и
содержанию, выполняются эмоционально и носят игровой характер. В
упражнения включаются игровые или сюрпризные моменты, стихи,
потешки, главное, чтобы движения глаз были как можно более
разнообразными. Обычно в таких играх используются хлопки,
кругообразные движения, моргание, и т. д. Количество упражнений,
движений и их сложность должны увеличиваться постепенно и не
вызывать у ребенка неприятных ощущений. Когда малыш освоит
первые упражнения, можно вводить в игру более сложные движения.
Самыми сложными, но очень полезными являются игры, те в которых
появляются нессиметричные движения, то есть глаза, руки выполняют
разные движения.
Целесообразно с отдельными детьми проводить индивидуальные
занятия, которые послужат началу формирования необходимых умений:
сохранять сосредоточенность и активность, выполнять определенные
действия, слушать разъяснения взрослого. Можно после гимнастики
для глаз использовать для снятия напряжения гримасы,
артикуляционную гимнастику.
В практике нашего ДОУ нами применяются разные варианты
использования зрительных гимнастик:
игровая физминутка; с предметами;
по зрительным тренажёрам;
комплексы по словесным инструкциям; со стихами;
с опорой на схему; с сигнальными метками;
с индивидуальными офтальмотренажерами;
с настенными и потолочными офтальмотренажерами;
электронная зрительная гимнастика.
«Елка».
Вот стоит большая елка,
Вот такой высоты.
У нее большие ветки.
Вот такой ширины.
Есть на елке даже шишки,
А внизу – берлога мишки.
Зиму спит там косолапый
И сосет в берлоге лапу.
Выполняют движения глазами.
Посмотреть снизу-вверх.
Посмотреть слева направо.
Посмотреть вверх.
Посмотреть вниз.
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, повторить 2 раза.
Гимнастика для глаз
1. «Забавный» тренинг
Задачи: разнообразить зрительную нагрузку и расслабить мышечную
систему глаз.
Подойдите с ребенком к окну и посмотрите, посчитайте, каких машин
на дороге больше – красных, зеленых или синих.
Также можно посчитать пешеходов с зонтиками, рассмотреть окна, в
которых горит свет, проследить за полетом вороны, посмотреть в
разные стороны, переводить взгляд с земли на небо и наоборот.
2. «Рисование» взглядом
Задачи: разнообразить движения глаз.
«Рисование» взглядом разные геометрические фигуры – восьмерки,
круги, треугольники, рассматривание прохожих и машины то одним
глазом, то другим глазом, через дырочку на бумаге, сквозь
расставленные пальцы ладони.
3. Чередование эпизодов света и темноты
Задачи: «раскачка» мышц глаз.
Предложить ребенку запомнить расположение людей и животных на
площадке, затем закройте ему ладошкой глаза на одну минуту. Как это
делают, играя в прятки, а потом попробуйте вместе с ним отыскать
глазами поменявших за это время местоположение людей, собак или
птиц.
4. Игра «Найди зайку»
Задачи: дать нагрузку глазам в условиях смены освещения.
Игра на поиск предмета в группе, рассматривая его то - одним, то -
другим глазом, через дырочку на листе бумаги, или сквозь
расставленные пальцы.
5. «1-2-3-посмотри»
Задачи: развивать глазодвигательные навыки.
На палочку прикрепить яркий предмет (игрушка, бабочка, самолетик,
шарик и т. д.) и предложить ребёнку отправиться в путешествие;
обращать внимание детей на соблюдение следующих правил: работают
глаза, голова не подвижна. Взрослый перемещает игрушку в заданном
направлении, сопровождая движения словами: «Посмотрели вверх –
вниз, влево – вправо, покружились» и т. д. Показ предмета
осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил
глазами его движение. Зрительный стимул (предмет) находится чуть
выше уровня глаз впереди сидящих или стоящих детей. Он не должен
сливаться по цвету с одеждой взрослого и окружающей обстановкой.
При выполнения поощряем старания и результаты детей. Упражнения
можно сопровождать стихами.
6.«Птичка»
Задачи: развивать двигательную систему глаз.
Летели птички, (Прослеживание глазами за предметом по кругу.)
Собой невелички.
Как они летели, (Вправо – влево)
Все люди глядели.
Как они садились, (Вверх – вниз)
Все люди дивились.
7.«Лошадка»
Задачи: содействовать укреплению двигательной системе глаз.
Мы поскачем на лошадке (Прослеживание глазами за предметом.)
Вправо – влево. (Вправо - влево.)
Вверх – вниз. (Вверх – вниз.)
8. Упражнение «Солнышко»
Задачи: снять физическое, психическое и зрительное напряжение
На улице, закрыв глаза, встаньте лицом к солнцу, поворачивайте
голову то в одну, то в другую сторону: «Глазки солнцу покажу.
«Здравствуй! - солнышку скажу».
9. Упражнение «Моргание»
Задачи: активизировать глазодвигательные функции.
Показать ребёнку бабочку и предложить поморгать как «бабочка
крыльями машет».
10. Глазодвигательные тренинги
Задачи: формировать рациональные способы зрительного восприятия.
Перемещать взгляд на предметы, игрушки, подвешенные в разных
местах комнаты.
11. Упражнение «Прищепочки»
Задачи: снизить нагрузку на глаза.
Большими и указательными пальцами обеих рук сдавливаем кожу
между бровей от переносицы к вискам.
12. Упражнение «Самолет»
Задачи: снять зрительное утомление.
Пролетает самолет (смотреть вверх на одну руку, которая
покачивается; то же другой рукой)
С ним собрался я в полет.
Я мотор завожу (сжать кулак и водить им по кругу перед собой; кулак
другой руки водить в противоположную сторону)
И внимательно гляжу (смотреть на кулак)
Поднимаюсь ввысь, лечу (руки вверх и смотреть на них,
Возвращаться не хочу (медленно опуская руки, следить за глазами).
13. Упражнение «Ловим мыльные пузыри»
Задачи: развитие зрительно – моторной координации
14. Упражнения «Воздушный шарик»
Задачи: развитие зрительной координации.
Перебрасывание с малышом воздушного шарика. При этом
можно повторять считалочку, напевать песенку или слушать музыку.
Можно уменьшать или увеличивать размер шара.
15. Игра «Бегающий зайчик»
Задачи: укрепление мышечной системы глаз.
Ход: предложите ребенку, сидя на стульчике следить взглядом за
черно – белым зайчиком, нарисованным на листе бумаги на расстоянии
15 см от него. Медленно перемещайте его из стороны в сторону, вверх,
вниз, по кругу, приближайте, удаляйте
16. Игра «Сидим и бросаем»
Задачи: развитие пространственного восприятия, зрительной
ориентации
Ход: положите корзинку набок, посадите ребенка с мячом на
расстоянии 1 м. и предложите, закинуть мяч в корзинку. Повторить
несколько раз.
17. Упражнение «Зоопарк»
Задачи: способствовать увеличению остроты зрения.
Ход: Разыщите на картинке всех собачек (кошечек, слонов, ежей,
зайчиков, улиток).
Ребенок осуществляет поиск, двигаясь взглядом
(сверху – вниз, снизу – вверх).
18. Упражнение «Солнечный зайчик»
Задачи: улучшить кровоснабжение глаз.
Ход: взгляд фокусируется на светящемся предмете
(луна, звезды, свеча, лампа) или «солнечном зайчике».
Находящемся на маленьком расстоянии от глаз.
19. «Новогодняя ёлка»
Задачи: оказать оздоравливающее воздействие на орган зрения.
Ход: Предложить детям понаблюдать за мелькающими цветными
огоньками, но не в полной темноте.
20. «Аквариумные рыбки»
Задачи: стимулировать кровообращение органа зрения
Ход: предложить понаблюдать за аквариумными рыбками,
блестящей чешуей.
21. «Кискины глазки»
Задачи: укрепить глазную мышечную систему
Ход: выпучивание глаз, зажмуривание, широко открывать глаза,
посмотреть вверх, вниз, в сторону.
22. «День - ночь»
Задачи: улучшать кровообращение и способствовать предупреждению
нарушений зрения
Ход: ребенок входит в темную комнату (с взрослым, а выходит в
освещенную комнату.
23. «Спи глазок, спи другой»
Задачи: активизировать глазодвигательные функции.
Ход: поочередно ладошками закрываем то один глаз, то другой.
24. «Прятки»
Задачи: разнообразить движения глаз.
Ход: прикрываем и открываем ладошками лицо, приговаривая
«спрятались - нашлись»